Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9.Проверка и оценка результатов обучения

Вопросы.

1.Сущность проверки и оценки знаний учащихся.

2.Организация проверки результатов обучения.

3.Методические приёмы проверки знаний.

4.Оценка,комментирование и учёт знаний учащихся.

1.Проверка образовательно-воспитательных результатов - обязательное условие и важнейший фактор эффективности обучения. Она необходима и для учителя.

Правильно поставленный контроль имеет огромное воспитательное значение. Он приучает школьников добровольно и регулярно выполнять учебную работу на уроке и дома, вызывает стремление сделать её лучше. С помощью проверки учитель не только стимулирует деятельность учащихся, совершенствует воспитательную работу, но и руководит учебным процессом.

Какими критериями руководствуется учитель при выявлении знаний? Ответ учащегося учитель будет считать полным, если тот смог:

а)раскрыть общий ход события, явления, ясно определить его генеральную линию;

б)глубоко раскрыть причинно-следственные связи, оценочные моменты, закономерности развития;

в)определить хронологические рамки событий и территорию, на которой оно протекает и т.д.

При проверке знаний выявляется не только содержание изученного учащимися материала, но и их способность и умения самостоятельно объяснять исторические явления, самостоятельно приобретать знания из различных источников и воспроизводить их применительно к различным проблемам. Это значит, при проверке знаний выявляются умения оперировать этими знаниями. Ведь оперирование знаниями, в особенности, обобщенными, требует применения умений.

Опрос не может и не должен быть только средством контроля и учёта успеваемости, опрос имеет важное обучающее значение. Учитель добивается устранения пробелов в знаниях (здесь важно выявить, индивидуальные это пробелы или они свойственны и другим учащимся), обучает учащихся приёмам умственной и практической работы. Отвечая на вопросы, учащиеся овладевают умениями связно и точно выражать свои мысли, работать с картой и т.д. Наконец, справедливо и точно оценить ответ тоже очень важно, но и трудно.

2. Организуя проверку знаний, учителя и методисты считают чрезвычайно важным обеспечить при этом коллективную роботу учащихся. Каковы же условия, которые могут обеспечить коллективный и успешный характер проверки? Основные требования к нему можно свести к следующему:

а) в проверке должно быть использовано многообразие приёмов;

б) проверка должна быть частой;

в) в процессе проверки знаний должна соблюдаться методика спрашивания;

г) опрос по текущему материалу должен быть тесно связан с повторением ранее изученного и т.д.

В опросе особенно остро проявляется противоречие, присущее классно-урочной системе обучения: между индивидуальным усвоением учащегося и коллективными формами работы класса. Учителю нужно выявить знания отдельного ученика. Он спрашивает его, учитывая индивидуальные особенности. Но если заняться только этим учеником, класс выключится из работы, нарушится дисциплина. А ведь учителю нужно выявить и общий уровень знаний класса, следовательно, спросить многих учащихся. На этом трудности не кончаются.

Как всегда в педагогическом деле, нет единого рецепта для преодоления трудностей опроса. Однако практика выработала ряд правил, соблюдая которые учитель может рассчитывать на успех. Главное - в полном владении материалом, по которому идет опрос. Без этого непременного условия учитель может запутаться сам и запутать учеников. Поэтому первое правило, залог успешного опроса - свободное владение материалом научными понятиями в объёме намного более широком, чем в школьном учебнике. Отсюда следует, что подготовка к опросу еще белее важна, чем к изложению нового материала.

В подготовку опроса входит и формулирование вопросов. Характер вопросов зависит: а)от особенностей изучаемого материала и б)от целевой установки урока.

Опрос, проводимый в начале урока, содержит вопросы и задания по предыдущей теме урока, а также вопросы, подготавливающие учеников к восприятию нового материала. Желательно, чтобы проверка носила тематический характер, например по развитию какой-либо проблемы. Учитель отбирает для проверки материала, значимый по содержанию и сложный по усвоению. Формулировка вопроса должна быть простой и точной, понятной детям.

При организации проверки знаний слабоуспевающих полезен многократный ответ учащегося по одному и тому же материалу. Выслушав ответ, учитель указывает на его недостатки и заставляет учащегося подготовить урок вторично, в 3-й раз. Это позволяет самому ученику сравнить ответы и научиться готовить домашнее задание,

Рекомендуется обращаться к учащимся преимущественно с вопросами, требующими размышления, сообразительности, умения применять теоретические знания. Для возбуждения активности мысли учащихся вопросы можно задавать в форме, неожиданной для них. Однако недопустимы вопросы, провоцирутацие ложный ответ, толкающие мысль учеников по неверному пути.

3. Важнейшим условием успешного контроля знаний учащихся является хорошая методика самой проверки, правильное использование ее приемов. Только правильное использование и умелое сочетание всех видов и приемов проверки обеспечивает ее высокие качества и осуществление всех свойственных ей функций,

Известно, что учитель на различных уроках распологает то большим, то меньшим временем, которое можно отвести на проверку. И если он не знает, какие приемы занимают меньше времени /вопросы и ответы на них/ позволяют при проверке отобрать из материала нужное и отбросить лишнее и другие /рассказ/ не позволяют этого.

Приемы проверки отнюдь не безразличны к содержанию спрашиваемого материала. Одни яснее всего выделяют общий ход события /план/, другие показывают, описывают его целостно, образно, красочно, в подробностях /рассказ/, третьи всего глубже и яснее раскрывают причинно-следственные связи событий /вопросы и ответы на них, таблицы/,

Виды опроса мнообразны: индивидуальный опрос с вызовом ученика к доске, фронтальный, «уплотненный» и др. У каждого вида есть свои достоинства и недостатки. Учитель использует тот вид опроса, который лучше отвечает задаче урока» Но непременное условие - втягивать в работу весь класс. Это достигается такими простыми приемами, как обращение к классу с просьбой исправить ошибку, дополнить, прорецензировать ответ и т.д. Совсем нехитрый прием, но весьма действенный: задать вопрос всему классу, выждать некоторое время, а потом уже вызвать ученика.

Хорошее средство активизировать мыслительную деятельность всех учащихся класса - дискуссия. Но от учителя она требует известных усилий: нужно ее тактично направлять, чтобы не получилось пустого спора по несущественным вопросам, уклонений в сторону, лишнего шума. Единственный недостаток этого метода - он требует много времени. Поэтому не стоит дискутировать по каждому поводу. Однако, если дискуссия возникла по важной проблеме и вызвала большой интерес класса, учителю надо проявить гибкость, внести изменения в схему урока, от чего -то отказаться /задать часть нового материала на дом для самостоятельной проработки/.

Учителю необходимо выработать в себе умение слушать учащихся. Бывают случаи, когда отвечает ученик, а учитель сосредоточенно смотрит куда-то, что-то пишет или сидит с отсутствующим видом. Такому учителю отвечать неинтересно.

По-разному приемы проверки влияют на восприятие учащихся класса. Ответ на вопрос связан только со слуховым восприятиен, разбор таблицы, написанной на доске, со слуховым и зрительным восприятием, рассказ и его разбор - со слуховым, и если учащиеся записывают замечания, - то со зрительным и кинестезией /двигательное восприятие/.

Если учащимся поручается рассказать всю тему или составить на доске план ее изложения, то он обладает наибольшей самостоятельностью, инициативой в раскрытии темы. Вопросы же учителя ограничивают самостоятельность, определяя направления ответа.

Приемы фронтальной проверки показывают главным образом общий уровень подготовки, выявляют тех, кто не знает материал и активно побуждают к учению всех учащихся класса. Другие приемы /рассказ, таблица/ позволяют проверять глубину знаний вызванного,но оставляют учителя в неведении относительно знаний всего класса.

На практике применяются и оправдали себя следующие приемы текущей проверки.

4. Познавательная работа учащихся при проверкево многом зависит от поведения учителя и его подхода к оценке их знаний.

Учитель, если он стремится к организации активной познавательной деятельности учащихся при проверке, обязан:

а/ внимательно слушать ответы учащихся: не отвлекаться, замечать существенные недостатки в ответах и исправлять их;

б/ вести себя спокойно, ровно, не перебивать учащихся без необходимости;

в/ объективно оценивать знания учащихся, исключить при этом наличие "любимых", "симпатичных" и "нелюбимых", "недисциплинированных" учеников. Не практивовать "дисциплинарных двоек" и т.д. Кроме этих объективных суждений при оденке знаний учитель оперирует и субъективными:

например, учитывает слух, зрение учащегося, развитие его внимания и памяти, наличие "зазубривания" материала, развитие речи данного ученика и т.д.

Знания учащихся оцениваются не только при ответах по домашнему заданию, но также в ходе изучения и закрепления нового материала. При выставлении отметок по совокупности учитываются активность и самостоятельность школьников,

Журнальная отметка выражает общественную оценку знаний, позваляет легко и быстро сравнить и учитывать знания.

Выставление четвертных, а также годовых и итоговых отметок по истории не может представлять цифровых комбинаций, регламентированных универсальными и во всех случаях обязательными правилами. Выставление отметок должно проводится на основе конкретной оценки знаний с учетом условий педагогического процесса.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 8. Усвоение исторических знаний на основе локализации во времени и пространстве | Достижение намеченных результатов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.