Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование муниципального кредита. Муниципальный долг




Управление государственным и муниципальным долгом представляет собой систему мероприятий государства и муниципального образования по установлению порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств, а также по выплате доходов и погашению займов. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации либо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации, а управление государственным долгом субъекта Российской Федерации — высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовый орган субъекта Российской Федерации. Вопросы управления муниципальным долгом возлагаются на исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.

Полномочия по управлению государственным долгом и финансовыми активами Российской Федерации возложены на Министерство финансов Российской Федерации.

Комплекс мероприятий по управлению государственным долгом в основном касается двух аспектов — методов управления и порядка обслуживания. Под методами управления понимаются способы регулирования выпущенных в обращение займов. При этом если раньше законодательство вообще не затрагивало вопросы применения тех или иных методов и государство могло в одностороннем порядке изменить размер доходности займа, увеличить срок действия или осуществить отсрочку погашения ранее выпущенных займов, а иногда и аннулировать государственный долг (отказаться от долговых обязательств), то в настоящее время применение методов управления государственным долгом ограничено бюджетным законодательством Российской Федерации.

К числу таких методов относится реструктуризация долга, новация, предоставление отступного, конверсия, списание и прекращение долговых обязательств. Реструктуризация долга представляет собой основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Схожим с реструктуризацией методом регулирования является новация. В соответствии со ст. 414 Гражданского кодекса Российской Федерации новация представляет собой основанную на соглашении замену первоначального обязательства, существовавшего между сторонами, другим обязательством, предусматривающим иной предмет или способ исполнения. Такой метод был использован в отношении обязательств по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов со сроком погашения до 31 декабря 1999 г.

Обязательство по государственным займам может быть изменено по соглашению сторон предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и тому подобного). Однако если ст. 409 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет положение о том, что размер, сроки и порядок предоставления отступного определяются сторонами, то законом о федеральном бюджете может быть установлено, что в отношении отступного по государственным займам разработка условий и порядка заключения договора осуществляется Правительством Российской Федерации. Заключение договора об отступном производится с владельцами государственных ценных бумаг, не осуществивших новацию в установленные сроки.

В отношении государственного внешнего долга наряду с реструктуризацией применяется метод конверсии. Под конверсией внешнего долга понимается средство, обеспечивающее сокращение общей суммы внешней задолженности, облегчения условий внешнего долга за счет замещения основных обязательств иными, менее обременительными для государства-должника. Как метод регулирования долговых обязательств конверсия применяется редко. Так, в ст. 123 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год» было установлено, что погашение части государственного внешнего долга может осуществляться товарными поставками и путем конверсии долга в инвестиции на основании договоренностей с кредиторами. Правительство Российской Федерации утверждает порядок погашения государственного внешнего долга Российской Федерации товарными поставками, обеспечивающий прозрачность финансовой операции, и порядок отбора заявок экспортеров.

В случае если долговое обязательство Российской Федерации не предъявлено к погашению (не совершены кредитором определенные условия обязательства или установленные нормативными правовыми актами действия) в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства либо соответствующими Федеральными законами, или истек срок государственной гарантии Российской Федерации, указанное долговое обязательство считается прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга (если иное не предусмотрено Федеральными законами). Министерство финансов Российской Федерации по истечении указанного выше срока издает акт о списании с государственного внутреннего долга не предъявленных к погашению долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации. Списание с государственного внутреннего долга осуществляется посредством уменьшения объема долга по видам списываемых долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации, на сумму их списания без отражения указанных сумм в источниках финансирования дефицита федерального бюджета. Однако данное положение не распространяется на обязательства по кредитным соглашениям и на долговые обязательства Российской Федерации перед субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Выпуски государственных ценных бумаг Российской Федерации, выкупленные (переоформленные) в полном объеме Министерством финансов Российской Федерации до наступления даты их погашения, могут быть признаны по решению указанного министерства досрочно погашенными.

Под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются финансовые операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним или дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета. Обслуживание долговых обязательств Российской Федерации осуществляется Центральным банком Российской Федерации, кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией, которые выполняют функции генерального агента (агента) Правительства Российской Федерации. Функции по обслуживанию долговых обязательств, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению осуществляются указанными организациями на основе агентских соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации. При этом Центральный банк Российской Федерации выполняет функции генерального агента безвозмездно, услуги других агентов оплачиваются из средств федерального бюджета.

Выполнение функций генерального агента (агента) по обслуживанию долговых обязательств субъекта Российской Федерации может быть возложено на кредитную организацию или специализированную финансовую организацию на основе агентских соглашений, заключенных с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственные заимствования от имени субъекта Российской Федерации. Обслуживание муниципальных долговых обязательств, их размещение, выкуп, обмен и погашение осуществляются также на основе агентских соглашений, заключенными кредитными организациями или специализированными финансовыми организациями с местной администрацией.

В Российской Федерации установлена единая система учета и регистрации государственных заимствований. Министерство финансов Российской Федерации ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации (Государственная долговая книга Российской Федерации). Такие же книги ведутся в каждом субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании. В них вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий), о дате возникновения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация.


Тема 14. Правовое регулирование страхования, как звена финансовой системы Российской Федерации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.