КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет и принципы экономической науки
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ЭКОНОМИКЕ Rank Xerox DokuTech 135 и DocuColor 2060. Адрес: г. Донецк [1] См.: Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М., 1972, с. 204. [2] Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1970, с.190. [3] Подробно см.: Е.Вятр. Социология политических отношений. М.: Прогресс, 1979, с. 106-136. для студентов неэкономических специальностей (с итоговым тестированием)
Составитель Федонина О. В.
1.Предмет и функции «экономики». 2.Экономические категории и экономические законы. 3.Производительные силы и производственные отношения. Экономическая эффективность. 4.Методологические основы экономической науки. 5.Экономическая система общества.
1. Предмет и функции «экономики». Проблема предмета исследования является одной из спорных в экономической науке, и дискуссии по этому вопросу продолжаются до сих пор. Дело в том, что от решения этой проблемы во многом зависят область, методы анализа, практические предложения. Сложность вопроса усугубляется еще и тем, что в современной экономической науке с ее делением на микро- и макроэкономику имеются соответственно адекватные определения предмета. Авторы предлагают свои определения как предмета экономической науки в целом, так и ее основных разделов... Жизнь общества, его членов бесконечно многогранна. Это – культура, наука, учеба, отдых, путешествия, спорт и, наконец, производство различных благ и услуг. Что же здесь является главным? Ответить на этот вопрос не так просто, ибо нет человека, который бы занимается чем-то одним. Есть область деятельности, которая лежит в основе существования всего общества и каждого человека, вне зависимости от того, где он проживает — в далекой Австралии, в жаркой Флориде или на суровых Курилах. Это — экономическая деятельность, без которой немыслимы все другие виды жизнедеятельности. Впрочем, к этому мы еще вернемся. Экономическую деятельность осуществляют не просто члены общества, но экономические агенты, к которым относятся не только рядовые работники во всех сферах национального хозяйства, но и менеджеры, банкиры, владельцы домов и квартир, акций и облигаций, земельных участков, фермеры, генеральные директора предприятий и т. д. Все они могут принимать необходимые решения" в рамках своей хозяйственной компетенции и реализовывать их, используя различные методы и средства. Деятельность экономических агентов, закономерности, ее определяющие, составляют предмет экономической теории, но это далеко не все. При принятии решений они исходят из того, что некоторые параметры экономики на ее различных уровнях являются как бы заданными для экономических агентов, хотя большая часть их — результат их хозяйственной и иной деятельности. Экономическая история и современная хозяйственная практика свидетельствуют, что экономическим агентам постоянно приходится решать три основных вопроса: ЧТО И СКОЛЬКО ПРОИЗВОДИТЬ? КАК ПРОИЗВОДИТЬ? ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ? из ограниченных ресурсов[1]. Результатом (прямым или косвенным) деятельности экономических агентов выступают блага: товары и услуги. Чем развитее общество, тем выше удельный вес и значимость услуг. Чтобы осуществлять производство, необходимы капитальные блага, или фонды. Они, в свою очередь, делятся на предметы труда (непосредственно добываемые сырые материалы и полуфабрикаты), а также орудия труда (машины: станки, химические установки, ЭВМ; транспортные средства и т. д.). Важнейшие характеристики экономики — это ее эффективность, степень материализации в ней достижений научно-технического прогресса (НТП), место человека в экономике. Но главное — насколько выпускаемые товары и услуги соответствуют потребностям потребителя.
Предмет экономической теории в целом. Предметом Общей Экономической Теорией являются экономические отношения (производственные отношения) возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо от экономической формации общества. В соответствии с тем или иным подходом к форме производства существуют различные определения предмета экономической теории. По К. Марксу и В. И. Ленину (хотя в их работах отсутствуют специальные определения), предметом политической экономии являются экономические отношения производства, распределения, обмена и потребления на различных этапах развития общества. По мнению авторов данного учебника, с таким подходом согласиться нельзя. Предметом экономической науки является поведение людей в процессе производства благ в мире ограниченных ресурсов и управление им. Целью здесь выступает достижение максимального удовлетворения безграничных потребностей человека на основе обеспечения прибыли. В марксистско-ленинской политической экономии было два основных раздела: «Капитализм» и «Социализм»[2]. И соответственно — два «вторичных» предмета. В экономической науке не было и нет такого деления. В основу классификации разделов положен принципиально иной принцип: национальное хозяйство в целом (макроэкономика) и другой уровень — функционирование фирм и домохозяйств. Под последними принято понимать группы людей, которые совместно используют свое имущество, свой доход; они совместно принимают решения, все созданные блага используют внутри домохозяйств. Домохозяйства предлагают на рынке факторы производства. Остановимся вначале на особенностях предмета микроэкономики. Во-первых, это исследование поведения фирмы, домохозяйства как экономических агентов в рыночной системе и, следовательно, с учетом постоянного выбора решений, колебаний цен в процессе взаимодействия спроса и предложения и определения издержек. Во-вторых, это исследование воздействия государства (парламент, регулирующие государственные органы, суды и т. п.) на фирмы, домохозяйства. И, в-третьих, изучение конъюнктуры и факторов, определяющих ее, на частных рынках. В-четвертых, исследование таких явлений, как интересы индивидов, полезность благ и услуг, спрос и предложение. Как сказано выше, макроэкономика исследует национальное хозяйство (или мировое хозяйство) как единую систему. Поэтому ее предметом выступают отрасли и сферы экономики, хозяйственные связи между ними, развитие национального хозяйства. Предметом макроэкономики являются такие явления и процессы, как занятость и безработица, общая динамика цен, национального дохода, расходов и т. д. Следует обратить внимание на то, что главное различие между микро- и макроэкономикой заключается не в масштабах исследуемых ими объектов, а в тех имеющих место в национальных хозяйствах экономических процессах, которые составляют эти объекты. В связи со сказанным встает вопрос: что раньше изучать — микро- или макроэкономику. В изданных учебниках и учебных пособиях на русском и иностранных языках нет единства по этому поводу. Авторы исходят из того, что более правильным является последовательность — сначала микроэкономика, затем макроэкономика. Основанием для такого подхода выступает следующее. В разделе «Микроэкономика» изучаются экономическое поведение отдельного экономического агента и факторы, его определяющие. Макроэкономика, как отмечалось выше, рассматривает национальное хозяйство в целом как единую систему, воздействующую с различных сторон на поведение рыночного субъекта. Отсюда следует, что прежде, чем исследовать, как, какими средствами и методами осуществляется это воздействие, необходимо изучить его объект воздействия, ибо выбор средств и методов в значительной степени зависит именно от него. Представляется, что своеобразным «соединительным мостиком» между микроэкономикой и макроэкономикой при их изучении выступает тема, посвященная проблемам общего равновесия. В настоящем учебнике с этой темы начинается рассмотрение вопросов макроэкономики. Примерно такой же подход использован в учебнике Д. Хаймана.
Функции экономической науки. Развитие производства товаров и услуг невозможно без привлечения достижений всех наук, в том числе и экономических. В самом начале — использование накопленного опыта, интуиция. Затем — собственно научные знания, но преимущественно эмпирические. И лишь примерно с XIX в. на первый план выходит теоретическая наука. На этом этапе закономерна постановка вопроса о функциях экономической науки. Во-первых, это познавательная функция, которая в особых комментариях не нуждается. Здесь необходимо заметить, что проведение экспериментов обходится крайне дорого и затрагивает интересы значительного числа людей. Так, проводящаяся сейчас в России экономическая реформа на первых своих этапах представляла собой в значительной степени экономический эксперимент. Что касается использования методов математического моделирования, то они пока еще далеки от совершенства. Вместе с тем ряд. • разработок Центрального экономико-математического института Российской Академии наук послужил базой для прогнозирования хода экономической реформы в России. Во-вторых, методологическая функция — разработка методов, средств, научного инструментария, необходимых для исследований всем экономическим наукам. В-третьих, практическая функция — непосредственное обеспечение экономической политики; управления производством на различных «этажах» экономики. В заключение рассмотрения вопроса о предмете экономической науки отметим следующее. Невозможно изучать современную рыночную экономику лишь с позиций микро- или макроэкономики. Так, деятельность отдельной фирмы в значительной степени определяется фискальной политикой государства. В то же время социальная политика государства в значительной степени и, следовательно, благосостояние граждан прямо и косвенно зависят от эффективности деятельности фирмы. Закономерным можно полагать взаимопроникновение макро- и микроэкономики, о чем в последнее время пишут ученые-экономисты на Западе. Что такое «экономикс»? Авторы предлагают следующее определение: Экономикс — это главный компонент современной экономической науки, использование которого позволяет наиболее эффективно решать основные вопросы экономического развития общества: что (и сколько) производить? как производить? для кого производить?
2. Экономические категории и экономические законы. Экономическая категория – это логическое понятие, отражающее в наиболее общем виде какое-либо экономическое явление или процесс. Экономический закон - необходимая существенная, постоянно повторяющаяся, причинно следственная связь экономических процессов и явлений. Другими словами – это законы, касающиеся процессов производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Ограниченность экономических ресурсов — объективный закон, диктующий необходимость соответствующего субъективного поведения людей в системе хозяйствования. Закон редкости ресурсов, или ограниченность производственных возможностей, влияет на любой фактор производства — идет ли речь о человеке как работнике или же об орудиях и предметах его труда. В каждый данный момент любым экономическим ресурсам и факторам производства — труду, земле и ее ископаемым, капитально-техническим компонентам производства — свойственна ограниченность: их количество фиксировано и имеет пределы; применение многих, в особенности первичных, экономических ресурсов в какой-либо одной сфере исключает возможность одновременного их использования в другой. Например, такой первичный ресурс, как земля, ограничен не только в смысле естественных планетарных пределов земной суши или географически обозначенных территорий и границ отдельных стран. Земле как экономическому ресурсу свойственна редкость, ограниченность также в том смысле, что каждый конкретный ее участок в одно и то же время может быть использован только в одной Отрасли: либо для выращивания сельскохозяйственной продукции, либо под строительство, либо для добычи природных ископаемых. Использование данного земельного участка в какой-либо одной отрасли исключает возможность его одновременного использования в других, несмотря на то, что потребность в этом существует. Другим важным экономическим законом является закон безграничности и неутолимости потребности общества (индивидов, институтов). Потребность — это нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом. Экономисты изучают материальные потребности, под которыми понимается желание потребителей приобрести и использовать товары и услуги, доставляющие им удовольствие или удовлетворение. Историю экономической цивилизации, с рассматриваемой точки зрения, можно представить как процесс формирования и реализации индивидуальных и институционных потребностей. В процессе удовлетворения потребностей формируются новые в количественном и качественном отношении потребности. Непрерывное возрастание, или возвышение, потребностей подтверждается многочисленными фактами из экономической эволюции человечества. Человек прошел все этапы — от примитивного потребления ресурсов природы до рационального освоения и использования природных, человеческих и произведенных человеком ресурсов. Потребности подразделяются на первичные удовлетворяющие жизненно важные нужды человека (потребности в одежде, питании, жилье), и вторичные, к которым относятся все остальные (например, потребности досуга: кино, театр, спорт). Широкий спектр продуктов, предназначенных для удовлетворения потребностей, иногда подразделяют на предметы первой необходимости и предметы роскоши. Нет большой необходимости доказывать условность такого деления. То, что является предметом первой необходимости для одного человека, может оказаться предметом роскоши для другого, и наоборот, то, что еще недавно считалось предметом роскоши, теперь является самым обычным предметом первой необходимости. К материальным потребностям относятся и услуги, которые, наравне с товарами, удовлетворяют наши потребности (ремонт автомобиля, стрижка волос, консультация юриста, удаление аппендикса и т. п.). Многие изделия и покупаются ради услуг автомобиль, стиральная машина и др. В состав материальных включаются также потребности предприятий, правительственных учреждений и общественных организаций. Частным предприятиям необходимы здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, складские помещения и многое другое для выполнения производственных целей. Обществу, для удовлетворения коллективных потребностей граждан страны, необходимы железные дороги, шоссе, школы, больницы, военная техника. Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (например, воздух), другие — в ограниченном. Последние называют экономическими благами. Поскольку экономические блага имеются в ограниченном количестве, то для их получения нужны средства — ресурсы. 3. Производительные силы и производственные отношения. Экономическая эффективность. В материальной основе для нормального развития человеческой цивилизации является прогрессивное развитие общественного производства. Для того чтобы раскрыть закономерность открытия общественного производства, необходимо рассматривать развитое производство, как таковое вообще. Производство вообще это научная абстракция представляющая собой совокупность всеобщих черт присущих производству, не зависящих от его специфических форм. Эти всеобщие черты производства дают представление об экономических условиях производства жизненных благ необходимых для прогресса человечества. В то же время они позволяют определить единое для всех ступеней развитие цивилизации присущее производству свойство, причем специфическое свойство. А с другой стороны это позволяет определить то всеобщее что даст возможность ясно и глубже увидеть и понять существующие различия, которые разграничивают эти ступени общественного развития. Изучая производство, надо четко понять, что его конечной целью является потребление. И только при условии нормального свободного потребления производство может быть нормальным. Между производством и потреблением лежит сложная, теоретически противоречивая связь, и при всей важности производства оно имеет смысл только в том случае, если есть свободное потребление, так как свободное потребление цель и движущиеся мотивы производства. Оно определяет объем, структуру и качество общественного производства. Потребление материальных благ не однозначно, следует различать производительное и личное потребление. Производительное потребление это есть процесс производства, где потребляемые средства производства (орудия и предметы труда), а также производственное потребление силы человека, т.е. расход его физической и духовной силы. Личное потребление оно напротив происходит не на производстве, а за его пределами. Личное потребление включает в себя потребление людьми пищи, одежды, жилища и т.д. В производственном потреблении продукт создается, а в личном - уничтожается. В производстве потребляют средства производства, а люди потребляют предметы потребления. Взаимосвязь между производством и потреблением взаимно обуславливаются, т.е. производство определяет потребление, но в то же время потребление определяет и производство. Производство порождает потребность в произведенных продуктах, т.е. создает импульс потребления. Производство всегда ведет за собою потребление, определяющее, в конечном счете, его объем и многообразие, а потребление активно влияет на производство. Прекращается производство вещи ненужной для потребления, утратившей свое значение как полезного продукта. В то же время потребление каких-либо продуктов требует дальнейшего их создания и по мере удовлетворения старых потребностей побуждает и вызывает к жизни новые потребности людей. Связующими звеньями между производством и потреблением являются распределение и обмен. Под распределением следует понимать распределение произведенных материальных и нематериальных ценностей на принципе господствующей формы присвоения, т.е. собственности. Таким как присваиваются продукты труда, какая часть из них идет на производительное и личное потребление, вот эти вопросы составляют содержание процесса распределения продуктов в любом общественном производстве. Любое общественное производство человеческой цивилизации для своего осуществления должно иметь определенные условия, при которых процесс производства мог бы протекать нормально. Этими условиями являются: 1) отношение человека к природе; 2) отношения между людьми. Для осуществления процесса производства необходимы три простейших момента: 1) сам труд, 2) средства труда, 3) предмет труда. Труд - целесообразная деятельность человека направленная на отделение вещества от природы и приспособления его к потребностям людей. Труд это затрата и расходование рабочей силы человека в процессе создания материальных и нематериальных благ. Существуют две неразрывно связанные между собой стороны социального производства: производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди, обладающие определенным производственным опытом, навыками к труду и приводящие эти средства производства в действие. Люди – основной элемент производительных сил общества. Поэтому производительные силы неправильно отождествляют только с техникой и с другими материальными элементами производства. Производительные силы существуют лишь как общественные производительные силы. Вступая в активное взаимодействие с природой, люди одновременно вступают и в общественные отношения между собой, посредством которых только и возможно само это взаимодействие. Определенные связи и отношения, в которые независимо от их воли и сознания вступают люди в процессе материального производства, называются общественно-производственными или экономическими отношениями. Рабочая сила - это совокупные физические и духовные способности человека, которые могут быть направлены на создание материальных и нематериальных благ. Для осуществления процесса труда человек создает и употребляет для производства орудия и средства труда. Средства производства – это совокупность предмета труда и средства труда, а так же технологии – способа соединения производства и рабочей силы. Средство труда это комплекс вещей или вещь, с помощью которых человек воздействует на природу. Предметы труда это материалы или вещества данные природой, которые подвергаются воздействию человека для приспособления их к удовлетворению потребностей людей. В основе всей системы производственных отношений лежат: 1) социально-экономические отношения – отношения собственности на средства производства. От типа собственности на средства производства зависят содержание и конкретное сочетание общих и частных экономических интересов членов общества, его социальная структура, место и положение людей в социальном производстве. 2) организационно-экономические отношения, определяющиеся процессами: разделения труда, кооперации, централизации, комбинирования. Эффективность использования ограниченных ресурсов. Проблема эффективности — основная проблема экономической теории, которая исследует пути наилучшего использования или применения редких ресурсов с тем, чтобы достичь наибольшего или максимально возможного удовлетворения безграничных потребностей общества (цель производства). Таким образом, экономическая наука — это наука' об эффективности, об эффективном использовании редких ресурсов. Экономическая эффективность характеризует связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате этого процесса количеством какого-либо продукта, т. е. охватывает проблему «затраты—выпуск». Большее количество продукта, получаемого от данного объема затрат, означает повышение эффективности. Меньший объем продукта от данного количества затрат указывает на снижение эффективности.
4. Методологические основы экономической науки. Методология — это учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Способы познания существенно зависят от объектов познания. Так, способы познания экономических процессов отличаются от изучения, скажем, высокотемпературной плазмы. Вместе с тем, если исследователь хочет получить истинные экономические знания, то он должен следовать (если это настоящий ученый, а не дилетант) диалектическому методу, который детально изучается в курсе философии. Далее. Форм и способов научного познания много, и большинство из них используется в экономических исследованиях. Это — наблюдения (статистические), обработка полученного материала посредством синтеза и анализа, индукции и дедукции, системного подхода, разработка гипотез и их проверка, проведение экспериментов, разработка моделей в логических и математических формах. Более подробно остановимся на методе научной абстракции, которым часто приходится пользоваться. Его суть — освобождение наших представлений о предмете исследования от частного, подчас случайного, кратковременного, единичного, и нахождение в них сущностного, постоянного, типичного. Только при таком подходе можно выявить сущности высокого порядка и дать достаточно точное описание предмета, сформулировать соответствующие законы, при необходимости придать им математическую форму. При использовании метода абстракции возникает вопрос о границах абстрагирования ибо можно до такой степени отбрасывать частности, что наше представление о предмете не будет соответствовать действительности и в нем возникнет совершенно иной объект. Точных границ абстрагирования нет, здесь все решают чутье и талант исследователя. Следующая ступень познания— это движение от общего к частному, от абстрактного к конкретному, если в результате абстрагирования создаются условия для формулирования новых теорий, концепций, принципов, а также экономических законов. Важно отметить, что истина всегда существует в форме системы, ибо все элементы предмета взаимодействуют между собой. В динамике системы и ее отдельных элементов важно выявить единство исторического и логического, ибо в каждом национальном хозяйстве, в каждой фирме, в каждом домашнем хозяйстве те же самые экономические процессы и явления могут выглядеть совершенно по-разному: что вчера было функцией, сегодня выступает в качестве аргумента. Наиболее сложной задачей является моделирование экономических процессов и систем, ибо без этого резко снижаются достоверность научных результатов и их практическая значимость. Математическое моделирование в экономике достаточно сложно: неразработанность ряда областей математики, огромный объем информации, относительно короткие сроки, отводимые на обработку данных. Сложность обусловлена и тем, что экономика — многомерная система, характер Функционирования и развития которой носит в значительной степени стохастический характер, т. е. параметры, условия функционирования и характеристики состояния представлены в ней случайными величинами и связаны случайными, нерегулярными зависимостями. Следовательно, характеристика состояния модели определяется не однозначно, а через законы распределения их вероятностей. В экономической науке существует направление, представители которого придают особое значение математическим методам исследований. Среди них — классики: М. Вальрас, В. Парето, У. Джевонс. Из современных представителей выделим В. Леонтьева, Л. Канторовича, С. Шаталина, В. Макарова, А. Аганбегяна, А. Гранберга, К. Вальтуха, В. Дадаяна, А. Анчишкина. Особого внимания заслуживает Дж. Нейман — математик, физик, кибернетик, который в содружестве с экономистом Принстонского университета О. Моргенштерном опубликовал в 1944 г. классическую работу «Теория игр и экономическое поведение», в которой исследованы многие проблемы экономического развития на основе теории игр. Прогностическое моделирование исключительно актуально в условиях Перехода России к рыночной экономике. Однако разработка моделей пока существенно запаздывает, и они явно недостаточно учитываются руководящими органами нашей страны.
5. Экономическая система общества. Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять и многие закономерности хозяйственной жизни общества. В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением. В процессе взаимодействия этих сфер происходит преобразование ресурсов, имеют место их потоки наряду с потоками товаров и услуг. Важные элементы любой экономической системы: 1)социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; 2)организационные формы хозяйственной деятельности; 3)хозяйственный механизм, то есть способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне, а также система стимулов и мотиваций, которым руководствуются участники хозяйственной жизни; 4)конкретные экономические связи между предприятиями и организациями. Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов. Любое общество должно найти ответы на следующие три вопроса: – что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве? – как эти товары и услуги надо произвести? – кто получит и сможет потребить (использовать) эти товары и услуги? В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство,- рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) – и две нерыночные системы – традиционная и административно-командная. Кроме того, переход бывших социалистических стран – России, других стран СНГ, стран восточной и центральной Европы, а также социалистического Китая и Вьетнама к рыночным отношениям привел к формированию экономической системы переходного типа. Традиционные системы. В некоторых так называемых слаборазвитых странах действуют традиционные, основанные на обычаях, экономические системы. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях, освященных временем. Экономические роли индивидуумов определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Технический прогресс проникает в эти системы с большими трудностями, так как он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя. Командная экономика. Все решения по основным экономическим проблемам принимает государство. Все ресурсы здесь составляют собственность государства. Централизованное экономическое планирование охватывает все уровни — от домашнего хозяйства до государственного. Распределение ресурсов осуществляется на основе долговременных приоритетов. В силу этого производство благ постоянно отрывается от общественных потребностей. Рыночная экономика. В рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы: что? как? и для кого? — определяют рынок, цены, прибыль и убытки. «Что?» решается платежеспособным спросом, голосованием деньгами. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет стремиться удовлетворить желание потребителя отдать деньги за нужный ему товар. «Как?» решается производителем, стремящимся получить больший доход. Поскольку установление цен от него не зависит, то для достижения своей цели производитель должен произвести и продать как можно больше товаров и по более низкой цене. Для этого он должен произвести товар с более низкими издержками, чем его конкурент. «Для кого?» решается в пользу потребителей с наибольшим доходом. Следует сразу оговориться, что чистой рыночной экономики никогда не существовало. Смешанная экономика. Современная рыночная система являет собой широкое разнообразие смешанных форм. Проиллюстрируем это на примере экономики некоторых развитых стран. Шведская система характеризуется энергичным участием государства в обеспечении экономической стабильности и перераспределении доходов. Сердцевиной шведской системы является социальная политика. Для ее успешного проведения "установлен высокий уровень налогообложения, который составляет более 50 % валового национального продукта. В результате в стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан, высока и экспортная способность шведских компаний. Главное достоинство шведской модели состоит в том, что она сочетает высокий экономический рост с высоким уров.нем благосостояния населения и с обеспечением полной занятости., Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный (индикативный) характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран всего того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат (например, кружки качества), поскольку в этих странах нет японских традиций. В американской экономике государство играет важную роль в утверждении правил экономической игры, развитии образования, регулировании бизнеса. Однако большинство решений принимается исходя из ситуации на рынке и ценообразования на нем. Достоинством смешанной экономики является эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей. Смешанная экономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способствует внедрению более современных технологий. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает ее ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Отметим, что не существует однозначного общепринятого решения экономических проблем. Общества с различным историческим и культурным наследием, разными обычаями и традициями используют неодинаковые подходы и методы эффективного использования собственных ресурсов.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |