КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Арифметических действий
а+в=в+а ОС №13, 14 Легче… При осложнении числа можно… (а+в)+с=а+(в+с) ОС №14,15 2 правила: легче ед. к ед; дес. к дес. ав = ва ОС №16 Легче… ОС №17 При умножении… (а+в) ·с=ас+вс ОС №17,18 а(в+с)=ав+ас (а+в):с=а:с+в:с ОС №17,19
Правила: а:(вс)=(а:в):с=(а:с):в (а+в)-с=а+(в-с)=(а-с)+в и др. Правила нахождения неизвестных компонентов арифметических действий. Каждый из рассматриваемых вопросов арифметической теории в начальном обучении имеет не самостоятельное, а служебное значение: используется для сознательного усвоения приёмов вычислений, для рационализации вычислений, для проверки правильности вычислений, при решении текстовых задач.
Например:
а) 64:2 64:3
б) 51:17 = в) Проверь: 96:6 = 16
г) Расход Количество Общий расход на 1 пл. пл.
│ закройщица 3м? 15 м ║ закройщица 3м? 12м
От учащихся не следует требовать каких-либо отвлечённых формулировок свойств и правил. Их усвоение происходит в процессе применения. Роль: вопросы арифметической теории дают обоснование используемых ВП и способов арифметической проверки. Разрешают, подсказывают как можно вычислять, а не приказывают - нужно, надо только так и ни как иначе. Однако, обязательно нужно поступать только в соответствии с математическими законами. На начальной ступени обучения вопросы арифметической теории применяются явно или неявно.
явно неявно
Неявно: не сообщается название (имя); не даётся формулировка, запись, но применяются на основе догадки, интуиции, предшествующего опыта и здравого смысла. Например, в подготовительном классе так используется а+(в+с)=(а+в)+с 7+3=10 7+2+1=9+1=10
2. Уровни ознакомления младших школьников с вопросами арифметической теории
Знакомство младших школьников с вопросами арифметической теории может осуществляться на различных уровнях: 1. Интуитивный, основанный на догадке, чутье, предшествующем опыте, здравом смысле. Например: 7+3= 7+2+1= 10 2. Экспериментальный, при помощи научного опыта и посредства индуктивных умозаключений. Учителем готовится материал для наблюдения, испытаний, исследования. Дети выполняют практические действия с ним, наблюдают, анализируют, «открывают». Методы: неполный индуктивный вывод, моделирование. 3 Логический, т.е. путём определений или доказательств. Например: а·0=0 Определение и никаких объяснений. Равенство 0·а=0 доказывается методом неполной индукции. Следующие утверждения доказываются: 1·а=а а:а=1 а:1=а Докажите самостоятельно Доказывается невозможность деления на 0. 4. Формальный (авторитарный), Какой из этих уровней преобладает в начальной школе? 3. Неполный индуктивный вывод и моделирование как основные в НШ методы «открытия» общих закономерностей
Экспериментальный уровень основан на применении методов неполной индукции и моделирования. Сущность данных индуктивных методов как способов ПМД в следующем: 1. Обеспечивается наглядная основа формируемого знания: создаётся модель (предметная, графическая, знаковая) для некоторого частного случая без особенностей, (например, 3+1, 3+3, 0+3 с особенностями); на этой модели устанавливается частный факт и высказывается соответствующие частное суждение. 2. На аналогичных моделях рассматриваются другие частные случаи из того же класса. Каждый раз высказывается то же самое суждение (ещё 1-2раза как минимум). 3. Формулируется догадка, гипотеза о том, что этот факт, эта закономерность имеет место всегда (возможно при выполнении определённых ограничений, например, для вычитания, деления). 4. Осуществляется проверка выдвинутой гипотезы, предположения в других частных случаях. 5. Формулируется правило, закон и т.п. Т.о. «открытие» идёт по схеме: С(а1),С(а2),С(а3),…,С(ак) Ұ а € N C(а) По индукции: от частного к общему. Путь познания: наблюдение – анализ – сравнение – синтез - догадка - гипотеза - проверка гипотезы - индуктивное обобщение. Система частных фактов, подбираемых для наблюдения, должна удовлетворять следующим требованиям: 1. Содержать достаточное (min2-3) число фактов для выделения общих существенных признаков. 2. Сохранять существенные признаки при вариативности несущественных. Например: 1) а + в = в + а - моделирование с помощью абака; для тех же частных случаев - неполный индуктивный вывод. Сравнить оба метода. 2) а: (вс) - моделирование путём разрезания полосок; фабричные таблицы. Сравнить оба метода. Моделирование и неполный индуктивный вывод относятся к классу индуктивных методов. Отличительный признак моделирования – не связан с вычислительной деятельностью. Особенности метода моделирования: 1) всё внимание и все интеллектуальные силы ученика направлены на осознание сущности, причины, способа получения новых знаний; 2) проверка выдвинутой гипотезы (догадки) возможна не только при непосредственном наблюдении частных фактов, но и при исследовании воображаемых моделей. Всё это создаёт условия для более глубокой рефлексии выполненных на модели действий и их следствий, для появления внутреннего убеждения в истинности утверждения: открытие новых знаний осуществляется по существу, а не по форме, как с помощью неполной индукции. Применение моделирования связано с поиском наиболее удачной модели, исследование которой приводило бы детей к математическим открытиям. В качестве универсальной (её можно использовать при рассмотрении из теоретических вопросов) удобно использовать прямоугольник (полоску), разбитый на единичные квадраты. «Язык» такой модели:
- число 1 - число 2 + прикладывание - × разрезание : на 4 или по 2
8:4 или 8:2 6·10
4. Этапы работы по овладению младшими школьниками теоретическими знаниями
Овладение теоретическими знаниями осуществляется целенаправленно и планомерно: 1. Ознакомление с правилом Рекомендуются методы: неполная индукция и моделирование в сочетании с методами демонстрации, наблюдения, беседы, практической работы. Например, 1) работа по фабричной таблице; 2) а + в = в + а М 2 3) а + в = в + а моделирование с полосками, с двухрядным абаком 2. Закрепление правила путём его применения при выполнении упражнений разных видов: - решить пример двумя (тремя) способами; - решить удобным способом; - решить текстовую задачу разными способами; - сравнить выражения. 3.Практическое применение правила для введения вычислительных приёмов и последующего формирования вычислительных навыков.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |