Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Й учебный вопрос: Структура информационного взаимодействия между компонентами учебного процесса





Бурное развитие техники и технологии приводит к постоянным изменениям структуры и содержания информационного взаимодействия образовательного назначения, видов учебной деятельности обучаемого, функций субъектов учебного процесса. Рассмотрим изменение структуры информационного взаимодействия между компонентами учебного процесса
(учеником, учителем и средством обучения, функционирующим на базе средств ИКТ).

Информационное взаимодействие в традиционной системе обучения

Традиционно обмен информацией осуществлялся между
двумя субъектами образовательного процесса — учеником и
учителем. Как видно из рисунка 1, структура информационного
взаимодействия не предполагает использования средства обучения (например, демонстрационной таблицы, натурной модели, прибора, учебной книги и пр.). В данном случае налицо связь только между двумя участниками учебного взаимодействия — учеником (обучаемым, обучающимся) и учителем (обучающим). Стрелки показывают направление
информационного потока, информационного сообщения.

 

 

 

 

Рисунок 1 ― Информационное взаимодействие в традиционной системе обучения без использования средств обучения

 

В случае применения в учебном процессе традиционных
средств обучения (например, демонстрационная таблица, натурная модель, прибор, учебная книга и пр.), не обладающих
интерактивностью и, следовательно, не обеспечивающих обратную связь ни с обучаемым, ни с обучающим, мы также
имеем дело с наличием обратной связи только между двумя
участниками учебного взаимодействия — учителем и учеником (рис. 2).

 

 

Рисунок 2 ― Информационное взаимодействие в традиционной системе обучения с использованием средств обучения

 

В этом случае традиционное средство обучения, не обладая
интерактивностью, является либо источником определенной
учебной или учебно-методической информации, которую может использовать ученик или учитель, либо выполнять определенные методические, организационные функции под руководством учителя. Примером этого взаимодействия могут служить лекционные занятия, осуществляемые с привлечением настенных демонстрационных таблиц, раздаточного материала, учебных или демонстрационных видеофильмов, практические занятия с использованием лабораторного оборудования, стендов, приборов и пр.

В рассмотренных вариантах информационного взаимодействия образовательного назначения ученик пользуется только
той информацией, которую ему предоставляет учитель или
средство обучения, не обладающее интерактивностью. Сам
ученик является «потребителем» учебной информации даже в
случае самостоятельной работы с книгой или другим средством обучения. Его активность ограничивается лишь возможностью поиска информации из книг или других традиционных средств обучения, не обладающих возможностью отвечать на его вопросы или каким-то образом реагировать на его неправильные действия.



Информационное взаимодействие с использованием средства обучения, функционирующего на базе информационных и коммуникационных технологий

С появлением средств обучения, функционирующих на базе ИКТ, в информационное взаимодействие включается третий субъект — интерактивное средство обучения (рис. 3). В этом случае наблюдается активное информационное взаимодействие образовательного назначения между учеником, учителем и средством обучения, функционирующим на базе ИКТ. Отметим, что в данном случае активность возможна и со стороны средства обучения, которое может «задавать вопросы»,
«отвечать на вопросы», «предлагать» различные режимы работы с информационным ресурсом, корректировать действия ученика и даже учителя, осуществлять обратную связь в режиме интерактивного диалога.

 

 

 

Рисунок 3 ― Информационное взаимодействие между учеником,
учителем и средством обучения,
функционирующим на базе ИКТ

Развитые средства ведения диалога позволяют ученику задавать вопросы системе в произвольной форме или с использованием ключевого слова. Если ученик работает в режиме контроля-коррекции обучения, система помогает ему, генерирует различные подсказки, рекомендации по исправлению ошибок, акцентирует его внимание на допущенных ошибках, обеспечивает контроль или самоконтроль результатов обучения, тренировку на запоминание определенных знании или умений, коррекцию в процессе приобретения нового знания.

Как видно из рисунка 3, структура информационного
взаимодействия образовательного назначения изменяется —
появляется интерактивный «собеседник» для ученика и учителя, меняется роль учителя и ученика. Рассмотрим более подробно, как меняется эта роль.

Учитель. Роль учителя как единственного источника
учебной информации смещается в направлении кураторства
или наставничества. Педагог уже не тратит время на передачу
учебной информации, на пересказ учебных материалов, на сообщение «суммы знаний». Это время высвобождается для решения творческих и управленческих задач.

Ученик. Роль обучаемого как «потребителя» фактографической учебной информации или, в лучшем случае, участника
проблемно поставленной учебной ситуации также меняется.
Он переходит на более сложный путь поиска, выбора (например, по определенным признакам, представленным учителем)
информации, ее обработки (возможно в больших объемах за
сравнительно малый промежуток времени) и передачи.

Применение учебной информации, «добытой» самостоятельно, переводит процесс обучения с уровня «пассивного потребления информации» на уровень «активного преобразования информации», а в более совершенном варианте — на уровень самостоятельной постановки учебной задачи (проблемы), выдвижения гипотезы для ее разрешения, проверки ее правильности и формулирования выводов и обобщений по искомой закономерности. При этом важна организация как индивидуальных, так и групповых, а также коллективных форм и
видов учебной деятельности с использованием средств информатизации. Представим это структурой, изображенной на рисунке 4.

 

 

 

 

Рисунок 4 ― Информационное взаимодействие между учениками,
учителем и средством обучения,
функционирующим на базе информационных
и коммуникационных технологий

j

Анализируя структуру информационного взаимодействия,
представленную на рисунках 3 и 4, отметим, что впервые за
всю историю развития педагогики активность в учебном процессе проявляют не только ученики и учителя, но и принципиально новое средство обучения.

Активность этого средства определяется тем, что ему при
необходимости можно частично передать функции учителя:
(сбор, обработка, хранение, тиражирование, передача информации; управление учебной деятельностью; контроль результатов обучения; предоставление заданий, адекватных уровню ученика; формирование определенных умений и навыков; организация разнообразных форм деятельности по самостоятельному извлечению и представлению знаний.

Эта особенность является одним из существенных признаков информационно-коммуникационной предметной среды и
определяет суть инноваций, реализуемых с использованием
средств информатизации и коммуникации.

Проявление активности со стороны средства обучения
обусловлено уникальными возможностями средств информационных и коммуникационных технологий, использование которых в учебном процессе позволяет реализовать основные функции этих средств обучения.

В представленной на рисунках 3 и 4 структурной схеме педагог выполняет следующие функции:

· организует обучение и управляет учебным процессом,
планирует собственную деятельность и деятельность обучаемых, осуществляет контроль за ходом учебного процесса;

· разрабатывает, адаптирует, модернизирует программные средства учебного назначения; осуществляет подбор и
компоновку учебного материала, текста, формул, схем, таблиц, рисунков;

· разрабатывает методику использования средства обучения, реализованного на базе средств ИКТ в процессе обучения;

· адаптирует методику проведения занятия к условиям
конкретной учебной группы; выбирает режим работы; обновляет и дополняет учебный материал в банках данных учебной
информации;

· разрабатывает инструктивно-методическую документацию;

· автоматизирует процесс оценки знаний, умений и навыков обучаемых;

· разрабатывает вопросы, упражнения и задания для автоматизированного контроля знаний;

· выявляет ошибки в ответах обучаемых после проведения автоматизированного опроса, если это не предусмотрено в
системе;

· анализирует наиболее часто встречаемые затруднения и
ошибки с целью коррекции методики преподавания, изменения учебных планов или учебных программ;

· прогнозирует направления личностного развития обучаемых.

Отметим, что несмотря на то, что функции учителя в новых условиях действительно изменяются, однако педагог не отходит на второй план, его роль остается ведущей. Компьютер выполняет рутинные функции, а за учителем сохраняются функции управления обучением и воспитанием как конкретного обучаемого, так и всей учебной группы. Следует отметить и тот очевидный факт, что функции педагога зависят от изучаемого предмета и методики проведения конкретного учебного занятия.

Информационное взаимодействие с использованием распределенного информационного ресурса образовательного назначения

Как только в учебном заведении появляется возможность использования распределенного информационного ресурса (например, образовательных сайтов), информационное взаимодействие
может осуществляться с несколькими партнерами, в различных режимах работы в Интернете. В перспективе информационное взаимодействие может осуществляться в рамках открытого образования — в образовательном пространстве.

Рассмотрим вариант информационного взаимодействия учеников и учителя в информационно-коммуникационной предметной среде.

Организация учебного процесса в информационно-коммуникационной предметной среде предполагает, что любой ученик непосредственно на уроке или при выполнении домашнего задания имеет возможность выхода во Всемирную информационную сеть Интернет для работы с информационным ресурсом некоторой предметной области. Ученик получает возможность поиска, отбора, передачи информации — из практически неограниченного информационного ресурса, а главное, самостоятельного выбора «траектории» обучения.

Учитель помимо перечисленных выше функций, разрабатывает, модернизирует или адаптирует электронные средства образовательного или учебного назначения, представленные в сети Интернет, подбирает учебный материал для занятий, разрабатывает структуру и принципы информационного взаимодействия обучаемого, педагога и системы. На уроках учитель выполняет роль куратора продвижения ученика на пути освоения знания, в некотором роде «навигатора» в информационной среде.

Рассмотрим структуру информационного взаимодействия, содержание учебной информации и виды информационной деятельности ученика в информационно-коммуникационной предметной среде с использованием распределенного информационного ресурса образовательного назначения.

1. Структура информационного взаимодействия как
между учениками в классе, учениками и учителем, так и каждого из них с распределенным информационным ресурсом некоторой предметной области показана на рисунке 5.

 

 

 

 

Рисунок 5 ― Информационное взаимодействие
с использованием распределенного информационного
ресурса образовательного назначения

 

В учебном процессе ученик и учитель могут либо произвольно использовать потенциал сети Интернет, либо они получают доступ только к заведомо известным источникам учебной информации.

В первом случае реализуется идея открытого образования и использования всего информационного потенциала глобальной сети Интернет. Данный подход рекомендуется использовать для поиска дополнительной информации при написании рефератов или докладов; для проведения телеконференций, лекций, семинаров, в которых могут
принимать участие преподаватели и обучаемые из разных регионов и стран; для организации разного рода совместных исследовательских работ учеников из различных учебных заведений, а также нескольких регионов и стран. Однако и в этом стоит забывать, что ученика необходимо оградить от нежелательной информации.

Во втором случае ученик и учитель получают доступ только к информационному ресурсу образовательного назначения, хранящемуся на определенных сайтах или порталах.

Например: на уроке используется электронное средство образовательного назначения, реализованное на CD-ROM, а непосредственно в тексте, предъявляемом ученику, имеются
ссылки на сайты, где хранится большой объем дополнительной информации (примеры, задания, видео- и аудиоинформация). Это позволит ученикам быстро найти информацию по интересующим вопросам и использовать ее в учебных и научных целях.

В любом случае при использовании интерактивных обучающих систем, предполагающих использование распределенного информационного ресурса, у учеников формируется ряд умений и навыков, например, умение добывать информацию из разнообразных источников, банков знаний, банков данных, хранить ее, передавать и обрабатывать; формируются
(социальные и коммуникативные способности, культура общения, умение кратко и четко формулировать собственные мысли, вести дискуссию, доказывать свою точку зрения, уважать мнение партнеров; формируются навыки исследовательской деятельности; развивается интеллект.

2. Содержание учебной информации при использовании распределенного информационного ресурса некоторой
предметной области.

Традиционно содержание информационной деятельности
было ограничено обменом учебной информацией между двумя
субъектами образовательного процесса (учеником и учителем). При этом осуществлялся информационный обмен конкретными порциями учебной информации от учителя к ученику и обратно в целях контроля (например, учитель объясняет, ученик отвечает на вопросы учителя или рассказывает то, что усвоил).

Как было показано выше, с появлением интерактивных
средств обучения в информационное взаимодействие включается третий субъект — средство обучения, функционирующее на базе ИКТ, которое имеет возможность осуществлять обратную связь с первыми двумя, являясь не только партнером по информационному взаимодействию, но и источником учебной информации значительного объема и различного уровня как по сложности, так и по содержанию. В настоящее время, когда появилась возможность свободного доступа к ресурсам Интернета, ученик получает возможность выбора содержания учебной информации. Он может пользоваться дома и на уроке не только рекомендованными по данному предмету CD-ROM, но и информационным ресурсом Интернет. При этом содержание учебной информации обучаемый может выбрать сам, сообразно своим предпочтениям и уровню подготовленности.

3. Вид информационной деятельности ученика.
Традиционно вид информационной деятельности ученика был
ограничен известным набором: восприятие (при прослушивании, просмотре) в процессе объяснения учителем нового учебного материала; запоминание, заучивание самим учеником,
как правило, только части представленного учебного материала; воспроизведение (вербально или в письменной форме)
учеником усвоенного материала. Появление интерактивных
средств обучения обеспечивает такие новые формы учебной
деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение,
обработка информации об изучаемых объектах, явлениях,
процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображенными на экране моделями различных объектов, явлений,
процессов.

Рассмотрим различные виды учебной деятельности, осуществляемые во время информационного взаимодействия образовательного назначения в информационно-коммуникационной предметной среде.

Учебная деятельность, реализуемая в информационно-коммуникационной предметной среде, обеспечивает условия взаимодействия между учеником, учителем и средствами информационных и коммуникационных технологий и направлена на достижение учебных целей. Возможности средств информационных и коммуникационных технологий, позволяющие моделировать и имитировать на экране учебные сюжеты, объекты, процессы, явления, обеспечивают реализацию новых видов учебной деятельности как по форме, так и
по методам представления и извлечения знания.

Напомним эти виды учебной деятельности: регистрация,
сбор, накопление, хранение, обработка информации; интерактивный диалог; визуализация учебной информации; управление реальными объектами; управление отображением на экране моделей различных объектов; автоматизированный контроль (самоконтроль).

Использование распределенного информационного ресурса
Интернета позволяет осуществлять ученику и учителю, помимо вышеперечисленных видов учебной деятельности, еще и
поиск информации, в том числе аудиовизуальной, в различных базах данных, на сайтах и порталах сети Интернет в диалоговом режиме реального времени; самопредставление во всемирной мультимедийной среде; продуцирование информации (деятельность по созданию информационного продукта); формализацию информации.

Таким образом, бурное развитие технологий и их практическая реализация в системе образования неизбежно приводит к изменениям структуры, видов учебной деятельности и форм информационного взаимодействия образовательного назначения, осуществляемого между учеником, учителем и средствами ИКТ.

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.008 сек.