Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Зрелая любовь

Зрелая любовь – связь, предполагающая сохранение целостности личности, его индивидуальности. Любовь – действенная сила, объединяет человека с другими, помогает человеку преодолеть чувство одиночества, отчужденности, позволяет человеку оставаться самим собой. Два существа составляют одно целое, и все же остаются двумя самостоятельными существами – парадокс. Любовь – это деятельность, активность, большой труд, а не пассивный эффект.

Любовь – пребывание «в некотором состоянии». Любить – значит прежде всего давать, а не получать.

Человек с «рыночной» психологией охотно отдает, но в обмен непременно хочет что-то получить. На самом жеделе давать – это наивысшее проявление могущества. Когда я отдаю, я ощущаю свою власть, свое богатство, я радуюсь. Отдавая, я ощущаю, что живу.

В справедливости этого принципа можно убедиться на сфере половых отношений: Мужчина отдает женщине себя, свое семя (если не импотент). Для женщины данный акт сложнее: получая, она отдает (если не фригидна). Затем акт «отдавания» повторяется в ней не в любовной, а в материнской ипостаси: (зародышу; младенцу свое молоко и тепло своего тела).

В материнской сфере «отдавать – значит «быть богатым». Не тот богат, кто много имеет, а тот, кто много дает, кто способен отдавать. Но самое важное – отдавать не материальные, а специфические человеческие ценности: радость, интерес, мысли, знания, настроения, печаль…

Отдавая, человек обогащает другого и себя. О любви: если ваша любовь безответна, если ваша любовь не порождает любовь, любя – вы нелюбимы, - значит ваша любовь немощна, значит она не удалась!

Способность любить, отдавая, зависит от особенностей развития личности. Любить всегда значит отдавать, заботиться, уважать нести ответственность. Любовь и труд неразделимы. Любишь то, над чем трудишься, и трудишься над тем, что любишь.

Уважение – составляющая любви. Уважать – быть внимательным, это способность видеть другого человека таким, каков он есть, осознавать его индивидуальность. Уважение существует только на основе свободы.

Фундаментальная потребность слиться с другим человеком, чтобы вырваться из плена отчуждения, связана с желанием познать «тайну человека», постичь тайну человеческой души.

Ученые выделяют два пути познания тайны человека: тайны жизни:

1. Жестокость ( ребенок ломает игрушку, отрывает крылья у бабочки);

2. Любовь (только любя, отдавая себя другому и проникая в него, я нахожу себя, я открываю себя, я открываю нас обоих, я открываю человека.) Любовь – действие, способ познания! Условием процесса познания любви является интеллектуальное знание.

Итак, забота и ответственность, уважение и знание взаимосвязаны.

Кроме всеобщей потребности соединения возникает и потребность, более специфическая, биологическая потребность, стремление к соединению мужского и женского полюсов. Физиологически в организме мужчины и женщины присутствуют гармоны противоположного пола, они двуполы. Материя и дух! Психологически несут в себе начала получения и проникновения, Мужчина и женщина обретают единство внутри себя только в соединении с противоположным полом. Эта противоположность лежит в основе любого созидания. Эта же противоположность мужского и женского служит основой созидания человека.

В биологическом плане: в результате слияния спермы и яйцеклетки зарождается новая жизнь. В психологическом – в любви мужчина и женщина возрождаются. При гомосексуальном извращении такого единства противоположностей достичь невозможно, поэтому гомосексуалист страдает от непреодолимого, мучительного одиночества (так же страдает и нормальный человек, не способный любить).

Такая же противоположность мужского и женского начала существует в природе: в животном и растительном мире, противоположность двух основных функций получения и проникновения. Это противоположность земли и дождя, реки и океана, ночи и дня, тьмы и света, материи и духа.

В реальной действительности эротическое влечение проявляется не только в виде сексуального влечения (Фрейд преувеличивал его). Существуют еще мужские и женские черты в характере человека. Если мужские качества в характере мужчины слабо выражены (психически он остался ребенком), то он восполняет этот недостаток, придавая особое значение своей мужской роли в половых отношениях (Дон Жуан).

При самых тяжелых формах недостаточности мужских качеств характера главным и извращенным – их заменителем становится садизм (стремление к насилию). Ослабленная или извращенная чувственность у женщины превращается в мазохизм, стремление к зависимости.

3. Фрейд в теории «Либидо» рассматривает секс только на уровне физиологическом (химическая реакция, разрядка, утоление голода), а надо было секс рассмотреть глубже, на биотехнологическом и социально-культурном уровнях (теория трехмерности понятия «секс»). У Фрейда рассмотрена одна ступень понятия «Любовь».

 

1 Любовь между родителями и детьми

 

После рождения ребенок немного отличается от того, чем он был перед рождением: не осознает себя, не осознает мир как внешний по отношению к себе. Он только испытывает приятные ощущения тепла и пищи – от матери. Мать – есть состояние удовлетворенности и безопасности.

Постепенно ребенок начинает воспринимать жажду, грудь, мать как различные существа. Учиться называть предметы, обращаться с ними: огонь, бумага, дерево. Обращаться с людьми. Заплачет – мать возьмет на руки; сходит на горшок – похвалит. Все эти переживания кристаллизуются в его сознании: «Меня любят, за то что я есть».

До 8-10 лет для большинства детей проблема заключается в том, чтобы их любили. Затем ребенок начинает чувствовать, что он порождает любовь своими действиями. Давать приятнее, чем получать, любить важнее, чем быть любимым. Любя, он освобождается от одиночества, изоляции, испытывает чувство участия, единства, соединения.

Детская любовь следует принципу: «Я люблю, потому что меня любят». В основе зрелой любви лежит принцип: «Меня любят, потому что я люблю». Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что ты мне нужен». Зрелая любовь говорит: «Ты мне нужен, потому что я тебя люблю».

С развитием способности любить связано развитие объекта любви. Все большую важность приобретают отношения с отцом. Материнская любовь безусловна по своей природе, мы всегда страстно желаем материнской любви – и в детстве, и став взрослым. Отношения же с отцом другие. Мать для нас – дом родной, природа, земля, океан. Отец – другой полюс человеческого существования: мир мысли, мир вещей, сделанных своими руками, мир закона и порядка, дисциплины, мир путешествий и приключений. И именно отец обучает ребенка, указывает ему путь в этот мир. Любовь отца – это любовь на определенных условиях. Ее принцип: «Я люблю тебя, потому что ты исполняешь свой долг, потому что ты оправдываешь мои надежды, потому что ты похож на меня».

В обусловленной отцовской и безусловной материнской любви можно найти и положительные, и отрицательные стороны. Функции матери – обеспечить ребенку безопасность в жизни; функции отца – учить, направлять его в решении задач, которые ставит перед ним общество, обеспечить уверенность в своих силах. Мало-помалу зрелый человек приходит к такому состоянию, когда он сам становится для себя и отцом, и матерью. Он как бы совмещает в себе материнское и отцовское сознание.

Человек создает в себе материнское сознание из своей способности любить и отцовское сознание – из своего разума и нравственного чувства. Соединение этих сознаний образуют основу духовного здоровья, зрелости человека. Отклонение от нормального пути этого развития составляет основную причину неврозов, потому что одно из начал- отцовское или материнское- остается неразвитым.

 

3 Объекты любви

Любовь- это установка, ориентация характера личности, определяющая отношение его к миру в целом, а не к одному лишь «объекту» любви. Однако большинство людей полагает, что любовь определяется объектом, а не способностью любить. Человек любит одного и думает – это сильная любовь. Это эготизм, заблуждение. Люди не понимают, что любовь – есть деятельность, душевная сила. Если я в самом деле люблю одного человека, то я люблю всех людей, я люблю весь мир, я люблю жизнь! «В тебе я люблю всех, в тебе я люблю и себя самого»!

Братская любовь: это чувство ответственности, забота, уважение, знание другого человека, желание помочь ему в жизни. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»!

В основе братской любви лежит переживание того, что мы все – одно целое, разница лишь в талантах, умственных способностях. По человеческой сути же люди одинаковы. Если человека знаю поверхностно, то вижу то, что нас различает; если же проникаю в его сущность, то ощущаю нашу общность, братство! Главное - не что сказал (я тебя люблю), а как (с душой, с чувством, искренне). Любовь к слабому, к бедняку и чужестранцу есть начало братской любви.

Материнская любовь.

Выше мы говорили о ней (это безусловное утверждение жизни ребенка, его потребностей). Но утверждение жизни ребенка имеет две стороны: 1. Забота и ответственность, 2. Привитие ребенку любви к жизни; жить – это прекрасно! Он есть на этой земле- это чудесно!(И увидел Бог, что это хорошо: о сотворения мира). В библии земля (мать), «истекающая млеком и медом». Это две стороны и есть! Мать должна быть не только хорошей матерью, но и счастливым человеком, а этого мало кто достигает. Любовь матери так же заразительна, как и ее тревога!

Отношение матери и ребенка по своей природе- отношение неравенства (в отличие от братской и эротической). Материнская любовь, полная альтруизма и не знающая эгоизма – самый возвышенный род любви! Узы ее – самые священные! Однако истинным достижением материнской любви представляется не любовь матери к младенцу, а любовь ее к подрастающему ребенку! Любовь к младенцу- комплекс инстинктов. Имеются еще и психологические факторы, формирующие этот тип материнской любви (безрассудная страсть, власть, обладание). Все же эти мотивы уступают важности и всеобщности еще одному мотиву- потребности преодоления!

Человек не удовлетворен ролью сотворенного, не может смириться с ролью «игральной кости». Ему самому нужно почувствовать себя творцом! Много способов удовлетворить эту потребность. Самый простой и естественный – материнская любовь! А вот мужчина, не способный вынашивать, рожать ребенка, создает мысли и вещи (творит).

Материнская любовь по своей сути есть забота о том, чтобы ребенок рос, а потому мать должна желать отделения ребенка. Эротическая любовь: двое, существующие отдельно, становятся одним целом. Материнская: двое, бывшие одним целым, отделяются друг от друга. Мать должна не только вытерпеть это, но и сама этого хотеть и способствовать этому. И только самостоятельная женщина, любящая по – настоящему, женщина, которая больше радуется отдавая, чем получая, может быть любящей матерью и тогда, когда ребенок оделяется от нее. Это трудно! Она (женщина) умеет любить, если она способна любить своего мужа, других детей, чужих людей, всякое человеческое существо. А себя?!

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 10 Социология любви | Эротическая любовь
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.