Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночное равновесие и равновесная цена




 

Сложившиеся на рынке цены определяют спрос и предложение на товары и услуги. Однако в свою очередь спрос и предложение оказывают влияние на эти цены. Рыночный механизм – это процесс взаимодействия спроса, предложения и рыночной цены. Это означает, что меновая ценность благ есть результат взаимодействия рыночных сил, находящихся на стороне спроса в виде предельной полезности благ, и находящихся на стороне предложения в виде издержек производства благ. Цена, назначаемая продавцом, определяется его издержками производства, а покупатель принимает или не принимает эту цену, исходя из своих представлений о ценности данного блага.

Рыночный механизм призван решить три задачи: а) обеспечить совпадение объемов рыночного спроса и рыночного предложения; б) привести в соответствие товарную структуру предложения с товарной структурой спроса; в) максимизировать объемы платежеспособного спроса (стимулируя рост денежных доходов домашних хозяйств) и товарного предложения (стимулируя эффективность использования всех факторов производства).

Если на рынке величина спроса больше величины предложения, то возникает дефицит благ и это усиливает конкуренцию между покупателями. Товары и услуги достанутся тем покупателям, кто готов заплатить более высокую цену. Если на рынке величина спроса меньше величины предложения, то это вызывает избыток благ и усиливает конкуренцию между продавцами. Товары и услуги продадут те из них, кто согласен это сделать по более низкой цене. Изменение цены может привести к ситуации на рынке, когда величина спроса будет равна величине предложения, т.е. все, кто желает приобрести благо по данной цене, смогут это сделать; все, кто желает продать благо по данной цене, смогут также это сделать. Возникнет рыночное равновесие. Рыночное равновесие – это такое состояние рынка, при котором ни у кого не возникает побуждений к его изменению. Цена, при которой величина спроса равна величине предложения (Qd = Qs), называется равновесной ценой (Pe).

Поместим на одном графике кривую спроса (D) и кривую предложения (S). Тогда взаимодействие спроса, предложения, цены можно показать в виде модели «спрос – предложение». (Рис.4)

 

P2
P1
D
S
Pe
Qe
P
Q
где P1, P2 - цены блага;

Qd1, Qd2 - величина спроса;

Qs1, Qs2 - величина предложения;

Pe - равновесная цена,

Qe - равновесный объем

 

Рис.4

(Если известно, что на рынке медицинских услуг «Х» функция спроса и функция предложения представлены следующим образом:

Qd = 14 -2P, Qs = 4 + 3P, тогда Qd = Qs, 14 – 2P = 4 + 3P, 5P = 10,

Pe = 2, Qe = 10)

 

Под воздействием неценовых факторов спроса и неценовых факторов предложения будут соответственно меняться рыночный спрос и рыночное предложение. На графике (рис.4) это будет означать сдвиг влево или вправо соответствующих кривой спроса (D) и кривой предложения (S). В результате этих изменений возникнут новая равновесная цена и равновесный объем благ.

В результате рыночной сделки выигрывает и покупатель, и продавец (потребитель и производитель), т.е. свободная купля-продажа взаимовыгодна. Выгоду покупателя называют рентой (излишком) покупателя. Рента покупателя (Rп) - это разница между ценой, по которой покупатель готов приобрести данное благо, и его рыночной ценой. Рента продавца (Rпр) - это разница между рыночной ценой данного блага и ценой, по которой продавец готов был его продать. Если суммировать ренту всех покупателей, совершивших сделку по данной цене, и ренту всех продавцов, продавших свой товар, то получим общую ренту (выгоду) рынка (Rобщ = Rп + Rпр).

При данном рыночном спросе и предложении общая рента достигает максимального значения только при равновесной цене, все неравновесные цены приведут к перераспределению ренты между покупателем и продавцом так, что общая рента станет меньше. Графически это можно представить следующим образом. (Рис. 5)

Rпр
Rп
D
S
Pe
Qe
P
Q
где D – кривая спроса, S- кривая предложения,

Pe - равновесная цена, Qe -равновесный объем

Rп – рента покупателя, Rпр – рента продавца

 

 

Рис.5

Анализ изменения ренты покупателя и ренты продавца позволяет сделать следующие выводы:

1. Свободные рынки распределяют предложенные товары среди тех покупателей, которые оценивают их выше, чем остальные.

2. Свободные рынки предъявляют спрос на товары тех продавцов, которые производят их с меньшими издержками.

3. Свободные рынки способствуют производству того количества благ, которое максимизирует общую ренту покупателей и продавцов. Рыночное равновесие означает, что предельная полезность блага равна предельным издержкам его производства.

Рыночное равновесие считается стабильным, если рынок, выведенный из состояния равновесия, способен вновь вернуться к нему под воздействием рыночных сил. В этом случае говорят о саморегулирующемся механизме рынка. Если рынок достаточно стабилен, то государству не следует вмешиваться в его функционирование. Если же рынок нестабилен, рыночное равновесие не устанавливается, то государственное регулирование становится не просто желательным, но в определенных случаях крайне необходимым.

Специфические условия рынка отдельных товаров и услуг могут приводить к отсутствию равновесной цены или к существованию нескольких равновесных цен. Например, если цена предложения окажется выше цены спроса, то такой рынок не будет функционировать.

Для установления рыночного равновесия, его стабильности чрезвычайно большое значение имеет чувствительность рынка к изменению цен, дохода покупателей, других факторов, определяющих спрос и предложение. Подобная чувствительность рынка отражается в понятии эластичности, которая может быть охарактеризована специальным коэффициентом. Коэффициент эластичности - степень количественного изменения одного фактора (А – например, объема спроса или предложения) при изменении другого фактора (В - например цены, доходов и т.д.) на 1%.

 

процентное изменение А

Е = ---------------------------------------, где Е - коэффициент эластичности

процентное изменение В

Существуют разные виды эластичности: ценовая эластичность спроса, ценовая эластичность предложения, эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность. Существуют разные методы расчета коэффициентов эластичности: метод точечной эластичности (при бесконечно малом изменении одного фактора), дуговая эластичность (когда изменения факторов весьма значительны). Менее точным, но более простым методом расчета является метод дуговой эластичности, который сводится к следующей формуле:

 

Q2 - Q1 P2 - P1

Еd = ---------: ------------, где P1, P2 - первоначальная и последующая цена,

Q2 +Q1 P2 + P1 Q1, Q2 - первоначальная и последующая вели-

 

чина спроса, Еd – коэффициент ценовой эластичности спроса

 

(На рынке медицинских услуг спрос на услугу «А» при цене 100 рублей составил 200 услуг, а при цене 300 рублей спрос составил 100 услуг. В этом случае ценовая эластичность спроса (Ed) будет равна: Q1 = 200, Q2 = 100, P1 = 100 руб., P2 = 300 руб.

 

100 – 200 300 – 100 -100 200 2

Ed = -------------: ------------- = ------: ------ = - ----

100 + 200 300 + 100 300 400 3

 

Ценовая эластичность предложения (Es) рассчитывается по такой же формуле, только вместо величин спроса берутся первоначальная и последующая величины предложения.

Если абсолютная величина коэффициента ценовой эластичности меньше единицы, то говорят о неэластичности спроса или предложения. Если коэффициент равен 1, то имеет место единичная эластичность. Если коэффициент больше единицы, то спрос или предложение считаются эластичными, т.е. они растут более высокими темпами, чем меняется цена.

Можно назвать некоторые общие правила, определяющие ценовую эластичность спроса:

а) товары первой необходимости и предметы роскоши; спрос на товары первой необходимости характеризуется низкой эластичностью, в то время как спрос на предметы роскоши – высокой эластичностью.

б) доступность близких товаров – заменителей; товары, у которых есть близкие заменители, отличаются высокой эластичностью;

в) определение рынка; более узко определенный рынок по своему объекту характеризуется более эластичным спросом;

г) временной горизонт; на длительных отрезках времени ценовая эластичность возрастает.

Ценовая эластичность предложения зависит от возможностей производства. Важная детерминанта – рассматриваемый временной период. Выделяют три основных вида ценовой эластичности предложения:

- абсолютно неэластичное предложение (Еs =0); характерно для мгновенного периода, когда все факторы производства являются постоянными, и нет возможности изменить объем производства.

- неэластичное предложение (0 < Еs < 1); характерно для краткосрочного периода, когда часть факторов производства может быть изменена.

- эластичное предложение (Еs > 1); проявляется в долгосрочном периоде, когда фирма может изменить все факторы производства и увеличить объем производства.

К основным факторам, определяющим эластичность предложения, можно отнести: а) наличие незагруженных производственных мощностей; б) виды предлагаемых к реализации товаров и услуг; в) возможность длительного хранения изготовляемой продукции; г) минимальный объем затрат, необходимых для расширения производства.

 

Основные термины: товар, меновая ценность, цена, спрос, предложение, равновесная цена, рента покупателя, рента продавца, ценовая эластичность спроса, ценовая эластичность предложения.

 

Тема 3. ГОСУДАРСТВО И РЫНОК

1. Функции и «провалы» рынка.

2. Внешние эффекты и общественные блага.

3. Государственное регулирование рынка.

4. Виды рыночных структур.

3.1 Функции и «провалы» рынка.

К основным функциям рынка следует отнести следующие.

1. Посредническая функция. Рынок связывает экономически независимых субъектов хозяйственной деятельности, способствует установлению эффективных взаимовыгодных хозяйственных связей.

2. Регулирующая функция. Изменение рыночных цен регулирует соотношение спроса и предложения, направляет ресурсы в наиболее эффективные отрасли, способствует установлению рыночного равновесия.

3. Стимулирующая функция. Конкуренция стимулирует производителей уменьшать затраты, повышать качество продукция, обновлять ассортимент, осваивать производство новых товаров.

4. Информационная функция. Свободное движение цен, отражая изменение конъюнктуры рынка, дает производителям и потребителям объективную информацию об удовлетворенности спроса на те или иные товары и услуги, о ценности различных благ, о том, что и в каких объемах следует производить.

5. Санирующая функция. Благодаря действию рыночного механизма происходит вытеснение с рынка производителей, производящих неконкурентоспособную продукцию, в результате чего экономика «очищается» от неэффективно работающих производителей.

Рыночный механизм обладает рядом преимуществ, присущих только ему. Он обеспечивает эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов, позволяет фирмам успешно функционировать при наличии весьма ограниченной информации, обеспечивает гибкость и высокую приспособляемость к быстро меняющимся условиям.

Вместе с тем рыночный механизм не является идеальным. Есть ситуации, когда он дает сбой. Подобные ситуации называют «провалы» рынка. «Провалы» рынка – это ситуации, при которых рыночный механизм не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование экономических ресурсов. Несостоятельность рыночного механизма проявляется в его неспособности обеспечивать в необходимых объемах производство общественных благ, обеспечивать защиту окружающей природной среды. Рынок не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает стабильное экономическое развитие.

 

В современной экономике для повышения эффективности рыночного механизма государство выполняет две важнейшие функции:

1) законодательная, т.е. государство принимает соответствующие законы, нормативные акты, устанавливает необходимые «правила игры»;

2) защита конкуренции, т.е. государство проводит мероприятия, направленные на развитие конкуренции и устранение монополизации рынка.

Особая роль принадлежит конкуренции между производителями и производителями, между продавцами и покупателями. Для развития в стране добросовестной конкуренции необходимы экономические, технологические, социальные предпосылки. Среди экономических предпосылок следует выделить такие, как рассредоточение рыночной власти, множественность предпринимательских образований, создание условий для массового создания новых фирм, их образование и регистрацию.

Доступность новых технологий и информационное обеспечение позволяют не только создавать параллельные производства и открывать новые рыночные ниши, но и способствуют укреплению конкурентоспособности вновь формируемых предпринимательских структур.

Социальные предпосылки связаны с созданием новой системы мотивации поведения хозяйствующих субъектов.

В то же время государство выполняет и другие функции, направленные на преодоление недостатков, присущих рыночному механизму. Таких функций можно назвать три. Первая - перераспределение доходов и богатства в целях устранения значительного неравенства в доходах и богатстве. За счет сбора налогов и осуществления социальных программ правительство пытается снизить уровень неравенства в обществе и добиться более справедливого распределения богатства. Данная функция во многом определяется этическими принципами, существующими в обществе.

Вторая функция - это стабилизация экономического развития. Стабилизационная функция предполагает деятельность правительства в области регулирования макроэкономических процессов – уменьшение циклических колебаний, стимулирование экономического роста, уменьшение безработицы и инфляции. В ряде случаев правительство в целях стабилизации может пытаться воздействовать непосредственно на рынок.

Третья функция, порожденная провалами рыночного механизма – производство общественных благ и преодоление внешних эффектов. Государство организует производство общественных и квазиобщественных благ, используя различные субсидии и льготы, создает группы (клубы) потребителей, увязывает производство и потребление общественного блага с частными благами (пакетирование) и т.д. Конкретный метод зависит от того, насколько сильно проявляются признаки конкурентности и исключаемости данного блага.

Провалы рынка (внешние эффекты, общественные блага) требуют государственного участия. Но в связи с этим возникают новые проблемы. В частности, насколько государство правильно осознает общественные потребности и насколько эффективно оно будет использовать ресурсы. Покупка частного блага – дело индивидуального выбора. Появлению общественного блага, будь то строительство дамбы, защищающей от наводнений, или системы очистных сооружений, почти всегда предшествует коллективное решение, общественный выбор через процедуру голосования. К сожалению, эта процедура часто приводит к принятию не самых эффективных решений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.