Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция теории и практики маркетинга. Связь маркетинга с другими науками




Маркетинг как наука и практика прошел длительный путь становления и развития. Для удобства анализа разделим путь развития маркетинга на отдельные этапы.

Первый этап. Первые попытки описать маркетинг в качестве новой экономической теории были предприняты в США в начале ХХ века, с 1901года в ряде университетов – Мичиганском, Иллинойском, Гарвардском начали читать самостоятельный курс маркетинга, выделив его из общей экономической теории предпринимательства – экономикс. Курс был схематичным, содержал характеристику приёмов сбытовой деятельности различных фирм и организации рекламных кампаний. Расширяется география маркетинга - концепция возникшая в начале ХХ века в США, после второй мировой войны активно распространяется в Западной Европе (особенно в Великобритании и Германии), в 70-ые годы – в Японии.

Второй этап в развитии теории маркетинга – период 50-х – первой половины 70-х гг. ХХ века: экономическая практика поставила новые задачи перед экономической теорией. На смену маркетингу как комплексу функций по сбыту пришло новое содержание. Маркетинг начали трактовать как концепцию управления, ориентированную на меняющиеся условия рынка, на существующий спрос (внешняя среда становится очень изменчивой – турбулентной). В 1960 году Джеромом Маккарти была предложена концепция «4р», которая прояснила содержание маркетинга и положила начало теоретическим исследованиям в области маркетинга. Происходит смыкание теории и практики маркетинга.

Третий этап. Во второй половине 70-х гг. маркетинг превращается по существу в доктрину современного бизнеса, его философию, основное средство коммуникативности между фирмой и её окружающей средой. Маркетинг начинают рассматривать с позиций системного анализа на основе общей теории управления. Он становится комплексной системной деятельностью. К маркетингу стали относится как к элементу корпоративного стратегического управления, который, пронизывая всю деятельность фирмы, направлен на адаптацию её к внешней экономической и политической среде.

Маркетинговая деятельность превращается из односторонней связи предприятия с рынками сбыта в замкнутый процесс, диалог фирмы с покупателями. Соответственно, все большее внимание в маркетинге уделяется исследованию и активному моделированию поведения потребителя на рынке, т.е. бихевиористической концепции.

Таким образом, маркетинг эволюционировал в трех видах.

1. Рыночный ( вторая половинаХIX в.). Маркетинг выступает в функции торгового капитала и ограничивается контролем за сферой сбыта, в которой при помощи средств рекламы и развития торговой сети навязывает товар покупателю. Потребитель рассматривается как пассивный субъект, рациональный эгоист, включающийся в потребление. Маркетинг этого периода интуитивный, является методом продаж, не требующим системной направленности, вклад в повышение эффективности фирмы – рационализация процесса сбыта.

2. Производственный (начало ХХ в. – 20-ые гг. ХХ в.).Маркетинг проникает в сферу производства и начинает играть функцию торгово-промышленного капитала. Он направляется на формирование спроса и агрессивное потребление. Спрос рассматривается как величина, зависимая от доходов. Меняются подходы к рассмотрению человека – он становится более осознанным, целенаправленным в своей деятельности, но ещё не носителем потребностей. Маркетинг начинает оформляться концептуально и превращается в систему факторов, направляемых на активизацию спроса. В комплексе маркетинга, наряду со сбытом, продуктом и продвижением появляется ещё один элемент – цена.

3. Потребительский (с конца 50-х гг. ХХ в.). Маркетинг проникает в сферу потребления для систематического наблюдения за потребительской деятельностью человека. Человек предстаёт как субъект потребления, которому присущи сложные мотивы потребительского выбора. В комплекс маркетинга включается товар, который трактуется как набор полезных свойств. Отношения маркетинга начинают проникать в сферу распределения. Меняется не только сама система маркетинга, но и усиливается комплексность её элементов. Система маркетинга ориентирована на наиболее полное удовлетворение спроса и стимулирование потребления.

Современная концепция маркетинга прошла 3 фазы эволюции:

1. Массовый маркетинг. При массовом маркетинге фирма занимается массовым производством, распределением и стимулированием сбы­та одного и того же товара для всех покупателей сразу. Возможное преимущество мас­сового маркетинга - максимальное снижение издержек производ­ства, цен и максимально большой потенциальный рынок.

2. Товарно-дифференцированный маркетинг. В этом случае продавец производит два или несколько товаров с разными свойствами, в разном оформлении, разного качества, в разной расфасовке. Фирма «Кока-кола» выпускает несколько безалкогольных напитков в раз­ной упаковке разной емкости. Эти товары создают разнообразие для покупателей. Большинство российских предприятий и организаций, к сожалению, по-прежнему строит свою стратегию на такой основе.

3. Целевой маркетинг. В 70-80-х годах получила распространение кон­цепция целевого маркетинга. В соответствии с этой концепцией предприятие производит разграничение между сегментами рынка выбирает из них один или несколько сегментов. Товары и комплексы маркетинга разрабатываются в отдельности для каждого отобранного сегмент.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.