Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фигуры убавления слов





Эллипс -- пропуск слова в высказывании, легко вос­станавливается в ко нтексте, например: Шампанского! (Чехов); Во всех окнах -- любопытные, на всех крышах -- маль­чишки (А. Толстой).

Зевгма объединяет неоднородные слова в общем под-
чинении, например: У кумушки глаза и зубы разгорелись
(Крылов).

Бессоюзие связано с опущением вспомогательных слов, например: Швед, русский — колет, рубит, режет (Пушкин).

4. Фигуры перемещения слов.

Здесь наиболее распространена Инверсия. Эта фигура речи представляет собой намеренное нару­шение обычного порядка слов в предложении. Обычный порядок слов в предложении нарушается с целью усиления выразительности, например, Помогла им чистейшая случайность; За Родину сражались герои-партизаны. Данный риторический прием очень эффективен, придает множество семантико-стилистических оттенков высказыванию. Чаще всего при инверсии в устной речи сказуемое оказывается впереди подлежащего, чтобы выделить в предложении новую информацию. Рассмотрим, например, фразу: «Между тем историю делают люди, а не какие-то там объективные законы истории». Здесь прямой порядок слов «люди делают историю» нарушен, изложен в иной последовательности с целью подчеркнуть тот факт, что делают ее именно люди.

В устном выступлении инверсия оживляет речь, вносит в нее очень важный элемент - разговорность. Часто к инверсии прибегают при написании религиозных текстов и речей.

Также важными фигурами речи (приёмом) являются Градация и апелляция к собственным мыслям.Градация - это фигура речи, предполагающая размещение слов во фразе в порядке нарастания либо убавления смысловой и экспрессивной значимости. В убеждающих речах, судебных - в особенности, ча­ще всего используется порядок нарастания. Построение нарастающей градации иллюстрирует фраза из Грибоедова: «В сенат подам, минист­ру, государю!» Апелляция к собственным мыслям, размышлениям, сомнениям позволяет создать ситуацию доверительного общения с аудиторией.

Значимой фигурой является и Риторический диалог. Эта стилистическая фигура эффективно используется в убеждающих речах, лекционной пропаганде, в кон­фликтных речевых ситуациях и представляет собой имитацию разгово­pa. Примером может служить фраза: «Мы ежегодно направляем на раз­витие социальной сферы предприятия пятнадцать процентов прибыли. Вы мне говорите, что этого мало, что надо вдвое больше. Да, хотелось бы больше. Но давайте проанализируем реальную экономическую си­туацию».



В риторическом диалоге оратор как бы переходит к непосредст­венному разговору с аудиторией, задает сам себе вопросы от ее имени и сам же на них отвечает. Диалогизация выступления, введение в речь различных вопросов к аудитории, обращений и восклицаний персони­фицирует высказывание, способствует установлению контакта и взаи­мопонимания оратора и слушателей. По данным исследований, прове­денных психологами, это существенно повышает действенность пуб­личного монолога.

Наряду с тропами и фигурами речи в языке существуют такие спе­циальные средства для выражения эмоций и личного отношения ора­тора к тому, что он говорит, как экспрессивная, ассоциативная и оце­ночная лексика.

Оценочная лексика служит более точному выражению смысла текста и личной позиции оратора. Для ораторской практики личная оценкаоратором явлений, о которых идет речь, является настолько важной категорией, что она по существу полностью подчиняет себе категории эмоциональности, экспрессивности и даже нередко содер­жательности и логичности высказывания. Личная оценка явлений - непременный момент любого познания. В ней проявляется единство интеллектуального и эмоционального отношения человека к предме­там и явлениям, единство объективного и субъективного. Оратор все­гда выражает в речи субъективную оценку действительности, и это обязательно проявляется в его лексике. Оценочные лексические кате­гории как бы сопровождают личное понимание и отношение к дейст­вительности.

Оценочная лексика требует от оратора большой осмотрительности и такта. Об одном и том же явлении можно сказать по-разному и с раз­ным отношением, оценкой. Здесь уместно вспомнить хрестоматийный пример: о бутылке можно сказать, что она наполовину полная и что она наполовину пустая. И то, и другое объективно верно, однако отноше­ние слушателя формируется разное.

Оценки, выражаемые в словах, являются очень сильным оружи­ем, поскольку они направлены на непосредственное эмоциональное и на бессознательное восприятие. Оценки могут возвеличить, а могут и унизить человека. Следует избегать крайностей в оценках, проявлять сдержанность, стремиться быть максимально объективным. Это осо­бенно актуально в общественно-политической и судебной публич­ной речи. О недопустимости произвольного выбора оценок писал еще П. С. Пороховщиков, предупреждая, что иногда «неразборчи­вые защитники при первой возможности спешат назвать неприятно­го свидетеля «добровольным сыщиком». Если свидетель действи­тельно соглядатайствовал... и притом прибегал к обманам и лжи, это может быть справедливым; но в большинстве случаев это делает­ся безо всякого разумного основания, и человек, честно исполнивший свою обязанность перед судом, подвергается незаслуженному пору­ганию...».

Давая какие-либо оценки, следует проявлять особую осмотри­тельность в подборе эпитетов - образных определений, выражаю­щих характерный признак предмета или явления. Эпитеты также считают видами тропов. Например, эпитеты «лживые показания», «необъективные показания», «противоречивые показания», «сомнительные показания», «неточные показания» и т. п. имеют различные оттенки, и применение их в каждом конкрет­ном случае должно быть логически выверенным и нравственно без­укоризненным. Сказав, например, что противник «умышленно позво­лил себе неточность в утверждении, что...» или «сознательно извра­тил факты», оратор действительно выразит то же, но без излишней эмоциональной нагрузки.

Как средство речевого выражения доводов может рассматривать­ся также умелое включение в текст выступления афоризмов, посло­виц, поговорок, притч, народной фразеологии, вкрапление элементов иронии и юмора. Важность тропов и фигур речи в практике выступления оратора неоспорима.




 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.