Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное развитие и социальный прогресс




 

Если понятие "социальное изменение" фиксирует факт перемены в социальной сфере общества безотносительно к ее направленности, то "социальное развитие" не только фиксирует сам факт социальной перемены, но и содержит определенную оценку изменения (совершенствование, улучшение, усложнение).

Обычно социальное развитие как реальный процесс характеризуют тремя взаимосвязанными чертами – необратимостью, направленностью и закономерностью.

Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен. Направленность – ту линию или линии, по которым совершается накопление. Закономерность – процесс накопления, не случайный, а обусловленный.

Результатом социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, что может выражаться в повышении (или понижении) уровня его организации, изменении места в общественной эволюции.

В социологической литературе дискутируется вопрос и о социальном прогрессе. Наличие крайних позиций и острые дискуссии, споры вокруг применимости понятия "социальный прогресс" к социальным изменениям в значительной степени обусловлены тем, что само это понятие несет в себе ценностный смысл, оценочное утверждение. Определимся с понятием " социальный прогресс ". Обычно под социальным прогрессом понимается совершенствование социального устройства общества и культурной жизни человека. Оно предполагает такую направленность социального и всего общественного развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным.

Но гораздо важнее и труднее не впасть в эйфорию такого понимания. Дело в том, что чрезвычайно трудно перевести такое общетеоретическое понимание социального прогресса на язык социологии, имеющей дело с конкретными социальными явлениями.

При рассмотрении этого вопроса, видимо, нужно прежде всего выделить некоторые сферы социальной жизни, относительно которых можно прямо сказать о неприменимости понятия "социальный прогресс", хотя они и подвержены значительной эволюции: область искусства как социального института, религия, фундаментальные философские системы. Вместе с тем необходимо выделить и такие сферы жизнедеятельности общества, социальные институты, историческое развитие которых совершенно ясно может быть квалифицировано как прогресс: наука, техника, технология.

Социология должна видеть все разнообразие типов социального развития. Прогресс является не единственным типом развития. Существует и другой – социальный регресс, по своей направленности противоположный прогрессу. Это развитие от высшего к низшему, от сложного к простому, деградация, понижение уровня организации, ослабление и затухание функций, застой. Наряду с этими типами развития существуют и так называемые тупиковые линии развития, приводящие к гибели тех или иных социокультурных форм, структур, цивилизаций. Это послужило основанием для появления теорий "исторического круговорота", "замкнутого круга" (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

То есть можно констатировать, что многие социальные изменения носят весьма противоречивый характер.

По вопросу критериев социального прогресса можно сказать, что между представителями разных социологических школ и направлений ведутся длительные дискуссии. Наиболее предпочтительны позиции тех авторов, которые стремятся придать критериям социального прогресса гуманистический смысл. Дело в том, что недостаточно говорить о социальных изменениях, в том числе и о социальном развитии только как об объективно совершающихся прогрессах, "процессах в себе". Не менее важны и другие их стороны – обращенность к человеку, группам, обществу в целом.

 

 

Ряд социологов в качестве критериев социального прогресса предлагают следующие:

• усложнение социальной организации общества (Г. Спенсер);

• изменения в системе социальных связей и типе регуляции общественных отношений (Э.Теннис);

• изменения в характере производства и потребления (У. Ростоу, Д. Белл);

• степень овладения обществом, стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения людей из–под гнёта стихийных сил общественного развития (К. Маркс).

В целом в любом обществе для оценки социальных изменений, социального развития, квалификации их в качестве прогресса или регресса вырабатывается система социальных показателей, которая служит основой, определяющей “фон” развития общественных отношений.

Наряду с рассмотренными выше понятиями “социальное изменение”, “социальное развитие”, “социальный прогресс” в социологии рассматривается понятие “ социальное движение ”, направленное на изменение личности и изменение социальных структур.

Социальное движение – это неинституционализированная деятельность свободных коллективных образований, направленная на содействие или препятствие социальным изменениям. Основными компонентами социальных движений являются: коллективность действий, согласие относительно общих целей действий, диффузиозность коллективности и низкий уровень ее организации, стихийный характер деятельности.

В зависимости от целей, движения подразделяются на: движения, ориентированные на изменения личности, стремящиеся к религиозному спасению или ее совершенствованию; движения, ориентированные на изменения социальной структуры, приводящие к изменению личности (социополитические, социокультурные).

В соответствии с другим критерием – вектором изменений
– движения подразделяются на новаторские, аболиционистские (за отмену или запрещение чего–либо) и альтернативные.

В зависимости от стратегии деятельности выделяют инструментальные и экспрессивные движения.

Американский социолог Г. Блюмер разделяет общественные движения на общие, специфические и экспрессивные.

Общие – направлены на трансформацию социальных норм и ценностей (женское, рабочее, молодежное). Специфические – ориентированы на вполне конкретную цель и поэтому более динамичны (реформаторские и революционные). Экспрессивные – не ориентированы на серьезные социальные преобразования (религиозные движения, мода).

Механизм возникновения социальных движений объясняет теория относительной депривации. Один из возможных подходов к анализу относительной депривации разработан в 60–х годах в исследовании английского социолога У. Рансимена "Относительная лишенность и социальная справедливость" [11]. Субъективная неудовлетворенность – результат сравнения собственного положения с образцовой ситуацией. Обычно за образец принимается ситуация референтной группы.

В развитии общественного движения можно выделить четыре стадии: формирование (возникновение структурного напряжения); мобилизация (цели и средства достижения, мобилизация членов движения); формализация движения (организация и распределение ролей, появление лидеров, активных сторонников, рядовых членов, временных попутчиков, складываются взаимодействия между ними). На этой стадии формируются нормы, регулирующие поведение участников социального движения. Завершающая фаза предполагает либо достижение движением своих целей, либо поражение в результате разочарования в нем участников или подавления властями.

Социолог У. Гэмсон предполагает возможные альтернативные завершения социальных движений:

- если движение имело жесткую организованную структуру, формулировало конкретные цели, успешно мобилизовало имеющиеся ресурсы, то такое движение признавалось властями и оппонентами, достигало своих целей (в период острых социально–политических кризисов);

- если движение имело формализованную организационную структуру и приобретало массовый характер, оно признавалось, хотя его цели достигались не полностью;

- если для движения характерны формальная организованная структура и малочисленность, цели могут быть достигнуты, но не признаны другими социальными субъектами;

- если организация движения слаба, малочисленна, цели неясны, непопулярны, лидер лишен доверия, официальные институты не поддерживают движение, то оно обречено на поражение.

 

Заключение

 

Итак, мы представили в данной лекции систему социологических категорий в статике, определив их сущность, место в социальной системе “общество”, а затем в динамике, представив классификацию различных видов изменений в социальных системах; условия, способствующие или препятствующие развитию изменений в социальных системах.

Большинство современных социологов выступают против абсолютизации какого–либо единственного или доминирующего фактора, вызывающего социальные изменения. При этом необходимо подчеркнуть, что прогрессивно–поступательный тип изменений – это направленный процесс, в котором ни одно из состояний системы не повторяется ни на какой другой предыдущей стадии, а на более поздней выходит и на более высокий уровень в какой–либо сфере.

 

Литература

3. Вебер М. Основные социологические понятия / Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

5. Дубовский С. Прогнозирование катастроф: на примере циклов Н.Кондратьева // Общественные науки и современность. – 1993. – №5.

6. Конт О. Дух позитивной философии. – СПб., 1910.

7. Камайер К., Ритцер Р., Нетман Н. Социология. – Бостон, 1992.

8. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. – М., 1989.

9. Левада Ю.А. Лекции по социологии. В 2ч. – М., 1970.

10. Невирко Д.Д., Шарыпова В. А., Шинкевич В. Е. Социология. Курс лекций. – Красноярск, – 2001.

11. Осипов Г.В. Социология. – М., 1990.

12. Пригожин А.И. Социология организаций. – М., 1980.

13. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985.

14. Рансимен У. Относительная лишенность и социальная справедливость. – М., 1962.

15. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

16. Спенсер Г. Основные начала. – СПб., 1899.

17. Смелзер Н. Социология // Социологические исследования. – 1990–1991.

18. Фролов С.С. Социология. – М., 1997.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.