Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №6. Место информационного права в системе российского права




Общественные отношения, являющиеся предметом правового регулирования, в высшей степени многогранны и весьма динамич­ны. Между ними не существует раз и навсегда установленных гра­ниц, и поэтому в практике правового регулирования, да и право­применения тоже часто возникают проблемы разграничения пред­мета правового регулирования для целей отнесения той либо иной группы общественных отношений к конкретной отрасли права. По­добные проблемы имеют место и в отношении информационного права. Например, если предметом правового регулирования являют­ся отношения, возникающие по поводу информации или производ­ных от нее продуктов, имеющих экономическую форму товара, а участники этих отношений имеют возможности выбора вариантов своего поведения, мы можем говорить о гражданско-правовом регу­лировании общественных отношений по поводу информации. Если же предметом правового регулирования являются отношения, возникающие по поводу исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти, направленной на сертификацию информационных систем и лицензирование деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов, а участки этих отношений подчиняют свое поведение императивным указаниям следует говорить об административно-правовом регулировании общественных отношений по поводу информации.

Согласно господствующей в юридической науке точке зрения систему российского права образуют профилирующие, специальные и комплексные отрасли.

Профилирующие (базовые) отрасли стоят над всей системой от­раслей и характеризуются главными юридическими режимами, сво­им предметом регулирования и адекватным его природе методом регулирования. К профилирующим отраслям традиционно относят конституционное право, гражданское право, административное пра­во, уголовное право, а также процессуальные отрасли.

Специальные отрасли являются подразделениями права, приспо­собленными к особым сферам жизни общества. Они характеризуют­ся модифицированными правовыми режимами.

Специальные отрасли представлены трудовым правом, земель­ным правом, финансовым правом, правом социального обеспече­ния, семейным правом, уголовно-исполнительным правом.

Комплексные отрасли заимствуют у нескольких профилирую­щих отраслей часть их норм, имеют свой предмет регулирования, но не имеют специфического метода. Комплексными отраслями яв­ляются жилищное право, экологическое право, морское право, право прокурорского надзора, информационное право.

Как отмечает С. С. Алексеев, «юридические нормы, входящие в комплексные образования, остаются по своим исходным моментам в главной структуре, в основных отраслях, и на них распространяют­ся общие положения соответствующих основных отраслей. Во вто­ричную структуру они входят, все время будучи нормами, например, гражданского, уголовного, административного, трудового права».

Следует подчеркнуть, что понятие комплексных отраслей права было введено в научный обиход В.К. Райхером, который отмечал, в частности, что жилищные отношения регулируются нормами трех институтов: административно-правового института распределения жилья; гражданско-правового института договора о найме жилой площади и кооперативно-правового института по обеспечению жилой площадью в домах жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативов. Выделяемые из своих основных отраслей и объединенные по предмету регулирования, они составили вторичное образование системы права — комплексную отрасль права.

Информационное право как комплексная отрасль, объединяющая в предметной области регулирования однородную группу общественных отношений, тесно взаимодействует с профилирующими отраслями права и прежде всего конституционным, гражданским и административным правом.

Эта взаимосвязь прослеживается, в частности, на следующих примерах.

Конституционное право оперирует понятиями, непосредственно связанными с предметом регулирования информационного права. Нормы Конституции РФ провозглашают свободу информации, за­крепляют содержание конституционного права на информацию, га­рантируют защиту информации, находящейся в режиме личной, се­мейной, государственной тайны.

Гражданское право связано с информационным посредством правил ст. 128 ГК, согласно которой информация отнесена к объек­там гражданских прав. Гражданское законодательство также регули­рует отношения, связанные со служебной и коммерческой тайной (ст. 139 ГК РФ).

Административное право взаимодействует с. информационным правом прежде всего посредством наличия в том и другом отноше­ний субординации. Например, запрещено допускать предприятия, учреждения и организации к проведению работ, связанных с ис­пользованием сведений, составляющих государственную тайну, без наличия соответствующей лицензии (ст. 27 Закона РФ «О государ­ственной тайне»).

Взаимодействие информационного права с профилирующими и специальными отраслями права не стирает границ, которые объ­ективно пролегают между сферой общественной жизни и деятель­ности, связанной с информацией, и другими сферами обществен­ных отношений, урегулированных нормами иной отраслевой при­надлежности.

От конституционного права информационное право отличается тем, что предметом последнего являются отношения, связанные с созданием условий реализации права на информацию, а не отно­шения по установлению пределов и характера государственного ре­гулирования в основных сферах общественного развития и взаимо­отношения государства с человеком и гражданином с точки зрения прав и свобод последнего. В Конституции РФ провозглашены и за­креплены лишь основные устои информационных отношений, определенные через права и свободы человека и гражданина.

Отграничение гражданского права от информационного права состоит в том, что объектом информационных отношений является информация как благо особого рода, существующее в единстве со своим материальным носителем. Информация существует по особым объективным законам природы и человеческого бытия, поэтому отличается специфическим режимом юридического регулирования, не всегда основанным на равенстве участников информационных отношений и товарно-денежном характере этих отношений. От административного права, являющегося отраслью, призванной регулировать управленческие отношения и обладающей устойчивым предметом регулирования, информационное регулирование отличается тем, что хотя в нем и присутствуют отношения власти нения, но они касаются управления лишь частью спектра информационных отношений, за пределами которых соподчиненность прекращается. Элемент субординации, присутствующей в информационном праве, носит строго ограниченный законом характер, поскольку компетентные органы не вправе выходить за рамки своих полномочий и установленного для них регламента.

Подводя итог сказанному, сделаем следующий вывод: информационное право занимает самостоятельное место в системе российского права в качестве комплексной отрасли, нормы, регулируют специфические группы информационных отношений, составляющий обособленный, но тесно взаимосвязанный с иными отраслями права предмет регулирования.






Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


studopedia.su - Студопедия (2013 - 2023) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.002 сек.