Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства сознания

Сознание характеризуется:

а) активностью, обеспечивающей целеполагающую деятельность человека;

б) интенциональностью (направленностью на предмет: сознание всегда – осознание чего-либо);

в) способностью к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания), отделенностью «Я» от не «Я», различением субъекта и объекта;

г) мотивационно-ценностным характером;

д) различной степенью (уровнями) ясности;

е) внутренним диалогизмом (порожденным структурой совместной деятельности);

ж) социальным характером (включая опосредованность знаковыми, в том числе вербальными и символическими структурами);

з) включением в его состав наряду с совокупностью знаний, также и совокупности отношений;

и) изменчивостью, непрерывностью, единством, узостью сознания.

Сознание это процесс непрерывный и вместе с тем дискретный. Бодрствуя, человек каждое мгновение «находится в сознании», но осознание им действительности осуществляется в виде дискретных актов сознания. Объекты сознания дискретны, дискретны и акты их осмысления.

В постоянном потоке психических явлений возникают, проносятся и как бы уплывают единичные состояния, образы, мысли, интересы, но общий строй сознания личности остается относительно устойчивым.

Сознание является интегральным моментом психических процессов. В переливающийся поток разнообразных впечатлений сознание активно вносит определенный порядок.

Начинаясь с чувственного отражения, в образах которого человеку непосредственно является мир вещей, их свойств, отношений, сознание поднимается до уровня мышления, в процессе которого осуществляется осознание и выделение существенных связей вещей. Познание значительно шире сознания, включает в себя множество неосознанных процессов.

Знание как ядро сознания проникнуто сложной тканью эмоциональных переживаний, целевой устремленности, намерений и интересов. Умственные процессы оказывают огромное влияние на чувства. В свою очередь чувства не менее активно влияют на разум.

Практическая деятельность – завершающий этап движения сознания. Человек активно воздействует на окружающие его вещи, процессы. Он преобразует их, придает форму и свойства, необходимые для удовлетворения своих потребностей. Активность выражает проекцию личности в будущее и обозначается понятиями потребность, цель, план.

Действия детерминируются не только характером ситуации и потребностями, но и пониманием ситуации, гипотезами о том, что возможно и реально. Причем, чтобы стать фактором, детерминирующим деятельность, потребность должна трансформироваться в цель, представляющую собой идеальную модель желаемого будущего. Сила, осуществляющая намерение, есть воля, проявляющаяся в единстве мысли и чувства, ориентированных на свою объективацию в деле. Воля есть осуществление мышления в действии.

Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в его сознании, превращается в идеальное. В свою очередь, сознание, идеальное претворяется в действительность, в реальное.

Личное сознание – социально организованное явление. Сознание каждого человека вбирает в себя опыт, знания, убеждения, верования, заблуждения, оценки той социальной среды, к которой он принадлежит.

Личное сознание представляет собой аккумулированный опыт истории. В то же время оно избирательно относится к идеям, принадлежащим общественному сознанию: что-то приемлет и делает своим, а что-то отвергает и осуждает.

Механизмом, регулирующим превращение общественного сознания в индивидуальное и наоборот, является процесс общения, коммуникации.

 

1.4. Язык и сознание человека

Язык как система кодов, обозначающих предметы, их действия, качества или отношения, и служащих средством передачи информации, имел решительное значение для перестройки сознательной деятельности человека. Наряду с трудом, совместной деятельностью язык является основным фактором формирования сознания.

1) Язык, обозначая предметы и события внешнего мира, позволяет выделить эти предметы, направить на них внимание и сохранить в памяти. Поэтому можно сказать, что язык удваивает воспринимаемый мир, помогает создавать мир внутренних образов.

2) Язык делает возможным процесс отвлечения (абстракции) и обобщения. Слова языка не только указывают на вещи, но и абстрагируют их существенные свойства, относят их к определенным категориям. Слово совершает за человека ту грандиозную работу по анализу и классификации предметов, которая сформировалась в длительном процессе общественной истории. Поэтому язык не только средство общения, но и орудие мышления, обеспечивающее переход отражения мира из чувственного к рациональному.

3) Язык служит основным средством для передачи информации, сложившейся в общественной истории человечества. Язык является важнейшим средством развития сознания.

Язык проникает во все сферы сознательной деятельности человека.

Язык существенно перестраивает процессы восприятия и создает новые законы этого восприятия.

Язык существенно влияет на процессы внимания человека, который оказывается в состоянии управлять своим вниманием. Внимание становится управляемым, произвольным.

Язык существенно изменяет память человека. Память, опирающаяся на речевые процессы, становится сознательной мнестической деятельностью (человек ставит перед собой цель запомнить, организует запоминаемый материал, расширяет объем сохраняющейся в памяти информации, произвольно возвращается к прошлому).

Язык человека позволяет ему оторваться от непосредственного опыта и обеспечивает появление воображения, которое лежит в основе управляемого творчества.

На основе языка формируются сложные формы абстрактного и обобщенного мышления, появление которых обеспечивает переход от «чувственного к рациональному».

Существенный вклад вносит язык в перестройку эмоциональных переживаний. Оценка соотношений реально выполняемых действий с исходными намерениями, возможность обобщенной формулировки своих удач и неудач приводит к тому, что у человека формируются переживания и длительные настроения, которые далеко выходят за пределы непосредственных аффективных реакций и которые неразрывно связаны с его мышлением, протекающим при ближайшем участии языка.

Если у животных выработка новых форм поведения требует подкрепления ответа на условный сигнал и многократного повторения условных сигналов с безусловным подкреплением, то в случае сознательной деятельности человека картина меняется. Новая форма сознательного поведения может возникнуть у него на основе речевой формулировки правила. Достаточно дать человеку инструкцию, что ему делать, чтобы это новое действие сразу же появилось и стало прочным.

Появление любого действия, выполняемого на основе речевой инструкции не требует «безусловного» (или биологического) подкрепления, не угасает, если инструкция не повторяется. «Переделка» такого действия обычно достигается предъявлением новой инструкции. Все это свидетельствует об огромной пластичности и управляемости процессов сознательного поведения человека.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Жизнеобеспечения человека | Состояния сознания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.