Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательство в области физической культуры и спорта





Физическая культура в структуре профессионального образования

ФК — основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентаций и в их практическом воплощении.

ФК выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-трудовой деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах жизненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее значимы.

Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется.

Физическое совершенство — наиболее выраженный специфический результат воздействия ФК на человека.

Конкретные признаки и показатели физического совершенства определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе и поэтому меняются по мере развития общества.

Физическое совершенствование правомерно рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию посредством избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий ее морфофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию ее индивидуальности. Вот почему физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры.

Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты — один из эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личности и превращение ее сущностных сил во внешний результат. Целостный характер такой деятельности делает ее мощным средством повышения социальной активности личности.

Профессиональная – прикладная направленность ФК — это использование средств физической культуры и спорта для подготовки к высоко производительному качественному труду с помощью определенного профилирования физического воспитания с учетом особенностей избранной профессии способствующей обеспечению высокой работоспособности специалиста.



Критериями, по которым можно судить о сформированности ФК личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления ФК в деятельности. К ним относятся:

· степень сформированности потребности в ФК и способы ее удовлетворения;

· интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности (затрачиваемое время, регулярность);

· характер сложности и творческий уровень этой деятельности;

· выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, самообладание, коллективизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);

· степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятельности;

· проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в ФК;

· уровень физического совершенства и отношение к нему;

· владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для физического совершенствования;

· системность, глубина и гибкость усвоения научно-практических знаний по ФК для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности;

· широта диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональной деятельности.

Таким образом, о сформированности ФК личности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме проявляются личностные отношения к ФК, ее ценностям.

В соответствии с критериями можно выделить ряд уровней проявления ФК личности:

· предноминальный уровень (у студентов отсутствует потребность в познавательной активности, знания проявляются на уровне знакомства с учебным материалом; отрицается связь ФК со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной подготовки);

· номинальный уровень (характеризуется индифферентным отношением студентов к ФК и спонтанным использованием ее отдельных средств и методов под влиянием товарищей по учебной группе, досугу, эмоционального впечатления от спортивного зрелища; знания ограничены, бессистемны; в послевузовском периоде они не проявляют инициативы в заботе о своем здоровье, физическом состоянии);

· потенциальный уровень (осознанное отношение студентов к ФК в целях самосовершенствования и профессиональной деятельности; они имеют необходимые знания, практические умения и навыки);

· направленность «на себя» (большое значение студенты придают эмоциональному общению и самовыражению в процессе занятий; после окончания вуза проявляют активность, лишь попадая в благоприятную среду);

· творческий уровень (характерен для студентов, убежденных в необходимости использовать ФК для развития и реализации возможностей личности; им присуща основательность знаний по ФК, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования средств ФК для реабилитации; они творчески внедряют ФК в профессиональную деятельность, в семейную жизнь).

Высокая социально-экономическая значимость физической культуры и спорта (ФКиС) потребовала создать для этой сферы жизнедеятельности законодательные основы.

К 1999 г. назрела необходимость в пересмотре принятого в 1993 г. законодательства. Прежде всего, требовалась корректировка в установлении правовых, организационных, экономических основ деятельности физкультурно-спотривных организаций, определении принципов государственной политики в области ФКиС. Это послужило причиной того, что в мае 1999 г. был принят Федеральный закон «О ФКиС в Российской Федерации», включающий семь глав. Этот документ был направлен на то, чтобы:

· обеспечить всестороннее развитие человека,

· утвердить здоровый образ жизни,

· сформировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании,

· создать условия для занятий любыми видами ФКиС,

· создать условия для организации профессионально-прикладной подготовки,

· создать условия для профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений.

Гарантируются права граждан:

· заниматься ФКиС (в том числе спортом как профессией),

· объединяться в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения.

Государство признает и поддерживает Олимпийское движение в России, его деятельность координируется Олимпийским комитетом, который является неправительственной независимой организацией и официально представляет Россию во всех мероприятиях, проводимых Международным Олимпийским комитетом.

Система ФК направлена на то, чтобы организовывать физическое воспитание населения с учетом интересов каждого человека, требований производства, образования и культуры народов Российской Федерации. Система существует в государственных и общественных формах деятельности. Физическое воспитание в образовательных учебных заведениях и дошкольных учреждениях происходит на основе государственных образовательных программ, также используется внеучебная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа. С обучающимися, имеющими отклонения в развитии, занятия проводятся в рамках индивидуальной программы реабилитации. В физическом воспитании населения принимают участие учреждения дополнительного образования: спортивные школы, клубы и другие внешкольные и внеучебные физкультурно-оздоровительные и спортивные организации.

Администрации учреждений, организаций, предприятий и объединений обязаны создавать работникам условия для реализации их права на занятия ФК, включая реабилитационные, профессионально-прикладные занятия в режиме рабочего дня, послетрудовое восстановление, профилактические занятия, спортивно-массовую работу, спортивно-оздоровительный туризм. Муниципальные органы создают условия для занятий ФК по месту жительства и в местах массового отдыха. Администрация санаторно-курортных учреждений, домов отдыха и туристских баз обязана создавать условия для использования в процессе отдыха и лечения различных компонентов ФК в целях укрепления здоровья отдыхающих, профилактики и лечения заболеваний. Физическая подготовка военнослужащих и личного состава правоохранительных органов должна обеспечить выполнение ими воинского долга и основных служебных обязанностей. Командованием создаются необходимые для этого условия.

Развитие ФКиС среди инвалидов направлено на повышение их двигательной активности. Это непременное условие их всесторонней реабилитации и социальной адаптации. Этим занимаются образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, социального обеспечения и организации ФКиС.

Органы управления здравоохранением (государственные, на предприятиях, в учреждениях) используют ФК как средство профилактики и лечения заболеваний; осуществляют врачебный контроль за лицами, занимающимися ФКиС, в том числе спортивно-оздоровительным туризмом; организуют и проводят подготовку и повышение квалификации специалистов здравоохранения, создают центры и пункты оздоровления и реабилитации средствами ФК, диагностико-консультационные пункты и кабинеты, врачебно-физкультурные диспансеры.

Работники ФКиС обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий, не наносить вред здоровью и ущерб чести и достоинству участников и зрителей, не проявлять жестокости и насилия. К судейству спортивных соревнований допускаются лица, прошедшие специальную подготовку и аттестованные спортивными федерациями как судьи по виду спорта.

Чтобы подготовить спортсменов высокого класса, создаются специализированные организации (государственные, муниципальные, негосударственные, в том числе частные и общественные). Граждане имеют право заниматься профессиональным спортом в качестве спортсменов или судей. Нельзя использовать с целью достижения спортивных результатов приемы, способы и средства, запрещенные в спорте регламентирующими документами, утвержденными спортивными организациями и объединениями.

К профессиональной педагогической деятельности в области ФКиС допускаются лица, имеющие документ установленного образца о профессиональном образовании по специальности, выданный образовательным учреждением, или разрешение, выданное государственным органом управления ФКиС. К профессиональной деятельности в области лечебной ФК допускаются лица, имеющие профессиональное образование по специальности «Физическая культура и спорт» или медицинское образование.

В 1995 г. в нашей стране впервые принимается Закон «Об образовании». В соответствии с ним начинается разработка государственных образовательных стандартов, которые определяют в обязательном порядке:

· минимум содержания основных образовательных программ,

· максимальный объем учебной нагрузки обучающихся,

· требования к уровню подготовки выпускников.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом, в высших учебных заведениях физическая культура объявлена обязательной дисциплиной образовательного цикла. Организация физической культуры как учебной дисциплины строится на основе программы по физическому воспитанию.

Действующая в настоящее время учебная программа по физической культуре в высших учебных заведениях опирается на ряд законодательных актов:

· приказ №777 от 26.07.1994 г. Госкомитета РФ по высшему образованию «Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях»

· приказ №1025 от 01.12.1999 г. «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования»

В требованиях государственного стандарта к уровню подготовленности лиц, завершивших обучение по всем специальностям, в перечне знаний и умений по ФК записано:

· понимать роль ФК в развитии человека и подготовке специалиста;

· знать основы ФК и здорового образа жизни;

· владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в ФК;

· приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Выполнение государственных образовательных стандартов является основой для определения критериев объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от получения образования.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1364; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.007 сек.