![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общего подхода к решению задач
Формирование у младших школьников
План
1. Методические ошибки и недочеты в работе учителя. 2. Система работы с памяткой «Как решать задачу». 3. Методика применения «Светофора».
Литература: Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе – М., 1999, гл.4, пор. 4.2
Дополнительная литература: Мядведская В.Н. Тэхналогiя фармиравання у малодшых школьнiкау агульных уменняу рашаць задачы // ПШ. – 2002. - №4
1. Методические ошибки и недочеты в работе учителя
1. Решение задач на уроке рассматривается как самоцель (что находит отражение в формулировках целей урока, в организации работы учащихся). Получили ответ на вопрос задачи и … ура, конец! В результате: а) мало внимания уделяется осмыслению хода выполненного решения («взгляд назад»); б) редко проводится проверка задачи; в) не используются возможности заданий творческого характера по решенной задаче; г) отсутствует система в работе целенаправленного формирования общих умений решать задачи. 2. Не в достаточной степени используются возможности задач как средства совершенствования приобретенных математических знаний: а) не уделяется должного внимания обоснованию выбора арифметических действий: на основе конкретных представлений (или даже восприятия) об арифметических действиях и математических отношениях; на основе взаимосвязи между отношениями «>», «<» или между арифметическими действиями; на основе определений или правил; б) мало заданий предлагается на составление задач по различным признакам, т.е. обратному переводу с математического языка.
3. Несвоевременность перехода от практического к арифметическому способу решения: а) излишне долгое использование полной наглядности; б) форсирование перехода от конкретного к абстрактному (например: задачи на разностное сравнение, задачи на движение и др.). Рекомендации учителю: - Четкая целенаправленность работы (любая задача вносит свой вклад в образование, развитие, воспитание ученика); - Требовать обоснование выбора арифметического действия в простых задачах на этапе первичного закрепления способа их решения; - Учить рассуждать (громкоречевой этап); - Учить контролировать решение; - Практиковать заключительный анализ решенной задачи (особенно для новых или малознакомых); - Шире предлагать различные виды творческих заданий; - Специальное внимание уделять формированию умения работать над задачей в определенной последовательности; - Специальное внимание уделять формированию общих умений работы над задачей (идея раздельного подхода к решению данной проблемы).
2. Система работы с памяткой «Как решать задачу»
Задача – это не загадка, ответ на которую нужно угадать, догадаться, разгадать. «Задача на нахождение» - это «problema» (лат.) Процесс решения задачи, т.е. работа, проводимая при решении задачи, – это решение проблемы: сформулировать, проанализировать (что неизвестно? что дано? что есть что? что найти?) додуматься, как найти это неизвестное, осуществить намеченный план, соотнести полученный результат с условием и вопросом и др. Главное место в этом процессе занимает мыслительная деятельность, а вычислительная – вспомогательное, сопутствующее, а вместе они приводят к результату – к ответу на вопрос задачи. Значит, учить решать задачи – это означает учить (прежде всего) думать. С самых первых шагов бучения следует разъяснить смысл требования «решить задачу» - подумать и объяснить, какие действия (и в каком порядке) надо выполнить над данными в условии числами, чтобы после вычислений найти число – ответ на вопрос задачи. В самых общих чертах решение проблемы, т.е. задачи осуществляется по плану:
думай → составь план → осуществи намеченный план → проверь → сделай вывод
Это и есть общий подход к решению задач. Он находит отражение в плане работы над задачей: (этапы I – V). Надо ли формировать у детей общий подход? Почему? Когда начинать? Как это осуществлять? Памятка «Как решать задачу». Система работы с ней и проблемы ее использования (особенно в 1-м, 2-м классах). (см. Бантова М.А. и др. «Методика преподавания математики в начальных классах. – М., 1984).
3. Методика применения «Светофора»
Светофор – последовательность цветовых сигналов (опор), каждый из которых соответствует отдельным шагам процесса работы над задачей. Светофор – это средство наглядности, опора для памяти, средство управления и формированием общего подхода к решению задач. Работа с этим дидактическим средством ведется поэтапно. I этап. Ознакомление со светофором (создание ориентировочной системы умственного действия) Цель: Познакомить с сигналами светофора и их последовательностью. Закрепить в памяти детей язык сигналов: сигнал ↔ слово С этой целью можно использовать следующие виды упражнений: 1) практическая работа с набором геометрических фигур фигура → слово слово → фигура
- Думаю
- Проверяю
И отдельно расшифровать смысл карточки
2) II этап. Закрепление «языка» Светофора. Цель: раскрыть содержание работы по каждому из сигналов светофора, т.е. каждого шага процесса решения. Четко обозначая при этом начало и конец каждого шага: Думаю… Подумал и знаю, что надо 2+3. Решаю. Пишу. Вычисляю. 5-это…
III этап. Использование комплекса сигналов в целом (на одной карточке). Цель: учить последовательности работы над задачей. Обязательно проговорить вслух соответствующие сигналам слова. Объяснять ход решения, пока у детей не будет сформировано правильное отношение к процессу решения задачи: а) не торопись, думай; б) не бойся трудностей, думай, используй разные приемы. IV этап. Автоматизация умственного действия. Цель: формирование общего подхода к решению задач Карточка-светофор может использоваться, а может и не предлагаться классу. Главное – тренировка в решении задач по плану. Объяснение может быть громко-речевым и внутри-речевым.
Работа с опорой на ориентировочную карточку ↓ содержание карточки воспроизводится во внешней речи ↓ содержание карточки воспроизводится внутренней речи ↓ процесс автоматизации
по П.Я. Гальперину
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |