Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система, виды и методы муниципального управления




Муниципальное управление есть деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов, осуществляемая в определенных законом формах посредством муниципального хозяйства.

Это несколько громоздкое определение, тем не менее, с нашей точки зрения, наиболее полно отражает содержание понятия “муниципальное управление”, поскольку включает в себя и цель деятельности и специфические средства ее осуществления.

Не менее важно отметить тот факт, что на основе этого определения можно очень рельефно показать отличия муниципальной службы от службы в органах государственной власти. Они также проистекают из двойственной природы муниципального хозяйства, поскольку муниципальный служащий должен обладать знаниями, необходимыми для непосредственной хозяйственной деятельности, и в этом смысле его деятельность мало чем отличается от предпринимательства. С другой стороны, общественный характер распределения приобретенной в результате деятельности прибыли и задача регулирования хозяйственных интересов иных собственников, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории муниципального образования, требуют знаний и навыков, больше присущих государственной службе.

 

Система муниципального управления представляет собой сложное сочетание взаимосвязанных механизмов, учитывающих экономические, социальные, культурные, исторические, географические, демографические и политические особенности каждой территории.

Одним из основных признаков муниципального образования является наличие особой структуры органов и учреждений, осуществляющих властные функции, т.е. системы управления.

Всякое управление проявляется во взаимодействии субъекта и объекта управления.

От субъекта (управляющего) исходит командная информация (что, как, в каком объеме и в какие сроки), а от объекта (управляемого) поступает информация обратной связи (после исполнения команды).

Интенсивность команд и обратной связи зависит от вида и характера субъекта и объекта управления. При некоторых и путаных командах в процессе регулирования рыночной экономики обратная связь или искажается, или совсем не обнаруживается.

Командная информация подается в целях достижения определенных поставленных целей и задач. Получение результата, естественно, зависит прежде всего от качества, способа подачи командной информации, что в сущности и составляет основу методов управления.

Все многообразие методов управления базируется на различиях в способах подачи командной информации.

 

Различаются демократический и авторитарный стили управления.

Демократическое управление исходит из того, что для человека естественным состоянием является деятельность, работа и что он способен к самоуправлению, самоконтролю и не избегает ответственности. Поэтому внешний контроль не рассматривается как единственное средство достижения целей. Такой стиль управления предполагает делегирование полномочий, представление большей самостоятельности в соответствии с функциями, привлечение к принятию решений.

Авторитарное управление исходит из того, что средний работник изначально избегает труда, не чистолюбив, уходит от ответственности с удовлетворением воспринимает руководство над собой. Поэтому для повышения эффективности труда его надо постоянно принуждать, контролировать. А это может обеспечить централизованная власть, единоначалие при ограничении возможностей объектов управления. При авторитарном управлении ответственность и контроль сосредоточены в основном на верхнем уровне; лидер имеет огромную личную власть, подчиненные действуют на основе его указаний.

Крайним проявлением демократического стиля управления является анархизм, при котором никто не вмешивается в естественный ход событий, предполагается, что ответственность сама по себе распределяется целесообразно.

Крайним проявлением авторитарного стиля управления является тоталитаризм, который характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества.

 

По критерию использования форм собственности и владения имуществом на городских территориях различают:

- федеральное;

- региональное;

- муниципальное (местное);

- частное (корпоративное) управление.

Объектами федерального управления являются природные ресурсы, недра земли, естественные монополии, акции приватизированных предприятий и ряд других объектов.

Объекты регионального и муниципального управления определяются на основе соглашений о разграничении собственности между органами власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.

По воздействию на управляемый объект выделяются отраслевое (функциональное) управление и территориальное управление.

 

Отраслевое управление предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия. Наиболее эффективно оно реализуется в управлении через министерства, которые осуществляют единую техническую политику в отрасли, обеспечивают необходимые внутриотраслевые и межотраслевые пропорции. В последнее время роль отраслевого управления снижается. Высокие технологии требуют расширения рамок предприятия; решение проблемы чаще находится на стыке отраслей. Потому на передний план выступают органы межотраслевого управления – корпорации, действующие на акционерной основе.

 

Территориальное управление осуществляется из трех источников власти: органы государственной власти субъекта Российской Федерации; федеральные органы исполнительной власти на территории субъекта РФ; местное самоуправление.

 

По способу учета интересов объектов управления различают административное и экономическое управление.

 

Административное управление непосредственно воздействует на интересы управляемых с помощью разрешения, запрета, принуждения, применяемых независимо от их мнения. Администрирование является необходимым компонентом любого управления, хотя его масштабы могут быть разными. В структуре исполнительных органов с несколькими уровнями управления оно играет значительную роль и реализуется через назначение, освобождение от работы, поощрение, наказание должностных лиц. В государственном регулировании экономики администрирование осуществляется в лицензировании видов деятельности, квотировании экспорта, импорта и других случаях. Нередко административные методы сочетаются с чисто рыночными: размещение инвестиций, подрядных работ на конкурсной основе др.

Экономическое управление воздействует на интересы объектов управления косвенно, т.е. через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную и кредитную государственную политику. Отсутствует прямое директивное принуждение или поощрение. Объект управления свободен в выборе вариантов действий, но в случае противоречия их законодательству, он возмещает ущерб государству.

 

В настоящее время в России около 60% собственности остается в руках государства. В целях сохранения конкурентоспособности на государственных предприятиях внедряется доверительное управление с использованием принципов частного предпринимательства. В этом случае функция владения отделяется от функций управления. Орган государственного управления заключает договор с профессиональным управляющим; отношения между сторонами стоятся уже не на властном подчинении, а на формальном равенстве сторон, фиксируемых договором.

 

Государственные и муниципальные предприятия управляются на праве хозяйственного ведения, а находящиеся в федеральной собственности – оперативного управления. Право хозяйственного ведения может принадлежать либо предприятию как коммерческой организации, либо учреждению, осуществляющему разрешённую предпринимательскую деятельность. Право оперативного управления уже, оно может принадлежать либо казённому предприятию, либо некоммерческим учреждениям. Для хозяйственного ведения и оперативного управления характерны правомочия владения, пользования и распоряжения закрепленным имуществом, имущественная обособленность.

 

В зависимости от срока исполнения принимаемых решений управление на территории подразделяется на оперативное, тактическое и стратегическое.

Оперативное управление обеспечивает решение текущих вопросов. Оно ставит конкретные, количественно измеряемые ориентиры (задачи) и использует ситуационный подход, при котором выбирается приемлемый вариант исходя из сложившихся условий.

 

Стратегическое управление определяет цели и задачи, долгосрочную ориентацию по вопросам развития территории в целом или по отдельным сферам, объектам, задаёт направления деятельности каждому звену управления.

Основой стратегического управления является стратегический план, концепции развития и другие документы, отражающие постановку и методы достижения долгосрочных целей. Стратегия должна быть максимально ясной и убедительной. В процессе стратегического управления проводится ситуационный анализ для выявления проблем и возможностей, потенциала и скрытых резервов, оценивается реальное положение, правильность направления движения на промежуточных этапах, краткосрочные и долгосрочные последствия уже принятых решений, обосновывается выбор стратегического ядра для следующего этапа реализации стратегического плана.

Стратегическое управление позволяет надежнее координировать усилия различных органов власти.

 

Тактическое управление выражается в конкретных действиях для реализации стратегических установок. При этом, на базе надежной информации сравниваются показатели стратегического плана с достигнутыми результатами за определенный период. Если они отрицательные, то принимаются меры по исправлению положения. Важно постоянно следить за результатами, правильно выбрать момент для корректировки действий, стимулировать гибкость, масштабность мышления, инициативность всех участвующих в тактическом управлении.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.