КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Устных и письменных вычислений
Проблема формирования умений и навыков
План
1. Формирование вычислительных навыков – одна из основных задач начального обучения математике. 2. Понятие вычислительного приёма. 3. Вычислительные умения и вычислительные навыки, и их признаки. 4. Необходимые условия для решения проблемы. 5. Методические недочёты и ошибки в практике обучения вычислительной деятельности. 6. Причины вычислительных ошибок и их предупреждение (см.: Пачатковая школа. -2001.- № 3).
Литература: Мядзведская В.М., Юрынок Т.I. Дакладныя узоры тлумачэнняу – неабходная умова фармiравання вылiчальных навыкау// Пачатковая школа. -2003.-№ 9,с.16-20. Мядзведская В.М. Аб некаторых прычынах вылiчальных памылак i нетрадыцыйных падыходах да iх прадухiлення // Пачатковая школа. -2001.- № 3,с. 24-28. Сендер А.Н., Ничишина Т.В. Исторический материал в начальном обучении математике. – Брест, 2005, с.212.
1. Формирование вычислительных навыков – одна из основных задач начального обучения математике 2. Понятие вычислительного приема
Изучение арифметических действий усвоение смысла, взаимосвязи и свойств арифметических действий.
Изучение вычислительных приемов: «открытие», овладение, запоминание
результатов способов оперирования числами (табличных) (вычислительные приёмы)
АВТОМАТИЗМ Что же такое вычислительный приём? Вычислительный приём (ВП) – это система операций, последовательное выполнение которых приводит к нахождению результата арифметического действия. Описание этой последовательности (словесное или схематическое) - алгоритм. Например: * а) 70 ÷14=5 70÷14=70÷ (7×2) =10÷2=5 70÷14= (28+42) ÷14=2+3=5 b) 47-19=47-(10-9) =37-9=28 47-19=47-(17+2) =30-2=28 47-19= (49-2)-19= (49-19)-2=30-2=28 47-19=47-(20-1) =27-1=28 Вывод: один и тот же пример можно решать разными способами, т.е. используя разные вычислительные приёмы, можно получить один и тот же результат. Выбор того или другого вычислительного приёма зависит: 1) от уровня знаний учащихся; 2) от чисел, над которыми выполняется арифметическое действие; 3) от уровня сформированности навыков в выполнении основных операций, входящих в вычислительный приём. Основные операции сами являются арифметическими действиями; а вспомогательные связаны с применением теоретических знаний. ВЫВОДЫ · Свобода выбора вычислительных приёмов для ученика! (хоть на пальцах). Учитель же должен не принуждать, а стимулировать применение ребенком наиболее рациональных способов вычислений. Умножение на 9 на пальцах. Умножение многозначных чисел:приём удвоения, метод решётки (см. Сендер А.Н., Ничишина Т.В.. с. 42-46). · Все операции, входящие в новый вычислительный приём, должны быть отработаны до уровня навыка так, чтобы единственно новым элементом знания осталась последовательность их выполнение, т.е. алгоритм вычислений.
3. Вычислительные умения и вычислительные навыки, и их признаки
Умение – это единство знания о способе деятельности и опыта его применения: Умение =Знание +Опыт Признаки полноценных вычислительных умений (ВУ): - осознанность, целенаправленность, правильность, рациональность, вариативность, обобщённость (вычислительный приём успешно применяется в изменённых условиях). Навык – стереотипное автоматизированное действие, которое может выполняться без непосредственного контроля сознания. Признаки полноценных вычислительных навыков (ВН): признаки (ВУ) + быстрота, автоматизм, прочность. Иметь вычислительный навык – это значит знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции правильно и быстро.
4. Необходимые условия для решения проблемы
ВП ВУ ВН Вычислительный приём нужно понять и запомнить. Учитывая особенности познавательных процессов в младшем школьном возрасте и их общие закономерности, можно утверждать, что для решения проблемы формирования полноценных ВУ и ВН необходимо: 1. Мотивация вычислительной деятельности (вызывает интерес, организует внимание). 2. Чёткая постановка учебной задачи на любом уроке (направляет внимание, обеспечивает его избирательность). 3. Рациональное использование средств наглядности (активизирует внимание, облегчает восприятие, побуждает к мыслительной деятельности). Например: а) использование моделей чисел 30-6. b) демонстрация абака для 9+4. 4. Предметно-практическая деятельность учащегося: рука – язык – голова (внимание более устойчиво при выполнении внешних действий, чем умственных; внимание активизируется, если мыслительная деятельность сопровождается моторикой; логика предметной деятельности человеком усваивается раньше, чем логика языка, служит основой мыслительной деятельности). 5. Разнообразие заданий, т.е. применение ВП в разных условиях (однообразие утомляет внимание, ведет к снижению интереса). Вариативность содержания, формы, средств обучения. Например: решение примеров, задач, уравнений, сравнение выражений, творческие задания; работа в ТПО, с индивидуальными карточками, перфопапками, тренажёрами; групповые формы, обсуждение, дискуссия; дидактические игры, соревнования. 6. Сравнение разных, но в некоторых отношениях сходных ВП (23·4 и 46׃2; 6+3 и 6×3). 7. Рациональная форма подачи учебного материала (она должна быть «прозрачной» для понимания и удобной для хранения информации в долговременной памяти). Образцы рассуждений должны: 1) соответствовать уровню знаний учащихся; 2) быть точными и предельно краткими; 3) иметь удобную для практического применения и для запоминания форму (см.: Пачатковая школа. - 2003. -№ 9, с.16-20). 8. Достаточная тренировочная база (умения и навыки формируются только в непосредственной деятельности). 9. Дифференциация и индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей познавательных процессов). 10. Приоритет активных методов обучения (проблемное изложение, частично поисковый, самостоятельная работа – ученик становится не потребителем информации, а её добытчиком).
5. Методические недочёты и ошибки в практике обучения вычислительной деятельности
Методические ошибки и недочёты, т.е. нарушение, несоблюдение названных условий приводит как следствие к вычислительным ошибкам учащихся. Наиболее распространенными ошибками учителей являются следующие: 1. Не придают должного внимания подбору подготовительных упражнений, которые бы наводили учащихся на самостоятельное открытие ВП. Например: 7+ 2+1. Сколько всего прибавили? Как прибавляли? 7+3 (20+16)÷2. Какое число разделили на 2? * Как это делали? Легко ли было делить? Почему? 45׃3=15 Правильно ли? Почему? 45÷15=? d) система подготовительных заданий, к примеру в учебном пособии Аргинской Ирен Ильиничны «М.2».-М.:Просвещение, 1992, с.80: - Сравните частные 90÷3, 96÷3, 6÷3 - Какие из них ты уже умеешь решать? Реши их. - Могут ли они помочь тебе найти значение третьего частного 96÷3? Какой закономерностью можешь воспользоваться? и т.д. - Организуется управляемое научное исследование. е) система подготовительных упражнений в сборнике «1500 задач и примеров». 2. Не используют соответствующие средства наглядности или используют их нерационально. 3. Пропускают отдельные операции, входящие в состав нового ВП. Например: 68×34=68×(30+4) – не читают полученный пример. Заменю.… Получился пример… Удобнее… 273 7 (в столбик) Не проверяют цифру частного, т.е. не сравнивают остаток с делителем. 4. Включают в объяснение лишние термины и хорошо известные операции, отработанные до уровня навыка. Это загромождает объяснение, делает алгоритм «непрозрачным», что создаёт дополнительные трудности для восприятия нового материала. Например: 30-6 Уменьшаемое – 30 Вычитаемое – 6 Найти разность. А лучше просто: «отнять». 18370 65, 278×65, 1003-28 (в столбик).
Что не надо объяснять, проговаривать вслух? А что должно обязательно прозвучать и быть зафиксировано?
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |