![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Место и роль диалога в речевой деятельности
Вопросы для самопроверки 1. Охарактеризуйте содержание понятия «меморио» в античной и современной риториках. 2. В чем заключается содержание понятия «акцио»? 3. Надо ли заучивать текст предстоящей речи наизусть? 4. Как рекомендуется работать с текстом на этапе меморио? 5. Как психологически настроить себя на предстоящее выступление? 6. Какие основные требования предъявляет риторика к образу оратора? Что включает это понятие? 7. Какие виды невербальной коммуникации вам известны и на основании каких признаков осуществляется их классификация? 8. Что включает понятие «паралингвистический контекст речи» и какова роль паралингвистических средств в публичной речи? 9. Раскройте содержание понятия «экстралингвистический контекст речи». 10. Можно ли сравнить исполнение речи с актерским мастерством? 11. Что общего у оратора с актером и где пролегает граница между их искусством?
Тема 7. Диалог. Искусство спора 1. Место и роль диалога в речевой деятельности. 2. Основы культуры спора. 3. Постановка вопросов и построение ответов. 4. Аргументация в споре.
Универсальным средством общения людей является диалог, значение которого в наше время возрастает в силу увеличения объемов общения. Практически он занимает 9/10 времени устной речевой деятельности каждого человека. Первостепенную роль диалога в речевой коммуникация отмечал еще Ф.М. Достоевский, в котором «человек не только проявляет себя вовне, а впервые становится тем, что он есть. Быть — значит общаться диалогически. Когда диалог кончается — все кончается. Поэтому диалог, в сущности, не может и не должен кончаться». У разных народов отношение к диалогу неоднозначное. Если древние греки разрабатывали различные системы споров и диалогов, то японцы и некоторые другие народы Востока не очень приветствуют диалогическое общение, особенно полемического характера, так как «быть полемистом — не для японца. Слишком горячий спор может привести к ссоре, можно нечаянно обидеть собеседника, и естественно, что мы избегаем таких споров. Умение вести диалог – это искусство, часть многогранного речевого мастерства современного специалиста. Обязательным качеством делового человека, является способность компетентно и плодотворно обсуждать профессиональные и жизненные проблемы, убеждать и доказывать, аргументированно отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента, т. е. владеть полемическим мастерством. Диалог (согласно определению, данному в словаре русского языка) -это разговор между двумя или несколькими лицами. Современные учебники по риторике дают логико-риторическое определение этого понятия: диалог (греч. dialogos) — логико-коммуникативный процесс, при котором люди взаимодействуют посредством своих смысловых позиций. Полилог –это вид диалогического общения, толкуется как разговор нескольких лиц. Основными типами диалога являются: исследовательский, дидактический, сатирический. Начиная с древности и вплоть до начала Нового времени включительно, диалог являлся одной из главных и широко распространенных форм философских и научных произведений. В наши дни изложение знаний в форме диалога встречается значительно реже. Роль диалога возрастает в связи с задачами построения гражданского общества и демократизацией нашей жизни. Диалоговое взаимодействие ведет к кристаллизации идей и их развитию, взаимодействию и синтезу знаний. Диалог является постоянной современной формой поиска истины в науке. Особую научную область, активно разрабатываемую с 70-х годов XX в., представляет собой разработка проблемы диалога человека с компьютером. Разновидностями диалога являются: спор, прения, дебаты, полемика, дискуссия, диспут. Каждый из этих терминов имеет свой смысловой оттенок, хотя довольно часто они употребляются как синонимы. Наиболее близки друг другу по значению термины «дебаты» и «прения». «Дебаты» - слово французского происхождения, а «прения» - русского. Ими, как правило, именуют публичное обсуждение докладов, сообщений, выступления на собраниях, заседаниях, конференциях и т. п. Спор - диалогический процесс, обусловленный изначальным расхождением или резкой противоположностью взглядов двух сторон по одной проблеме, одному предмету, взятому в одно время, с единой при формировании исходного тезиса точки зрения. В наиболее общих чертах спор представляет собой столкновение в диалоге несовместимых утверждений, точек зрения, убеждений его участников с целью выяснения логического значения высказываний или выработки оптимального плана деятельности по осуществлению какой-либо цели. Главной задачей каждой из спорящих сторон обычно является переубеждение оппонента в истинности или ложности какого-либо утверждения, в необходимости и целесообразности тех или иных действий, в состоятельности или несостоятельности чьих-то предположений и т. п. Переубедить - значит придать черты правды, правдоподобия или резонности тому, что мы утверждаем, или лишить этих черт то, чему возражаем или с чем не согласны. Причины спора могут быть самые разнообразные. Среди них можно выделить, например, разночтения мнений относительно виновности или невиновности подсудимого, различное восприятие и понимание добра и зла, приятного и неприятного и т. п. Разнообразными бывают и формы спора, которые определяются различными факторами: предметом, целями, мотивами и средствами спора, способами организации, количеством участников и т.п. Разновидностями спора являются, например, «диспут», «дискуссия», «полемика». Словом «дискуссия» (с лат. - «исследование») чаще называют споры с целью поиска истинного суждения. Дискуссия – едва ли не важнейший и самый распространенный способ спорного диалога. Дискуссия направлена на приближение к истине и использует только корректные приемы, она является способом познания, ибо в ней сильно выражен проясняющий характер. В дискуссии достигается высокая степень согласия, взаимопонимания, сближаются позиции участников, уменьшается доля субъективности. Диспут (с лат. «рассуждение») - обсуждение разногласий, касающихся научных и общественных проблем. Участники споров, дискуссий и диспутов, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение. Цель и характер полемики - несколько иные. В переводе с древне- Выделяют также такой вид спора как эклектику – спор, имеющий целью достижение истины, но использующий для этого и некорректные приёмы. Она соединяет разнородные, воедино не связанные идеи, концепции, стили. Данный вид спора был широко распространен в средневековье, когда приводились десятки не связанных между собой доводов «за» и «против». Риторика этос диалогов разделяет на три категории: диалектику, эристику и софистику. Диалектика - условие ведения диалога, при котором стороны согласились совместно искать истину и действовать в общих интересах. Эристика - условие ведения диалога, при котором все стороны стремятся только к личной пользе. Софистика - условие ведения диалога, при котором все стороны прибегают к диалектическим аргументам, но имеют в виду свою выгоду. Древнегреческие мыслители трактовали диалектику как метод нахождения истины в диалоге путем столкновения противоположных суждений. В современном понимании диалектика - это философское учение, содержащее принцип рассмотрения явлений действительности в их взаимосвязи, изменении и развитии, в единстве противоположностей. Крайность в диалогическом спектре представляет собой ссора. Она может быть определена как форма диалога, участники которого обмениваются оскорблениями, демонстрируя взаимную неприязнь и неуважение друг к другу. О какой-либо рациональности диалога при этом не может быть и речи. Целью ссоры является не столько переубеждение противника, сколько причинение ему неприятности словом или даже рукоприкладством. Диалог при этом ведется на основе эмоционального возбуждения. Поэтому в ссоре отсутствует всякая рассудительность, а сама она является предельной формой диалога, причем его вырожденной формой. Диалог как способ общения развивался исторически и приобрел самые разнообразные формы. Выделяют следующие исторические формы диалога: Самым ранним является бытовой диалог. С его помощью люди быстро узнавали насущную информацию, уясняли непонятное, просто общались. Бытовой диалог разрешал прикладные задачи, в нем реализовывались такие фукции речи, как повеление, подчинение, возражение, побуждение, выражение согласия или несогласия. В Древней Греции был распространен софистический, и эристический, диалог, содержательную основу которого составляли псевдонаучные представления о добре и благе. Софисты разработали определенную технику спора (угождение сиюминутным настроениям толпы), которая в Древней Греции получила название «эристическое искусство», «антилогика». Платон говорил, что умение софистов спорить является всего лишь навыком и сноровкой. В основе софистических утверждений была объективная противоречивость самих вещей гибкость понятий, проявляющаяся в субъективном преломлении. Тем не менее софистический, или эристический, диалог - это спор интеллектуалов в расчете на поддержку публики. Нередко он носил беспредметный, схоластический характер. Однако древние также понимали и то, что даже пустой спор играет роль своеобразной гимнастики ума или интеллектуального фехтования. В противоположность эристическому диалогу позднее возник диалектический, созданный Сократом, Платоном, Аристотелем. Сократ был нацелен на примирение противоположных мнений, поэтому боролся с софистическими извращениями в споре. Его диалектический спор носил на-звание сокрагического диалога и строился в вопросно-ответной форме. Сократ разработал особые логические приёмы. Во-первых, диалог должен быть направлен на познание единства противоположных мнений; во-вторых, этот синтез должен рассматриваться как познание сущности той, или иной добродетели. Сократический диалог еще называют исследовательским. В нем партнеры занимают равное положение: каждый может высказаться, защитить свою точку зрения, слушать и задавать вопросы. Сам Сократ был великолепным мастером: умел задавать вопросы издалека, представлявшие собой не что иное, как посылки несогласия. Метод Сократа и сегодня привлекает внимание исследователей. Основные приемы этого метода обобщенно можно представить следующей таблицей.
Таким образом, в противовес эристике софистов метод Сократа, по существу, представляет собой эвристику - нацелен на поступательные и последовательные новые и новые «открытия» на пути познания общезначимой истины. Говоря словами Платона, Сократ создал искусство словесного состязания, отграничив его от обыденного препирательства софистов, оперирующих «словесными призраками» и потакающих мнениями: что софисту «приятно, он называет благом, что... тягостно - злом». В Древнем Риме широко был распространен риторический диалог. Примером такого диалога служат речи Цицерона. В них преимущество имела говорящая сторона, а другая слушала. Живой обмен мнениями почти исключался, поэтому риторический диалог как бы превращался в популяризаторский, или моралистский, монолог. Разнородностью данного диалога являлась диатри6а - резкая, придирчивая речь с нападками личностного характера. Прославился такими речами римский политический деятель, философ и писатель Сенека, которому были свойственны короткие фразы, броские образы, парадоксальность, эмоциональность, пафос. Известен в истории революционный диалог, он же социальный, митинговый, оппозиционный, характерный в периоды революционных, повстанческих столкновений или оппозиционного противостояния различных социально-классовых сил. Революционный диалог проявляется нередко в жесткой полемике предвыборной борьбы партий за власть, выражается в острых, непримиримых словесных баталиях, общении с большими массами людей, призывах и лозунгах. В XX в. широкое распространение и развитие получили современные формы диалогов, основанные на использовании технических достижений (азбука Морзе, рефон, радио, видео, мобильная связь, факс, микрофон, Интернет и др.) и позволяющие вести дистанционное общение, фиксировать речь, выбирать собеседников, почти мгновенно передавать или уточнять информацию в любой точке мира на любом языке. Одной из форм современных диалогов является диалог с неизвестным собеседником, к которому можно отнести различные анкеты, социологические мониторинги, заполнение различных бланков, листков учета, а также викторины, кроссворды, сканворды и др. Эти диалоги чаще всего преследуют научные, познавательные, деловые или развлекательные цели. Диалог также может быть письменным или устным. Письменный диалог подразумевает предельную развернутость словесного выражения мысли с приведением логически строгой системы доводов. Устный диалог не требует этой развернутости и ведется с применением не только словесных, но и невербальных средств. Есть немало людей, хорошо излагающих свои мысли в письменном виде, но не могущих изложить их устно, и наоборот. Все перечисленные формы диалогов используются в зависимости от ситуации и целей общения. У каждой формы имеются свои особенности, связанные с ними условия и правила диалогического контактирования и этические нормы. Нередко формы диалогов переплетаются, создается своеобразный современный синтетический диалог. 2. Основы культуры спора Полемисту необходимо знать основные требования культуры диалога и спора, соблюдение которых способствует успеху интеллектуального состязания. Как отмечает, например, В.И Бартон, спор будет продуктивным и не перерастет в ссору, если стороны будут придерживаться следующих основных требований, соблюдение которых придает ему рациональный характер: - всякий спор должен иметь свою тему, свой предмет. В организованных дискуссиях тема формулируется заранее и доводится до сведения участников до начала дискуссии. Это необходимо, чтобы каждый из участников мог определить свою позицию, свой подход к вопросу, выносимому на обсуждение; - предмет спора должен быть понятным для его участников. Неточно определенный предмет спора ставит его участников в затруднительное положение, при котором они скорее будут заботиться о сохранении своего имиджа, чем о решении обсуждаемого вопроса; - тема спора не должна меняться на протяжении всего обсуждения. Это, однако, не означает, что тема не должна уточняться в ходе спора. Такое уточнение иногда бывает главной его целью; - спор имеет смысл только при наличии несовместимых позиций сторон по обсуждаемому вопросу. В противном случае спор может принять форму обычного обсуждения или даже тематического разговора; - спор предусматривает наличие общего фундамента для позиций сторон, общих предпосылок. При отсутствии таких предпосылок, без одинакового отношения противных сторон к исходным бесспорным истинам спор не может быть плодотворным; - в споре его участники должны придерживаться правил логики, в частности, правил постановки вопросов, правил определения, правил и требований, предъявляемых логикой к обоснованию; - в споре должны соблюдаться моральные нормы человеческого общения. Нельзя вести спор с единственной целью - победить в нем любой ценой, не считаясь ни с истиной, ни со справедливостью. Подобный спор, кроме досады и обиды, ничего полезного дать не может. Чтобы обеспечить высокую культуру спора, стороны должны также иметь представление, где проходит граница между допустимыми (корректными) приемами и тактическими уловками в споре и недопустимыми (некорректными) и не нарушать эту границу. Допустимыми (корректными) приемами считаются такие, которые заключают в себе некоторую хитрость и помогают достичь победы в споре, не задевая при этом честь и не унижая достоинство противника. Именно в умении применять такие приемы во многом выявляется степень мастерства участника спора. К числу недопустимых (некорректных) приемов относятся уловки, вводящие противника в заблуждение на основе преднамеренного применения недостоверной информации, а также принижающие достоинство оппонента. Перечисленные выше положения являются общими требованиями, соблюдение которых сдерживает оппонентов от чрезмерно «горячих» эмоциональных всплесков, препятствует выходу спора за рамки рационального диалога и способствует сохранению уважительного отношения оппонентов друг к другу, конструктивному обсуждению предмета спора. Предмет спора - это та основная проблема, по которой имеются разногласия сторон и которая подлежит обсуждению путем обмена мнениями и сопоставления различных точек зрения. Предмет спора должен быть обозначен и уточнен сторонами в самом начале диалога. В ходе последующего обсуждения предмет может уточняться с учетом высказанных мнений, но принципиально важно, чтобы при этом соблюдалась смысловая тождественность с первоначальной формулировкой проблемы, иначе спор может перетечь в иное русло. Потеря предмета спора иногда случается в пылу полемических рассуждений. Часто такие ошибки происходят по небрежности участников диалога. Но бывает, когда одна из сторон умышленно уводит собеседников от главной проблемы, переключая внимание на рассмотрение второстепенных вопросов. Соображения перевести разговор в иное русло могут быть вызваны различными причинами тактического характера. В таких случаях рекомендуется обратить на это внимание противоположной стороны и вернуться к предмету разговора, а при невозможности - просто прекратить спор из-за его беспредметности. Чтобы дискуссия не превращалась в разговор «обо всем и ни о чем», каждый полемист должен хорошо знать предмет спора, разбираться во всех его «тонкостях». Невозможно одновременно спорить по нескольким вопросам. Предмет спора всегда один. Тезис спора. Это строго определенная, четко и ясно сформулированная позиция каждой из сторон в пределах оговоренного предмета спора. Тезис представляет собой суждение, истинность которого доказывают оппоненту. Хотя исходные мнения участников полемики всегда расходятся, цель спора должна быть общей: добиться согласия в понимании предмета спора на основе признания истинным или приемлемым одного из тезисов или прийти к компромиссному решению и согласию. В противном случае предмет спора можно считать по-прежнему открытым. При обсуждении того или иного вопроса в споре приходится пользоваться свойственными конкретному предмету спора понятиями и терминами, необходимыми для раскрытия сущности рассматриваемой проблемы. Чтобы не возникло разночтений и не осложнить дискуссию, важно взаимно уточнить содержание данных понятий. Это особенно важно, когда приходится оперировать терминами, не имеющими однозначного толкования, например, такими, как «равенство», «свобода», «рыночные отношения», «демократия» и им подобными, которые едва ли не каждый человек трактует по-своему. Если спорящие не договорились о едином понимании содержания понятий, то вести дискуссию просто бесполезно. Следует избегать и так называемой «иллюзии понятности» или, иначе, несоответствия нашего знания смысла слова его действительному или вкладываемому оратором содержанию. Иллюзия понятности связана с различной интерпретацией людьми одних и тех же слов. Воспринимая знакомое звучание слова, человек часто не вдумывается в его смысл. Ему «автоматически» кажется, что он знает и понимает это слово, но на самом деле так бывает не всегда. Главными формами проявления иллюзий понятности является неумение дать определение интерпретируемому слову, а то и просто подмена смыслового значения при попытке дать определение. (Речь идет об умении выделить существенные признаки понятия.) Если такое выясняется в ходе дискуссии, то оппоненту надо помочь. Нужно также тщательно отбирать термины, связанные с предметом спора, избегая малоизвестных вашему оппоненту. Спор - это противостояние не только интеллектов, но и личностей со свойственными каждому человеку психологическими качествами и состояниями. Поэтому плодотворность полемики во многом зависит от поведения участников и их манеры спорить. Одним из важнейших требований культуры спора является уважительное отношение оппонентов друг к другу и к противоположной точке зрения. Важно уметь как оставаться самим собой, так и взглянуть на проблему глазами собеседника, видеть и понимать истоки и перспективы его суждений, оценивать душевное состояние. Способность уловить изменения в поведении оппонента, понять, чем они вызваны, позволяет лучше ориентироваться в споре, находить правильные решения, адекватно корректировать собственное поведение с целью сохранить атмосферу творческого поиска приемлемых решений. Важным условием настоящего, хорошего и честного спора является уважение к убеждениям и верованиям противника, если мы видим, что они искренни. Уважение к чужим убеждениям не только признак уважения к чужой личности, но и признак широкого и развитого ума. По преследуемым целям и мотивам вы д еляет пять видов спора (С.И. Поварнин): 1. спор ради истины, 2. как средство убеждения, 3. ради победы, 4 спор-спорт, 5. спор-игра. Наивысшей формой он называет спор для разъяснения истины, испытания ее обоснованности. Данный вид особенно полезен в случае необходимости проверки, какой-либо идеи, научного открытия, участники которого примерно равны по интеллектуальным возможностям, в нем также исключаются некорректные приемы, такой спор есть по существу совместное расследование истины. Спор для убеждения противника. Целью здесь выступает вынуждение кото-то признать истинность какого-либо положения. Для убеждающего на первом месте находится сам противник и только потом — сама спорная мысль. В данном типе спора иногда используются некорректные приемы. В споре ради победы не приближаются к истине, а пытаются победить оппонента любым путем, любыми средами. Выбираются аргументы, которые могут поставить его в затруднение. В ход идут не только красочные выражения, игра слов, цитаты, внешне броские факты, но и игра на человеческих чувствах, переход с тезиса на личность, подмена понятий, апелляция к аудитории и т.д. Спор ради спора - развлечение любителей. Им интересен сам процесс, так как в следующем обсуждении они будут доказывать противоположную мысль. Его еще называют спором-спортом. Спор-игра встречается реже. Он применяется в учебном процессе в риторике, филологии, логике. Смысл его состоит в том, что один из участников задает другому каверзные вопросы, требуя только однозначных ответов «да» или «нет», подводя, таким образом, к противоречию с самим собой.
Культура спора проявляется также в том, что в ходе полемики не рекомендуется проявлять излишнюю «старательность» и увлекаться возражениями оппоненту, перечить ему по каждому поводу. Психологами было установлено, что если оппоненту постоянно прекословят, перебивают и стремятся навязать ему свое мнение, то он автоматически воспринимает противоположную точку зрения как абсолютно неприемлемую. Атмосфера накаляется, и спор переходит в перепалку. Для сохранения творческой дискуссии и уважительных взаимоотношений разумным считается первоначально согласиться в форме допущения с утверждением оппонента и только потом найти тактичный вариант возражения ему и опровержения противоположной точки зрения. Готовясь к дискуссии, каждый участник должен быть готов к тому, что противник приложит все усилия для победы. Но даже в самых острых ситуациях спора надо следовать нормам этики, не терять выдержку и самообладание. Многочисленные наблюдения исследователей показывают, что из двух равных по интеллекту противников победителем в споре всегда оказывается тот, который не горячился, вел себя предельно тактично и спокойно. Как правило, на стороне такого спорщика оказываются и симпатии свидетелей дискуссии, если она велась в присутствии публики. В споре обычно одерживает верх тот, кто абсолютно уверен в своей правоте, хорошо подготовлен, но изначально готов скорректировать свою точку зрения, не поступаясь принципиальными соображениями; кто считается с точкой зрения оппонента и заинтересован в установлении истины; кто всем своим видом дает понять собеседнику, что его мысли и аргументы внимательно обдумываются и принимаются во внимание. Важное качество полемистов - умение слушать и слышать друг друга. Слушать и слышать не совсем одно и то же. Слышать означает физически воспринимать звук, а слушать - значит не просто направлять слух на что-либо, а сосредоточиться на воспринимаемой информации, понимать значение высказываний, уметь выделить главную идею, почувствовать эмоциональную окраску слов оппонента. Различают два вида слушания: нерефлексивное и рефлексивное. Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника и давая ему возможность полностью высказаться. Как правило, такое слушание используется в ситуациях общения, когда оппонент глубоко взволнован, спешит высказаться или испытывает какие-либо трудности в изложении материала. Хотя нерефлексивное слушание нередко истолковывается как пассивность, нейтральность или невнимательность, оно бывает очень полезным с тактической точки зрения. Опытные ораторы знают, что умение оппонировать молчанием до «самоисчерпания» противоположной стороны и подача вслед за этим собственного короткого, но весомого аргумента, построенного на анализе сказанного противником, очень часто бывает итоговой чертой всей дискуссии: выговорившийся оппонент не имеет чем возразить. Суть рефлексивного слушания, напротив, заключается в активном вмешательстве в речь собеседника. Если это будут постоянные замечания, возражения и упреки, то такое вмешательство повредит дискуссии. Целесообразное рефлексивное слушание выражается в уточняющих вопросах, замечаниях согласия с оппонентом, попытках помочь ему точнее выразить мысль, одобрительных кивках головой, располагающей к общению мимике, взгляде и т. п. Рефлексивное слушание позволяет продемонстрировать противоположной стороне, что ее внимательно и заинтересованно слушают и понимают. Это очень важно для поддержания хорошего контакта и благоприятной атмосферы спора. Эффективными приемами рефлексивного слушания являются также подытоживание, резюмирование мыслей, высказанных оппонентом, уместные реплики и тактичные замечания или указания на определенное несогласие с высказываемой точкой зрения. Рефлексивное слушание, таким образом, предполагает уважительное реагирование на мысли противника, попытку взглянуть на мир его глазами, сблизиться с ним в выражении такого взгляда. Когда спорщики стремятся к установлению истины или достижению согласия, только рефлексивное слушание приведет их к конструктивному диалогу. Культурный спор существенно отличается от негативного коммуникативного сценария, главными признаками которого являются гипертрофированная экспрессивность, риторические и психологические атаки друг на друга, нежелание слышать и слушать, понимать оппонента.
3. Постановка вопросов и построение ответов. Вопрос и ответ - ключевые элементы диалога и спора. Вопросно-ответный комплекс представляет собой логико-языковое образование и выполняет две основные функции: познавательную и коммуникативную. Вопрос и ответ – это две противоположности единого целого. Вопрос - языковое выражение, фиксирующее требование к устранению неопределенности в знании или понимании некоторого предмета (обращение требующее ответа). Ответ -высказывание, вызванное вопросом и уменьшающее неопределенность последнего.
В процессе спора обычно оппонентами выдвигаются вопросы и даются на них ответы. Вопросно-ответный метод, точнее, сам ход спора как бы составляет «скелет» любой дискуссии, формирует ее философию, диалектику разговора. Вопросы и ответы должны соответствовать предмету спора и тезисам оппонентов, не выходить за их рамки, чтобы не превратить дискуссию в разговор ни о чем. Вопросно-ответный ход должен быть направлен на выяснение сущности спорной проблемы, а не внешних, наблюдаемых, но второстепенных и изменчивых характеристик. Выяснение истины в споре желательно на принципиальной, объективной основе. Поэтому вопросы должны ставиться таким образом, чтобы познать диалектику явления, проникнуть в содержание основных внутренних и внешних связей и противоречий, оценить их динамику. Раньше существовало мнение, что ведущая роль в диалоге принадлежит ответу, в настоящее время эту роль отводят вопросу, так как именно он обладает активизирующим началом. Чтобы в этом убедиться, следует сравнить проявление особенностей вопросов и ответов в диалоге:
Логически сам вопрос содержит в себе три структурных элемента: рему (искомое, конкретное, содержащееся в вопросе в непроизвольной форме); тему (некоторое знание в виде предпосылок, предшествующее знание); требование перехода от незнания (непонимания) к знанию (пониманию). Всякий вопрос включает определенную исходную информацию, указывающую на предмет познания, которая называется базисом или предпосылкой вопроса. Кроме того, в вопросе обязательно содержится указание на недостаточность информации и необходимость дальнейшего дополнения и расширения знаний. Чтобы правильно поставить вопрос, необходимо иметь некоторое исходное представление о возможном ответе на него, знать, какую информацию необходимо получить. Иначе говоря, вопрос должен ставиться с определенной целью. В зависимости от цели обычно выделяют: - уточняющие (закрытые) вопросы. Они бывают направлены на выяснение истинности или ложности выраженного в них суждения. Ответ на такие вопросы предполагается в форме «да» или «нет»; - восполняющие (открытые) вопросы. Такие вопросы предполагают в ответ обстоятельное рассуждение оппонента. Они не связывают отвечающего строгими рамками и позволяют давать ответы в свободной и непринужденной форме (примером таких вопросов могут служить вопросы экзаменационных билетов), - наводящие вопросы. Такие вопросы содержат определенную информацию, как бы подталкивающую оппонента дать нужный и заранее предполагаемый ответ. По составу вопросы бывают простыми и сложными. Простыми вопросами называются такие, которые не могут быть расчленены на другие вопросы. Сложными вопросами считаются такие, которые можно разбить на два или несколько простых. Пример простого вопроса: «Что представляет собой юридическая служба предприятия?», и пример сложного: «Что представляет собой юридическая служба предприятия, каковы ее задачи, функции, права и ответственность?» Вопросы различают по форме. Если их базисом являются истинные суждения, то вопросы считаются по форме риторически и логически корректными, поставленными правильно. И, наоборот, некорректными считаются вопросы, основанные на ложных суждениях, а также провокационные, направленные против личности оппонента, преследующие достижение каких-либо безнравственных целей и т. п. По форме различают также вопросы нейтральные, благожелательные и враждебные. На нейтральные и благожелательные вопросы следует отвечать обстоятельно, стремясь как можно полнее и точнее объяснить искомую мысль, но необходимо также проявлять максимум выдержки и терпения и при ответах на вопросы недоброжелательного характера. По отношению к ним нежелательно демонстрировать раздражение и выказывать пренебрежение. В общественной практике часто при обсуждении каких-либо проблем ставятся острые вопросы, жизненно важные, принципиальные и психологически трудные. Уклоняться от таких вопросов нельзя. Надо стремиться дать на них нравственно и политически корректные, правдивые и честные ответы. Вопросы могут иметь также творческий либо нетворческий характер. Ответить на нетворческий вопрос трудности не составляет. Например, на вопрос: «Что такое абзац?» достаточно заглянуть в словарь, чтобы ответить общепризнанной формулировкой этого понятия: «Абзац - это отступ вправо в начале первой строки какой-либо части текста». Что касается творческих вопросов, они требуют умственного напряжения, размышлений, определенной интеллектуальной подготовки и изложения обстоятельно продуманного ответа. В количественном отношении различают общие и частные вопросы. Существуют основные требования, которым должны соответствовать вопросы. Они, во-первых, должны быть разумными, т. е. имеющими смысл в данной ситуации спора, во-вторых, поставлены ясно и точно, конкретно; предпосылки должны быть истинными суждениями. В естественном языке вопрос выступает чаще всего в виде вопросительного предложения, за исключением вопросов риторического характера, которые не требуют ответа. Условием разумности постановки вопроса является соблюдение семантических и синтаксических правил языка общения. Вопрос потеряет смысл, если будет поставлен вне контекста диалога. Бессмысленный вопрос предполагает такой же ответ, и диалог превращается в зрелище, когда один, по выражению Канта, «доит козла», а другой «держит под козлом решето». В споре ценится адекватный вопросу, разумный, по возможности краткий и остроумный ответ. Основное назначение ответа состоит в том, чтобы уменьшить или полностью исчерпать неопределенность, выраженную в вопросе. Один и тот же вопрос может иметь много разных ответов не равнозначных по риторико-логическим характеристикам. Ответы классифицируются по ряду признаков. По содержанию различают правильные и неправильные ответы. Если в ответе содержатся суждения истинные и логически связанные с вопросом, то он считается правильным. К неправильным, ошибочным ответам относят те, которые связаны с вопросом, но по существу неверно отражают действительность. Если ответ не связан с вопросом, он расценивается как ответ не по существу и не принимается во внимание в дальнейшем споре. Выделяют также позитивные (содержащие стремление разобраться в сущности предмета спора) и негативные (выражающие отказ отвечать на поставленный вопрос по существу) ответы. Мотивом для отказа может быть недостаточная подготовленность и компетентность по обсуждаемой проблеме, слабое знание предмета спора. По объему информации различают ответы краткие и развернутые, по характеру информации - прямые и косвенные. Например, прямым ответом может считаться простое перечисление названий планет в ответ на вопрос: «Какие планеты входят в состав Солнечной системы?» Такой ответ будет точным. Косвенный ответ на этот же вопрос мог бы выглядеть следующим образом: «Смотря как считать. Если причислить сюда и крупные астероиды, то...». Косвенный ответ всегда уклончив, практически никогда не бывает истинным. В спорах такие ответы используют, чтобы оставить себе варианты для отступления, а требование вопроса отчасти удовлетворить. При ответах на вопросы необходимо учитывать следующие основные требования к ним: - ответ должен быть ясным, однозначным, даваться по существу вопроса и быть по возможности лаконичным, не содержать избыточной информации; - ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, а не увеличивать ее, быть информативнее вопроса; - при некорректно поставленном вопросе ответ должен заключаться в указании на эту некорректность; - не следует отвечать вопросом на вопрос. В риторике существуют также рекомендации по организации ответов. В соответствии с ними следует сначала внимательно выслушать вопрос, не перебивая того, кто его задает. Обдумать вопрос. При необходимости - перефразировать его вслух, с тем чтобы убедиться, правильно ли вопрос понят. Сложный вопрос следует расчленить на части и отвечать раздельно. Если спрашивающий перебивает, надо сделать корректное замечание («Я вас не перебивал»), не горячиться, сделать паузу и дать договорить оппоненту, затем продолжить ответ, попутно обдумывая услышанные возражения или замечания, с тем чтобы соответствующим образом на них отреагировать. При ответах на вопросы не рекомендуется допускать неточности, недосказанность, вводить новую информацию, способную вызвать дополнительные вопросы оппонента. В дискуссиях иногда прибегают к различным неэтичным приемам постановки вопросов и построения ответов, преследующим цель запутать оппонента или поставить его в затруднительное положение. Одним из самых распространенных является прием «атака вопросами». Суть его в том, что противоположной стороне под видом одного вопроса задается сразу несколько и в быстром темпе, причем один вопрос может противоречить другому, а задающий их требует при этом немедленного прямого ответа: «да» или «нет». «Клюнувший» на эту уловку рискует быть истолкованным превратно или просто запутаться, начать отвечать сумбурно и несвязно. Поэтому в подобных случаях рекомендуется указывать собеседнику на некорректность постановки вопросов, предложить ему обдумать их и задавать по порядку, последовательно.
4. Аргументация в споре Если вопросно-ответный ход представляет собой «скелет», форму ведения спора, то доказательство и аргументация каждым участником своего тезиса и опровержение точки зрения оппонента составляют содержание дискуссии. Ведение спора предполагает высокую логическую культуру мышления каждого участника, основанную на знании и соблюдении основных законов логики: тождества, противоречия (непротиворечивости), исключенного третьего и достаточного основания, которые устанавливают правила рассуждения, имеют силу для всех форм мысли и выступают условиями правильности мышления. Закон тождества утверждает, что в правильном рассуждении всякая мысль тождественна самой себе. Отсюда вытекает требование, гласящее, что в процессе спора понятия и суждения должны иметь определенное содержание и стороны должны сохранять его, не допуская искажения или подмены. Этот закон требует от оппонентов спора, чтобы в ходе дискуссии тезис доказательства и мысль каждого из них оставались неизменными до конца рассуждения. Мысль должна излагаться точно, ясно и однозначно. Соблюдение закона тождества запрещает беспричинно и произвольно менять содержание и объем понятий. Каждое суждение должно сохранять одно и то же содержание, сколько бы раз оно ни повторялось. Нарушение закона тождества ведет к логической ошибке, называемой «подмена тезиса», и вместо выяснения вопроса происходит его запутывание. Причинами ошибки «подмена тезиса» могут быть: логические (отсутствие логической культуры, нетребовательность к точности мысли); лингвистические (связаны с омонимичностью языка) и психологические (связаны с ассоциативностью мышления). Закон противоречия (непротиворечия) утверждает, что два отрицающих друг друга высказывания не являются вместе истинными. Согласно этому закону, тот, кто одновременно утверждает и отрицает нечто (т. е. допускает противоречие), вводит в свои рассуждения заведомо ложное положение, что недопустимо. Закон исключенного третьего утверждает, что два высказывания, отрицающих друг друга, не являются вместе ложными, одно из них истинно, третье же исключено. Этот закон следует ограничить высказываниями о прошлом и настоящем и не прилагать к будущим событиям. Закон достаточного основания требует, чтобы каждая мысль имела достаточные основания своей истинности. Закон требует от спорящих сторон обоснованности, доказательности, аргументированности рассуждений. Нарушением требований этого закона является декларативность утверждений, бездоказательность или недостаточная обоснованность мыслей, неубедительность аргументов и доводов высказывания. Таким образом, сильными сторонами в споре и показателем высокой культуры являются его логичность, содержательность, определенность, точность и доказательность. Аргументация является компонентом общественно-политической жизни. Она находит свое выражение в борьбе социально-политических доктрин, идеологий, мировоззрений, оценок. Включая в себя конфликт нового и старого, прогрессивного и реакционного, общечеловеческого и классово ограниченного, хорошего и плохого и т.д., характеризует степень обоснованности программ, манифестов, идей, оценок. С помощью логических знаний и навыков задать идеальный логический строй дискуссии почти невозможно, так как соперники в споре также должны быть идеальными, а участники – наделять своего партнера презумпцией равенства себе, поэтому необходимо обратиться к теории аргументации. Аргументация есть доказательное рассуждение, речевая процедура, служащая обоснованию точки зрения адресанта с целью принятия её адресатом. Она содержит в себе как элементы сообщения, так и повеления, однако её отличительная черта проявляется в том, что адресант стремится убедить адресата в истинности своего суждения. Выделяют два аспекта аргументации: эпистемический и коммуникативный. Важнейшие элементы эпистемической структуры аргументации – тезис и доводы для опоры тезиса. С коммуникативной точки зрения аргументация – фрагмент диалога между адресантом и адресатом, т.е. передача, истолкование и внушение последнему информации. Здесь проявляются такие уровни понимания диалога: - уяснения и уточнения смысла языковых выражений (понимание на уровне явления, а уяснение и уточнение смысла делает изложение доступным); - интерпритации (способность по-своему истолковывать и понимать содержание диалога; отдельным участникам диалога свойственна предвзятость); - постижения (умение понять смысл высказывания, произведения, диалога, то есть установить, к чему стремился автор, какие замыслы, мотивы реализовывал); глубинного осознания (понимание содержания через некоторое время в рамках историко-культурного контекста или новыхь обстоятельств). Доказательство в споре имеет свою структуру, состоит из тезиса 1. доказательства, 2. аргументов и 3. демонстрации. 1. Тезис доказательства - это тезис спора каждого его участника, то утверждение, приемлемость которого необходимо обосновать. Добиться этого - значит построить поступательное рассуждение, подтверждающее, истолковывающее и внушающее оппоненту доверие к информации, зафиксированное в тезисе. Цель доказательства в том, чтобы противник не только убедился в его истинности, но и принял мнение доказывающей стороны. С. И. Поварнин сравнивал роль тезиса в доказательстве со значением фигуры короля в шахматной партии. Тезис обычно обозначается в самом начале спора и высказывается в форме категорического суждения. Он может быть представлен, например, такими фразами: «Положение, которое я хочу доказать, состоит в следующем...», «Я берусь утверждать, что...» и т. п. Вариантов много. В доказательстве выделяют основной тезис и частные тезисы. Частным тезисом считается такое положение, которое становится тезисом лишь потому, что при его помощи доказывается истинность какого-либо текущего фрагмента в цепи доказательного рассуждения. Частный тезис, будучи доказанным, становится аргументом в поддержку основного тезиса, т. е. носит промежуточный характер. 2. Аргументами (основаниями) доказательства в споре называются истинные или вызывающие доверие суждения, которые используются для доказательства тезиса. Доказать тезис - значит привести такие суждения, которые были бы существенными и достаточными для утверждения приемлемости выдвинутого положения. В качестве аргумента может быть использована любая истинная или вызывающая у оппонента доверие мысль, если только она связана с тезисом. Основными видами аргументов в споре являются объективные факты, законы, аксиомы, свидетельские показания, определения и любые ранее доказанные положения по существу доказываемого тезиса. В качестве аргументов в споре используются также любые приемлемые для оппонента и этически корректные доводы психологического характера: ссылки на авторитеты, игра на чувствах, намеки, обещания и заверения, обращение к общественному мнению и т. п. 3. Демонстрация - это форма доказательства, способ перехода от аргументов к тезису, построение логической связи между ними. Особенность умозаключений, в форме которых протекает демонстрация, состоит в том, что тезис доказательства является заключительным выводом, который был сформулирован заранее. Демонстрация может принимать форму дедукции или индукции, а также форму аналогии, сравнения, метафоры и т.д. Наибольшей принудительной силой обладает дедуктивная демонстрация. Доказательство и опровержение в споре подразделяются на прямые и косвенные. Прямыми называются доказательные рассуждения, построенные на непосредственном обращении к событиям, происшедшим в конкретное время и в конкретном месте, а также к очевидным и бесспорным фактам, из которых непосредственно выводится тезис с логической неизбежностью (фактологической детерминацией). Косвенными являются доказательные рассуждения, в которых используются: метод от противного, разделительный способ рассуждения по случаям, принцип аналогии. Косвенное доказательство устанавливает приемлемость тезиса, исследуя не сам тезис, а некоторые другие положения. Поэтому такое доказательство обладает меньшей степенью убедительности. Одним из видов косвенного доказательства является апагогическое. В нем к убеждению в истинности тезиса приходят путем доказательства ложности антитезиса. Антитезисом называется суждение, противоречащее тезису. В споре таковым является основной тезис оппонента. Апагогическое доказательство осуществляется методом от противного. Главным логическим приемом в доказательстве от противного выступает сведение контраргументов и антитезиса к абсурду. Это достигается следующим образом: а) делается противоречащее доказываемому тезису допущение, что противоположное суждение якобы выражает истину, а основной тезис заключает в себе ложь, затем б) производится демонстрация нелепости, абсурдности альтернативного допущения путем сравнения его с фактическим материалом, уликами, алиби, которые антагонистически противоречат ему. На основе абсурдности полученного результата делается вывод об истинности исходного тезиса. Опровержение в споре - операция, противоположная доказательству. Опровержение доказывает ложность тезиса, аргументов, демонстрации. Осуществление опровержения тезиса может быть достигнуто: а) путем приведения фактов, противоречащих тезису; б) путем доказательства истинности другого тезиса, противоречащего опровергаемому; в) путем установления ложности следствий, вытекающих из тезиса. Опровержение аргументов также достигается различными путями: а) путем доказательства ложности аргументов; б) установлением того, что аргументы являются для тезиса недостаточными или несущественными; в) что аргументы сами нуждаются в доказательстве; г) обоснованием ложности приводимых в качестве аргументов фактов и событий. Опровержение может осуществляться путем указания на некорректные методы и отступления от принципа непрерывности логической линии доказательства. Это называется опровержением демонстрации. Различные способы доказательства и опровержения могут применяться не только в качестве самостоятельных операций, но и комбинированно. Опровержение в споре, как и доказательство, бывает прямым и косвенным, при этом косвенным называется опровержение, направленное на обоснование истинности антитезиса. Корректность доказательства и опровержения обеспечивается путем соблюдения определенных правил, основные из которых приводятся в следующей таблице.
Применяя доказательство как логическую операцию, полемист не должен забывать, что его задача не только доказать выдвинутый тезис, но и убедить оппонента, а также всех присутствующих в его приемлемости. Практика полемических выступлений показывает, что в споре возникают самые разные ситуации. Полемист логически правильно доказывает выдвинутый тезис, но это не убеждает оппонентов, так как доказательство сложно для них и не воспринимается. Напротив, убеждают иногда рассуждения, основанные не на доказательстве, а на предрассудках, на неосведомленности людей в различных вопросах, вере в авторитеты и т. д. Большое влияние оказывают красноречие полемиста, пафос его речи, уверенность в голосе, внушительная внешность и т. п. Другими словами, можно доказать какое-то положение, но не убедить в его истинности окружающих и, наоборот, убедить, но не доказать. Однако полемисту следует иметь в виду, что в большинстве случаев основа убедительности речи - ее доказательность». Чтобы склонить оппонента к своей точке зрения, участники спора используют различные психологические приемы. Эффективным средством считается применение юмора и иронии. Они усиливают психологическое воздействие и полемический тон спора, а часто помогают разрядить обстановку, создают определенный настрой при обсуждении острых вопросов, помогают полемистам добиться успеха. Довольно часто в дискуссиях и полемиках применяется прием, получивший название «возвратный удар» или, иначе, «прием бумеранга». Он заключается в том, что высказанное суждение обращается против его автора. При этом сила удара психологически во много раз увеличивается. Поражение противника становится очевидным для всех присутствующих. Разновидностью «возвратного удара» считается прием «подхват реплики». В пылу полемики оппоненты нередко обмениваются репликами различного характера. Умение применять реплику противника в целях усиления собственной позиции - признак высшего мастерства полемиста. Во время дискуссии полемисты нередко попадают в затруднительные положения и, пытаясь найти выход, часто прибегают к различного рода уловкам. Одна из наиболее распространенных получила название «оттянутое возражение». Ее применяют часто в случаях, когда противник приводит довод, на который трудно бывает сразу найти подходящий ответ. Тогда многие стараются незаметно для противника затягивать обсуждение, из тактических соображений выиграть время и обдумать ответ: задают уточняющие вопросы, начинают ответ издали, с чего-нибудь второстепенного или постороннего. Этот прием хотя и не приносит пользы дискуссии, но с нравственной точки зрения допустимый. Позволительными считаются также приемы, когда, стараясь исправить какую-либо ошибку в доказательстве, человек открыто ее не признает, а прибегает к различным фигурам мысли и фигурам речи, типа: «Я не то хотел сказать», «Вы меня не совсем точно поняли», «Постараюсь уточнить свою позицию» и т. п. Довольно большую группу составляют приемы и психологические уловки, рассчитанные на то, чтобы поставить противника в затруднительное положение и тем самым обеспечить себе тактический перевес психологического плана. Такие уловки разнообразны по своей сущности, многие основаны на хорошем знании особенностей психологии людей и слабостей человеческой натуры. Наиболее распространенными уловками такого рода являются: - ставка на ложный стыд. Уловка рассчитана на то, что каждый человек подсознательно опасается попасть впросак, уронить себя в глазах окружающих. Пользуясь этим, некоторые полемисты очевидно сомнительные или слабые доводы пытаются подкрепить выражениями: «Неужели вам до сих пор неизвестно, что...», «Наукой давно установлено, что...», «Это известно любому образованному человеку» и т. п.; - «подмазывание» аргументов. Эта уловка основана на свойственном каждому человеку самолюбии. «Подмазывание» состоит в сопровождении сомнительных аргументов комплиментами оппоненту: «Всем хорошо известна ваша честность, поэтому...», «Вы человек высокообразованный и культурный, и вы поймете, что...» и т. п.; - безапелляционность и уверенность тона. Обычно человек, ведущий себя уверенно, говорящий безапелляционным тоном, психологически давит на оппонентов и всех окружающих, заставляет сомневаться иногда даже тех, кто был абсолютно уверен в правильности своей позиции. Недопустимыми в споре считаются также приемы демагогии. К числу крайне недопустимых приемов относятся те, которые противник, заинтересованный по каким-либо причинам в том, чтобы сорвать дискуссию, прибегает к грубым мерам: перебивает и оскорбляет противника, ведет себя вызывающе, не дает говорить, явно показывает свое нежелание слушать оппонента. Такому человеку доказывать что-либо бесполезно. Спор нужно немедленно прекратить. Подобные приемы получили название «обструкция» - намеренный срыв спора. Применение нечестных, непозволительных приемов так или иначе связано с преднамеренными нарушениями законов логики и отступлениями от норм нравственности и в практике спора должно находить немедленное осуждение и пресекаться.
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое диалог? Какие виды диалога и спора вы знаете? 2. Дайте определение понятия «спор». 3. Что такое эристика? Каково происхождение и содержание этого понятия? 4. Охарактеризуйте содержание метода спора Сократа. 5. Сравните нравственные и научные основы спора в античной, средневековой и современной риториках, охарактеризуйте их. 6. Раскройте содержание основных требований культуры полемики. 7. Умение партнеров спора слышать и слушать друг друга. Что это означает? 8. Какие вам известны виды слушания, их достоинства и преимущества в процессе полемики? 9. Понятия «тезис спора», «аргументы спора» и основные правила риторики по отношению к ним. Какие возможны ошибки, связанные с ними? 10. Доказательство и убеждение в полемике. Каково соотношение этих понятий? 11. Что такое доказательство, опровержение, демонстрация?
Тема 8. Специфика риторической аргументации 1. Аргументация в логике и риторике. 2. Логический аспект риторической аргументации. 3. Психологический аспект риторической аргументации. 4. Демагогия как форма манипулирования сознанием. 1. Аргументация в логике и риторике Если структура, план, методы изложения материала определяют форму речи, то аргументация, по существу, составляет основу ее содержания. Риторической аргументацией называется речевая процедура, служащая обоснованию точки зрения аргументатора с целью принятия ее другим человеком (людьми) и формирования у него (у них) определенных убеждений. Как подчеркивают представители неориторики Ф. ван Еемерен, Р. Гроотендорст и Ф. С. Хенкеманс, «убедительность важна не только при анализе и оценке аргументации, но и при представлении аргументации. Доводы разума не содержат ничего, что, по определению, являлось бы препятствием для преодоления расхождения во мнениях. Выдвигая аргументы, человек должен иметь в виду, что его аргументация является частью дискуссии, даже когда это выражается только имплицитно. Аргументатор должен убедить читателя в своей правоте, при этом он должен либо устранить сомнения по поводу правильности своей позиции, либо дать адекватный ответ на высказанную критику. Аргументация - это попытка изменить мнение аудитории. Риторическая аргументация представляет собой единство избранного оратором метода рассуждения, доводов (аргументов) для обоснования выдвинутой идеи и средств вербального воздействия оратора, влияющих на восприятие речи аудиторией. Аргументация отличается от простого сообщения какой-либо информации. Если информатор стремится лишь пересказать содержание какого-либо текста или идеи и желает, чтобы его мысли были адекватно восприняты, то аргументатор преследует цель как передачи определенной информации и собственной точки зрения, так и убеждения реципиента (слушателя, читателя) в истинности и приемлемости своего суждения. Роль аудитории в убеждении трудно переоценить. «Как метко заметил бельгийский ученый X. Перельман, убеждение, или риторическая аргументация, являются таким блюдом, которое готовится не для поваров, а для гостей. Не только сам аргументатор, а и его аудитория рассматривают, оценивают, взвешивают предлагаемые аргументы, соглашаются или не соглашаются с ними. Адресуясь к какой-то конкретной аудитории, аргументатор иногда преодолевает узкие рамки собственного опыта, представления своего ближайшего и (или) отдаленного окружения. Порывая при этом с устоявшимися традициями, авторитет
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |