Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. 1. Охарактеризуйте содержание понятия «элокуция»




1. Охарактеризуйте содержание понятия «элокуция».

2. Обязательно ли писать текст предстоящей речи?

3. Какова последовательность основных шагов работы оратора на этапе элокуции и каково их содержание?

4. Какие вам известны речевые средства усиления изобразитель­ности речи? Перечислите их и раскройте содержание,

5. Перечислите и охарактеризуйте основные специальные сред­ства выразительности речи. Какова их роль в публичном мо­нологе?

6. Что такое тропы? Какие виды тропов вы знаете?

7. Что такое фигуры речи и какие из них вам известны?

 

 

Тема 6. Меморио и акцио. Запоминание и произнесение речи

1. Подготовка к произнесению речи.

2. Паралингвистический контекст речи.

3. Экстралингвистический контекст речи.

 

1. Подготовка к произнесению речи. Образ оратора

Когда текст предстоящего выступления написан, наступает этап непосредственной подготовки к произнесению речи перед аудиторией. В античном риторическом каноне этот этап, как уже говорилось, обо­значен термином «меморио», который трактовался как запоминание, заучивание речи наизусть.

В современной теории и практике ораторского искусства это пери­од доработки подготовленного текста. Аргументатор размышляет над тем, как лучше донести свои мысли до слушателей, психологически настраивается на предстоящее выступление.

Если позволяют обстоятельства, на данном этапе желательно от­влечься на некоторое время от написанного текста. Вернувшись к нему позднее, человек оценивает свою работу как бы со стороны, свежим взглядом. Заметными становятся некоторые шероховатости, появляет­ся возможность еще раз подумать над точностью формулировок и оп­ределений, «отточить» фразы. Возврат к тексту способствует также хорошему запоминанию.

Чтобы облегчить задачу воспроизведения подготовленной речи на трибуне, молодым ораторам можно посоветовать выделить в тексте с помощью маркера (или подчеркнуть) основные мысли, на которые не­обходимо будет обратить особое внимание слушателей. Это могут быть тезис речи и подтезисы микротем, топосы, аргументы, выводы и др. Выделение в тексте главных мыслей сделает речь более уверенной, позволит избежать различных заминок. Имея перед собой текст, по необходимости заглядывая в него по ходу выступления, оратор избав­ляет себя от нужды удерживать в памяти общий план речи, не опасает­ся неряшливых формулировок, повторений, не рискует потерять, вол­нуясь, общую нить рассуждения. Это очень важно, особенно для не­опытных ораторов.

Удобнее работать с речью, текст которой написан на одной стороне листа, причем, не в тетради, а на отдельных листах.

Некоторые пытаются заучивать текст речи. Здесь нужно согласить­ся с мнением И. Н. Кузнецова, что в отдельных случаях это оправдан­но. «Когда приходится выступать с убеждающей речью на митинге, с приветствием на торжественном мероприятии, на банкете и т. п., не­ловко держать перед собой текст речи. А между тем неточно сформу­лированная мысль, неудачная фраза, неправильное словоупотребление могут навредить оратору. Поэтому лучше произнести заранее заготов­ленный и заученный текст.

Если речь небольшая по объему, то это не так уж и трудно сделать, а если приходится выступать с лекцией, докладом, сообщением, то вы­учить текст полностью удается далеко не каждому. Этот вид овладения материалом труден для оратора, он требует от него большого напряже­ния и усилий воли». В этом случае целесообразнее высту­пать с опорой на текст, в котором визуально выделены основные по­ложения и мысли.

Когда оратор приобретет достаточный опыт публичных выступле­ний, чтобы чувствовать себя на трибуне абсолютно спокойно и не сби­ваться с мысли под воздействием случайных обстоятельств, можно переходить к тому, чтобы произносить речь, имея перед собой не текст целиком, а развернутый план или тезисы выступления, в которых со­храняются некоторые наиболее важные текстовые моменты.

На этапе «меморио» полезно произнести подготовленный текст ре­чи вслух. Каждый обязательно заметит при этом, что некоторые пред­ложения слишком трудны для произнесения на одном дыхании, неко­торые содержат однокоренные слова, тавтологии, которые не очень заметны при прочтении, но коробят слух. Произнесение поможет уст­ранить такие погрешности.

Эффективным средством подготовки является запись репетиции выступления на видеокассету. Полезно просмотреть видеозаписи своих выступлений, состоявшихся непосредственно перед слушате­лями. По признанию некоторых весьма опытных ораторов, такой просмотр помог обнаружить недочеты, о которых они ранее даже не подозревали.

Нужно учиться психологически и физически готовить себя к встрече с аудиторией. Специалисты советуют отдохнуть перед выступ­лением и побыть одному. Желательно в спокойной обстановке еще раз мысленно представить план выступления, продумать наиболее ответ­ственные места речи, что придает некоторую уверенность. «Надо от­бросить все, не имеющее отношения к речи, и целиком переключиться на будущее выступление, как бы "войти в роль". Это будет способст­вовать преодолению излишнего волнения. "Стоит человеку сосредото­чить все свое внимание на какой-нибудь мысли, и тогда у него получа­ется изолированный пункт, который затормозит все остальное и будет господствующим" (академик И. П. Павлов)».

Перед выступлением полезно заранее прийти на место, осмотреть зал, вход на эстраду, трибуну. Желательно пообщаться с появившими­ся в зале первыми слушателями. Неформальная беседа помогает не только уловить настроение людей, но и снимает нервозность, неизбеж­но овладевающую любым оратором, собирающимся выступать в не­знакомой аудитории.

Немаловажным фактором является правильный выбор места для произнесения речи. Такой вопрос, как правило, не возникает, когда в помещении имеется трибуна или стол, на который можно положить свои записи. Однако надо принимать во внимание и конкретную обстановку, характер речевой ситуации. В малой аудитории, где 20-30 слушателей, выходить за трибуну, если того не требуют регламент и официальность встречи, нежелательно. Трибуна придает официальность и как бы отда­ляет оратора от слушателей. Она уменьшает возможность экспрессив­ного воздействия на аудиторию, сковывает движения и жесты, а иногда и мысли оратора. Желая достичь более тесного контакта с людьми, некоторые ораторы предпочитают находиться поближе к слушателям, на одном с ними уровне, не пользуются трибуной и кафедрой. Это придает общению интимный характер и способствует лучшему взаи­мопониманию.

Произнесение речи, «акцио», - главный, кульминационный этап в работе оратора. Если все предшествующие этапы представляли собой создание алгоритма выступления, то произнесение речи и процесс непо­средственного взаимодействия оратора со слушателями - это проверка и корректировка данного алгоритма на ходу, включающая элементы им­провизации, творчества, искусства. Известно, что когда Демосфена спросили, что он считает самым важным в ораторской деятельности, тот ответил: «Во-первых, исполнение, во-вторых, исполнение, в-третьих, исполнение».

Исполнение речи требует особых знаний и навыков. Качество ис­полнения определяется способностью оратора установить живой кон­такт с аудиторией, его умением оценивать восприятие своих слов, сле­дить за реакцией слушателей, вносить в соответствии с ней необходи­мые коррективы в заготовленный текст и в манеру ведения разговора, живо реагировать на любое изменение внимания людей и обстановки в аудитории.

Традиционно в риторике проблема исполнения речи описывается с помощью таких категорий, как образ оратора и его нравственная пози­ция, взаимодействие с аудиторией, применение вербальных и невер­бальных средств воздействия, личный ораторский стиль речи.

Образ оратора - это сложный психологический феномен, пред­ставляющий собой совокупность внешних и внутренних (душевных, интеллектуальных, нравственных) качеств человека. Об ораторе судят прежде всего по его речи. Соотношение речи и личности обозначил еще древнегреческий философ Сократ, изрекший ставшую крылатой фразу: «Заговори, и я скажу, кто ты». В современной психологии су­ществуют методики, которые по характерным словам, употребляе­мым человеком в разговоре, по голосовой манере их произнесения и по манерам поведения на трибуне позволяют составить относительно точный психологический портрет оратора, определить его темпера­мент и даже степень искренности. Доктор психологических наук, профессор В. М. Козубовский отмечает, что человек скорее всего не­искренен, если он:

- чрезмерно подчеркивает свою честность («честное слово», «даю руку на отсечение», «клянусь здоровьем...» и т. п.);

- говорит необоснованно раздражительным или вызывающим то­ном («Да я вообще не знаю, о чем идет речь!», «Я вообще не обязан отвечать!» и т. п.;

- пытается вызвать расположение собеседника («Да я такой же, как и вы, у меня такие же проблемы...»);

- уклоняется от прямого применения слов «да», «нет» («Вы серь­езный человек?», «Я уже вам это говорил...»);

- отвечает вопросом на вопрос или повторяет заданный вопрос вслух;

- делает акцент на мелкие, второстепенные детали;

- выражает готовность помочь «следствию» без вашей просьбы об этом;

- возмущается по незначительному поводу, найдя для этого отду­шину в разговоре.

Если при обращении к аудитории (например, толпе на митинге), пишет далее В.М. Козубовский, оратор использует «сильные» и кате­горичные выражения, впадает в крайности, повторяется, избегает дока­зательств и рассуждений, то это признак желания увлечь за собой лю­быми средствами.

Человек, как правило, осознанно относится к тому, что он говорит, но не как говорит. Поэтому к наиболее объективным признакам лично­стных особенностей говорящего относятся его голосовые параметры. Так, скорость речи выдает тип его темперамента, а заметные колебания скорости речи - возбудимость или неуверенность в себе. По парамет­рам коммуникативной сферы личности (целенаправленности, скорости, пластичности и эмоциональности) можно достаточно объективно оп­ределить темперамент. По мнению В. М. Козубовского, торопливость речи нередко является свидетельством робости, возбужденность - увле­ченности, вялость - флегматичности и лени. Если произношение от­дельных слов, окончаний, частиц:

- очень четкое - это свидетельствует о внутренней дисциплиниро­ванности и целеустремленности;

- расплывчатое - означает уступчивость и стремление к покою;

- манерное, форсированно-отчетливое произношение с ударением на первом слоге ключевых слов - склонность к демонстрации своей силы и решительности.

Если высота голоса:

- падает к концу предложения (при неизменной громкости) - воз­можна предрасположенность человека к депрессиям. Чаще всего это - свидетельствует о мягком характере и слабой воле;

- меняется в широких пределах - это сигнализирует об открыто­сти характера и искренности человека.

За рубежом в последние годы большую популярность завоевал контент-анализ речи, задачей которого является измерение аффектов (тревоги, враждебности, интеллектуальных нарушений человека) через диагностику речевых актов с подсчетом определенных слов, фраз, эмоционально окрашенных предложений и т. п. Показательность инди­видуальных особенностей речи настолько велика, что речевые тесты занимают в современной психологии одно из ведущих мест по ширине их использования в психодиагностике.

Методы психологического анализа личности все более становятся достоянием современного образованного читателя и слушателя.

Издревле большое значение в характеристике образа оратора прида­валось нравственности человека. Школа ораторства считалась у древних и школой нравственности, ибо для того, чтобы быть убедительным в стремлении к добру и справедливости, нужно было не казаться, а быть таковым. Хорошо известны и слова Квинтилиана: «Хочешь быть хоро­шим оратором - стань сначала хорошим человеком». В «Российской риторике», изданной в 1824 г., подчеркивалось: «Что касается до орато­ра, то он необходимо должен иметь нравы добрые и наклонности чест­ные. Слово его не меньше должно быть вывескою его добродетели, как и просвещения. Искусство всегда получает более важности и почтения, когда оно соединяется с благородными качествами человека, владею­щего оным; особливо в убеждении умов самый образ жизни оратора должен служить порукою, что советы его искренни и основаны на соб­ственном убеждении».

Нельзя доверять человеку, который в жизни руководствуется од­ними принципами, а с трибуны провозглашает совершенно иные идеа­лы и ценности бытия. Важными нравственно-этическими критериями деятельности оратора являются единство слова и дела, безупречная репутация и благоприятное общественное мнение о нем.

Образ оратора в глазах слушателей во многом складывается по внешнему облику и манерам поведения. Едва войдя в аудиторию, ора­тор уже начинает с ней общаться, хотя не проронил еще ни слова. Слушатели присматриваются: как человек одет, как ходит, какое у него выражение лица, что он делает с руками и т. п. Первое впечатление об ораторе или, как называют психологи, «эффект ореола», существенно влияет на последующее восприятие речи. «Если первое впечатление о человеке, - пишет профессор психологии А. В. Батаршев, - благопо­лучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начина­ют переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отри­цательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке... оказалось отрицательным, то даже положи­тельные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам».

Доказано, что в формировании «ореола» первостепенную роль иг­рают внешний вид, одежда, а также предметы и вещи, которыми поль­зуется оратор.

Одежда - оценивается первой в облике человека. У оратора она не должна быть эксцентричной. Скромность предпочтительнее экст­равагантности. А. Ф. Кони советовал ораторам одеваться прилично, но просто. В костюме, по его мнению, не должно быть ничего вычур­ного и кричащего. Крайне неблагоприятное впечатление об ораторе могут вызвать неряшливый костюм, мятая рубашка, расстегнутые пуговицы и т. п.

Сложились определенные требования, предъявляемые к деловому костюму. Универсальной одеждой деловой женщины является платье, костюм, брючный костюм или кофта с юбкой, причем последние должны быть обязательно современными. Женщине всегда следует помнить, что не рекомендуется смешивать разные украшения. Допус­тимыми в деловой одежде считаются лишь гарнитуры (кулон, серьги, кольцо). Рабочий костюм мужчины - обычный: брюки и пиджак. В туа­лете мужчины главный предмет - галстук. Его рисунок не должен по­вторять рисунок костюма или рубашки. С костюмом из пестрой ткани не согласуются пестрые галстуки.

Одежда должна соответствовать характеру речевой ситуации: на судебное заседание и на дружескую вечеринку одеваются, разумеется, по-разному. Для официальных встреч и выступлений представителям некоторых профессий (работники прокуратуры, сотрудники Мини­стерства внутренних дел, Министерства обороны и др.) рекомендуется надевать форму.

Установлено, что цвет, форма линий одежды и даже фактура тка­ней оказывают влияние на эмоциональную оценку внешнего облика. Имеет значение и сочетание цвета в одежде. Создавая внешний имидж, надо помнить, что это символ, который без слов говорит окружающим, на какой ступени общественной лестницы стоит человек, к какому кру­гу профессий принадлежит, каковы его характер, темперамент, вкус, финансовые возможности, а иногда даже каково семейное положение. Вещи, которыми пользуется оратор, как правило, не случайны. Зонт, портфель, записная книжка и ручка человека, желающего произвести благоприятное впечатление, должны быть отличного качества.

Манеры уважающего себя, свои знания и убеждения оратора - это манеры человека воспитанного, естественно следующего правилам культуры и этикета. Импонируют уверенность без самоуверенности, чувство собственного достоинства без самолюбования, непринужден­ность поведения без развязности. Противопоказаны суетливость и нер­возность. Человек, умеющий держаться с достоинством, кажется окру­жающим привлекательным и вызывает подсознательное к себе распо­ложение и доверие. Ничто так не компрометирует выступающего, как растерянность: слушатель не желает соглашаться с человеком, который сам в себе сомневается. Из этого следует, что оратор должен отбирать для своей речи то, что хорошо знает и во что искренне верит. Умение излагать материал со знанием дела, без фальши, формирует впечатле­ние об ораторе как человеке убежденном, твердом и добропорядочном.

Слушатель считает привлекательным оратора, дружелюбно распо­ложенного к аудитории, с приветливым выражением лица, улыбающе­гося, не прячущего взгляд, умеющего со вкусом одеваться и т. п. Уси­лия, затраченные на создание образа, оцениваются по достоинству, поскольку забота о внешности и хороших манерах - своего рода «скрытый комплимент оратора аудитории».

Благоприятный «эффект ореола» способствует установлению хо­рошего контакта с аудиторией и является существенным аргументом, повышающим действенность речи.

На этапе «акцио» определяющее значение приобретает искусство говорения и общения, умение оратора удержать внимание слушателей, их интерес к речи. Должно возникнуть и поддерживаться состояние эмоциональной индукции или экспрессии чувств, когда не только со­держание речи, но и чувства, эмоции, убежденность говорящего пере­даются слушателям. Автор обязан уметь привнести в звучание речи нужное чувство, переживание, отношение.

Здесь нужны и некоторые актерские качества, понимание того об­стоятельства, что сильные чувства, как правило, оттеняются контрастом произнесения. В этом заключается особенность, а зачастую главная дей­ствующая сила пафоса. Наибольшей внушительностью обладает речь, в которой высокий смысловой и эмоциональный «накал» передается внешне спокойно. Говорят: «Громкое - заметно в тишине». А. Ф. Кони писал по этому поводу, что «элемент трогательного, жалостливого мо­жет быть в речи, но чтобы «трогательное» действительно «трогало» сердце, надо о трогательном говорить спокойно, холодно, бесстрастно: ни голос не должен дрожать, ни слеза слышаться, не должно быть ни­какого внешнего притока трогательности, от этого получается контра­стный фон: черные линии сливаются с черным фоном, а на белом вы­ступают резко. Так и с трогательным. Например, читать сцены казни Остапа надо протокольно, сухо, холодно, стальным крепким голосом и изменить его там, где нельзя уже не изменить».

Умение контрастом пафоса устного слова воздействовать на чувст­ва слушателей является признаком высшего искусства оратора.

Эмоциональная и экспрессивная составляющие устной речи прояв­ляются главным образом с помощью невербальных средств предъявле­ния информации и личного отношения оратора к предмету речи. Не­вербальную коммуникацию по признаку средств предъявления инфор­мации подразделяют на:

- паралингвистику - систему вокализации речи;

- экстралингвистику - систему, определяющую темп речи и включающую «добавки» к вербальной коммуникации (покашливание, смех и т. п.). Экстралингвистика включает раздел «кинестетика», опре­деляющий средства выразительности, основанные на восприятии общей моторики различных частей тела. Если имеется в виду движение рук, то это жестикуляция (язык жестов). Если имеются в виду мускулы лица, то это мимика, если же позы человека, то это пантомимика (язык тела);

- проксемику - систему, изучающую пространственную и вре­менную организацию общения. (Основателем проксемики является американский ученый Э. Холл, впервые предложивший специальную методику оценки интимности общения на основе изучения организа­ции коммуникативного пространства. Им введены понятия «интим­ная зона», «личная зона», «общественная зона» партнеров по обще­нию и др.);

- визуальное общение - представляет собой систему невербальной выразительности и общения на основе движений глаз (контакт глаз). Изучается частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, избегание взгляда, направленность и т. п.

 

2. Паралингвистический контекст речи

Паралингвистический контекст формируется ритмико-интонацион-ными и динамическими (силовыми) параметрами, чуть заметными тембровыми изменениями голоса, дикцией, паузами, которые создают интонационный рисунок выступления.

Важнейшим паралингвистическим элементом является хорошо по­ставленный голос. Еще Аристотель подчеркивал, что именно в звуча­нии голоса заключается основная сила воздействия оратора на слуша­телей. Он рекомендовал, как именно следует пользоваться возможно­стями голоса для выражения страстей, когда следует говорить громко, когда тихо или «средним» голосом, какой ритм и в каком случае жела­тельно употребить. Тот, кто разговаривает, постепенно снижая голос, отмечает автор «Риторики», несомненно, чем-то глубоко опечален; кто говорит слабым голосом - робок как ягненок; кто говорит пронзитель­но и несвязно - тот «глуп как коза».

Предметом риторики является изучение не голоса самого по себе. Это задача специальных наук. Однако каждый изучающий теорию ора­торского искусства должен иметь представление о возможностях голо­совой выразительности. Качество голоса характеризуется такими па­раметрами, как:

- тембр - окраска голоса, определяемая количеством дополни­тельных тонов (обертонов), накладывающихся на основной тон голоса;

- звонкость (металличность) - чистое звучание в противополож­ность глухому, тусклому;

- собранность - концентрация звука у губ, не позволяющая «рас­ползанию» голоса по ротовой полости;

- свобода - устранение напряженности, свободное размыкание рта для хорошего и свободного звучания голоса;

- полетность - способность звука распространяться (этому спо­собствует звук, сконцентрированный у губ);

- устойчивость - голос не должен срываться.

Хороший голос - это голос, позволяющий говорить выразительно, членораздельно, в различных диапазонах тональности и громкости, с хорошей артикуляцией звуков. Дефектами звучания голоса считаются гнусавость (избыточный носовой призвук у гласных звуков), гортан-ность («заглатывание» звуков). Постановкой хорошего голоса можно и нужно заниматься постоянно. Тем, кто имеет некоторые проблемы с голосом, можно обратиться к специалистам, ознакомиться с возможно­стями голосового аппарата (органы дыхания, резонаторы, вибраторы), воспользоваться специально разработанными медициной комплексами упражнений для устранения речевых дефектов.

«Речь формируется в центральном аппарате - головном мозге и нервной системе, - а также в дыхательном, голосовом и артикуляцион­ном отделах. Каждый из органов выполняет прежде всего главную природосообразную функцию; речевым аппаратом все они становятся лишь как приспособленные для этого человеком. Вдох и выдох обу­словливают основные ритмические характеристики речевых структур; произносительным звеном считается количество слов между паузами, а паузы на физиологическом уровне соответствуют вдоху. Сам вдох производится через полость носа, но при речевом дыхании - иногда через рот. Выдох - момент произнесения, который при оптимальной разработанности голоса по времени в 20 раз превышает вдох. Это со­отношение речи и паузы, к которому следует стремиться системой уп­ражнений, удлиняя выдох и тем обеспечивая возможность как можно более долгого говорения без забора воздуха». Овладение ис­кусством голосовой выразительности связано, таким образом, с искус­ством дыхания в процессе произнесения речи. Как советуют логопеды, не следует начинать речь на вдохе. Перед началом речи следует со­блюдать вдыхательную установку, которая связана с ощущением полу­зевка. Это ощущение связано с состоянием релаксации - ее необходи­мо вызвать, чтобы напряжение всех физических и духовных сил перед началом выступления ощущалось равномерно во всех органах.

Одним из самых влиятельных паралингвистических компонентов речи является интонация. Подчеркивая ее значение, Цицерон говорил: «если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных мес­тах говорит напряженным голосом, в спокойных - мягким, низкий тон голоса придаст ему важности, колеблющийся - трогательности. Поис­тине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний - низкого, высокого и переменного - достигает столь разно­образного и столь сладостного совершенства в напевах». Рим­ский оратор рекомендовал менять и разнообразить голос в процессе говорения, а также следовать акцентологическим характеристикам ка­ждого слова, подчеркивать звучанием голоса важнейшие слова и мыс­ли. Для этого он советовал не заменять произношение излишней не­брежностью и, наоборот, не произносить слова с шумом, «как бы в припадке тяжелой одышки». Перед началом выступления Цицерон предлагает определить темп, в котором будет произноситься речь и в котором завершится; проанализировать расположение частей речи: что будет произноситься ровно или с усилением, понижением голоса, убы­стрением или замедлением. Голос, по его мнению, должен при этом звучать без чего-либо нарочито показного или подражательного, про­сто и естественно.

Об огромном эмоционально-выразительном значении интонации содержатся указания в работах других известных авторов. А. С. Мака­ренко говорил о том, что стал настоящим педагогом только тогда, ко­гда научился говорить «иди сюда» с пятнадцатью-двадцатью оттенка­ми, когда научился множеству нюансов в постановке лица, фигуры и голоса. Тогда, говорит он, я уже не боялся, что кто-то ко мне не подой­дет или не поймет того, что нужно.

По содержанию интонация представляет собой аудиоинформацию, являющуюся для психики человека таким же раздражителем, как и слово. Дело в том, что в памяти хранятся разнообразные эмоционально окрашенные мелодические рисунки, за которые при присутствии их в речи «цепляется» наш слух, облегчая декодирование слов оратора. Ученые утверждают, что примерно 40 процентов содержания речи не усваивается, если интонация «не та», фальшивая или не соответствует смыслу высказывания. Такой же эффект бывает, когда речь произно­сится монотонно.

Интонация - комплексное средство голосовой выразительности. Она включает ряд элементов: мелодику, логическое ударение, темп речи, паузы, дикцию, формирующих аудиологическую картину речи.

1. Мелодика - это изменение высоты тона голоса на протяжении вы­сказывания. Она является одним из основных компонентов интонации. Иногда ее называют интонацией в узком смысле слова. Выделяется несколько типов мелодики, основными из которых являются:

1) мелодика завершенности фразы. Она характеризуется понижени­ем высоты голоса к концу высказывания и свойственна повествова­тельным предложениям, а также вопросительным, но при обязательном наличии в них вопросительного слова;

2) мелодика незавершенности, характерная незначительным подъемом высоты тона, что как бы подчеркивает смысловую недоговоренность фра­зы или предложения;

3) мелодика информативности, характерная тем, что в мелодии нет мелодичности: фраза произносится одинаковым сухим тоном. Приме­няется зачастую в ссылках на авторство какой-либо цитаты и иных случаях. Например, во фразе: «Исполнение речи, - отмечал великий Цицерон, - единственный владыка слова», слова «отмечал великий Цицерон» произносятся ровно, одним тоном, поскольку несут в себе косвенную смысловую и эмоциональную информацию;

4) вопросительная мелодика, которая характеризуется повышением тона и свойственна вопросительным предложениям, не содержащим вопросительного слова (общий вопрос).

С помощью мелодики выражаются основные коммуникативные значения: утверждение, восклицание, вопрос, побуждение. Часто инто­нации, с которой произнесена фраза, слушатель доверяет больше, чем словам. Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, при­обретают разный смысл. Например, с разной мелодикой можно сказать о цене какого-либо товара, употребив слово «приличная»: и тогда, ко­гда она кажется слишком высокой, и тогда, когда рассматривается как вполне подходящая.

Человек легко различает в родном языке самые тонкие мелодичные оттенки на слух, но часто не умеет воспроизводить их в собственной речи. Публичная речь многих людей характеризуется интонационной бедностью и однообразием.

2. Логическое ударение (называемое часто акцентным или смысло­вым выделением) - это выделение с помощью интонационных средств какого-либо слова в высказывании, которое представляется говоряще­му наиболее важным, с целью обратить на него внимание слушателя. Часто в этом смысле говорят о месте интонационного центра высказы­вания, т. е. о том слоге или слове, на котором происходит коммуника­тивно значимое изменение высоты тона и силы голоса. Интонацион­ный центр высказывания всегда располагается на том слове, которое говорящий желает акцентировать. В зависимости от того, на какое сло­во фразы падает логическое ударение, высказывание изменяет свой смысл и требует иной реакции собеседника. Например:

Ты пойдешь в институт? - Да, пойду.

Ты пойдешь в институт! - Да, в институт.

Ты пойдешь в институт? - Да, я.

Логически выделить важные слова можно также за счет медленно­го произнесения, по слогам, вразбивку.

В публичных речах убеждающего характера логические ударения и мелодический рисунок должны подчеркивать восходящий порядок аргументации, т. е. в начале речь должна быть спокойной и размерен­ной, а к концу все более эмоциональной и страстной. «Начав сильно, нельзя ослабить к концу и тем самым опустить внимание слушателей и оставить слово без действия, - советовал М. М. Сперанский. - Надо, чтобы лицо, голос и руки - все оживлялось час от часу более и чтоб конец или заключение было самое разительное место в слове. Здесь должны открыться во всем своем пространстве все наружные дарова­ния оратора, чтоб докончить потрясение умов и сделать удар, который бы долго раздавался в их сердцах».

Создать хороший интонационный рисунок речи невозможно без удовлетворительной дикции. 3. Дикция - это произношение, способность говорящего произносить и выговаривать слова. Если человек не стра­дает дефектами речи, косноязычием, то хорошая дикция зависит глав­ным образом от организации речи и самоконтроля. Традиционно про­блемам дикции большое внимание уделялось и уделяется в театраль­ном искусстве, и здесь накоплен богатый опыт совершенствования произношения, содержится немало полезных теоретических рекомен­даций. И.-В. Гете, написавший в 1803 г. специальные правила для ак­теров, советовал: «Чтобы добиться совершенной дикции, начинающе­му следует говорить очень медленно, энергично и отчетливо произнося отдельные слоги, особенно конечные, для того, чтобы слоги, требую­щие быстрого произношения, не становились непонятными». Эта ре­комендация вполне актуальна и для подготовки публичного оратора, ведь перед ним те же слушатели. Артикуляция звуков и четкое произ­ношение особенно важны при использовании новых понятий и малоиз­вестных слов. Их желательно отчетливо проговаривать в речи 3-4 раза, чтобы они хорошо запечатлелись в памяти. Каждый оратор, контроли­руя собственное произношение, «должен чувствовать не только фразы, слова, но и каждый слог, каждую его букву» (К. С. Станиславский).

Манера выговаривать слова включает характерный для каждого человека темп речи, продление или редукцию слогов и т. п. Они связа­ны не столько с характером артикуляции, сколько определяются спе­цифической ритмической структурой слова (соотношением по дли­тельности и интенсивности ударного и безударного слогов в слове), а также особыми модификациями интонации. Выпадение звуков слова искажает его смысл, затрудняет взаимопонимание.

Нормативная, стандартная манера произношения соотносится с на­учным и официально-деловым стилем речи, а все индивидуальные особенности произношения присущи разговорному стилю.

К основным недостаткам произношения следует отнести:

- эканье - вставка паразитических звуков типа [э], [м], [гм] и т. п. в паузах между фразами и словами;

- продление гласных и согласных в конце фразы как знак раздумья или колебания. Чаще всего продляются гласные в союзах «что», «и», в словах-паразитах «ну», «вот», в некоторых предлогах, в слове «это», иногда в личных местоимениях;

- задержка дыхания на вдохе, что происходит неосознанно, когда речевое звучание должно появиться буквально в следующее мгновение и еще не закончилась фаза контроля и селекции речевых единиц;

- шумные вздохи (вдох и выдох) перед началом фразы. Они не­уместны и нежелательны всегда, но особенно - в официальной об­становке;

- чмоканье - шумное «отлипание» средней части стенки языка от неба и боков языка от щек, которым иногда заполняют часть паузы;

- нозализация - произнесение в нос конечных гласных в словах. Это происходит из-за небрежного, преждевременного опускания мяг­кого неба (и язычка) еще до окончания фразы. Нозализиция оценивает­ся как вульгарная черта в речи;

- эмканье - смыкание губ в конце слов, когда гласный продолжает звучать: «в городе[м]», «девушки[м]» и т. п. Это также результат рече­вой небрежности, которую следует преодолевать.

Для улучшения навыков, касающихся манеры говорить и выгова­ривать слова, необходимо постоянно слушать и стараться точно воспризводить нормативную речь, контролировать собственную.

Таким образом, паралингвистика речи обращена к ее звучанию, ко­торое в свою очередь основано на понятиях нормативности, ритмико-интонационной окраски, дикции и иных аспектах, формирующих дос­тойную аудиологическую картину высказывания. Паралингвистиче­ский контекст речи имеет исключительно важное значение: он может как объединять участников, так и наносить коммуникации серьезный ущерб. Паралингвистика служит интересам концентрации внимания слушателей, уточнения содержания мыслей, выразительности речи и возбуждения адекватных намерениям оратора чувств, эмоций, мыслей и волевых намерений слушателей.

 

3. Экстралингвистический контекст речи

Экстралингвистический контекст речи формируется за счет всевоз­можных невербальных «добавок» к вербальной информации. Обычно к ним относят такие слагаемые, как темп речи, паузы, язык мимики и жес­тов, манеры оратора.

Темп - это скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). В фонетических исследованиях для характеристики темпа ис­пользуют длительность звуков, на практике же применяют показатель количества слогов (звуков), произнесенных за единицу времени. Слу­шателю всегда импонирует спокойный темп, при котором достигается хорошая выразительность. Нормально говорящий человек произносит

9-14 звуков за секунду. Произношение речи не теряет ясности и раз­борчивости даже при ускорении до 20 звуков за секунду, хотя такой темп воспринимается как ускоренный. Дальнейшее увеличение темпа вредит пониманию речи.

Основные закономерности изменения темпа речи на протяжении высказывания состоят в том, что в конце выражения темп, как прави­ло, медленнее, чем в начале, и, кроме того, наиболее важные слова и части высказывания характеризуются замедлением в произнесении. Другими словами, то, что говорящий считает важным, он обычно произносит более медленно. Важные в смысловом отношении части предложения, как правило, характеризуются и более высоким уров­нем громкости голоса.

Стиль речи, страдающий чрезмерно ускоренным темпом, называют тахилалическим. Он характерен трескуче-барабанным, дробным про­изношением, зачастую без замедлений и пауз. Создается впечатление, что слова опережают мысль говорящего. Это особенно ярко бывает выражено у ораторов, склонных к тахилалическому стилю, когда они выступают в незнакомой аудитории или при иных обстоятельствах, вызывающих повышенное волнение. Волнуясь, тахилалик перестает следить за правильностью речевых конструкций, особенно при произ­несении длинных фраз. Он сбивается, повторяет отдельные слова и слоги, а другие - просто выпадают из речи или искажаются. Наруше­ния затрагивают словарь, увеличивается число артикуляционных оши­бок. Слушать такого человека бывает затруднительно и неприятно. Признаки тахилалии обычно проявляются в детском возрасте и изле­чиваются. В зрелые годы с ними не поздно и нужно бороться. Для это­го надо стремиться говорить короткими предложениями, следить за дыханием и душевным состоянием, обратиться к специалистам.

В регулировании темпа речи необходимо научиться эффективно пользоваться таким инструментом, как паузы. Пауза - это перерыв в звучании, временная остановка в говорении. Обычно паузы явля­ются средством смыслового деления предложений и мыслей в вы­сказывании, так как речь должна произноситься не простой цепоч­кой слов, а логико-речевыми тактами. Паузы, применяемые для смыслового деления речи, называют логическими. В силу своего предназначения они не всегда совпадают с паузами, которые дела­ются на знаках препинания.

Часто паузы используются как средство выразительности и эмо­ционально-психологического воздействия, подчеркивающее личное отношение оратора к тому, что говорится. Такие паузы в сравнении с логическими бывают более длительными. Иногда они сравнимы с мно­готочием в тексте, рассчитанным на то, чтобы человек прочувствовал и домыслил недосказанное. Остановки в говорении применяются и во многих других случаях, например, когда нужно привлечь внимание аудитории, переждать какую-либо эмоциональную реакцию.

Таким образом, паузы или «воздушные прокладки между слова­ми», как образно назвал их И. Л. Андроников, - многофункциональны. Если интонация речи способствует смене процессов, разнообразящих восприятие, то паузы - запоминанию материала и сопереживанию. Слушатели запоминают не столько слова, сколько образы, возникаю­щие в их сознании при паузах.

Устная речь сопровождается выразительными жестами и ми-мимкой, подчеркивающими и усиливающими действие произнесенно­го слова. Говоря, например, «да», мы утвердительно киваем головой. «Нет» сопровождается отрицательным «мотанием» головы. Жесты и мимика - нечто большее, чем движение рук, выражение лица или взгляд. Они не просто помощники говорящего, а дополнительный и очень влиятельный канал, передающий слушателю около половины информации речи, а также информацию о самом ораторе.

Хотя жестикуляция, мимика и пантомимика управляются в основ­ном на подсознательном уровне, это не значит, что они не подвластны контролю. Являясь, по выражению Цицерона, «языком тела», они все же должны «согласовываться с нашей мыслью». К сожалению, некото­рым молодым ораторам бывает трудно добиться такой «согласованно­сти» в силу неизбежного волнения. Как нелепо может выглядеть не­управляемая жестикуляция, можно прочитать в рассказе И. Л. Андро­никова «Первый раз на эстраде». В нем автор иронично описывает соб­ственный горький опыт даже не публичного выступления, а лишь его репетиции, на которой он попросил одного из друзей присутствовать и высказать затем свое мнение. «Он не скрыл, - пишет Андроников, - что десятиминутный текст я произносил более получаса и внешне это выглядело очень непрезентабельно: я все время почесывался, облизы­вался, хохотал и кланялся и при этом отступал все время назад, так что он, доктор, должен был несколько раз возвращать меня из угла на ис­ходную точку. Но более всего его поразило, что, с трудом произнося заученные слова, я помогал себе какими-то странными движениями левой ноги - тряс ею, вертел, потирал носком ботинка другую ногу, а то начинал стучать ногой в пол».

Приведенный пример вызывает улыбку, но он поучителен: надо контролировать свое поведение на трибуне. От жестов значимых, ко­торые способствуют успеху, следует отличать жесты излишние. По­добно, как иные люди систематически оснащают свою речь словами ­паразитами типа «так сказать», «значит», «ну» и т. п., встречаются ора­торы с устойчивой привычкой к какому-либо ничего не обозначающе­му жесту-паразиту. Одни то и дело встряхивают головой, другие по­правляют волосы, третьи почесывают затылок, теребят пуговицу на пиджаке и т. д. Человек, склонный к подобной жестикуляции, должен непременно от нее избавиться.

Движения и жестикуляция должны быть естественными, но сдер­жанными, пристойными. Ими не следует злоупотреблять. Прибегать к жестам следует только по мере ощущения внутренней потребности в них. Когда оратор спокоен и уверен в себе, жесты приходят сами со­бой, как бы вытекают из содержания речи. Они неотделимы от движе­ния мыслей и чувств, ритмически согласуются с интонацией, логиче­скими ударениями и паузами, усиливают убедительность высказывания, вызывают аналогичное ощущение движения у слушателей, настраивая их соответствующим образом.

Существуют следующие типы жестов:

- выразительные. Это самые употребляемые жесты. Ими сопро­вождаются наиболее сильные, эмоциональные моменты речи. Чаше всего это энергичные движения рук, головы, плеч, помогающие пере­дать личное отношение и эмоциональное состояние выступающего едва ли не лучше, чем слова и интонации;

- указующие. Самый простой вид жестов. Выступающий может прибегнуть к таким жестам для указания направления движения чего-либо, в случае необходимости обратить внимание на кого-то из при­сутствующих в зале, на какую-либо вещь, пособие и т. п.;

- описательные. Это жесты, помогающие описать что-либо. На­пример, слова: «Мы увидели, что предмет движется волнообразно» можно подкрепить соответствующим движением руки;

- подражательные. Такими жестами обычно «копируют» чьи-либо движения.

В жестикуляции неследует быть чересчур «крикливыми», соблюдать меру. Обнаружение своих чувств есть мощное средство увлекать других, но часто вид того, как оратор сдерживает свои чувства, скорее воспламеняет аудиторию. К этому следует добавить, что жестикуляция бывает не всегда уместна. К ней прибегают обычно в лекционной пропаганде, политическом, художест­венном, эпидейктическом, бытовом красноречии, но она ограниченно применима в официальных речах, где требуется особая «строгость» в выражении чувств и эмоций. Это справедливо и для творчества судеб­ного оратора.

Замечательным стимулятором эмоций аудитории является мимика оратора. Она способна передать целую гамму чувств и переживаний: радость и скорбь, сомнение и иронию, решимость и презрение. Как и жестикуляция, мимика должна быть естественной, не наигранной, сдержанной. Иначе она рискует обернуться гримасничаньем. Жела­тельно, чтобы выражение лица соответствовало характеру речи. Более чем странно выглядит оратор, постоянно улыбающийся во время речи на серьезную тему или при рассказе о каких-либо злодеяниях. Но столь же неестественно будут восприниматься слова радушного приветствия, произнесенные с равнодушным лицом-маской.

Движения души оратора отражают также его глаза. Слушатель лучше воспринимает и понимает оратора, когда их взгляды встре­чаются. Опытные ораторы всегда стремятся смотреть людям в глаза, переводя взгляд с одного лица на другое. Если оратор смотрит в окно, в текст либо обращает взгляд куда-то в пространство, он теря­ет канал зрительной связи с аудиторией и рискует превратиться в «глухаря на току», не реагирующего ни на что, кроме собственного «пения». Аудитория будет смотреть на него, как на бездушную «го­ворящую машину».

В ходе выступления, точнее, уже с момента появления в зале нуж­но следить и за своими манерами, которые являются зеркалом общей культуры и характера человека. Слушатели подсознательно подмечают едва заметные черты поведения и составляют для себя «портрет» ора­тора, когда тот еще только переступил порог аудитории. Они отмечают про себя: «суетлив», «нервничает», «высокомерен», «напыщен», «не поздоровался», «расселся как барин» и т. п., а, возможно, «приятен», «доброжелателен» или даже неопределенно: «он мне симпатичен». Люди не настроены бывают слушать тех, кто подчеркивает свою ис­ключительность, ведет себя невоспитанно, высокомерно, неуважитель­но, по-барски, но еще больше вредят восприятию речи суетливость и неуверенность.

Какое бы волнение ни испытывал оратор, он должен стремиться внешне демонстрировать спокойствие, уверенность и душевное равно­весие, желание сообщить нечто важное и нужное, интересное. Опыт­ные ораторы советуют не «выбегать» на кафедру, а, взойдя на нее, не торопиться сразу же «выпаливать» слова. Все приготовления к выступ­лению надо закончить заранее: на ходу не рекомендуется застегивать­ся, поправлять прическу, галстук или перебирать свои записи. Ошибку допускают некоторые ораторы, начинающие говорить, еще не дойдя до трибуны или не повернувшись лицом к залу и не посмотрев предвари­тельно людям в глаза. Иные, находясь на кафедре, кладут руки в карманы, «ложатся» на трибуну,


что является свидетельством низкой культуры и неуважения к людям. Поза оратора, как и другие эле­менты его поведения, в значительной степени определяется индиви­дуальным стилем, привычкой, однако во всех случаях, находясь пе­ред публикой, надо добиться ощущения устойчивого равновесия, подвижности и естественности. Многие люди, не обладающие опы­том публичных выступлений, стоят неподвижно, навытяжку, другие топчутся на месте, иногда раскачиваются, третьи не знают, куда девать руки, и т. д. Подобная неловкость может вызвать смех и снижает престиж выступающего.

Правильному поведению, умелому использованию богатейшего арсенала средств пара- и экстралингвистического воздействия речи следует учиться. Интонации, паузы, небрежно оброненные фразы, удивленные жесты, нахмуренные брови - все это расширяет емкость звучащего слова, выявляет новые смысловые резервы и делает речь доступной, наглядной, выразительной, эмоциональной.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.