КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура конфликта.Структуру конфликта можно выразить формулой:Конфликт есть конфликтная ситуация плюс инцидент
Основные структурные компоненты конфликта: объект конфликта; участники (оппоненты) конфликта; наличие объекта и участников конфликта образует конфликтную ситуацию; инцидент. Дополнительные структурные компоненты конфликта: Условия протекания. Образы конфликтной ситуации. Возможные действия участников конфликта. Возможные исходы конфликтных ситуаций. Цели, мотивы и задачи конфликтующих сторон определяют позиции субъектов – внутренние и внешние. Первые представляют собой открыто предъявляемые требования к оппоненту. Вторые содержат истинные мотивы вступления в конфликт. Внутренняя позиция может не совпадать с внешней. Кроме того, она может быть неосознаваемой и самим субъектом. Для конструктивного разрешения конфликта необходимо правильно осмыслить свою внутреннюю позицию. В структуру конфликта включают также ранги оппонентов. Оппонент первого ранга – это индивид, который выступает в конфликте от своего имени и отстаивает собственные интересы и цели. Оппонент второго ранга – индивид (или группа), который выступает от имени группы и преследует ее цели. Оппонентом третьего ранга является индивид (или структура), выступающий от имени структуры, которая состоит из взаимодействующих простых групп. Ранги могут продолжаться и далее. Выделяют также оппонента нулевого ранга. Это человек, который находится в споре с самим собой и только вырабатывает свою позицию, свое решение. В моноэтнической группе, как показало проведенное исследование, ценности группы (общенациональные) всегда выходят на первое место и существенно влияют на содержание и развитие конфликта. Функции конфликта. Конфликты могут выполнять позитивные и негативные функции. Стадии протекания. В реализации конфликта как процесса выделяют четыре основные стадии: возникновение объективной конфликтной ситуации; осознание участниками объективной конфликтной ситуации; переход к конфликтному поведению; разрешение конфликта. Поведение в условиях конфликта. Любой конфликт вызывает и сопровождается определенным поведением его участников. Оно представляет собой взаимодействие человека с окружающей средой в виде внешней (двигательной, выразительной) и внутренней (психической) активности. Существует много видов поведения, которые классифицируются по разным критериям. По психологическим механизмам его разделяют на: а) формальное – соответствующее правилам, предписаниям («правильное»); б) неформальное, которое непосредственно не связано с реализацией целей совместной деятельности (например, приятельские отношения между людьми) и которое может быть как полезно, так и вредно для нее; в) антиформальное, противоречащее правилам, установленным в обществе (например, недисциплинированность); г) внеформальное, реализующее цели группы, но не укладывающееся в установленные правила (творческое). Правильная интерпретация особенностей поведения может быть дополнена использованием основных положений концепции американского психолога Т. Лири о стилях межличностных отношений людей и их соотнесением с конкретными характеристиками их конфликтного поведения (табл.). В процессе конфликтного взаимодействия с другими людьми личность реализует себя в определенном стиле межличностных отношений, наполняющим ее поведение определенными характеристиками.
Таблица
Виды конфликтов. Конфликты можно классифицировать по разным основаниям. I. В зависимости от способа разрешения конфликты бывают: а) антагонистическими (предполагают способы их разрешения в виде разрушения структур всех конфликтующих сторон, кроме одной, или полного отказа всех конфликтующих сторон, кроме одной, от стремления достичь своих целей); б) компромиссными (допускают несколько вариантов разрешения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, выбора способов решения, изменения сроков реализации поставленных задач, изменения условий взаимодействия и т.д.). II. В зависимости от природы возникновения конфликты делятся: а) на социальные (высшая стадия развития противоречий в системе отношения людей, социальных групп, социальных институтов, характеризующихся усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов), которые делятся на: межгосударственные, национальные, этнические, межнациональные; б) организационные (протекающие в рамках предприятий, организаций и их подразделений и являющиеся следствием организационного регламентирования деятельности личности: функционального закрепления за работниками прав и обязанностей, внедрения формальных структур управления, распределительных отношений в организациях и т.д.); в) эмоциональные или личностные (эти конфликты вызываются чувством зависти, антипатии, обусловлены быстрой реакцией индивида на ущемление его интересов). III. В зависимости от направления воздействия конфликты делятся: а) на вертикальные (предполагают взаимодействие субъектов вертикального подчинения: руководитель—подчиненный, предприятие—вышестоящая организация); б) горизонтальные (предполагают взаимодействие равных по иерархической власти субъектов). IV. В зависимости от преобладания последствий для участников конфликты бывают: а) конструктивными (в качестве своих последствий имеют преимущественно позитивные функции для группы, личности: сплочение коллектива, выработки новых решений сложных задач и т.д.); б) деструктивными (ведут преимущественно к разрушению организаций, в которых они происходят). V. В зависимости от степени выраженности делятся: а) на открытые (характеризуются открытым столкновением оппонентов); б) скрытые (при таких конфликтах отсутствуют агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но используются косвенные способы воздействия); в) потенциальные (предполагают наличие конфликтной ситуации, но открытого столкновения не происходит, существует скрытое противодействие). VI. В зависимости от количества участников конфликты бывают: а) внутриличностные (столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов); б) межличностные (предполагают столкновение индивидов между собой); в) между личностью и группой (возникают при несоответствии поведения личности нормам группы, ее ожиданиям); г) межгрупповые (при которых конфликтующими сторонами выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и препятствующие осуществлению своих намерений). Основные типы конфликтов: конфликт ценностей, конфликт интересов, ресурсный конфликт; конфликт средств достижения, конфликт потенциалов, конфликт правил взаимодействия. Урегулирование конфликтов. Любой конфликт когда-нибудь завершается. Завершение конфликта – это окончание конфликта независимо от причин, по которым он возник. Завершение конфликта может происходить несколькими путями, среди которых обычно выделяют следующие: 1) полное прекращение конфликта путем взаимного примирения сторон на какой-либо основе; 2) прекращение конфликта вследствие победы одной из сторон; 3) ослабление конфликта почти до полного примирения на основе взаимных уступок или уступок одной из сторон; 4) трансформация конфликта путем перерастания его в новый конфликт, который затмевает первый, или перерастания в перманентную конфликтную ситуацию; 5) постепенное затухание конфликта на основе самопроизвольного течения; 6) механическое уничтожение конфликта; 7) основными формами завершения конфликта являются: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт. Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих его сторон (или хотя бы одной из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу. Можно назвать несколько этапов разрешения конфликта: 1) установление действительных участников конфликтной ситуации; 2) выявление мотивов, целей, способностей, особенностей характера, профессиональную компетентность участников конфликта; 3) изучение существовавших до конфликтной ситуации межличностных отношений участников конфликта; 4) определение истинной причины возникновения конфликта; 5) изучение намерений, представлений конфликтующих сторон о способах разрешения конфликта; 6) выявление отношений к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении; 7) определение и применение способов разрешения конфликтной ситуации, которые были бы адекватны характеру ее причин, учитывали бы особенности лиц, вовлеченных в конфликт, носили бы конструктивный характер, соответствовали бы целям улучшения межличностных отношений и способствовали бы развитию коллектива. Затухание конфликта – это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта и напряженных отношений между его участниками. Конфликт переходит из «явной» формы в скрытую. Затухание конфликта обычно происходит в результате: истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы; потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта; переориентации мотивации сторон (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте). Под устранением конфликта понимается такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на «неконструктивность» устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей). Перерастание в другой конфликт случается тогда, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта. Критериями конструктивного разрешения конфликта являются степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта, и победа в нем правого оппонента. Внешним проявлением конфликтного поведения являются его стратегии, состоящие в выборе и воплощении в жизнь конкретных тактик межличностного взаимодействия (амер. психолог К. Томас): соперничество (противодействие); сотрудничество; избегание; приспособление; компромисс. Модели разрешения конфликтов: модель арбитража, модель посредничества. Контрольные вопросы и задания 1. Что такое конфликт? 2. Какие позитивные и негативные функции конфликта вам известны? 3. В чем состоит содержание и какова динамика конфликта? 4. Какие пути разрешения конфликтов вы знаете? ЗАКЛЮЧЕНИЕ Одним из условий эффективной деятельности будущего специалиста, несомненно, является знание социально-психологических закономерностей развития личности и социума. Поэтому социальная психология является общеобразовательным курсом профессиональной подготовки студентов в вузе. Курс лекций предназначен будущим специалистам, которым предстоит в скором времени работать в различных сферах человеческой деятельности и решать сложные задачи социального развития. Данный курс призван показать студентам целостную картину достаточно многогранной области социальной психологии, помочь осознать некоторый круг проблем, с которым им предстоит встретиться в своей жизни и будущей профессии. Знания научно-теоретического и прикладного характера по проблемам социальной психологии могут помочь им на этапе личностного и профессионального становления и развития.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |