Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция, монополии и их виды




Договорные цены – цены, документально зафиксированные продавцами и покупателями. Часто виды цен определяются типом рынка, на котором они складываются. Выделяют биржевые, аукционные, комиссионные, конкурсные цены. На монопольном рынке складываются монопольные цены.

В статистике, планировании, экономическом анализе, исследованиях применяют текущие, сопоставимые цены. Кроме этого существуют проектные, расчетные, прейскурантные, прогнозные цены.

Особая категория цен – цены неофициального – теневого, черного рынка на запрещенные в открытой продаже товары.

Рост цен может быть вызван:

· товарным и иными видами дефицита;

· опережением темпов роста заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда;

· нестабильностью рынка, ажиотажным спросом;

· ростом монопольных цен;

· ростом дефицита бюджета, деформацией кредитно-финансовой и денежной систем.

Сдерживание роста цен и выполнение ими своих функций зависят от четкости действия механизма ценообразования, который в рыночной экономике направлен на:

· достижение сбалансированности спроса и предложения;

· приближение цен к общественно необходимым затратам труда;

· экономическое стимулирование НТП и повышение качества продукции;

· создание эквивалентного обмена между городом и деревней;

· повышение жизненного уровня населения;

· повышение эффективности внешнеэкономических связей.

Ценообразование должно строиться на принципах:

· научности, предполагающей строгий учет действия экономических законов;

· единой целевой направленности государственной политики в отдельных областях ценообразования;

· непрерывности ценообразования, стабильности и гибкости цен;

· дифференциации цен на отдельные виды продукции.

Очень важно обеспечить основные стадии процесса ценообразования, включающие:

· прогнозирование, определение индексов действующих и перспективных цен;

· совершенствование модели цены и принципов ценообразования с учетом перспективного изменения основных ценообразующих факторов;

· периодический пересмотр действующих цен в связи с изменением условий производства, обновлением и расширением ассортимента товаров и услуг;

· координацию цен на товары, устанавливаемые различными органами (государством, крупными фирмами) в целях обеспечения единой политики цен и методологии ценообразования;

· аудит обоснованности установления и правильности применения цен, соблюдения законодательства о ценах.

Современный рынокрынок несовершенной конкуренции. В нем своеобразно сочетаются элементы конкуренции с несовершенствами, например, с монополизмом в той или иной его форме.

Цена способна выполнять свою функцию регулятора денежных и товарных потоков лишь при наличии конкуренции.

 

Одним из основополагающих понятий рыночной экономики является конкуренция. Это движущий механизм рынка, фактор внутреннего развития.

Конкуренция (от лат. concurrere – сбегаться, сталкиваться), выступает объективным экономическим законом рыночного хозяйства. Неизбежность конкуренции на свободном рынке порождена следующими объективными условиями, необходимыми для функционирования ее механизма:

· наличие множества равноправных рыночных субъектов;

· полная экономическая обособленность каждого из них;

· зависимость рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;

· противоборство со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательного спроса.

Под экономической конкуренцией понимают соперничество экономических субъектов на рынкеза предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли (дохода).

Давая определение конкуренции как экономической категории, большинство экономистов обоснованно называют ее борьбой за выгоду, хотя в определении масштабов этой борьбы они не столь едины. Так, профессор В.И. Видяпин отмечает: «Конкуренция означает соперничество межд у отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров».

По словам профессора В.М. Козырева, «сущность конкуренции состоит в том, что она представляет собой сложнейший механизм соперничества между всеми участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли и продажи».

Действительно, конкуренция ведется среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями.

Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. По мнению Й. Шумпетера, главное в конкурентной борьбе – внедрение нововведений, «созидающее разрушение» отжившего.

В механизме конкурентной борьбы различают два аспекта:

1) объективный, по которому конкуренция выступает как закон, в котором выражаются существенные, повторяющиеся причинно-следственные связи между участниками рынка в процессе их соперничества и борьбы за выживание и экономическое процветание;

2) субъективный аспект, в котором механизм конкуренции представляет собой экономическую войну всех против всех –войну, в которой действуют и отстаивают свои интересы все участники рыночных отношений.

Выделяют три основных «фронта» этой борьбы:

1. Конкуренция среди продавцов – все хотят продать свои товары дороже, побеждает тот, кто уступает в цене, но увеличивает объем продаж.

2. Конкуренция среди покупателей – все хотят купить товары по низкой цене, побеждает тот, кто согласится с более высокой рыночной ценой.

3. Конкуренция между продавцами и покупателями. Это главный фронт борьбы, ибо противоборствующие стороны стоят на диаметрально противоположных позициях.

Оценка значения и роли конкуренции в экономике неоднозначна. Оценивая конкуренцию, А. Маршалл замечает, что от нее «отдает слишком большим привкусом зла», проявлениями «эгоизма и безразличия к благополучию других людей».

В то же время лауреат Нобелевской премии Ф. фон Хайек утверждает, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей, подтверждая мысль о том, что конкуренция – это двигатель экономического прогресса. По мнению профессора Л.М. Куликова, нормальная конкуренция – это могучая животворная сила рыночной экономики, играющая в ней многогранную позитивную роль.

Исключительно велика роль конкуренции в функционировании рыночного механизма. Конкуренция порождает механизм саморегулирования рынка. Через действие закона стоимости и закона спроса и предложения она сопоставляет индивидуальные затраты товаропроизводителей с рыночными. Конкуренция обеспечивает экономическую свободу каждому агенту рынка, воспитывает в нем предприимчивость.

Конкуренция способствует:

· расширению и рационализации производства;

· внедрению прогрессивных новшеств;

· экономии ресурсных затрат;

· оптимальному удовлетворению спроса;

· уравниванию и снижению цен;

· повышению общей эффективности экономики.

Сущность конкуренции проявляется в следующих ее функциях:

· обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;

· стимулирование роста эффективности производства, побуждение товаропроизводителя повышать эффективность своего бизнеса;

· дифференциация (имущественное расслоение) товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи разоряются) и в связи с этим ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);

· давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

· стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.

Конкуренция не однозначна, имеют место различные виды конкурентной борьбы. Для установления вида конкуренции используют такие критерии, как сфера и характер. По критерию сферы конкурентной борьбы (отраслевой признак) различают:

· внутриотраслевую конкуренцию, представляющую собой борьбу между отдельными фирмами, предпринимателями, действующими внутри каждой отрасли, за более выгодные рынки сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. В результате формируются различные индивидуальные издержки и единая по отрасли рыночная цена;

· межотраслевую конкуренцию борьбу между различными отраслями хозяйства за более выгодное приложение капитала. В итоге на макроуровне формируется единая равновесная цена производства, обеспечивающая равную прибыль на равный капитал.

По способам соперничества выделяют:

· ценовую конкуренцию, характеризующую рыночную ситуацию, когда цены и количество реализуемых товаров определяются главным образом под влиянием спроса и предложения. При этом используются следующие методы: снижение цен; скидки и премии; дешевые распродажи и др.;

· неценовую конкуренцию, которая определяет выбор товаров с помощью таких критериев, как их технический уровень, качество, условия послепродажного обслуживания, включая методы предоставления дополнительных гарантий, особое оформление, рекламу и т.д. Методы неценовой конкуренции призваны обеспечить так называемую дифференциацию продукта, т.е. его видоизменение и обновление (для разнообразия), а также наделение товара «фирменными» чертами, которые отличали бы его от аналогичного продукта конкурента.

С точки зрения характера конкурентной борьбы (состояния рынка) различают:

· совершенную (чистую или свободную) конкуренцию, представляющую состояние рыночной системы хозяйствования, характеризующееся большим числом продавцов, конкурирующих между собой, предлагающих стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объем производства и предложения каждым отдельным производителем настолько незначителен, что ни один из них не может оказывать заметного влияния на рыночную цену. Средствами свободной конкурентной борьбы является рост объема продаж, повышение эффективности производства, научно-технический прогресс, силовые методы воздействия на конкурента;

· несовершенную конкуренцию. Под ней понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной (свободной) конкуренции. Совершенная конкуренция достигла своего расцвета к 50–70-м годам ХIХ в.

Термины «совершенная» и «несовершенная» конкуренция в экономическую науку ввела английский экономист Дж. Робинсон (1903–1983), всемирную известность которой принесла книга «Экономика несовершенной конкуренции» (1933) и с легкой руки которой эти термины стали одними из самых ходовых в современной экономической науке.

Простым способом определения совершенной и несовершенной конкуренции является характер реакции цены на изменение спроса и предложения (рис. 5.3.1).

 

Рис. 5.3.1. Реакция цены на изменение объема спроса и цены при совершенной (а) и несовершенной (б) конкуренции.

 

Если товаропроизводитель продает товаров столько, сколько он хочет и может продать, а рыночная цена остается неизменной, то на рынке имеет место совершенная конкуренция (а), а сам товаропроизводитель является совершенным конкурентом. Если же фирма увеличивает количество товаров, поставляемых на рынок, и цена падает, то на рынке имеет место несовершенная конкуренция (б).

Принято выделять три основныхвида (модели) несовершенной конкуренции:

1. Монополистическую конкуренцию, которая, как следует из ее названия, предполагает сочетание монополии и конкуренции. Она подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию (различные виды одежды, обуви, мебели, рознично-торговых услуг и т.п.).

2. Олигополию (групповую монополию) – рынок, на котором господствует несколько фирм, каждая из которых обладает значительной долей этого рынка. Выделяют чистую (производящую однородный товар – нефть, сталь, цемент) и дифференцированную (производящую разнообразную продукцию – автомобили, кузнечно-прессовое оборудование, металлообрабатывающие станки, автомобили и др.) олигополии.

3. Чистую (абсолютную) монополию, существующую там, где одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

Конкуренция постоянно находится под воздействием и угрозой монополизации – сговора бизнесменов или чрезмерной концентрации их экономической мощи в одних руках с целью безраздельного рыночного господства.

Процесс монополизации рынка, представляющий собой один из важнейших экономических законов, профессор А.Г. Войтов рассматривает в такой логической схеме: Труд → Хозяйство → Экономика → Рынок → Капитал→ Накопление → Концентрация → Централизация → Монополизация (Монополия ).

Таким образом, на определенном историческом этапе экономического развития конкуренция в результате концентрации и централизации капитала создает монополию – своего антипода и злейшего врага. Монополия – древняя форма материальных отношений. Например, еще в IV–III вв. до н.э. Аристотель изучал монопольные права монархов.

В период промышленного подъема 1895–1899 гг. и кризиса 1900–1903 гг. монополия становится основой всей хозяйственной жизни крупных государств, достигнув максимума в ХХ веке. Сегодня монополии – это «лицо», ведущая сила рынка и общества вообще.

В основе современного значения монополий лежит взаимодействие многих законов, в том числе и свободного рынка и рынка бизнеса. Следует подчеркнуть, что монополия и конкуренция – это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две реальные стороны одного и того же рыночного взаимодействия. С усилением господства монополий усиливается конкурентная борьба как между, так и внутри них.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.