Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок согласования перечней

Правилами установлена четко регламентированная процедура согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, ее субъек­тов РФ и муниципальных образований возникает право собственности. В соот­ветствии с п. 13 Правил подготовленные перечни земельных участков Росиму­щество России направляет для согласования в органы государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образо­ваний, на территории которых расположены земельные участки.

В актах субъектов РФ должны быть определены органы, уполномоченные вы­ступать от их имени в процессе согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований
возникает право собственности. Также полномочия указанных органов высту­пать от имени субъекта РФ могут быть установлены в положениях об этих органах. Полномочия органов местного самоуправления выступать от их имени в процессе согласования перечней земельных участков также должны быть опре­делены соответствующими актами органов местного самоуправления.

Пунктом 14 Правил установлено, что органы государственной власти субъек­тов РФ и местного самоуправления рассматривают полученные перечни земель­ных участков и в двухмесячный срок принимают решение о согласовании переч­ней земельных участков или об отказе в согласовании перечня либо отдельных земельных участков в нем. В случае отказа в согласовании указанные органы на­правляют список оспариваемых земельных участков в Минимущество России. В соответствии с п. 15 Правил земельные участки включают в перечень оспаривае­мых земельных участков только в случае несоответствия сведений о них указан­ным в приложениях № 1 и (или) № 2 к Правилам. К перечню оспариваемых зе­мельных участков прилагают удостоверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке документы, на основании которых оспаривают земельные участки. В п. 16 Правил установлено, что если по истечении двухме­сячного срока органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления решение о согласовании направленного перечня земельных участков не принято, или перечень оспариваемых земельных участ­ков не представлен либо он не отвечает установленным требованиям, то этот пе­речень считают согласованными.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О разграничении государствен­ной собственности на землю» споры между Российской Федерацией, ее субъек­тами и муниципальными образованиями о разграничении государственной соб­ственности на землю должны быть урегулированы заинтересованными сторона­ми с использованием согласительных процедур. В случае, если согласованное решение не принято, такие споры рассматривают в суде. В соответствии с дан­ной нормой указанного закона п. 18 Правил регламентирует порядок проведе­ния согласительных процедур, которым предусмотрено создание Минимуществом России согласительных комиссий. В состав этих комиссий входят уполномочен­ные представители Минимущества России, заинтересованных органов государ­ственной власти Российской Федерации, ее субъектов и местного самоуправле­ния. Согласительные комиссии рассматривают разногласия в течение месяца со дня образования. По результатам работы согласительная комиссия принимает решение о включении земельного участка в согласованный сторонами перечень или о передаче дела в суд.

В соответствии с п. 17 Правил Минимущество России в течение трех месяцев со дня получения согласованных перечней земельных участков разрабатывает перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований возникает право собственности, для их утверж­дения Правительством РФ. Кроме того, Минимущество России готовит для ут­верждения Правительством перечни земельных участков, считающиеся согласо­ванными, а также перечни участков с учетом предложений согласительных ко­миссий.

Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» установлены правовые основы и порядок разграничения государствен­ной собственности на землю. В соответствии со ст. б, разграничение государствен­ной собственности на зежю осуществляют в следующем порядке:

•специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти на основе указанных в ст. 3, 4, 5 положений готовит перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Феде­рации, ее субъектов и муниципальных образований возникает право собствен­ности. Подготовку7 указанных перечней и их согласование с органами госу­дарственной власти субъектов РФ и местного самоуправления проводят в по­рядке, установленном Правительством РФ;

•подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъек­тов РФ и местного самоуправления перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований воз­никает право собственности, утверждает Правительство РФ;

• сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образо­ваний возникает право собственности, вносят в документы Государственного
земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Феде­рации.

В ст. 2 установлено, что право собственности на земельные участки у Российс­кой Федерации, ее субъектов и муниципальных образований возникает с момен­та его государственной регистрации. Основанием для этого являются акты Пра­вительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у Рос­сийской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

В настоящее время в нашей стране более 94 % всех земель находится в государ­ственной «неразграниченной» собственности, но в то же время право управле­ния и распоряжения ими по законодательству принадлежит органам местного самоуправления. Поэтому необходимо в ближайшее время разграничить земель­ную собственность натри уровня - федеральный, субъектов Федерации и муни­ципальных образований. Для этого, во-первых, следует сформировать массив фе­деральных земель из более чем 200 тыс. земельных участков, провести оформле­ние прав на них и провести ревизию с позиций наиболее эффективного исполь­зования. Во-вторых, нужно переоформить права на землю около 10 тыс. государ­ственных унитарных предприятий, примерно 38 тыс. государственных учрежде­ний и порядка 5 тыс. земельных участков, расположенных под объектами орга­нов власти Российской федерации и ее субъектов. В-третьих, необходимо офор­мить правоотношения на около 67 тыс. земельных участков юридических лиц, которые ранее приватизировали федеральную собственность, путем перевода этих участков с права постоянного бессрочного пользования на аренду либо передачи их в собственность посредством продажи.

Правовые основы и порядок разграничения государственной собственности на землю установлены Федеральным законом «О разграничении государствен­ной собственности на землю» и принятым в соответствии с ним постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил подготовки и согласования переч­ней земельных участков, на которые у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований возникает право собственности». Однако, предус­мотренные в этих документах правила крайне усложнены и допускают возмож­ность затягивания процесса разграничения государственной собственности на землю в согласительных и судебных процедурах, что вызывает длительные сроки ее завершения. Подготовка одного перечня земельных участков даже при отсут­ствии разногласий их принадлежности и при наличии всех необходимых доку­ментов в среднем занимает 7-9 месяцев.

Необходимость завершения работ по разграничению государственной соб­ственности на землю до 2008 года требует упрощения процедур и сокращения сроков их проведения от начала формирования сведений о земельном участке до государственной регистрации права соответствующей публичной собственности на него. Для этого следует установить, что право собственности Российской Фе­дерации, ее субъектов и муниципальных образований на земельные участки будет возникать на основании специально принятого федерального закона, что со­гласуется с Гражданским кодексом РФ. При этом регистрацию права соответ­ствующей публичной собственности на земельные участки будут проводить в ус­тановленных законом случаях по заявлениям уполномоченных исполнительных органов государственной власти или местного самоуправления, либо физичес­ких или юридических лиц, действующих на основании выданных указанными органами доверенностей.

С принятием такого закона все земельные участки на территории Российской Федерации будут отнесены к той или иной публичной собственности и отпадут препятствующие обороту земельных активов неопределенность и дублирование полномочий государственных и муниципальных органов по управлению и рас­поряжению неразграниченными землями, а также необходимость определения компетенции органов государственной власти и местного самоуправления по распоряжению земельными участками до разграничения государственной соб­ственности на землю.

Включение в соответствующую собственность земельных участков, находя­щихся в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований под объектами недвижимости, обеспечивает целостность управле­ния и распоряжения ими, возможность их приватизации как единых объектов недвижимости. Особое значение имеет условие включения в соответствующую собственность неприватизированных земельных участков под приватизирован­ными объектами недвижимости. Применительно к федеральной собственности к ним относятся, как правило, земельные участки под крупными предприятия­ми. С одной стороны, это позволит завершить приватизационный процесс и со­здать условия для повышения инвестиционной привлекательности их активов. С другой стороны, даже при относительно невысоких, доступных для инвесторов ценах продажи этих земельных участков, масштабность данного процесса позво­лит привлечь в консолидированный бюджет Российской Федерации значитель­ные дополнительные доходы.

Следует подготовить и законодательно оформить перечень видов недвижимо­го имущества, сохранение которого в государственной и муниципальной соб­ственности необходимо для реализации Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями возложенных на них Конституцией РФ и федеральными законами полномочий. Указанное имущество должно быть зак­реплено на праве оперативного управления (здания, сооружения) и праве по­стоянного (бессрочного) пользования (земельные участки) за казенными пред­приятиями и учреждениями. Оно не может быть отчуждено в результате прива­тизации, исполнительного производства или по иным основаниям. Передача такого имущества в аренду либо иное его коммерческое использование должно быть запрещено.

Недвижимое имущество, не предназначенное для реализации государством или муниципальными образованиями своих функций (коммерческая недвижимость),

должно быть приватизировано. Управление таким имуществом в период до его приватизации должно быть ориентировано на максимальное извлечение прибы­ли. Необходимо экономически стимулировать приватизацию объектов недвижи­мости вместе с земельными участками, на которых они расположены. Коммер­ческую недвижимость следует передавать в аренду исключительно на аукционах (конкурсах), а в безвозмездное пользование — лишь в случаях, установленных федеральным законом.

Государство как собственник должно иметь в своем распоряжении только зем­ли, обеспечивающие его стратегические нужды, а также земли, которые не пред­ставляют интерес для муниципальных образований и частного сектора. Такой подход позволит передать юридическим и физическим лицам подавляющее боль­шинство объектов недвижимости и на основе использования рыночных меха­низмов обеспечить их эффективное использование. Разгосударствление земель­ной собственности направлено на увеличение предложения недвижимости, со­здание новых и более эффективное использование действующих объектов благо­даря их гражданскому обороту, что будет способствовать развитию производства товаров и услуг, снижению цен, решению жилищной проблемы.

Проводимое в нашей стране активное разгосударствление земли включает два основных элемента - передачу собственности на участки под строениями их вла­дельцам и приватизацию земельных участков и расположенной на них недвижи­мости как единых объектов. Единый объект недвижимости на основе прав на зе­мельный участок может быть создан путем, во-первых, передачи земельных уча­стков под зданиями, сооружениями и предприятиями в собственность лиц, ко­торым эти объекты принадлежат, и, во-вторых, законодательного оформления правовой концепции единого объекта недвижимости через определение земель­ного участка как базового элемента недвижимости, а любых его строительных изменений - как улучшений земельного участка.

Составные части единого объекта недвижимости могут принадлежать разным владельцам и использоваться различными пользователями. В этом случае граж­данский оборот частей объекта недвижимости и прав не него должен происхо­дить вместе с соответствующей долей в праве на земельный участок и общее (до­левое) имущества объекта. При приватизации недвижимости как единого объек­та следует передать его новому собственнику за реальную рыночную цену, зафик­сировать права, обязанности и ответственность будущего собственника за содер­жание объекта, уплату им налога на недвижимость.

Приоритетным с точки зрения реформирования земельных отношений явля­ется определение доступных и «прозрачных» для инвесторов правил предостав­ления земельных участков из государственной и муниципальной собственности, а также прекращения прав на землю, в том числе при ее неэффективном исполь­зовании и изъятии для государственных и муниципальных нужд.

Отдельным направлением приобретения земельных участков гражданами и юридическими лицами является передача на конкурсной основе государственных и муниципальных земельных участков под застройку в собственность либо в аренду путем установления на федеральном уровне порядка такой передачи. При этом сохраняется правовое единство объекта недвижимости: возводимые соб­ственником земельного участка строения и производимые им улучшения счита­ются его собственностью; строения и все улучшения на арендуемом участке -находящимися в аренде на тех же условиях, что и арендуемый участок, если иное не установлено договором с собственником земельного участка. Если есть аль­тернатива приватизации или аренды государственного и муниципального иму­щества, то решение должно быть принято исходя из оценки их эффективности на основе экономических, социальных и экологических факторов.

В соответствии с Федеральными законами «О введении в действии Земельного кодекса РФ» и «О приватизации государственного и муниципального имущества», цены за земельные участки, выкупаемые собственниками расположенной на них недвижимости, устанавливают субъекты Федерации в размере, кратном ставкам земельного налога в поселениях с различной численностью жителей. Это суще­ственно осложняет определение цены выкупа земельных участков, так как еже­годная индексация ставок может привести к ситуации, когда цены выкупа зе­мельных участков превысят их рыночную стоимость.

Споры между Российской Федерацией, субъектами РФ, муници­пальными образованиями о разграничении государственной собствен­ности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур.

В случае недостижения согласованного решения споры о разграниче­нии государственной собственности на землю рассматриваются в суде,

Настоящий Федеральный закон крайне важен для реализации пол­номочий, отнесенных Конституцией РФ, иными законами и норматив­ными правовыми актами к ведению Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в целях осуществления в Россий­ской Федерации единой, направленной на укрепление федеральной власти земельной политики по разграничению не находящихся в част­ной собственности земель.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Порядок подготовки перечней | Формирование системы управления муниципальной недвижимостью
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.