КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Й учебный вопрос: Структура информационного взаимодействия между компонентами учебного процесса
Бурное развитие техники и технологии приводит к постоянным изменениям структуры и содержания информационного взаимодействия образовательного назначения, видов учебной деятельности обучаемого, функций субъектов учебного процесса. Рассмотрим изменение структуры информационного взаимодействия между компонентами учебного процесса Информационное взаимодействие в традиционной системе обучения Традиционно обмен информацией осуществлялся между
Рисунок 1 ― Информационное взаимодействие в традиционной системе обучения без использования средств обучения
В случае применения в учебном процессе традиционных
Рисунок 2 ― Информационное взаимодействие в традиционной системе обучения с использованием средств обучения
В этом случае традиционное средство обучения, не обладая В рассмотренных вариантах информационного взаимодействия образовательного назначения ученик пользуется только Информационное взаимодействие с использованием средства обучения, функционирующего на базе информационных и коммуникационных технологий С появлением средств обучения, функционирующих на базе ИКТ, в информационное взаимодействие включается третий субъект — интерактивное средство обучения (рис. 3). В этом случае наблюдается активное информационное взаимодействие образовательного назначения между учеником, учителем и средством обучения, функционирующим на базе ИКТ. Отметим, что в данном случае активность возможна и со стороны средства обучения, которое может «задавать вопросы»,
Рисунок 3 ― Информационное взаимодействие между учеником, Развитые средства ведения диалога позволяют ученику задавать вопросы системе в произвольной форме или с использованием ключевого слова. Если ученик работает в режиме контроля-коррекции обучения, система помогает ему, генерирует различные подсказки, рекомендации по исправлению ошибок, акцентирует его внимание на допущенных ошибках, обеспечивает контроль или самоконтроль результатов обучения, тренировку на запоминание определенных знании или умений, коррекцию в процессе приобретения нового знания. Как видно из рисунка 3, структура информационного Учитель. Роль учителя как единственного источника Ученик. Роль обучаемого как «потребителя» фактографической учебной информации или, в лучшем случае, участника Применение учебной информации, «добытой» самостоятельно, переводит процесс обучения с уровня «пассивного потребления информации» на уровень «активного преобразования информации», а в более совершенном варианте — на уровень самостоятельной постановки учебной задачи (проблемы), выдвижения гипотезы для ее разрешения, проверки ее правильности и формулирования выводов и обобщений по искомой закономерности. При этом важна организация как индивидуальных, так и групповых, а также коллективных форм и
Рисунок 4 ― Информационное взаимодействие между учениками, j Анализируя структуру информационного взаимодействия, Активность этого средства определяется тем, что ему при Эта особенность является одним из существенных признаков информационно-коммуникационной предметной среды и Проявление активности со стороны средства обучения В представленной на рисунках 3 и 4 структурной схеме педагог выполняет следующие функции: · организует обучение и управляет учебным процессом, · разрабатывает, адаптирует, модернизирует программные средства учебного назначения; осуществляет подбор и · разрабатывает методику использования средства обучения, реализованного на базе средств ИКТ в процессе обучения; · адаптирует методику проведения занятия к условиям · разрабатывает инструктивно-методическую документацию; · автоматизирует процесс оценки знаний, умений и навыков обучаемых; · разрабатывает вопросы, упражнения и задания для автоматизированного контроля знаний; · выявляет ошибки в ответах обучаемых после проведения автоматизированного опроса, если это не предусмотрено в · анализирует наиболее часто встречаемые затруднения и · прогнозирует направления личностного развития обучаемых. Отметим, что несмотря на то, что функции учителя в новых условиях действительно изменяются, однако педагог не отходит на второй план, его роль остается ведущей. Компьютер выполняет рутинные функции, а за учителем сохраняются функции управления обучением и воспитанием как конкретного обучаемого, так и всей учебной группы. Следует отметить и тот очевидный факт, что функции педагога зависят от изучаемого предмета и методики проведения конкретного учебного занятия. Информационное взаимодействие с использованием распределенного информационного ресурса образовательного назначения Как только в учебном заведении появляется возможность использования распределенного информационного ресурса (например, образовательных сайтов), информационное взаимодействие Рассмотрим вариант информационного взаимодействия учеников и учителя в информационно-коммуникационной предметной среде. Организация учебного процесса в информационно-коммуникационной предметной среде предполагает, что любой ученик непосредственно на уроке или при выполнении домашнего задания имеет возможность выхода во Всемирную информационную сеть Интернет для работы с информационным ресурсом некоторой предметной области. Ученик получает возможность поиска, отбора, передачи информации — из практически неограниченного информационного ресурса, а главное, самостоятельного выбора «траектории» обучения. Учитель помимо перечисленных выше функций, разрабатывает, модернизирует или адаптирует электронные средства образовательного или учебного назначения, представленные в сети Интернет, подбирает учебный материал для занятий, разрабатывает структуру и принципы информационного взаимодействия обучаемого, педагога и системы. На уроках учитель выполняет роль куратора продвижения ученика на пути освоения знания, в некотором роде «навигатора» в информационной среде. Рассмотрим структуру информационного взаимодействия, содержание учебной информации и виды информационной деятельности ученика в информационно-коммуникационной предметной среде с использованием распределенного информационного ресурса образовательного назначения. 1. Структура информационного взаимодействия как
Рисунок 5 ― Информационное взаимодействие
В учебном процессе ученик и учитель могут либо произвольно использовать потенциал сети Интернет, либо они получают доступ только к заведомо известным источникам учебной информации. В первом случае реализуется идея открытого образования и использования всего информационного потенциала глобальной сети Интернет. Данный подход рекомендуется использовать для поиска дополнительной информации при написании рефератов или докладов; для проведения телеконференций, лекций, семинаров, в которых могут Во втором случае ученик и учитель получают доступ только к информационному ресурсу образовательного назначения, хранящемуся на определенных сайтах или порталах. Например: на уроке используется электронное средство образовательного назначения, реализованное на CD-ROM, а непосредственно в тексте, предъявляемом ученику, имеются В любом случае при использовании интерактивных обучающих систем, предполагающих использование распределенного информационного ресурса, у учеников формируется ряд умений и навыков, например, умение добывать информацию из разнообразных источников, банков знаний, банков данных, хранить ее, передавать и обрабатывать; формируются 2. Содержание учебной информации при использовании распределенного информационного ресурса некоторой Традиционно содержание информационной деятельности Как было показано выше, с появлением интерактивных 3. Вид информационной деятельности ученика. Рассмотрим различные виды учебной деятельности, осуществляемые во время информационного взаимодействия образовательного назначения в информационно-коммуникационной предметной среде. Учебная деятельность, реализуемая в информационно-коммуникационной предметной среде, обеспечивает условия взаимодействия между учеником, учителем и средствами информационных и коммуникационных технологий и направлена на достижение учебных целей. Возможности средств информационных и коммуникационных технологий, позволяющие моделировать и имитировать на экране учебные сюжеты, объекты, процессы, явления, обеспечивают реализацию новых видов учебной деятельности как по форме, так и Напомним эти виды учебной деятельности: регистрация, Использование распределенного информационного ресурса Таким образом, бурное развитие технологий и их практическая реализация в системе образования неизбежно приводит к изменениям структуры, видов учебной деятельности и форм информационного взаимодействия образовательного назначения, осуществляемого между учеником, учителем и средствами ИКТ.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |