Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополия (от греч. monos (один, единственный) + poleo (продаю) в узком смысле – это господство одного продавца, фирма, которая не имеет конкурентов




Монополия в широком значении:

· исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности;

· такая модель организации рынка, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а потому и на цену продаваемого товара.

Основными признаками монополизма в производстве и на рынке являются:

· Высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм.

· Доминирующее (от лат. dominans – господствующий) положение этих фирм на рынке определенных товаров.

· Установление монопольных цен (завышенных при продаже и/или заниженных при покупке товаров) и благодаря этому получение для себя сверхприбыли. Намеренно сокращая количество продаж, монополист тем самым создает дефицит и добивается повышения цен.

В экономике различают следующие четыре варианта монопольного (господствующего) положения предприятий, фирм на рынке (рис. 5.3.2):

1) собственно монополию;

2) олигополию (от греч. oligos (немногий) + poleo);

3) монопсонию (от греч. monos + opsonia (закупка продовольствия);

4) олигопсонию (от греч. oligos + opsonia).

Выделяют два вида монополий по их происхождению: естественную и искусственную.

Естественная монополия – монополия, возникающая и существующая закономерно, по объективным условиям в отраслях, где экономически оправдано крупномасштабное производство (газовая, алюминиевая, автомобильная); где целесообразен единый хозяйственный комплекс (водоснабжение, связь, метрополитен); или при добыче редких ископаемых, производстве редких сортов винограда, кофе, организации художественных промыслов и т.п.

Рис. 5.3.2. Формы рыночного господства.

Искусственная монополия – это «рукотворная», специально созданная для получения монополистических выгод монополия путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственной деятельности. Она создается для получения рыночной власти и сверхприбыли в форме добровольного объединения в союзы (взаимного обмена акциями) или подавления конкурентов (с помощью массированного выброса товаров на рынок или ценных бумаг на биржу по заниженным ценам – т.н. демпинг), или поглощения (скупки акций).

Выделяют старые и современные формы монополистических союзов. К первой относятся пулы, ринги, корнеры, ко второй – картели, синдикаты, концерны, консорциумы и др. Основные различия между ними – в широте соглашений участников и «плотности» их объединения.

Картель (от итал. carta – документ) – наиболее простая и распространенная форма монополии, производящей однородную продукцию. Его участники договариваются о разделе рынков, объемах продаж (квотах), уровне цен. Участники объединения сохраняют полную производственную и коммерческую самостоятельность. Примером международного картеля является созданная в 1960 году Организация экспортеров нефти – ОПЕК.

Синдикат (от греч. syndikos – действующий сообща). Его участники, договариваясь о ценах и квотах, самостоятельно производят однородную продукцию, реализуют ее через общую торговую сеть, утрачивая тем самым коммерческую самостоятельность.

Концерн (от англ. concern – фирма, предприятие) – одна из главных и эффективных форм современных хозяйственных объединений, представляющих собой крупный диверсифицированный (многоотраслевой) экономический комплекс, объединяющий промышленные, торговые, банковские и другие предприятия. Их объединяет особый институт холдинг (от англ. hold – держать, владеть) – головная (держательская) компания, владеющая контрольным пакетом акций.

Консорциум (от лат. consortium – соучастие, сообщество) – временное объединение промышленных, строительных, банковских и других компаний для осуществления совместных крупных предпринимательских проектов (строительство железных дорог, тоннелей, спортивных комплексов и т.п.).

Процветание национальных и появление международных (транснациональных) монополий свидетельствует о закономерности этого процесса. Не зря говорят, что каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом. Монопольная власть оказывается положительным фактором (обратной связью) развития производственного потенциала страны. Располагая огромным капиталом, монополии имеют большие возможности для развития НТП.

Вместе с тем цивилизованный мир стремится ограничить монопольные соглашения. Ради повышения доходов, пользуясь своим особым положением, они идут на различные, включая «ценовые», хитрости:

· установление т.н. «ножниц цен» – завышение продажных и занижение покупных;

· тайный сговор (негласное соглашение) по использованию «лидерства в ценах» – установление нужного уровня цен ведущей в данной отрасли фирмой и остальными, «молчаливо» следующими за ней;

· использование системы «связанных цен» – на основной продукт (фотоаппарат, принтер) для стимулирования его сбыта цена относительно невелика, а на сопутствующий (пленку, краску к принтеру) для получения компенсирующей сверхприбыли – завышенная;

· применение «цен снятия сливок» – повышенных цен для богатых, «избранных» покупателей;

· применение «цены проникновения» – пониженной цены для завоевания массового покупателя и массового разорения конкурентов. Продавая в течение определенного периода товары ниже себестоимости, монополии тем самым банкротят «посторонних».

Типичными для монополий являются такие методы и приемы, как лишение противника кредита; объявление бойкота; скупка акций, патентов на различные открытия, изобретения и технические усовершенствования; подкуп нужных лиц; давление на конкурентов через государственные органы и, наконец, посягательство на демократию.

Необходимость сдерживания и регулирования монополий передовые страны осознали еще в ХIХ веке. Первые законы, запрещавшие монопольные соглашения, были приняты в Канаде (1889) и США (закон Шермана, известный как «хартия экономической свободы», 1890). В 1914 г. принят закон Клейтона, запрещавший соглашения об ограничении круга контрагентов, покупку или поглощение фирм. В 1950 г. этот закон был дополнен актом Селлера–Кефовера, запрещающий слияния путем приобретения активов. Запрещает монопольные соглашения и Римский договор, положивший начало Общему рынку.

Процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий – закономерный процесс.

Современная антимонопольная политика прежде всего направлена на:

· использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства;

· недопущение или ограничение искусственной монополии.

Сказанное выше свидетельствует об ослаблении конкуренции как контрольного механизма рыночной системы и возрастающей ответственности и роли государства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.