Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.1. Стратегическое и инвестиционное планирование




2.1.1.Понятие и экономическое содержание стратегического плана

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений (инструментов) по разработке стратегий достижения организацией своих целей. Стратегия - это выработка плана действия фирмы с целью определения ее места на рынке, закрепления на нем и последующего расширения.

Бизнес-план является одним из ключевых элементов стратегического планирования. В отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, связанную с созданием и развитием нового бизнеса. Бизнес-план ориентирован на развитие.

Стратегический план имеет растущий горизонт времени. Бизнес-план имеет четкие временные рамки, в этом он ближе к проекту.

2.1.2. Понятие и классификация стратегий

Формирование стратегии включает три этапа:

1.Формирование общей (портфельной) стратегии предприятия. Эта стратегия представляется в разделе бизнес-плана «Описание предприятия и отрасли». Общая стратегия формирует состав и структуру инвестиционного портфеля организации. Основными моделями являются: портфельный анализ (БКГ, Мак-Кинси), матрица Ансоффа. Критерий выбора – наиболее рентабельные условия роста предприятия.

БКГ

Темп роста рынка

высокий "Трудный ребенок" "Звезда"

 

низкий "Собака" "Дойная корова"

низкая высокая

Относительная доля рынка

Относительная доля рынка = Доля рынка данной продукции

Доля рынка крупнейшего конкурента

данной продукции

Стадия ЖЦТ Стратегия Позиция бизнеса
Внедрение Атакующая стратегия или отступление «Трудный ребенок»
Рост Атакующая стратегия «Звезда»
зрелость Стратегия обороны «Дойная корова»
Спад Стратегия отступления   «Собака»

 

Доходы от продажи товара (услуги) определяются стадией жизненного цикла товара. Модель Мак-Кинси представляет развитие предыдущей модели в условиях привлекательности и конкурентоспособности рынка.

 

Привлекательность рынка

высокая Стратегия селективного роста Стратегия агрессивного роста

средняя П р о м е ж у т о ч н ы е з о н ы

низкая Стратегия деинвестирования Стратегия низкой активности

низкая средняя высокая

Конкурентоспособность

В случае выбора стратегии роста по модели Ансоффа определяют направления деловой активности в зависимости от типа рынка и вида товара.

Товар

старый Стратегия глубокого Стратегия расширения рынка

проникнования

 

новый Стратегия разработки товара Стратегия диверсификации

старый новый

Рынок

2.Формирование деловой (конкурентной) стратегии. Эта стратегия представляется в разделе бизнес-плана «Конкуренция и конкурентные преимущества» и нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Выбирается одна из стратегий

1) интенсивного роста (при существующих масштабах деятельности). Интенсивный рост заключается в увеличении сбыта существующих товаров на существующих рынках при более агрессивном маркетинге; во внедрении существующих товаров на новых рынках; в увеличении сбыта за счет создания новых или усовершенствованных товаров на существующих и новых рынках.

2) интеграционного роста (во взаимосвязи с другими элементами маркетинга). Интеграционный рост заключается а) в регрессивной интеграции – с целью завладеть или усилить влияние на поставщиков, б) в прогрессивной интеграции – с целью завладеть или усилить влияние на предприятия-конкуренты (создание единой дистрибутивной сети).

3) диверсификационного роста (за пределами отрасли). Диверсификационный рост заключается а) в концентрической диверсификации, то есть пополнении номенклатуры изделиями, которые с технической или маркетинговой точки зрения похожи, б) в горизонтальной диверсификации – не похожими изделиями, но имеющими спрос; в) в конгломеративной диверсификации - в пополнении производства не связанными с данной отраслью изделиями.

3.Определение функциональных стратегий. Каждая функциональная стратегия рассматривается в соответствующем разделе бизнес-плана. Это стратегии:

- стратегия НИОКР (научных исследований и опытно-конструкторских работ),

- производственная стратегия,

- маркетинговая стратегия,

- финансовая стратегия,

- стратегия управления персоналом.

2.1.3. Цели организации

Миссия фирмы – это основная общая цель фирмы, которая выражает причину и смысл ее существования и предназначение.

Цели выражают конкретные отдельные направления в деятельности фирмы. Цели должны быть конкретными и измеримыми; ориентированы во времени; достижимыми. Для наглядности строят дерево целей: по временным интервалам, по функциональному признаку, по функционально-временному принципу.

2.1.4. Цели и основные задачи инвестиционного планирования

Инвестиционный план содержит расчет инвестиционных издержек, программу закупки оборудования и строительства. Все мероприятия должны быть согласованы по срокам.

Инвестиционные издержки включают суммарную величину капиталообразующих затрат, расчет оборотного капитала (затрат по созданию начальных запасов оборотных средств), распределение финансирования по этапам и стадиям проекта.

Целью инвестиций для повышения эффективности является создание условий для снижения затрат за счет замены оборудования, обучения персонала, перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства.

Целью инвестиций в расширение действующего производства выступает расширение возможностей выпуска продукции для ранее сформировавшихся рынков.

Целью инвестиций в создание новых производств или новых предприятий является обеспечение выпуска новой продукции или выхода предприятия на новые рынки.

2.1.5. Диаграмма Гантта - план инвестиционных мероприятий

Диаграмма Гантта графически отображает временные характеристики этапов работ.

Этапом называется отдельная задача подготовительного периода проекта, выделенная в качестве одной из составных частей общего плана работ. Примерами этапов могут быть такие мероприятия, как разработка проекта, заключение договора, приобретение оборудования, ремонт помещений, маркетинговые исследования. Этап имеет временные и стоимостные характеристики. Множество этапов образуют иерархическую структуру.

2.1.6. Бюджет инвестиционных затрат

Этапы как совокупность мероприятий, необходимых для реализации плана, закладывают в основы распределения ресурсов между подразделениями и составления разного рода бюджетов. Бюджет - это план (баланс) доходов и расходов, как в денежном, так и в натуральном выражении. К основным видам бюджетов относятся: смета доходов и расходов, смета затрат материалов, смета капитальных расходов, кассовый бюджет и др. В бюджете оцениваются доходы и расходы и предусматриваются источники их финансирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.