КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обучение общим приёмам работы над задачей
План
1. Особенности современного подхода к обучению решению задач. 2. Общие и операционные цели обучения решению текстовых задач. 3. Использование метода моделирования в обучении решению задач 4. Методы и приёмы: -осмысления содержания задачи; -поиска плана её решения. 5. Формы записи решения арифметических задач. 6. Способы проверки арифметических задач. 7. Виды творческих заданий к решенной задаче.
Литература: Артёмов А.К. Формирование обобщенных умений решать задачи//НШ.-1992.-№2. Мядзведская В.М. Тэхналогія фарміравання агульных уменняў работы над задачай//ПШ.-2002.-№4. Медведская В.М. Активизация деятельности учащихся в процессе обучения их решению арифметических задач.- Сб.: Активизация познавательной деятельности младших школьников.- Мн.,1987.
1. Особенности современного подхода
В методической литературе принято выделять два основных вида умения решать задачи: - общее умение решать любые задачи; - частное умение, т.е. умение решать задачи определённого вида, определённой математической структуры. Как строить обучение решению задач: 1) от общего к частному или 2) от частного к общему? С 70-х годов ХХ века предпочтение отдаётся первому. Современная технология обучения решению задач:
Выработка умения решать все предусмотренные программой типы простых задач(частное умение), а затем и составных.
Эта технология реализована, например, в учебниках А.А.Столяра. Существует ли в практике начального обучения другие технологии?
2. Общие и операционные цели обучения решению текстовых задач
В соответствии с образовательным стандартом и программными требованиями перед учителем стоит цель – научить решать арифметические задачи:
сформировать умения рационально использовать общие приёмы работы над любой задачей, т.е. обучать мыслительной деятельности, осуществляемой в процессе решения задач
научить решать задачи определенных программой (стандартами, учебником) типов Для достижения этой цели необходима определённая подготовительная работа: - познакомить с понятием “задача”; - раскрыть её структуру; - раскрыть смысл арифметических действий и математических отношений; - познакомить с величинами; - раскрыть зависимости между величинами; - научить выполнять арифметические действия. Эту нагрузку выполняют простые задачи. По ОС №8,9,10,11 конкретизируйте цели подготовительной работы для любого типа задач. Сформулируйте цель работы на втором, на третьем этапах. Какие требования предъявляются к первым типовым задачам? Обучение общим приёмам работы над задачей связано с формированием специфических умений, которыми необходимо овладеть, чтобы успешно пройти путь от условия задачи к ответу на её вопрос, т.е. с реализацией комплекса операционных целей: научить читать и слушать задачу; моделировать задачу; и так далее, контролировать свою деятельность. Работа над любой задачей всегда ведётся по чётко очерченному плану. План работы над задачей 1. Восприятие и осмысление содержания задачи. 2. Поиск и составление плана решения. 3. Выполнение намеченного плана(решение) и получение ответа на вопрос задачи. 4. Проверка правильности решения. 5. Творческая работа над решённой задачей. На каждом из этих этапов исользуются свои методы и приёмы работы. Операционные цели соответствуют этим методам и приёмам и определяют содержание и технологию обучения решению задач на конкретном уроке. Например, в зависимости от поставленной учителем цели задачу на данном уроке можно не решать, а только, допустим провести анализ ее текста или построить к ней чертеж, или построить другую модель, или составить план решения и др. Соответственно формулировку цели урока «решение задач» следует считать некорректной, так как средство обучения, развития, воспитания равно как и содержание обучения, не может быть целью.
3. Использование метода моделирования в обучении решению задач
"Моделирование" от слова "модель". Модель - любой образ, заместитель, заменитель изучаемого объекта, его аналог, сохраняющий некоторые признаки сходства с оригиналом. Моделирование (в широком смысле) - один из основных категорий теории познания: на идее изучения моделей различного рода (знаковые, абстрактные, предметные) базируются научные и экспериментальные исследования. В узком смысле (применительно к школе) моделирование - метод обучения, т.к. это один из возможных и весьма продуктивных способов организации взаимодействия учителя и учащихся.
Сущность моделирования:
замена Объект познания Модель Текст задачи Модель перенос выводов изучение
Использование моделирования в качестве метода обучения органически взаимосвязано с формированием соответствующего метода познавательной деятельности.
Моделирование
метод познания метод обучения
Модель может выступать заменителем оригинала 4-х уровнях: 1) элементов; 2) структур; 3) функций; 4) результатов. При изучении абстрактных математических объектов (понятий, отношений, чисел, т.д.) в качестве моделей могут использоваться: - реальные предметы; - их изображения (рисунок, макет, муляж, игрушки и пр.); - условные заменители реальных объектов (круги, квадраты, палочки и др.); - графическое представление математической ситуации (чертеж, схема). Использование метода моделирования предполагает решение учителем следующих методических задач: - подбор или конструирование моделей; - выбор наиболее оптимальной модели для конкретной учебной ситуации; - организация познавательной деятельности детей: экспериментальное исследование модели и перенос полученных знаний на оригинал.
Значение моделирования: 1) удовлетворяет потребность в наглядности, связанную с чувственным, опытно-практическим происхождением научных знаний, а также особенностями мышления младшего школьника; 2) позволяет включить, подтолкнуть, направить механизм мышления; 3) управляет процессом познания; 4) приводит к научным открытиям.
Моделирование при обучении решению задач призвано: 1) оказать ученику помощь в представлении себе той жизненной ситуации, которая описана в тексте задачи, в уяснении отношений между описанными в тексте величинами, функциональных зависимостей между данными задачи, между данными и искомым; 2) на этой основе обеспечить осознанный выбор способа решения, нужного арифметического действия, а значит предупредить возможность появления ошибок; 3) обеспечить дифференциацию обучения; 4) найти новые способы решения задачи; 5) обеспечить самоконтроль; 6) развивать мыслительную деятельность: использовать готовые модели как средство добывания новых знаний и создавать самостоятельно свои модели, соответствующие задаче и личным потребностям.
Примеры моделей текстов задач
1. Иллюстрация на наборном полотне – предметное моделирование. 2. Схематический рисунок (Выполните такой рисунок для следующей задачи: «У Коли 7 марок, а у Саши на 3 марки меньше. Сколько марок у Саши?»). 3. Краткая запись задачи (Запишите эту же задачу кратко). 4. Чертеж (Постройте для данной задачи). 5. Знаковая, математическая модель (В нашем примере – это числовое выражение 7-3). Рассмотрим другую задачу: «Когда от куска отрезали 5м ситца, то в нем осталось 20м. Сколько метров ситца было в куске?» Какую ошибку могут допустить учащиеся? (20-5=15(м)). Предупредить ее появление позволит графическая модель:
20 м 5 м
Знаковой, математической моделью этой задачи является: числовое выражение 20+5, а также уравнение Х-5=20. Нужно ли учить детей моделировать тексты задач, т.е. ставить на уроках соответствующие операционные цели?
Как учить краткой записи? - Сначала для простых задач, а потом для составных. - Краткая запись выполняется учителем на доске при активном участии класса. - Заполнение пропусков в готовой схеме краткой записи. - Составление задач по их краткой записи. - Самостоятельное выполнение краткой записи в аналогичных задачах. - Самостоятельное конструирование краткой записи для незнакомых задач. Формы: таблица; без таблицы, но обязательно по строкам (или столбиком); чертеж (не только для задач на движение). По краткой записи задачу надо обязательно повторить! Почему? А. включить взаимодействие мыслительных операций, анализ – синтез, Б. проверить правильность записи и понимания задачи. Повторение может быть полным (своими словами) текстом задачи или по вопросам: «Что говорится о…? Что показывает …? Что требуется узнать?» и т.п. В обучении решению задач метод моделирования используется не только на этапе восприятия и осмысления содержания задачи (предметные, условные, схематические, графические модели) или этапе выполнения решения (знаковая модель), но и на этапе поиска плана решения. В качестве модели здесь используется граф-схемы аналитического или синтетического разбора задач, в которых каждый шаг соответствующего рассуждения получает наглядное представление. 4. Методы и приёмы Какие общие умения необходимы на каждом этапе работы над задачей? Как управлять их формированием? I. Восприятие и осмысление Цель: воспринять и понять содержание задачи Восприятие: на слух (прослушать) или зрительно (чтение). Итак, прежде всего надо учить слушать и читать задачу. Как учить слушать задачу? На первых порах всегда дается установка на восприятие, которая является важным регулятором таких психических процессов, как внимание, восприятие, память, мышление. - Прослушайте (прочитайте) задачу и приготовьтесь ее повторить - от ученика требуется внимание и простое воспроизведение. - От ученика требуется частичный анализ содержания задачи -прослушайте (прочитайте) задачу и приготовьтесь ответить, что в ней известно и что надо найти и назовите в ней главные (опорные) слова -дается толчок мысли для обнаружения описываемых в тексте функциональных связей. - Прослушайте (прочитайте) задачу и подумайте, как ее лучше записать кратко (сделать чертеж, схематический рисунок или использовать другие виды моделей) - от ученика требуется не только концентрация внимания, напряжение памяти, но и аналитико-синтетическая работа мысли. - Прослушайте задачу и скажите, можно ли сразу ответить на ее вопрос - по ходу прослушивания или самостоятельного прочтения задачи помимо всех предшествующих операций требуется еще выявление описанных в тексте функциональных связей между данными и искомым. В этой системе установок каждая последующая опирается на навык восприятия задачи предшествующего уровня, в результате чего у учащихся постепенно складывается правильное отношение к работе над текстом задачи, которое характеризуется включением как памяти, так и мышления. Однако установка - это лишь отправной момент, начало движения мысли по пути поиска ответа на поставленный в задаче вопрос. На протяжении всего этого пути от ученика потребуется выполнение целого комплекса умственных действий. Их совокупность и образует интегрированное умение решать задачи. Как известно, качество целого напрямую зависит от качества и взаимной согласованности составляющих его частей. Поэтому на подготовительном этапе всегда отрабатываются отдельные методы и приемы работы над задачей, а не вся их совокупность; формируются представления, понятия; обобщаются наблюдения и выводятся правила, соответствующие вполне определенному типу задач. Отбор этих частей целостного знания о задачах осуществляется с учетом места изучаемой темы в системе уроков математики и уровня предшествующей подготовки учащихся. Учитель дает образец чтения: грамотно (словарь!); логические паузы и ударения на опорные слова и числовые данные, на слово «Сколько»; выразительно. Учить внимательно относится ко всем элементам задачи – еще одна из операционных целей. Для ее достижения используются приемы: 1) задачи – шутки (береза - яблоки); 2) задачи с недостающими данными; 3) задачи с избытком данных; 4) запись некоторых числовых данных не цифрами, а словами и, наоборот, неиспользуемые в решении данные – цифрами; 5) сравнение в чем-то сходных задач
II – 4 км II -? на 4 км больше II -? в 4 раза больше II – 4 км
прямая форма косвенная форма Осмысление, т.е. понимание задачи: о чем в тексте идет речь; что конкретно говорится о …; что известно и что надо найти; как связаны между собой искомое и данные; можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Комплекс приемов первичного анализа задачи зафиксирован в памятке «Как решить задачу» и в дидактическом средстве «Гармошка». II. Поиск плана решения Цель: дать ответ на вопрос «Как решить задачу?» Для простых задач сводится к выбору арифметического действия: Какое число надо найти: большее или меньшее? Какое действие надо выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи. Почему? Для составных сводится к разбиению на простые задачи, установлению последовательности их решения. Методы разбора задач 1) от условия к вопросу (синтез); 2) от вопроса к условию (анализ); 3) аналитико-синтетический. Постройте схемы аналитического и синтетического разбора следующих задач.
Было – 8 корзин по 7 кг
Осталось -? кг Рис – 40 пакетов по 5 кг
Виды заданий по схемам разбора: - объяснение по готовой схеме; опора; - заполнение пропусков в готовой схеме; средство; - составление задачи по готовой схеме; наглядность. - построение схемы рассуждений, запись решения и др.
Приемы поиска решения 1. Переформулировка текста задачи (условия или вопроса) в форму, удобную для поиска решения. 2. Сведение новой задачи к задаче знакомого вида. 3. Поиск аналогичных задач. 4. Разбиение текста задачи на смысловые части. 5. Конкретизация (представления, моделирование). 6. Абстрагирование. 7. Уточнение некоторых терминов в тексте задачи. Оптимальность выбора того или другого метода и приема (или их сочетания) определяется: - особенностями самой задачи, - уровнем подготовки учеников, - планируемыми учителем дидактическими задачами урока Но в процессе обучения обязательно надо использовать все многообразие приемов. Почему?
5. Формы записи решения арифметических задач
III. Выполнение решения Цель: зафиксировать ход решения, выполнить арифметические действия и дать ответ на вопрос задачи.
РешениеОтвет Устно Устно Печатание Печатание Запись: Запись - по действиям (с наименованием Число с наименованием и без наименования); - по действиям с краткими пояснениями; Краткий ответ - по действиям с вопросами; - по действиям с планом решения; Полный ответ -выражением.
Выбор формы записи решения регламентируется: 1) уровнем навыков письма; 2) дидактическими задачами урока.
6.Способы проверки арифметических задач
Цель: проверить правильность хода решения и результатов вычислений; воспитывать привычку самоконтроля, вооружить способами контроля. Проверка позволяет не только убедиться в правильности решения, но и способствует более глубокому пониманию и осмыслению ее математического содержания, осознанию связей между величинами, представленными в задаче. Способы проверки: 1.Повторное выполнение решения “Загляни под каждый кустик “ с обоснованием каждого его шага “Задача-цепь, а действия в ней- звенья. Нельзя звену не придавать значения” 2.Установление границ ответа “Где искать ключик” (прикидка) “Что же ждет в конце пути” 3.Установление соответствий между “Подходит ли ключик?” найденными в результате решения числами и числами, данными в условии задачи 4.Решение задачи другим способом и “Мы пойдем другим путем!” сравнение полученных ответов 5.Составление и решение обратной “С ног на голову” задачи и сравнение полученного числа с данными исходной задачи
7. Виды творческих заданий к решенной задаче
Цели творческой работы с решенной задаче самые разнообразные: 1) обобщение способа решения задач; 2) усвоение зависимости между величинами; 3) формирование умения решать задачи определенного типа, определенной математической структуры; 4) совершенствование математических знаний; 5) развитие мышления, функционального мышления; 6) развитие творческого мышления; 7) пробуждение и привитие интереса к изучению математики.
Формы творческой работы: 1.Решение задачи другими способами. 2.Составление (решать необязательно) обратной задачи. 3.Составление аналогичной задачи (Решать?). 4.Преобразование задачи: - изменение числовых данных, некоторых терминов в тексте и выяснение того, как внесенные изменения повлияют на ход решения, на ответ задачи (решать необязательно!); - целенаправленное изменение вопроса задачи (решать необязательно!); - расширение задачи путем введения дополнительны данных и условия, изменение вопроса (продолжить решение). 5.Исследование выполненного решения.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |