Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Взаимосвязанных экономических категорий





 

Рынок – это самостоятельная подсистема, главными элементами которой являются «спрос», «предложение», «цена». Именно их единство и выражает понятие «рынок».

Рыночная экономика шире понятия «рынок» за счет включения сфер «производство» и «потребление».

Социально-регулируемая рыночная экономика к рыночной экономике добавляет те факторы, которые образуют механизм(непосредственного и опосредованного) регулирования рыночной экономики: государство, рыночные институты, влияние мировой экономики. Социально-ориентированной рыночной экономике свойственны следующие черты:

– многообразие форм собственности;

– развитая рыночная инфраструктура;

– насыщенность товарами массового потребления;

– энерго- и материалосберегающий характер;

– увеличивающаяся доля услуг в структуре ВВП;

– знания и информация становятся определяющим фактором экономического роста, а сама экономика эволюционирует в инновационную систему.

В этих условиях регулирующая роль государства проявляется через:

· правовое регулирование (установление государством правил «экономической игры»законодательные нормы и правила определения форм прав собственности, условий функционирования предприятий, заключения контрактов и т.д.);

· административное (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) регулирование (охрана окружающей среды, социальная защита населения, в определенной мере контроль над ценами, валютным курсом и т.д.);

· экономическое регулирование (совокупный спрос, совокупное предложение, монополизация, социальные условия и т.д.).

В связи с ограниченностью рыночного механизма государство берет на себя функции, которые принципиально не может осуществить сам рынок:

· обеспечение экономики нужным количеством денег;

· регулированием так называемых «внешних» (или побочных) эффектов;

· удовлетворение потребностей в «коллективных благах» (или в «общественных товарах»).

Основными целями государственного регулирования экономики являются:

· Минимизация негативных последствий рыночных процессов.



· Создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики.

· Социальная защита необеспеченных слоев населения.

Воздействуя на различные сферы общественной жизни, государство выполняет важные функции в жизни любого общества. Существует определенная связь между функциями государства и свойствами рынка (рис. 5.4.2).

 

Свойства рынка Функции государства
Эффективное распределение ресурсов Правовые и социально-экономические ограничения
Высокая степень адаптации Поддержание конкурентной среды
Свобода выбора производителей и потребителей Протекционизм и защита экономики
Стимулирование развития и использование достижений НТП Обеспечение эффективной инвестиционной политики
Неустойчивые темпы экономического роста Антикризисное регулирование
Недоиспользование ресурсов Структурная и селективная политика
Неполная занятость Регулирование отношений на рынке труда, социальная политика
Нестабильность общего уровня цен, инфляция Сглаживание циклических колебаний
Циклический характер развития производства Антиинфляционные меры и защита сбережений

 

Рис. 5.4.2. Основные экономические функции государства.

Основными экономическими функциями государства, обеспечивающими нормальное функционирование рыночной системы в социально ориентированной рыночной экономике, являются:

· обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующее эффективному функционированию рыночной системы (государство формирует и осуществляет контроль исполнения правовой базы и правил экономической деятельности субъектов хозяйствования);

· защита конкуренции (государство должно проводить антимонопольную политику в защиту здоровой конкурентной среды и для повышения эффективности рыночного механизма в целом);

· выработка программы воздействия на распределение доходов и богатства (защита малоимущих граждан через налоговое перераспределение доходов и принятие программ социальной защиты).

Необходимость такого воздействия связана с:

· перераспределением экономических ресурсов с целью повышения экономической эффективности их использования в связи с тем, что рыночный механизм может быть мало заинтересованным в производстве отдельных так называемых «социальных благ» и решении вопроса «побочных (внешних) эффектов». Социальные блага (охрана окружающей среды, оборона, образование и др.) являются: 1) неделимыми и
2) связаны с проблемой «фрирайдера» – пользования благом бесплатно. Инструменты перераспределения: налоги, субсидии, правовые нормы, непосредственное государственное регулирование. Побочные (внешние) эффекты – это издержки и выгоды, выпадающие на долю третьих лиц, не участвующих в сделке. Рыночный механизм их не учитывает и не выделяет на них ресурсы, следовательно, уменьшает свои внутренние издержки, увеличивает внешние (побочные) издержки третьих лиц (населения). Государство должно взять на себя решение всех проблем, связанных с производством общественных благ и услуг и внешними эффектами, порождаемыми рыночным механизмом;

· стабилизацией экономики (контроль уровня занятости, стимулирование экономического роста);

· стимулированием экономического роста в стратегическом аспекте и одновременно стабилизацией экономики в период кризисов и социальных потрясений;

· определением приоритетов и целей макроэкономического развития страны;

· позитивным решением глобальных проблем, прежде всего экологических;

· решением вопросов национальной безопасности страны во всех ее проявлениях (безопасность военная, продовольственная, энергетическая, экологическая, политическая и т.п.).

В учебнике «Экономикс» выделяют следующих три функции государства:

· Эффективность (эффективное функционирование производства): антимонопольная деятельность, обеспечение максимально благоприятных условий для действий рыночного механизма, активизация конкуренции.



· Справедливость (перераспределение доходов, материальное обеспечение безработных, гарантирование минимальной заработной платы).

· Стабильность (сглаживание цикличности, поддержание экономической стабильности).

В основе общей стратегии и целей государственного вмешательства в экономику лежат следующие принципы:

· при прочих равных условиях оно должно отдавать предпочтение рыночным формам организации экономики (финансировать только отрасли, не привлекающие частный бизнес из-за низкой прибыльности);

· государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облечено;

· государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса;

· государственная финансовая кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;

· особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также в ходе регулирования импорто-экспортных отношений, валютных операций.

Участие государства в экономике осуществляется на микро- и макроэкономическом уровнях:

а) на микроэкономическом уровне:

· регулирование внешних эффектов;

· производство общественных товаров и услуг;

· приватизация;

· государственная политика охраны окружающей среды;

б) на макроэкономическом уровне:

· правовое регулирование экономики;

· антимонопольное законодательство;

· финансовое регулирование;

· государственное предпринимательство;

· регулирование внешнеэкономической деятельности.

Будучи рыночным субъектом, государство характеризуется следующими признаками:

· Регулирующий субъект.

· Внерыночное происхождение государственного дохода (перераспределение доходов хозяйствующих субъектов, которое носит принудительный характер).

· Императивный статус государства (обязательность государственных требований для всех).

Государство – крупный собственник. В отдельных экономически развитых странах государственный сектор в экономике достигает 20–30 и более процентов. Основными сферами деятельности госсектора являются:

· Милитаризация и конверсия.

· Социальная и производственная инфраструктуры.

· Инновационные процессы в капитало- и наукоемких отраслях.

· «Больные» отрасли экономики.

В последние 30–40 лет формируется так называемый «третий» сектор экономики – государственно-частные предприятия и корпорации. Их регулирование государство проводит путем прямых вложений, субсидирования, льготного налогообложения, предоставления товаров и услуг по низким ценам.

Государственное регулирование осуществляется по принципу: конкуренция – везде, где возможно, регулирование – везде, где необходимо – на микро- (минимально), мезо- и макроуровне (максимально).

Высшей формой государственного регулирования являются программирование, прогнозирование и планирование, обеспечивающие использование комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Выделяют: обычные программы (по восстановлению экономики), целевые (по структурной перестройке) и чрезвычайные программы (по послекризисной стабилизации).

Правительства ранции, Японии, Китая, Южной Кореи и других стран применяют индикативное (рекомендательное) планирование. Составленные на 4–5 лет планы целевого характера обеспечиваются определенными ресурсами со стороны государства.

Государство применяет две группы методов регулирования:

1. Прямого воздействия на экономику:

а) целевое финансирование отдельных секторов экономики, включая различные целевые программы;

б) система государственных закупок и инвестиций;

в) организация социальных трансфертов;

г) создание государственных унитарных предприятий;

д) взятие под контроль различных акционерных обществ путем скупки акций;

е) национализация отдельных предприятий.

Целью прямых методов регулирования является достижение приоритетов развития, защита общественно необходимых секторов экономики и групп населения, в связи с чем государство реализует программу поддержки сферы образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, регулирования национального рынка.

2. Методы косвенного воздействия государства и его институтов на социально-экономическую жизнь общества:

а) бюджетно-налоговая политика (регулирование государственных расходов, осуществление госзакупок, поддержка регламентирование государственного предпринимательства);

б) кредитная политика (нормирование банковских резервов, проведение операций на валютном рынке, изменение учетной ставки);

в) фискальная политика (регулирование налогового обложения имущества граждан, введение определенных налогов);

г) амортизационная политика (ускоренная амортизация);

д) внешнеэкономическая политика (законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют; использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений);

е) создание системы экономико-правовых регуляторов, законов, рекомендаций и т.д.

Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:

· налоги;

· дотации(отрицательный налог, или «налог наоборот»);

· фиксированные цены.

Регулирующие функции государства обеспечивают:

а) общественную справедливость – регулирование отношений на рынке труда, перераспределение доходов, поддержание нетрудоспособных, гарантирование минимальной заработной платы;

б) общественную эффективность – создание экономической атмосферы, стимулирующей рост производства на основе инвестиций;

в) общественную стабильность – проведение антикризисной, антиинфляционной политики, переход к устойчивому развитию.

Таким образом, современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Вместе с тем существуют важные ограничения для регулирования, грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность экономики.

Раздел II. ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. D/S – модель при анализе экономических воззрений древних мыслителей.
  2. D/S – модель при анализе экономических теорий XYIII-XIX веков.
  3. Административно-политическое устройство Украинского казацкого государства середины 17 в. Изменения в социально-экономических отношениях
  4. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ. Э.Б.КОНДИЛЬЯК И Ф.ГАЛИАНИ
  5. Анализ взаимосвязанных рядов динамики
  6. Балансовые модели оценки экономических преимуществ.
  7. Важнейшей особенностью развития Испании приведшего к этому кризису явилось как влияние мировых экономических процессов, так и политики абсолютной монархии в Испании.
  8. Влияние природно-географических и социально-экономических факторов на эпизоотический процесс
  9. Внешнеэкономических связей развитых капиталистических стран.
  10. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ.
  11. Вопрос 1. Объект, предмет и место курса в системе экономических дисциплин

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.01 сек.