Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночный механизм




 

1. Конкуренция: сущность и виды. Формы конкурентной борьбы.

2. Спрос и его детерминанты.

3. Предложение и его детерминанты.

4. Цена и ее функции. Равновесие цены.

5. Преимущества и недостатки рынка.

 

 

1. Конкуренция: сущность и виды. Формы конкурентной борьбы.

Конкуренция - соперничество, экономическая борьба, состяза­тельность между продавцами- производителями за право получе­ния максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду. Она способствует эффективному ис­пользованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей' силой в условиях рынка. А. Смит назвал ее «неви­димой рукой». бывают следующие виды конкуренции:

. внутриотраслевая. Она ведется между фирмами одной и той же отрасли за выгодные условия

производства и сбыта про­дукции, за получение максимально высокой прибыли. В результате

формируется рыночная цена. При этом разоряются те, у кого инди­видуальные затраты выше, чем рыночная

цена, а те, у кого затраты

ниже общественно необходимых - обогащаются. Она стимулирует

снижение всех затрат, поощряет рост производительности труда,

технический пpoгpecc и повышение качества продукции;

. межотраслевая. Конкуренция. ведется между товаро­производителями различных отраслей за выгодное приложение капитала, за выгодное перераспределение прибыли. При этом нормы прибыли могут быть в различных отраслях или у разных

предпринимателей различными. Возникает естественное жела­ние к максимизации прибыл.. Для этого есть средство - пере­профилировать свое дело или поменять акции одной отрасли на акции другой, более перспективной отрасли. Происходит пере­

лив капитала и вместе с ним и рабочей силы из отрасли в от­расль, где высока норма прибыли. Такая конкуренция стимули­рует развитие наиболее перспективных, прибыльных отраслей;

- совершенная Конкуренция. Она ведется на рынке, где взаимодействует большое количество производителей с одно­родной, стандартной продукцией (о чем будет сказано ниже).

- несовершенная конкуренция. Число производителей сокращается, они имеют возможность влиять на цену, продукция становится дифференцированной (о чем также будет сказано ниже);

- монополистическая Конкуренция. Она является смесью двух видов конкуренции - совершенной и несовершенной. Она приходит на смену свободной конкуренции. Фирмы конкури­руют между собой на основе внешнего Вида, качества и других

особенностей;

. монопсония - конкуренция между производителями, а покупатель выступает в единственном числе;

. олигополия - конкуренция между несколькими фирмами, продукция которых может быть разнородной (автомобили) или однородной (алюминий, сталь);

. ценовая конкуренция осуществляется путем снижения

рыночных цен, как следствие удешевления стоимости произво­димой продукции. Фактором снижения цен является рост произ­водительности труда, а этого можно достичь путем внедрения достижений науки и техники в производство;

. неценовая конкуренция ведется на основе улучшения ка­чества продукции, выпуска новых товаров, совершенствования методов обслуживания и сбыта продукции, расширения ассор­тимента продукции. В итоге повышается эффективность произ­водства, увеличивается прибыль, снижаются цены.

Противоположностью конкуренции является монополия. Термин «монополия» греческого происхождения - «единствен­ный продавец» («моно» - один). Монополия - это союз, соглаше­ние, объединение предприятий в более крупное и господствую­щее данной отрасли. К таковым относятся Газпром, Единая энергосистема, Картели, синдикаты. В начале 50-60 гг. ХХ в. волна объединений вышла на международную арену. Появились межгосударственные (транс­национальные) монополии, которые диктуют свои условия в зарубежных странах (ЕС, ЕОУС и д.)

Различают искусственные и естественные монополии.

К искусственным относятся картели, синдикаты, концерны

и т.д. Создание их продиктована интересами отдельных лиц, групп лиц или государств.

К естественным монополиям относятся фирмы­ объединения, продукция которых не подлежит замене или без которой невозможно существовать. К таковым относятся произ­водство лекарственных препаратов, почтовая и телеграфная связь, железная дорога, коммунальные услуги (тепло-, вода-, энерго-, газоснабжение, транспортировка нефти, газа, угля, реч­ные порты, аэропорты). Из этого следует, что избежать образо­вания монополий в ряде отраслей невозможно. Например, нель­зя иметь в квартире два газопровода от двух конкурирующих

компаний, также получать тепло и воду от двух станций Й т. д.

Не следует отождествлять монополию и монопольную власть.

Последняя означает возможность фирмы влиять на цены и увеличивать прибыль за счет ограничения производства и сбыта продукции.

В условиях монополистической конкуренции существуют

следующие ее формы:

1) научно-техническое соперничество;

2),промышленно-производственное соперничество;

3) торговое соперничество.

1. Научно-техническое соперничество - борьба за повышение конкурентоспособности фирм ведется путем:

разработки новых продуктов; внедрения современных технологических про­цессов; накопления и использования научно-технической ин­формации; приобретения и использования патентов.

При этой форме используются две.модели борьбы: конкретная.модель. Фирмы используют наиболее эффек­тивную технику и технологию; монополистическая модель. Чистый монополист имеет большие финансовые возможности получать высокие прибыли за счет внедрения достижений науки и техники.

2. Промышленно - производственное соперничество прояв­ляется в виде, наращивания производственных мощностей, ос­воения новых видов продукции и снижения издержек производ­ства. При этом используется два подхода: «эффект.масшта­ба» и «Х-неэффективности».

«Эффект масштаба» состоит в том, что фирма по отноше­нию к рынку должна быть большой, т. е. монополистической, ко­торая способна эффективно производить

продукцию при низких издержках производства на единицу выпускаемой продукции;

3. Торговое соперничество основано на использовании цен.

Различают неценовую и ценовую конкуренции.

Ценовая конкуренция осуществляется путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко исполь­зуют ценовую дискриминацию - данный продукт продается по разным ценам, но при этом они не обусловлены различиями в издержках (продукт может быть монополистическим, скоро пор­тящимся и т. д.).

Неценовая конкуренция происходит посредством совершен­ствования качества продукции, условий ее продажи, обслужива­ния, сбыта.

Многие страны в целях сохранения конкуренции и опти­мального функционирования монополий приняли антимоно­польные законы.

Антимонопольное законодательство - это система законов, ограничивающая монополизацию рынка одной или несколькими монополиями (фирмами). Существует два типа антимонополь­ного законодательства:

- американский (США, Канада);

- западноевропейский (Западная Европа, Япония).

Американское законодательство отвергает любую форму монополистического союза. Закон Шармана (США, 1890 г;) яв­ляется первым антитрестовским законом, Он направлен на за­щиту торговли и промышленности от незаконных ограничений

со стороны монополий. В основе антимонопольного регулиро­вания лежат три основных закона - закон Клейтона (1914 г.), закон правительственной торговой комиссии (1914 г.) и закон Целлера Кеоровера (1950 г.). За нарушение законов предусмот­рены определенные меры наказания. Однако, несмотря на это, многие фирмы стремятся к максимальному росту и контролю над рынком. Западноевропейское законодательство выступает не про­тив любой монополии, а лишь против тех, кто существенно ог­раничивает возможности соперничества на рынке.

В России монополизация проявилась в монополии государ­ства, центральных экономических учреждений, министерств, предприятий. В результате возникли тотальное огосударствле­ние экономики, дефицит товаров, теневая экономика, коррупция. Поэтому принятые антимонопольные законы в России на­правлены на про ведение радикальных преобразований в эконо­мике: разгосударствление и приватизацию, децентрализацию управления, конкуренцию, создание союзов потребителей и т. д.

 

2. Спрос и его детерминанты.

Спрос - это форма выражения потребности или платежеспо­собная потребность, т. е. сумма денег, которую покупатели мо­гут заплатить за нужные им товары и услуги. Следовательно, желание людей должно быть подкреплено деньгами. Потребно­сти переходят в спрос Тогда, когда есть денежные средства для приобретения данного товара.

Обычно спрос изображается графически в виде кривой ли­нии и обозначается Символом D. Существует зависимость между ценой Р и количеством по­купаемого товара Q.

Чем выше цена товара, тем меньше его по купают, и чем ниже его цена, тем больше его покупают. Такая зависимость выражается в законе спроса. Суть закона спроса: чем выше це­на, тем меньше спрос, и наоборот. Причинами сокращения

спроса являются рост цен и ограниченность доходов населения.

Различают индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный спрос - это потребности конкретного, от­ дельного покупателя, выраженные в денежной форме.

Рыночный спрос - это совокупный спрос покупателей дан­ного товара по данной цене.

Точки на кривой спроса А, В, С показывают объем спроса, Т.е. движение товаров от одного уровня к другому (было 400 шт., стало 800 шт.)..

Максимальная цена, по которой покупатель готов купить товар, есть цена спроса. Связь между объемом спроса на товар и ценой товара представляет шкалу спроса. Она показывает, сколько покупателей хотели бы приобрести товар по каждой из множества цен.

Спрос можно рассматривать с количественной и качествен­ной сторон. Спрос с количественной стороны - это количество потребляемых благ на данный момент. Спрос с качественной стороны - это платежеспособность, Т.е. сумма денег, уплачен­ных за приобретенный товар.

На спрос воздействуют ценовые и неценовые факторы (де­терминанты).

Ценовые факторы изменяют объем спроса, что характери­зуется движением спроса по кривой линии от одной точки (А) к другой или С, или D) или обратно вверх (см. рис. 7.1).

К ценовым факторам относятся: эффект дохода, эффект за­мещения и закон убывающей полезности.

Эффект дохода - это увеличение покупательной способно­сти денег в результате снижения цены на товар. Покупатель в результате снижения цены может купить больше данного товара и в то же время может обратиться к другим товарам, так как по­купательная способность денег (дохода) увеличивается.

Эффект замещения - это снижение цены на определенный товар, стимулирующее человека приобрести его вместо анало­гичных, но более дорогих товаров. покупатель при этом скло­нен заменять дорогие товары более дешевыми - взаимозаменяе­мыми, т. е. альтернативными товарами, например, сливочное масло маргарином, говядину свининой.

Закон убывающей полезности. Суть его заключается,в том, что с приобретением каждой последующей единицы продукта покупатель получает меньше полезности или удовлетворения, чем от предыдущей. Например, третье мороженое менее полез­но, чем первое и второе. Поэтому покупатели будут покупать дополнительные единицы продукта только при снижении его цены (об этом подробнее ниже).

Хотя цена является самым важным фактором, влияющим на спрос, однако и неценовые факторы влияют на спрос и вызы­вают его изменение. К ним относятся: изменение вкусов потре­бителей, изменение количества покупателей, изменение доход а цен на сопряженные (взаимозаменяемые) товары, изменение в ожиданиях потребителей. Они смещают (сдвигают) кривую спроса вправо (рис.7.2, кривая D1) или влево (рис. 7.2, кривая D2).

Изменение вкусов потребителей. Это происходит под воз­действием рекламы, моды, возраста, климата. Например, небла­гоприятный климат смещает кривую вниз (D2), а благоприят­ный -вверх (D1).

Изменение количества покупателей. Чем больше на рынке потребителей, тем. выше спрос D1 и, наоборот, уменьшение числа потребителей означает сокращение спроса D.

Изменение дохода (бюджета) покупателей. При росте до­хода увеличивается спрос на более дорогие и качественные то­вары. Следовательно, кривая спроса D смещается вверх (D1). Н, наоборот, при уменьшении дохода кривая D смещается вниз (D2).

Изменение цен на сопряженные (взаимозаменяемые) това­ры. Снижение цен на авиабилеты сокращает спрос на поездки автобусами. Следовательно, спрос, на самолеты растет и кривая сдвигается вверх (D 1). Н напротив, падает спрос на автобу­сы (D2).

Изменение в ожиданиях потребителей (потребительское ожидание). Неблагоприятная погода в Америке порождает ожи­дание более высоких цен на кофе и тем самым растет текущий спрос на кофе. Кривая спроса D смещается вверх (D1), а благоприятная погода сокращает текущий спрос и кривая стремится вниз (D2).

 

 

3. Предложение и его детерминанты.

Предложение - это совокупность товаров и услуг, находя­щихся на рынке или доставляемые на него. Оно определяется производством. Однако не всегда произведенные товары и услу­ги могут быть представлены в виде предложения на рынке. Это связано с транспортом, дорогами и Т.д. Существует прямая за­висимость между ценой Р и количеством предложенных товаров Q (рис.7.3). Эта зависимость выражается в законе предложения. Суть закона предложения - чем выше цена, тем выше предло­жения товаров и услуг, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже предложение.

Точки А, В, С на кривой предложения показывают объем предложения. Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продать товар. Шкала предложения - это зависимость между объемом предложения товара и его це­ной. Это перечень предлагаемых объемов при каждой из множе­ства цен.

Предложение можно рассматривать с количественной и ка­чественной сторон. Предложение с количественной стороны ­есть объем готовности (количество товаров) товаров, за данный период времени. Предложение с качественной стороны – есть готовность заключить сделку по продаже конкретного товара, т.е. готовность отдать деньги.

На изменение предложения влияют как ценовые, так и не­ценовые факторы (рис. 7.4).

Ценовые факторы перемещают предложение от одной точ­ки (В) к другой (А и С) вверх или вниз. Это зависит от уровня(высоких или низких) цен. Следовательно, главным фактором, определяющим объем предложения, является цена.

Неценовые факторы смещают кривую предложения либо вправо (вниз), либо влево (вверх). К ним относятся: изменение ресурсных цен, изменение технологии, изменение цен на това­ры-заменители, изменение налогов и субсидий, изменение ожи­даний производителей, изменение количества продавцов (по­ставщиков).

Изменение ресурсных цен. Увеличение цен на ресурсы спо­собствует повышению издержек производства и тем самым со­кращает предложение и кривая предложения 5 смещается вверх. Чем больше издержек, тем меньше предложение. Рост цен на ресурсы вызывает смещение кривой предложения влево (51) вверх и наоборот (52).

Изменение технологии при внедрении новых, совершенных технологий удешевляется и увеличивается производство и пред­ложение. Смещение кривой происходит вправо (52).

Дотации - это субсидии государства, помощь тем или иным производителям. Они способствуют росту производства и пред­ложения, сдвигают кривую предложения вправо (52). Изменение ожиданий производителей. Ожидая повышения цен, производители будут задерживать реализацию своих това­ров. Это вызывает сокращение предложения, кривая сдвигается влево (S1) и наоборот, если излишек товаров, то кривая предло­жения сдвигается вправо (S2).

Изменение количества продавцов-поставщиков. Чем больше поставщиков на рынке, тем больше предложение, и наоборот.

 

4. Цена и ее функции. Равновесие цены.

В результате взаимодействия спроса и предложения уста­навливается рыночное равновесие и образуется рыночная цена.

Рыночное равновесие - это такое состояние рынка, когда интересы производителей и потребителей совпадают, когда спрос и предложения равны (рис. 7.5). Это означает, нет избытка про­дукции и нет дефицита продукции, что про изведено, то и прода­но. Все довольны. Такая ситуация возникает на пересечении кривых спроса D и предложения S в точке О. Только в этой единственной точке цена устраивает одновременно и покупате­ля и продавца, что называется рыночной равновесной ценой. Ес­ли цена повышается выше равновесной, то продавец стремится продать больше товаров, но потребитель будет покупать с меньшей охотой. В результате образуется избыток товара. Под воздействием конкуренции продавцов цена начинает снижаться и у покупателей появится желание купать больше, а продавцы продавать меньше. В результате рынок вернется в со­стояние покоя.

 

Если цена опустится ниже равновесной, то спрос будет больше предложения, возникнет дефицит товара. Под воздействием конкуренции покупателей цена начнет возрастать до тех пор, пока предложение не уравняется со спросом, т. е. пока на тупит равновесие.

Современные модели рыночного равновесия на микроуровне:

- паутиноо6разную модель. Эта модель наиболее известна. Суть ее состоит в том, что при отклонении цен от равно весомого состояния происходит колебание цен и изменение количе­ства товара, реализуемого на рынке. В результате этого устанав­ливается рыночное равновесие между спросом и предложением;

. неваларасову модель. Она связана с жесткими ценами и основывается на допущениях гибкости цен. Рыночное равновесие может наступать путем изменения цен или количества това­ров, предлагаемых для реализации;

. модель очереди - установление рыночного равновесия с помощью очереди. Очередь означает, что для потребителя за­траты на приобретение товара складываются из двух частей: денежной фиксированной цены, установленной за товар, и потерь, связанных со стоянием в очереди. Оценка потерь может быть определена доходами, которые он мог получить за это время, если бы занимался полезной работой;

. модель рыночного равновесия при вмешательстве госу­дарства. При избытке товаров на рынке государство закупает эти избыточные товары. Следовательно, избыток ликвидируется и на­ступает экономическое равновесие. Когда же на рынке дефицит товаров, то государство выступает в качестве дополнительного поставщика товаров и наступает экономическое равновесие.

Таким образом, законы рынка корректируют цены с учетом экономических интересов продавцов и покупателей, приближая их к равновесному значению. Рыночный механизм становиться способом экономического развития. Именно это имел в виду А. Смит, говоря о принципе «невидимой руки», устанавливающей порядок, гармонию, пропорциональность, обеспечивающей раз­витие общества. Существует два подхода к определению цены: марксист­ский и рыночный.

Согласно марксистскому подходу цена - денежное выраже­ние стоимости товара. Причем стоимость определяется затрата­ми труда на производстве товара, т. е. имеет трудовую природу.

Рыночный подход предусматривает, что цена - это форма выражения полезности (ценности) товара.

В нашей стране рыночной ценой долгое время называлась цена продаваемых на колхозном рынке товаров.

В современных условиях в рыночной цене учитываются стоимость,и ценность (полезность) товара. Последняя определя­ется законом спроса и предложения (цена = стоимость + цен­ность, или полезность).

Рыночная цена выполняет следующие функции:

. информационную. Цена дает знать о платежеспособном спросе, о предложении товаров, об избытке ресурсов и т. д. Она является барометром определения состояния экономики страны в целом;

. стимулирующую. Цена поощряет тех, кто рационально использует свои ресурсы и добивается успехов, эффекта, кто внедряет достижения НТП, новые методы организации и управ­ления производством и т. д.;

. распределительную. Ресурсы направляются в эффектив­ные отрасли и производства. Цены могут разорить или обогатить товаропроизводителей;

. учетно-uзмерительные. По уровню цен можно судить об израсходованных материальных, трудовых и финансовых средствах;

. балансирующую. Цена устанавливает рыночное равно­весие между спросом и предложением.

По степени свободы цены бывают:

. :жестко фиксированные (твердые цены). Они назнача­ются органами ценообразования;

. регулируемые. Такие цены регулируются государством,

прежде всего их верхний предел;

. рыночные - свободные от вмешательства государства;

. сопоставимые - это цены различных лет;

. расчетные - цены, определяющиеся посредством расчетов (исчислений);

. прейскурантные - это указатели цен;

. прогнозные и плановые - цены, регулируемые государством;

договорные - цены, оформляемые контрактом; комиссионные и аукционные - цены, назначенные ко­миссией или аукционом.

 

5. Преимущества и недостатки рынка.

Рынок имеет определенные преимущества и недостатки.

К преимуществам относятся:

-способность эффективно распределять ресурсы. Они по­ступают туда, в чьих товарах и услугах люди и общество нуж­даются;

- поворачивает производство лицом к потребителю;

- дает свободу в действиях потребителям и производителям; способствует быстрой адаптации к изменяющимся усло­виям.

позволяет оптимально использовать достижения НТП в области создания новых товаров и услуг, внедрения новой тех­ники и технологии;

. способствует удовлетворению разнообразных потребно­стей людей и общества в целом.

Недостатки рынка:

. не гарантирует право на труд, на доход, на отдых;

. не обеспечивает защиты окружающей среды и сохране­ние невоспроизводимых ресурсов (газ, нефть, руда и т. д.);

. не создает условия для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт и т.д.);

. не обеспечивает фундаментальных исследований в науке; не ориентирован на производство социально необходи­мых товаров и услуг, а удовлетворяет запросы тех, кто имеет деньги;

. не способствует созданию социальной инфраструктуры (детские дошкольные учреждения, социально-культурные объ­екты и т. д.).

Современный рынок является отражением смешанной эко­номики, которая регулируется государством с помощью налого­обложения, антимонопольным законодательством, распределе­нием госзаказов на конкурсной основе, созданием инфраструк­туры рынка. Часть товаров, производимых на предприятиях,

заранее обеспечивается гарантированным сбытом и поддержкой.

государственными финансовыми ресурсами. Свободного рынка, полностью избавленного от государственного воздействия, ни­где давно уже нет. В развитых странах регулирование осущест­вляется: через госсобственность (во Франции, Австрии, Израи­ле), через смешанные фонды с участием госбюджета (США, Япония, Великобритания и др.). Формы влияния на экономику разные, но государство старается не упускать из-под своего кон­троля экономическую ситуацию в стране.

Характерная черта рынка - насыщенность его товарами мас­сового производства. Конкуренция становится регулируемой. Это результат госвмешательства в экономику. Конкуренция способствовала появлению гибкого, мобильного производства, способного отвечать самым сложным запросам потребителей. Наемные работники приобрели право стать собственниками и участниками в управлении производством путем приобретения акций своих предприятий по льготным ценам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.