КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика земельно-имущественной политики в городах России
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГОРОДАХ РОССИИ Современный этап развития земельно-имущественных отношений характеризуется тем, что они лежат в социально-экономико-политической категории отношений, порожденной конгломератом уникальности земли как объекта социально-политического и территориально-природного характера, а также тройного ее состояния — как природного фактора, орудия труда, товара. Это порождает особые взгляды на эксплуатацию земли: ♦ использование земли как технологического ресурса в производстве; ♦ использование земли как товара в социально-экономических отношениях; ♦ использование земли как территориально-природного ресурса (пространственно-природно-климатический и природно-ресурсно-энергетический потенциал) в хозяйственно-производственной деятельности человека. Необходимо рассмотреть подробнее данные взгляды на землю с учетом социальных, экономических и политических позиций существования человека и его хозяйственно-экономической деятельности. 1. Использование земли как технологического ресурса в производстве подразумевает эксплуатацию народнохозяйственных параметров земельного фонда: природно-экономические характеристики и пропорции ее распределения в хозяйственном использования; интенсивность ее эксплуатации и ириродно-хозяйственные характеристики. Здесь наблюдаются соединение интересов общественного и частного в вопросе обеспечения эффективной функционально-хозяйственной системы земельного фонда и урегулирование возникающих противоречивых механизмов рыночного регулирования на основе того, что данный ресурс невозможно физически уничтожить или перенести в другое место, а также невозможно его трансформировать (переработать) в другую продукцию, как и амортизировать без остатка. 2. Использование земли как товара в социально-экономических отношениях подразумевает эксплуатацию определенных параметров земельных ресурсов, имеющих определенный спрос на рынке недвижимости. Фактически рассматривается баланс величин у различных групп собственников (административных органов, коммерческих структур, физических лиц). Здесь существуют разные приоритеты использования земельных ресурсов: одни заботятся об оптимальном использовании ресурса и его охране; другие — о получении максимальной выгоды от эксплуатации; третьи — о сохранении имущественных прав на землю и увеличении рыночной стоимости земли. Это обоснованно тем, что земля, приобретая рыночную стоимость, становится движущей силой экономики и универсальным производственным фактором, основополагающим объектом системы имущественных отношений в стране. Использование земли как территориально-природного ресурса (пространственно-природно-климатический и природно-ресурсно-энергитический потенциал) в хозяйственно-производственной деятельности человека и существовании этноса. Здесь рассматриваются общественные интересы, которые ориентированы на использование земельных ресурсов для выживания расположенного здесь этноса (нации) и использования полезных ресурсов (если в 1900 г. на неблагоприятных для проживания землях жило 0,2 % людей планеты, а неблагоприятные для проживания земли по экологии занимали всего 0,05 % территории суши, то в 2000 г. на неблагоприятных для проживания землях жило уже 27,3 % людей планеты и неблагоприятные для проживания земли по экологии достигли 5,85 % территории суши). Вследствие этого развиваются миграционные процессы и локальные, региональные конфликты (войны). Проведем более подробный анализ данных общественных интересов с точки зрения рационального управления земельными ресурсами. В первом случае землепользователей интересует непосредственно хозяйственное освоение ресурса с условием накопления существующих положительных свойств земли (предмета и средства труда или инженерного базиса производства), объединяются интересы общества и землевладельцев в долгосрочной эксплуатации земли. Однако здесь необходим долгосрочный общественный (государственный) контроль за использованием земель с целью сохранения эффективного состояния землепользования на протяжении всего времени его существования. Вследствие этого частные землепользователи (частные собственники земельных участков) должны соблюдать общественные интересы в вопросах сохранения свойств земли (почвы) и инженерного обустройства города. Во втором случае землепользователи являются непосредственными эксплуататорами полезных свойств земельных ресурсов. Отсюда следует вовлечение в товарное производство полезных свойств земли и инженерного обустройства города (территории) и получение всех видов ренты (ренты I и II типа, мопольной, квазиренты). Здесь уже работают экономические механизмы, отвечающие за сохранение и приумножение товарных свойств земельной собственности Это достигается путем функционирования механизма государственного управления рынком недвижимости с соблюдением интересов государственных и частных землепользователей, а также с сохранением достаточного противоречия в оценке стоимости земли для залога и налогообложения. В третьем случае землепользователи сформировались в XX в., и их действия в основном направлены на разрешение претензий отдельных групп национальных меньшинств по поводу некоторых территорий, имеющих, по их мнению, благоприятные для проживания природно-климатические и природно-энергетические характеристики. Все это ведет к конфронтации интересов общества и отдельных групп землепользователей, к возникновению общемировой конфронтации интересов, переделу существующих границ и возникновению затяжных локальных конфликтов. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о значимости земельно-имущественных отношений как социально-политико-экономической категории, позволяющей получить представление о значимости земельных ресурсов в организации всех сфер воспроизводственных процессов. Согласно экономической теории и теории расширенного воспроизводства содержание земли являются к затратным при производстве средств жизнеобеспечения и других ресурсов, корректируя все виды издержек производства. Расширенное воспроизводство и система экономических отношений порождают различные виды земельной ренты, которая изымается через систему платности землепользования, что позволяет перевести землю в фактор распределения производства (здесь будут учитываться природно-территориальные и инженерно-геологические характеристики земельного участка, влияющие на характер производства и количество продукции). Все это создает уникальную систему государственного управления земельными ресурсами и позволяет реализовать механизм управления административными органами управления взаимоотношений между людьми, возникающих по поводу распоряжения, сохранения и улучшения земельных ресурсов. Реализовываться же данный механизм может на основе административно-экономического подхода, позволяющего урегулировать любые командно-административные и социально-рыночные запросы, сохраняя за обществом основные права собственника земли в вопросах регулирования земельно-имущественных отношений. Следствием этого является то, что основой всех общественных и межличностных отношений по проблеме пользования, эксплуатации и извлечения дохода является отношение к земле как территории обитания, объекту недвижимости и к средству жизнедеятельности. Исходя из уникальности земельно-имущественного комплекса города и самого базиса имущественных отношений в мире — земли, в российском законодательстве в определении недвижимости первым стоит определение: земельные участки, участки недр и все, прочно связанное с землей. Это законодательное закрепление приоритета земли позволяет выделить новую систему управления (регулирования) земельными отношениями на основе обеспечения соблюдения права собственности и экономической самостоятельности землепользования. Обеспечение всего этого возможно лишь при соблюдении ранее приобретенных имущественных прав на землю с применением современных эффективных форм хозяйствования, базирующихся на административно-рыночных механизмах регулирования земельно-имущественных отношений, которые позволяют решить следующие задачи: ♦ рациональное и эффективное использование и охрана земли как территориально-базисного, социально-экономического и природно-хозяйственного объекта; ♦ охрана, сохранение и улучшение природно-экологического состояния городов; ♦ создание системы социально-правовых и финансово-управленческих предпосылок для форм собственности и финансово-хозяйственной деятельности землепользователей; ♦ создание действенного механизма экономико-правовой ответственности землепользователей за причинение ущерба другим собственникам, экологии и безопасности государства; ♦ создание экономико-правового механизма по наделению субъектов РФ и местных органов самоуправления возможностями регулирования земельно-имущественных отношений на подведомственных территориях. Решение данных задач в городах позволит реализовать механизм государственного регулирования земельно-имущественных отношений в городах и иных поселениях. Структура современных городов сложилась в XIX-XX вв. и представляет собой особый конгломерат социально-экономических и инженерно-хозяйственных систем, объединяющих в себе множество разнофункциональных систем и про-мышленно-административных объектов, направленных на обеспечение функционирования и развития любого населенного пункта (городов и иных поселений). Здесь происходит взаимодействие множества объектов народнохозяйственного комплекса для жизнеобеспечения и хозяйственно-экономической жизнедеятельности людей. Результатом деятельности людей являются эксплуатация и производственно-экономическое взаимодействие с ресурсами города-земли и зданиями-сооружениями и научно-хозяйственными ресурсами. Поэтому важнейшей управленческой задачей в городах является обеспечение возрастающих потребностей людей с соблюдением социальной эколого-экономической политики в области охраны и сохранения земельных ресурсов в городе и регионе (субъекте РФ). Потенциал и мощь любого государства зависит от наличия особого природного ресурса — земли и прочно связанной с ней недвижимости (в основном это наличие сети промышленных предприятий и исторических поселений, которые аккумулировали материальный и нематериальный капитал и произведенные материальные и нематериальные ресурсы). Современный этап развития земельных отношений насчитывает чуть более 12 лет, и только сейчас мы перешли на более качественный уровень развития, где уже происходит взаимодействие земли и имущества как единого природно-экономического ресурса города и иного поселения, аккумулировавшего в себе большой пространственно-исторический и экономико-политический капитал государства, положившего начало развитию земельно-имущественных отношений. К особенностям развития земельно-имущественных отношений следует отнести финансовую политику в городах. Функционирование, содержание и развитие земельно-имущественного комплекса крупного города продолжает финансироваться по остаточному принципу. Хотя аренда земли и является высокодоходным источником пополнения местного бюджета (в некоторых городах составляет до 40 % годового финансирования), однако наличие высокотехнологичных, но нерентабельных производств в городах съедает эту прибыль. Поэтому для оздоровления производственных комплексов необходимо вложение крупных капиталов в переоборудование. Данные инвестиции могут быть получены от рациональной эксплуатации земельно-имущественного комплекса города, здесь подразумевается и развитие аукционной продажи права краткосрочной и долгосрочной аренды и права субаренды, и развитие гибкой системы налогообложения, а также развитие практики ипотеки и внесения недвижимости в уставной капитал различных предприятий и организаций. Как показала практика, вовлечение только 3-5 % территории города и иного поселения в коммерческую эксплуатацию (земля сдана в аренду или было выкуплено право аренды) увеличило доход населенного пункта на 20-25 %, фактически более эффективное использование земельно-имущественного комплекса города позволит повысить доход в 7-12 раз. Однако внедрение таких прогрессивных методов быстро невозможно, это связано с уникальными особенностями земельно-имущественного комплекса города, к которым можно отнести: ♦ особенности пространственно-исторического развития городского и иного поселения; ♦ дефицит площади под перспективное развитие системы поселений; ♦ отсутствие разграничения земель но формам собственности; ♦ отсутствие детальной инвентаризации земельно-имущественного комплекса городов и иных поселений; ♦ органическое соединение селитебной и промышленной застройки городов; ♦ наличие подземных сооружений и сложных инженерно-строительных коммуникаций, обеспечивающих функционирование городов; ♦ высокая концентрация технологических сооружений и коммуникаций на малой площади застройки; ♦ наличие многофункциональных зданий-соружений и разнокалиберных построек разных эпох застройки и этапов эксплуатации; ♦ наличие эрозионных и оползневых процессов и подтопляемых территорий, увеличение заболоченных территорий и поднятие горизонта грунтовых вод; ♦ развитие негативных процессов в эксплуатируемом слое земли как результат возрастания техногенных нагрузок и деформационных процессов в верхних слоях земли вследствие активного строительства на слабо приспособленных для застройки территориях. Анализируя данные особенности существующей системы регулирования земельных отношений в городах, можно определить основные задачи земельно-имущественной политики в городах и иных поселениях: ♦ оптимизация размеров землепользовании (землевладений) в рамках развития земельно-имущественного комплекса города; ♦ учет интересов всех собственников земли с учетом существующих рыночных механизмов; ♦ совершенствование механизмов экономического регулирования инвестиционных процессов в земельно-имущественный комплекс городов (населенных пунктов), а именно: • развитие механизмов арендных и субарендных отношений; • дифференциация земельных платежей (земельного налога и арендной платы) по категориям и видам землепользователей; • создание благоприятного инвестиционного климата и системы перераспределения инвестиционных потоков в интересах города (населенного пункта) или отдельных территорий; ♦ создание системы правовых и финансовых гарантий землепользователям (землевладельцам), работающим в интересах города (населенного пункта); ♦ совершенствование системы регистрации прав на землю; ♦ совершенствание автоматических систем земельного кадастра на региональном и муниципальном уровнях; ♦ создание мониторинговой системы контроля за использованием земель и их состоянием. Рациональное использование земельно-имущественного комплекса города позволяет выработать общую стратегическую направленность земельно-имущественной политики в городском поселении.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |