КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2.1. Стратегическое и инвестиционное планирование
2.1.1.Понятие и экономическое содержание стратегического плана Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений (инструментов) по разработке стратегий достижения организацией своих целей. Стратегия - это выработка плана действия фирмы с целью определения ее места на рынке, закрепления на нем и последующего расширения. Бизнес-план является одним из ключевых элементов стратегического планирования. В отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, связанную с созданием и развитием нового бизнеса. Бизнес-план ориентирован на развитие. Стратегический план имеет растущий горизонт времени. Бизнес-план имеет четкие временные рамки, в этом он ближе к проекту. 2.1.2. Понятие и классификация стратегий Формирование стратегии включает три этапа: 1.Формирование общей (портфельной) стратегии предприятия. Эта стратегия представляется в разделе бизнес-плана «Описание предприятия и отрасли». Общая стратегия формирует состав и структуру инвестиционного портфеля организации. Основными моделями являются: портфельный анализ (БКГ, Мак-Кинси), матрица Ансоффа. Критерий выбора – наиболее рентабельные условия роста предприятия. БКГ Темп роста рынка высокий "Трудный ребенок" "Звезда"
низкий "Собака" "Дойная корова" низкая высокая Относительная доля рынка Относительная доля рынка = Доля рынка данной продукции Доля рынка крупнейшего конкурента данной продукции
Доходы от продажи товара (услуги) определяются стадией жизненного цикла товара. Модель Мак-Кинси представляет развитие предыдущей модели в условиях привлекательности и конкурентоспособности рынка.
Привлекательность рынка высокая Стратегия селективного роста Стратегия агрессивного роста средняя П р о м е ж у т о ч н ы е з о н ы низкая Стратегия деинвестирования Стратегия низкой активности низкая средняя высокая Конкурентоспособность В случае выбора стратегии роста по модели Ансоффа определяют направления деловой активности в зависимости от типа рынка и вида товара. Товар старый Стратегия глубокого Стратегия расширения рынка проникнования
новый Стратегия разработки товара Стратегия диверсификации старый новый Рынок 2.Формирование деловой (конкурентной) стратегии. Эта стратегия представляется в разделе бизнес-плана «Конкуренция и конкурентные преимущества» и нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Выбирается одна из стратегий 1) интенсивного роста (при существующих масштабах деятельности). Интенсивный рост заключается в увеличении сбыта существующих товаров на существующих рынках при более агрессивном маркетинге; во внедрении существующих товаров на новых рынках; в увеличении сбыта за счет создания новых или усовершенствованных товаров на существующих и новых рынках. 2) интеграционного роста (во взаимосвязи с другими элементами маркетинга). Интеграционный рост заключается а) в регрессивной интеграции – с целью завладеть или усилить влияние на поставщиков, б) в прогрессивной интеграции – с целью завладеть или усилить влияние на предприятия-конкуренты (создание единой дистрибутивной сети). 3) диверсификационного роста (за пределами отрасли). Диверсификационный рост заключается а) в концентрической диверсификации, то есть пополнении номенклатуры изделиями, которые с технической или маркетинговой точки зрения похожи, б) в горизонтальной диверсификации – не похожими изделиями, но имеющими спрос; в) в конгломеративной диверсификации - в пополнении производства не связанными с данной отраслью изделиями. 3.Определение функциональных стратегий. Каждая функциональная стратегия рассматривается в соответствующем разделе бизнес-плана. Это стратегии: - стратегия НИОКР (научных исследований и опытно-конструкторских работ), - производственная стратегия, - маркетинговая стратегия, - финансовая стратегия, - стратегия управления персоналом. 2.1.3. Цели организации Миссия фирмы – это основная общая цель фирмы, которая выражает причину и смысл ее существования и предназначение. Цели выражают конкретные отдельные направления в деятельности фирмы. Цели должны быть конкретными и измеримыми; ориентированы во времени; достижимыми. Для наглядности строят дерево целей: по временным интервалам, по функциональному признаку, по функционально-временному принципу. 2.1.4. Цели и основные задачи инвестиционного планирования Инвестиционный план содержит расчет инвестиционных издержек, программу закупки оборудования и строительства. Все мероприятия должны быть согласованы по срокам. Инвестиционные издержки включают суммарную величину капиталообразующих затрат, расчет оборотного капитала (затрат по созданию начальных запасов оборотных средств), распределение финансирования по этапам и стадиям проекта. Целью инвестиций для повышения эффективности является создание условий для снижения затрат за счет замены оборудования, обучения персонала, перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства. Целью инвестиций в расширение действующего производства выступает расширение возможностей выпуска продукции для ранее сформировавшихся рынков. Целью инвестиций в создание новых производств или новых предприятий является обеспечение выпуска новой продукции или выхода предприятия на новые рынки. 2.1.5. Диаграмма Гантта - план инвестиционных мероприятий Диаграмма Гантта графически отображает временные характеристики этапов работ. Этапом называется отдельная задача подготовительного периода проекта, выделенная в качестве одной из составных частей общего плана работ. Примерами этапов могут быть такие мероприятия, как разработка проекта, заключение договора, приобретение оборудования, ремонт помещений, маркетинговые исследования. Этап имеет временные и стоимостные характеристики. Множество этапов образуют иерархическую структуру. 2.1.6. Бюджет инвестиционных затрат Этапы как совокупность мероприятий, необходимых для реализации плана, закладывают в основы распределения ресурсов между подразделениями и составления разного рода бюджетов. Бюджет - это план (баланс) доходов и расходов, как в денежном, так и в натуральном выражении. К основным видам бюджетов относятся: смета доходов и расходов, смета затрат материалов, смета капитальных расходов, кассовый бюджет и др. В бюджете оцениваются доходы и расходы и предусматриваются источники их финансирования.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |