Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Создание единого союзного государства

ВОПРОС.

Достигнутые к середине 20-х гг. определенные успехи в осуществлении НЭП создали благоприятные условия для объединительных тенденций в межреспубликанских отношениях. Поиск форм национально-государственного строительства проходил в обстановке острых дискуссий, столкновения различных точек зрения. Это во многом определялось и тем, что царская Россия была одним из самых многонациональных государств мира. Многочисленные народы находились на различных уровнях социально-экономического и культурного развития.

Несмотря на то, что в трудах В.И.Ленина, написанных до Октябрьской революции, национальным проблемам было уделено большое внимание, их практическое разрешение встретило большие трудности. Дело в том, что некоторые руководители партии, в их числе и И.В.Сталин, считали создание независимых национальных республик делом временным. Упор делался на провозглашенные ранее принципы широкой областной автономии с учетом национальных особенностей. Под предлогом борьбы с так называемыми националистическими тенденциями предлагалось создать крупные территориальные объединения с “учетом национальной специфики”. Это нашло выражение в проектах и практике создания Татаро-Башкирской и Горской республик, Туркестана, в отрицательном отношении к Белорусской республике, преобразованной в Литовско-белорусскую, в недооценке укрепления суверенности Украины, в формировании объединения Закавказских республик в Закфедерацию.

В условиях перехода к новой экономической политике приходилось учитывать как возможность роста великодержавных тенденций, так и местничества и национализма.

Ленинский подход к решению вопросов советского федерализма предполагал утверждение национально-территориального принципа формирования самостоятельных государственных образований как на уровне автономий в РСФСР, так и договорных самоопределяющихся республик. Совнарком и ВЦИК предпринимали шаги по изучению хода объединительного движения. Зимой 1919 г. под руководством Я.М.Свердлова началось изучение практики и тенденций национально-государственных устремлений народов страны в ее различных регионах (Прибалтике, Средней Азии). Но после смерти Свердлова работа была прекращена. В июне 1919 г. ВЦИК создал под председательством Л.Б.Каменева рабочую комиссию по вопросу о конкретных формах объединения РСФСР и советских республик.

В качестве временных, предварительных шагов комиссия предложила ввести в состав ВЦИК представителей республик, подчинить некоторые республиканские наркоматы соответствующим ведомствам РСФСР. В июне 1920 г. во ВЦИК вошло 30 представителей от ЦИК Украины, несколько позже в состав вошли и представители Белоруссии. 1Х Всероссийский съезд Советов (декабрь 1921 г.) решил ввести в состав ВЦИК представителей Азербайджана, Армении и Грузии. Началось объединение комиссариатов по военным делам, железнодорожного транспорта, советов народного хозяйства, прорабатывался вопрос об объединении Наркоматов продовольствия и финансов. В связи с тем, что договоры между РСФСР и другими советскими республиками не предусматривали подчинения высших органов государственного управления в республиках аналогичным органам РСФСР, это порождало конфликты и трения по вопросам их самостоятельности, невмешательства в дела друг друга.

В.И.Ленину приходилось не раз улаживать конфликты, резко критиковать нарушения, допущенные Г.К.Орджоникидзе, комиссией Ф.Э.Дзержинского в так называемом грузинском инциденте, торопливость и администраторские увлечения И.В.Сталина в решении проблемы объединения Закавказских республик, его пренебрежение к национальным чувствам. Ленин требовал “большей уступчивости всяческим мелкобуржуазным элементам”, в частности интеллигенции, мелким торговцам и тем меньшевикам, которые “не были абсолютно враждебны к мысли о советском строе”.

Весной и летом 1922 г. вопросы совершенствования отношений других республик с РСФСР были подняты ЦК компартий Украины, Белоруссии, Закавказских республик. Эти вопросы были рассмотрены ЦК республик. Инициатива республиканских партийных и советских органов была поддержана Политбюро ЦК РКП/б/, которое 10 августа 1922 г. приняло решение создать комиссию для подготовки проекта усовершенствования федеративных отношений между РСФСР и другими республиками. 11 августа Оргбюро ЦК РКП/б/ утвердило состав комиссии: В.В.Куйбышев (председатель), И.В.Сталин, Г.К.Орджоникидзе, Г.Я.Сокольников, Х.Г.Раковский и представители республик - С.А.Агамали-оглы (Азербайджан), А.Ж.Мясников (Армения), П.Г. Мдивани (Грузия), Г.И.Петровский (Украина), А.Г.Червяков (Белоруссия), Я.Д.Янсон (Дальневосточная Республика) и А.Ходжаев (Хорезм).

Комиссия одобрила подготовленный И.В.Сталиным проект резолюции “О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками”, который предусматривал вхождение Украины, Белоруссии, Закавказских республик в РСФСР на правах автономных республик. С народными республиками Бухарой, Хорезмом и ДВР предлагалось сохранить договорные отношения. В соответствии с этим проектом, получившим известность как “план автономизации”, ВЦИК и СНК России становились высшими органами государственной власти в новом государстве, а большинство наркоматов республик подчинялись соответствующим наркоматам РСФСР.

Обсуждение проекта автономизации в республиках приобрело острую политическую направленность. Ознакомившись с материалами комиссии, В.И.Ленин написал в Политбюро письмо “Об образовании СССР”, в котором подчеркнул, что проект автономизации оскорбляет республики, вызвал у них недоверие к России, руководству партии и государства, что РСФСР должна признать себя равноправной с другими республиками и “вместе и наравне с ними” войти в новый союз. Под воздействием Ленина победили федералисты, признав необходимым заключение договора об объединении РСФСР, образовавшейся в марте 1922 г. Закавказской федерации - ЗСФСР, УССР и БССР.

При создании нового союзного государства была последовательно реализована марксова идея о подчиненности национального вопроса классовому. Более приемлемая для высокоразвитых, однонациональных государств, она не учитывала возможности многонациональных государств, не достигших достаточного уровня экономического, социального, культурного развития, где еще не были преодолены националистические предрассудки. Ленин требовал быть архиосторожными, внимательными, не бояться уступок инородцам. Это и обеспечило создание союзного государства. При Сталине многонациональный конгломерат народов Союза удерживался не только достижениями экономического, социального и культурного развития, но и жесткой государственной политикой, а иногда и репрессиями.

Особо трудная обстановка сложилась в это время в Грузии, вызванная сложностью решения вопроса о ее вступлении в единый Союз. Руководству Грузии пришлось преодолевать националистические настроения в своей республике, обеспечить вступление в Союз Армении и Азербайджана. Г.К.Орджоникидзе, направленный в Грузию ВЦИК и СНК РСФСР для оказания помощи к вступлению в Союз республик Кавказа, не справился со своими обязанностями.

В связи с создавшейся ситуацией, В.И.Ленин продиктовал свои заметки “К вопросу о национальностях или об “автономизации”. Грузинский инцидент он связывал с политикой советского бюрократического государственного аппарата, переделать который в короткие сроки не было никакой возможности. Были и другие коммунисты в республиках, которые предупреждали о том, что забвение проблем национальных идеологий в будущем может грозить гражданской межнациональной войной, (Султан-Галиев в Татарии, Скрыпник и Раковский на Украине), которые как и Мдивани были позже объявлены национал-уклонистами и подверглись репрессиям. Несмотря на то, что стремление форсировать проведение объединения, без должной подготовительной работы среди населения, включая и мелкобуржуазные слои, вызывало серьезное противодействие, 2 ноября 1921 г. на пленуме Кавбюро было принято решение о создании Закавказской федерации /ЗСФСР/.

18 декабря 1922 г. Пленум ЦК РКП/б/ принял проект Союзного Договора. Текст договора был разослан по республикам для обсуждения в партиях, советских и общественных организациях и был одобрен ими. 30 декабря 1922 г. на первом Всесоюзном съезде Советов в Москве в основном были утверждены Декларация и Союзный Договор. Учитывая, что при одобрении этих документов на местах не было полного единства, съезд решил передать их на дополнительное рассмотрение центральным исполнительным комитетам союзных республик. С докладом на съезде об образовании СССР выступал И.В.Сталин. Он же зачитал текст Декларации и Договора, которые были подписаны главами делегаций республик. Делегаты избрали новый состав ЦИК СССР, в который вошли 371 член и 138 кандидатов. Председателями ЦИК были избраны М.И.Калинин, Г.И.Петровский, А.Г.Червяков и Н.Н.Нариманов.

31 января 1924 г. II съезд Советов утвердил Конституцию СССР, которая состояла из двух разделов Декларации и Договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик. При этом были учтены замечания и предложения республик, высказанные после 1 съезда Советов. Этим актом завершилось образование СССР. В состав СССР вошли РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Азербайджанская, Армянская, Грузинская республики). Добровольность объединения обеспечивалась сохранением права свободного выхода из Союза и возможностью вступления в него для всех существовавших тогда и вновь образуемых советских республик. В компетенции союзного правительства находились вопросы внешней политики, торговли, финансов, обороны государства, путей сообщения, связи, планирования. В решении остальных вопросов республики были суверенны. Избранный съездом ЦИК СССР состоял из двух равноправных палат - Совета Союза, сформированного на съезде из состава делегатов, и Совета Национальностей, избранного делегатами, представляющими каждую союзную и национальную автономию.

Принятием первой Конституции СССР завершился начальный этап сложнейшей работы по созданию и укреплению союзного государства. Решающая роль в создании единого многонационального союзного государства бесспорно принадлежала России. Она показывала пример решения национального вопроса, инициировала сплочение всех советских республик, явилась прообразом Союза ССР. В трудных условиях Россия оказывала помощь другим республикам, внесла большой вклад в решении проблем национального размежевания, преодоление отсталости национальных меньшинств. Бюджет некоторых республик до 75% формировался за счет РСФСР. Из РСФСР был передан в БССР в 1924 г. ряд районов с преобладанием белорусского населения. Из РСФСР в состав БССР в середине 20-х гг. были переданы области с преобладанием белорусского населения - Витебская и Гомельская, часть Смоленской. В БССР были выделены национальные районы с преобладанием национальных меньшинств - евреев, поляков и других. Управление, школа, печать в этих районах действовали на родном языке. В первой половине 20-х гг. в составе РСФСР были образованы автономные республики - немцев Поволжья, Бурят-Монгольская и другие.

Совершенствование национальных отношений проходило и в других регионах. В 1925 г. в СССР вступили Узбекская и Туркменская ССР, образовавшиеся в Средней Азии, возникла Киргизская АССР в составе РСФСР. Аджарская и Абхазская автономные республики были включены в состав Грузии. В Азербайджане получили права автономии Нахичевань и Нагорный Карабах, в составе СССР образовалась Молдавская АССР. На Украине были созданы греческие, чешские, еврейские, болгарские и другие национальные районы, поселковые и районные советы, в которых государственные и другие органы действовали на родном языке. Все эти меры позволили к концу 20-х гг. достичь значительных сдвигов в области национальных отношений. Утверждалось правовое равенство наций и народностей, большинство народов бывшей царской России получили государственность. Впервые на основе добровольности и равноправия было создано многонациональное государство - СССР. Предпринимались первые шаги по преодолению фактического неравенства, практические меры по ликвидации разрыва в экономическом, культурном и других отношениях. Все было направлено на ликвидацию межнациональной розни, укрепление дружбы народов.

Вместе с тем многие проблемы, унаследованные от дореволюционных времен, в 20-е гг. не были решены. Это касалось прежде всего национального размежевания в Закавказье и Средней Азии. Отголоски этого дают знать о себе и в настоящее время. Решение ряда национальных вопросов столкнулось с преодолением больших сложностей. Так, многие народности Севера жили в условиях родового строя, поэтому при введении советского управления там сохранился родовой принцип построения Советов, в районах, где население кочевало, создавались кочевые Советы. На практике, иногда, переход к оседлой жизни населения осуществлялся в административном порядке, а родовые принципы формирования Советов объявлялись контрреволюционными и отменялись. Сложно складывались и межнациональные экономические отношения. Сказывались серьезные ошибки, допущенные при создании союзных наркоматов. И главная из них - изъятие из ведения республик почти всех хозяйственных функций, передача управления ими центру.

В целом, несмотря на допущенные ошибки и просчеты, в 20-е гг. были достигнуты определенные результаты в национально-государственном строительстве в нашей стране, произошло замирение в национальных отношениях, вырабатывалось чувство единства интересов народов СССР, что сыграло важную роль в решении задач экономического и культурного развития, в строительстве социализма, в обеспечении победы потом, позже,в годы Великой Отечественной войны. Вместе с тем опыт 20-х гг. свидетельствует, что национальные отношения хрупки и требуют постоянного внимания, научного подхода, осторожности, взвешенности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность и основные направления НЭПа | Форсирование индустриализации и коллективизации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.