Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общего подхода к решению задач




Формирование у младших школьников

 

 

План

 

1. Методические ошибки и недочеты в работе учителя.

2. Система работы с памяткой «Как решать задачу».

3. Методика применения «Светофора».

 

Литература:

Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе – М., 1999, гл.4, пор. 4.2

 

Дополнительная литература:

Мядведская В.Н. Тэхналогiя фармиравання у малодшых школьнiкау агульных уменняу рашаць задачы // ПШ. – 2002. - №4

 

 

1. Методические ошибки и недочеты в работе учителя

 

1. Решение задач на уроке рассматривается как самоцель (что находит отражение в формулировках целей урока, в организации работы учащихся).

Получили ответ на вопрос задачи и … ура, конец! В результате:

а) мало внимания уделяется осмыслению хода выполненного решения («взгляд назад»);

б) редко проводится проверка задачи;

в) не используются возможности заданий творческого характера по решенной задаче;

г) отсутствует система в работе целенаправленного формирования общих умений решать задачи.

2. Не в достаточной степени используются возможности задач как средства совершенствования приобретенных математических знаний:

а) не уделяется должного внимания обоснованию выбора арифметических действий: на основе конкретных представлений (или даже восприятия) об арифметических действиях и математических отношениях; на основе взаимосвязи между отношениями «>», «<» или между арифметическими действиями; на основе определений или правил;

б) мало заданий предлагается на составление задач по различным признакам, т.е. обратному переводу с математического языка.

 

3. Несвоевременность перехода от практического к арифметическому способу решения:

а) излишне долгое использование полной наглядности;

б) форсирование перехода от конкретного к абстрактному (например: задачи на разностное сравнение, задачи на движение и др.).

Рекомендации учителю:

- Четкая целенаправленность работы (любая задача вносит свой вклад в образование, развитие, воспитание ученика);

- Требовать обоснование выбора арифметического действия в простых задачах на этапе первичного закрепления способа их решения;

- Учить рассуждать (громкоречевой этап);

- Учить контролировать решение;

- Практиковать заключительный анализ решенной задачи (особенно для новых или малознакомых);

- Шире предлагать различные виды творческих заданий;

- Специальное внимание уделять формированию умения работать над задачей в определенной последовательности;

- Специальное внимание уделять формированию общих умений работы над задачей (идея раздельного подхода к решению данной проблемы).

 

2. Система работы с памяткой «Как решать задачу»

 

Задача – это не загадка, ответ на которую нужно угадать, догадаться, разгадать.

«Задача на нахождение» - это «problema» (лат.) Процесс решения задачи, т.е. работа, проводимая при решении задачи, – это решение проблемы: сформулировать, проанализировать (что неизвестно? что дано? что есть что? что найти?) додуматься, как найти это неизвестное, осуществить намеченный план, соотнести полученный результат с условием и вопросом и др.

Главное место в этом процессе занимает мыслительная деятельность, а вычислительная – вспомогательное, сопутствующее, а вместе они приводят к результату – к ответу на вопрос задачи.

Значит, учить решать задачи – это означает учить (прежде всего) думать.

С самых первых шагов бучения следует разъяснить смысл требования «решить задачу» - подумать и объяснить, какие действия (и в каком порядке) надо выполнить над данными в условии числами, чтобы после вычислений найти число – ответ на вопрос задачи.

В самых общих чертах решение проблемы, т.е. задачи осуществляется по плану:

 

думай → составь план → осуществи намеченный план → проверь → сделай вывод

 

Это и есть общий подход к решению задач. Он находит отражение в плане работы над задачей: (этапы I – V).

Надо ли формировать у детей общий подход? Почему? Когда начинать? Как это осуществлять?

Памятка «Как решать задачу». Система работы с ней и проблемы ее использования (особенно в 1-м, 2-м классах).

(см. Бантова М.А. и др. «Методика преподавания математики в начальных классах. – М., 1984).

 

3. Методика применения «Светофора»

 

Светофор – последовательность цветовых сигналов (опор), каждый из которых соответствует отдельным шагам процесса работы над задачей.

Светофор – это средство наглядности, опора для памяти, средство управления и формированием общего подхода к решению задач.

Работа с этим дидактическим средством ведется поэтапно.

I этап. Ознакомление со светофором

(создание ориентировочной системы умственного действия)

Цель: Познакомить с сигналами светофора и их последовательностью.

Закрепить в памяти детей язык сигналов: сигнал ↔ слово

С этой целью можно использовать следующие виды упражнений:

1) практическая работа с набором геометрических фигур

фигура → слово

слово → фигура

 
 


- Думаю

 
 


- Проверяю

 

- Можно идти дальше

 

 
 


И отдельно расшифровать смысл карточки

 

2) расположить все перечисленные сигналы по порядку, называя каждый из них.

II этап. Закрепление «языка» Светофора.

Цель: раскрыть содержание работы по каждому из сигналов светофора, т.е. каждого шага процесса решения.

Четко обозначая при этом начало и конец каждого шага: Думаю… Подумал и знаю, что надо 2+3. Решаю. Пишу. Вычисляю. 5-это…

 

III этап. Использование комплекса сигналов в целом (на одной карточке).

Цель: учить последовательности работы над задачей.

Обязательно проговорить вслух соответствующие сигналам слова. Объяснять ход решения, пока у детей не будет сформировано правильное отношение к процессу решения задачи: а) не торопись, думай; б) не бойся трудностей, думай, используй разные приемы.

IV этап. Автоматизация умственного действия.

Цель: формирование общего подхода к решению задач

Карточка-светофор может использоваться, а может и не предлагаться классу.

Главное – тренировка в решении задач по плану. Объяснение может быть громко-речевым и внутри-речевым.

 

 

Работа с опорой на

ориентировочную карточку

содержание карточки воспроизводится

во внешней речи

содержание карточки воспроизводится

внутренней речи

процесс автоматизации

 

по П.Я. Гальперину

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1091; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.