Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование рынка




 

Основными способами воздействия государства на рыночный механизм являются, во-первых, регулирование цен (фиксирование или установление их верхних и нижних пределов); во-вторых, регулирование количества товаров и услуг, представленных на рынке; в-третьих, установление потоварных налогов и субсидий.

1) Регулирование цен. В определенное время в обществе может складываться мнение, что рыночный механизм порождает цены либо несправедливо высокие для покупателей, либо несправедливо низкие для продавцов. В таких случаях государство может ввести административный контроль над ценами. Если государство фиксирует цены выше равновесной цены, то это неизбежно порождает устойчивое превышение предложения над спросом. Государство вынуждено ограничивать предложение, скупать излишек продукции. Оно может расширять спрос, находя новые рынки сбыта и новые направления использования данного товара. Установление минимального нижнего предела цен чаще всего связывается с необходимостью государственной поддержки соответствующих отраслей (например, сельского хозяйства или новых наукоемких отечественных производств). Если в целях защиты малоимущих потребителей данного товара государство фиксирует цены ниже равновесной цены, то это порождает превышение спроса над предложением, а, значит, дефицит товаров и услуг. В целях справедливого распределения товаров государство вынуждено нормировать потребление через карточную систему. Это ведет к возникновению теневого рынка, на котором товары продаются по более высоким ценам и в обход государственного запрета.

Государственный контроль над ценами ограничивает функционирование рыночного механизма и вместе с достижением положительных целей ведет к устойчивым дефицитам или излишкам продукции.

2) Регулирование количества товаров и услуг. Для стран с развитой рыночной экономикой инструментами регулирования количества благ являются, как правило, лицензии и квоты, устанавливающие максимально возможные количества продаваемых или покупаемых благ, чаще всего связанные с экспортно-импортными операциями. Это не исключает появления теневого рынка, когда продавцы начинают обходить административные запреты, производя продажу товара сверх установленного предела. Возникающее при этом отличие теневых процессов от случая с регулированием цен состоит в том, что складывающаяся цена теневого рынка не больше, а меньше легальной цены.

3) Налоги и субсидии. Самым мягким и «цивилизованным» инструментом государственного вмешательства в работу рыночного механизма являются налоги и субсидии. Они не изменяют условия протекания рыночных процессов и не ограничивают свободу действий рыночных субъектов. Речь идет прежде всего о косвенных (потоварных) налогах, которые устанавливаются как соответствующая надбавка или фиксированная плата с единицы товара. К косвенным налогам относятся налог с продаж, налог с оборота, налог на добавленную стоимость, акциз, таможенные пошлины. Введение этих налогов меняет рыночное равновесие и ведет к определенным общественным потерям (рис.1).

 

S1
O
P
P2
B
E
A
Q2
D
S
P1
Q1
P
Q
Введение налога приведет к сдвигу влево кривой предложения, поскольку для получения той же выручки продавец теперь вынужден запрашивать за каждую единицу товара более высокую цену. Рыночное равновесие перейдет из точки Е в точку А. Новое рыночное равновесие характеризуется

уменьшением равновесного объема с Q1 до Q2 и увеличением равновесной цены с с P1 до Р2.

Рис.1

Хотя данный налог платит продавец, однако из-за роста цены фактически часть налогового бремени ляжет на плечи покупателя. На графике фактический платеж покупателя соответствует площади прямоугольника P1P2AO, продавца – P1OBP. Распределение налогового бремени между продавцом и покупателем зависит от ценовой эластичности спроса и предложения. Здесь действует следующее правило: чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога ложится на плечи покупателя; чем менее эластично предложение, тем большая часть налогового бремени ложится на плечи продавца.

Избыточное налоговое бремя - это выгоды, которые могли бы получить продавцы и покупатели, если бы цена оставалась прежней. Это избыточные потери для общества по сравнению с суммой налоговых поступлений. На рис.1 величина избыточного налогового бремени обозначена площадью треугольника АВЕ. Избыточное налоговое бремя – это потеря эффективности для общества. Общее налоговое бремя – это сумма налоговых платежей (прямоугольник PP1AB) и избыточного налогового бремени (треугольник АВЕ). Снижение эффективности означает, что производство и потребление облагаемого налогом товара падает ниже их оптимального уровня.

Предоставление государством субсидий как покупателю, так и продавцу можно рассматривать как отрицательный налог. Следовательно, на графике сдвиги кривых спроса и предложения будут противоположными их перемещению при налогообложении. В этом случае также снижается эффективность экономики. Сумма субсидий окажется больше той выгоды, которую извлекут покупатели и продавцы.

Осуществление государством своих экономических функций в современной рыночной экономике неизбежно порождает так называемую теневую экономику, в границах которой производство товаров и услуг не контролируется государством. Теневая экономика неоднородна и включает в себя неформальную, нелегальную и криминальную экономику.

Неформальная экономика обычно включает ту часть мелкого производства товаров и услуг (сбор и продажа продукции с приусадебных участков, репетиторство, сдача в наем излишков жилья, ремонт квартир, ремонт автомашин, бытовой техники, медицинское консультирование и т.д.), которая официально не зарегистрирована. Нелегальная экономика представлена, как правило, предпринимателями, уклоняющимися от уплаты налогов. Криминальная экономика связана с преступными источниками доходов (производство подделок, контрабанда, финансовые аферы, наркобизнес, сутенерство, рэкет и т.д.), из которых самым социально опасным является коррупция – взяточничество государственных служащих.

Принципиальное различие между легальной экономикой и теневой обусловлено способами снижения затрат. Легальный производитель во многих случаях снижает затраты, реально обновляя технологию производства, улучшая его организацию; представитель теневой сферы пытается обеспечить снижение затрат внепроизводственным способом. В неформальном секторе теневые затраты уменьшают за счет экономии на регистрации производства, в нелегальном – за счет уклонения от налогов, в криминальном – за счет подкупа чиновников.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1131; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.