КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №7. Экономика перед началом второй мировой войны
Версальский мирный договор Режим отношений в западном мире по окончании первой мировой войны определила серия договоров, составившая Версальско-Вашингтонскую систему. В нее входили: Компьенское перемирие (1918 г.), Парижская мирная конференция (1919— 1920 гг.), Трианонский мирный договор с Венгрией, Севрский мирный договор с султанским правительством Турции (был заменен Лозанским договором 1923 г.). Вашингтонская конференция (1921—1922 гг.) разработала договоры, регулировавшие отношения в области военно-морских проблем и вопросов, связанных с Дальним Востоком и бассейном Тихого океана. Центральное место в этой системе занимал Версальский мирный договор, подписанный 28 июня 1919 г. державами-победительницами (США, Британская империя, Франция, Италия, Япония, Бельгия и др.), с одной стороны, и побежденной Германией, с другой. По Версальскому договору территория Германии сократилась на 1/8, а население — на 1/10. Возвращались округа Малмеди и Эйпен — Бельгии; Познань, части Поморья и части территории Пруссии — Польше. Данциг (Гданьск) объявлялся вольным городом, Мемель (Клайпеда) передавался ведению держав-победительниц (в 1923 г. был присоединен к Литве). На решение плебисцита передавался вопрос о принадлежности Шлезвига, южной части Восточной Пруссии и Верхней Силезии. Северная часть Шлезвига перешла к Дании (1920 г.), часть Верхней Силезии - к Польше (1922 г.), другие спорные территории остались у Германии. Франции был передан Саарский угольный бассейн (территория его поступала на 15 лет под управление Лиги наций). Демилитаризации подлежали германская часть левобережья Рейна и полоса правого берега шириной 50 км. По Версальскому договору Германия отказалась и от заморских владений. Великобритания захватила германские колонии в Восточной и Юго-Западной Африке, Франция — большую часть Камеруна, половину Того в Африке и т. д. США, Англия и Франция лишили Германию военно-морского флота. Сухопутная армия Германии была ограничена 100 тысячами человек и 4 тысячами офицеров. Из состава германских вооруженных сил полностью исключались военная авиация и подводный флот. Запрещались выпуск броневиков, танков, военных судов, производство удушливых, ядовитых и других газов. Сумму репарационных платежей Версальским договором не устанавливали. Позднее она была определена в 120 млрд. золотых марок.
Милитаризация экономики и создание военного хозяйства фашистской Германии. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. резко ухудшил экономическое положение Германии. Объем промышленного производства в 1933 г. был ниже уровня 1929 г. на 28,7%. Добыча каменного и бурого угля сократилась на 30—40%, производство стали и чугуна — более чем вдвое. Резко сократился внешнеторговый оборот. В 1932 г. мощности машиностроения были загружены на 27%, автомобильной промышленности — на 25%, строительства — на 20%. Количество безработных достигало в 1932 г. 7 млн. человек. Промышленный кризис переплетался с аграрным. За 1928—1932 гг. было продано с торгов 560 тыс. га крестьянской земли. В 1933 г. власть в Германии перешла в руки фашистской партии национал-социалистов. Они начали широкомасштабную милитаризацию экономики под лозунгами пересмотра Версальского договора. В июне 1933 г. при Министерстве экономики был организован Генеральный совет хозяйства, который направлял государственную экономическую политику. В 1934 г. был издан декрет о трудовом фронте: запрещались стачки и переход рабочих с предприятия на предприятие. Официально закрепляется система принудительного труда, снижается заработная плата, почти полностью уничтожается социальное страхование. В 1933 г. был принят закон о принудительном синдицировании, отдельные предприятия должны были входить в состав существующих картелей или синдикатов. По закону об «органическом построении германского хозяйства» (1934 г.), хозяйство разделялось на группы. Руководство ими передавалось непосредственно монополистическому капиталу. Экономическая политика была открыто направлена на подготовку к войне. В широких масштабах велось строительство предприятий военной индустрии. Капитальные вложения в перевооружение в 1933—1934 гт. составили более половины валовых капитальных вложений. Милитаризация обусловила выход из кризиса и значительный рост объема продукции. За 1929-1938 гг. общий объем промышленной продукции возрос на 25%. Прежде всего возросло производство военной техники — самолетов, танков, артиллерии. Объем производства легкой промышленности снизился. Перед второй мировой войной производство угля, чугуна, стали, электроэнергии в Германии резко превысило уровень 1929 г. Крупный монополистический капитал Германии сращивался с верхушкой фашистского государства. Благодаря политике умиротворения агрессора, проводимой США, Англией и Францией, фашистская Германия аннексировала в 1938 г. Австрию и Чехословакию, оккупировала Францию, напав 1 сентября 1939 г. на Польшу, развязала вторую мировую войну. Оккупировав и ограбив почти всю Западную Европу, Германия резко увеличила свой военный потенциал. В июне 1941 г. фашистская Германия развязала войну на уничтожение СССР. В годы войны основой экономики Германии была военная промышленность, удельный вес ее в общей стоимости валовой продукции в 1939 г. составил 80%. Численность занятых в военной промышленности за 1939—1943 гг. возросла вдвое. Потребность в рабочей силе Германия удовлетворяла за счет принудительного труда военнопленных, насильственной депортации миллионов рабочих из оккупированных стран. За 1940-1944 гг. численность иностранных рабочих и военнопленных возросла с 1 млн. до 7,5 млн человек. В период войны пришло в упадок сельскохозяйственное производство. Продовольственную проблему Германия решала путем грабежа оккупированных территорий. В итоге второй мировой войны фашистская Германия потерпела не только военное, но и экономическое поражение. Она была сокрушена под влиянием могучих ударов Советской Армии совместно с силами антигитлеровской коалиции.
Экономическая политика фашистской Германии Экономический кризис в Германии достиг кульминации к 1932 г. Промышленное производство упало в 1932 г. на 40% по сравнению с 1929 г. 68 тыс. предприятий потерпели крах. Особенно пострадали отрасли тяжелой промышленности. Были распроданы десятки тысяч крестьянских хозяйств. Массовые стачки охватили страну. На 60% сократилась внешняя торговля. Произошел крах ряда крупных банков. В 1932 г. в стране имелось 8 млн полностью и частично безработных. Экономический кризис породил крах Веймарской республики. Монополистическая буржуазия все больше приходила к мысли о необходимости военной диктатуры и обратилась к фашистскому движению. Именно она способствовала приходу фашистов к власти. Г. Стиннес, Ф. Тиссен, владельцы угольных компаний Рура и другие выдавали огромные денежные суммы фашистской партии. Глава концерна «Тиссен АГ» финансировал Гитлера (1889-1945) уже в 1923 г. В конце 20-х гг. Гитлер сотрудничал уже с остальными финансовыми магнатами Рура. В 1931 г. связь с нацистской партией установил директор Рейхсбанка Я. Шахт. Я. Шахт после прихода фашистов к власти был одним из крупнейших меценатов СС. В октябре 1931 г. представители монополий, высшего генералитета и финансовых кругов договорились с Гитлером о создании единого блока для борьбы за установление диктатуры. Многие лидеры американского финансового капитала тоже покровительствовали Гитлеру. В январе 1932 г. на совещании Гитлера с промышленниками нацистская партия получила одобрение своей программы. В 1933 г. на совещании в Кельне промышленники выдвинули ряд требований будущему правительству нацистов и сформулировали программу действий: усилить борьбу против большевизма, подчинить крупному капиталу мелких и средних предпринимателей, поднять экономическую конъюнктуру путем обширных государственных заказов, разорвать Версальский договор, сделать Германию сильной в военном отношении. Группа германских промышленников вместе с Я. Шахтом обратились к президенту Гинденбургу с письмом-просьбой назначить Гитлера канцлером Германии. 30 января 1933 г. президент Гинденбург передал реальную власть Гитлеру, назначив его рейхсканцлером. Так в Германии была установлена фашистская, террористическая диктатура наиболее реакционных и шовинистических кругов финансового капитала. Фашистская диктатура была установлена в тот период, когда высшая точка экономического кризиса миновала. Началось оживление в экономике, чему способствовал ее перевод на военные рельсы. Главным содержанием экономической политики фашизма стала всеобщая милитаризация Германии. Она рассматривалась Гитлером как главное средство выхода из кризиса. Фашистское правительство перевело всю страну на военные рельсы. За 1933-1939 гг. военные расходы возросли в 10 раз. Были построены заводы по выпуску танков, боевых самолетов, орудий. Расширилось производство пушек, подводных лодок, боеприпасов. Сразу после прихода к власти германский фашизм начал готовить 2-ю мировую войну. Было создано министерство авиации в апреле 1933 г., введена всеобщая воинская повинность в марте 1935 г. В июне 1935 г. был заключен англо-германский морской договор. Германия добилась права строить свой надводный флот в размере 35%, а подводный флот — 45% от тоннажа британского флота. В марте 1936 г. были посланы войска в демилитаризованную Рейнскую область. С 1934 г. было восстановлено колониальное ведомство. Все это нарушало Версальский договор, но западные державы не выступали с протестом, а монополии Великобритании, Франции, США обильно финансировали фашистскую Германию, снабжали стратегическим сырьем, помогали оснащению ее армии и т. д. Экономическая политика германского фашизма стимулировала перерастание монополистического капитала в государтвенно-монополистический. В Германии были объединены все промышленные и финансовые компании, транспорт, торговые и ремесленные предприятия в отраслевые и территориальные группы. В их главе были поставлены руководители из числа крупных капиталистов. Предпринимательские союзы Германии объединились в корпорацию «Имперское сословие германской промышленности». Крупнейшие промышленники Крупп, Тиссен Феглер, банкир Шредер вошли в состав Генерального совета хозяйств при министерстве народного хозяйства. Вожди фашистской партии становились фабрикантами, банкирами, землевладельцами, получали крупные посты в промышленных и финансовых корпорациях. Перестройка социально-экономической структуры шла в направлении централизации экономической мощи в руках фашистского государства и верхушки монополистического капитала. Был создан сложный аппарат для государственного регулирования хозяйства, его регламентации. Вскоре после прихода к власти уже в середине 1933 г. фашистское правительство приняло закон о принудительном картелировании экономики. В ряде отраслей промышленности были созданы объединения промышленных фирм. 27 февраля 1934 г. был принят «Закон о подготовке к органическому построению германского хозяйства». По этому закону министр экономики получал полномочия на создание хозяйственных объединений, их роспуск или слияние, на назначение руководителей этих объединений. Было образованы 7 главных имперских групп: промышленности, энергетики, ремесла, торговли, банковского и страхового дела, транспорта. Через них проводились государственные решения в области экономики. Символом веры фашизма стал так называемый «фюрер-принцип». Группы предприятий и секторы экономики должны были подчиняться в своей хозяйственной деятельности распоряжениям и приказам руководителей экономики. Во главе экономики Германии стоял Главный хозяйственный совет обязывал генерального уполномоченного в области военной экономики Я. Шахта обеспечить «переход всех экономических сил на службу ведения войны». Германское правительство стремилось сократить ввоз продовольствия и всемерно расширить экспорт, чтобы обеспечить необходимое количество валюты для возрастающего ввоза стратегического сырья. Новый план Я. Шахта вводил жесткий контроль за расходами иностранной валюты. Были приняты экстренные меры по налаживанию производства синтетических материалов — искусственного каучука, бензина, пластмасс, химического волокна и т. д. Накоплению дефицитного сырья способствовали усиленные закупки его вплоть до начала второй мировой войны в США, Великобритании, Франции и других странах. Особенно большую помощь Германии в этом оказали американские монополии, связанные картельными соглашениями с германскими трестами. Экономическую подготовку к войне возглавил осенью 1936 г. Г. Геринг, ставший уполномоченным по осуществлению 4-летнего плана. Этот план мобилизации экономических ресурсов, накопления дефицитных материалов и расширения производства военного снаряжения был рассчитан на четыре года. Предприятия, зачисленные в разряд «решающих в военном отношении», снабжались в первую очередь кредитами, сырьем, рабочей силой. В целом с 1932 по 1938 гг. военные расходы увеличились в 25 раз (их удельный вес поднялся с 26% до 76%). Расходы на транспорт увеличились более чем в 4 раза, на общественное управление — в 1,5 раза, и расходы на жилищное строительство возросли почти в 1,7 раза. Устанавливался запрет на инвестиции в бумажную, джутовую, хлопчатобумажную, шерстяную и другие отрасли. В отрасли тяжелой и военной промышленности направлялись 3/5 всех инвестиций. Тяжелая промышленность к 1939 г. превысила предкризисный уровень на 50%. Машиностроение стало давать около 25% всей промышленной продукции. Накануне второй мировой войны на долю Германии приходилось 13% мирового промышленного производства. Аграрная политика фашизма была рассчитана на создание продовольственных резервов к началу войны. Было создано «Имперское сословие по продовольствию» — главный орган фашистского государства по регулированию сельскохозяйственного производства, и отрасль была поставлена под его безраздельный контроль. Была введена система принудительных поставок сельскохозяйственной продукции. Продукция каждого двора находилась на строгом учете. Особую роль сыграл закон «О наследственных дворах» (принятый уже в сентябре 1933 г.), которыми признавались хозяйства зажиточных крестьян (гроссбауэров), имевшие от 7,5 до 125 га земли. Они объявлялись неотчуждаемыми, освобождались от некоторых налогов: поземельного, на наследство — и могли наследоваться только старшим из сыновей (но по закону 1937 г. «Об обеспечении нормального ведения сельского хозяйства» наследственный двор мог быть отнят у хозяина за невыполнение указаний «Имперского сословия по продовольствию»). В 1933 г. был ликвидирован профсоюз сельскохозяйственных рабочих. Фашистское государство взяло под свой контроль и рынки рабочей силы. Рабочие и предприниматели были включены в единый так называемый «Немецкий трудовой фронт», претендовавший на реализацию идей социального партнерства труда и капитала. Законом «Об организации национального труда», принятым в январе 1934 г., декларировалось прекращение классовой борьбы, а рабочие превращались в «солдат труда». Каждый фабрикант объявлялся их «фюрером» и получал диктаторские полномочия. Были отменены коллективные договоры, уничтожены профсоюзы и другие рабочие организации, запрещены стачки и забастовки. Зарплата регулировалась «Немецким Трудовым фронтом» и так называемыми доверенными по договору, которые подчинялись в свою очередь министерству экономики и получали от него указания по этим вопросам. Фашисты провозгласили промышленный капитал самой почетной «разновидностью труда». С 1935 г. для юношей и девушек в возрасте 18—25 лет была введена принудительная трудовая повинность: в 1938 г. она стала всеобщей. В 1934 г. рабочим-металлистам было запрещено произвольно менять место работы. Позднее эти ограничения распространялись на другие категории квалифицированных рабочих. Рабочий день накануне войны достигал 10—14 часов. Фашистская Германия развязала вторую мировую войну и воссоздала свою военную промышленность. Мировой экономический кризис 1929 г. захватил экономику Англии только в конце 1930 г. Но уже бюджет 1930 г. был принят в атмосфере ухудшения положения в торговле и роста безработицы. За годы кризиса 1930—1932 гг. объем промышленного производства упал на 15% (особенно пострадали традиционные отрасли — металлургическая, угольная и др.); сократились посевные площади; объем внешней торговли сократился в 2 paзa, торговый баланс был дефицитным; увеличилась безработица - в 1932 г. она охватила 30-35% всех рабочих. В связи с неустойчивым положением фунта стерлингов иностранные держатели краткосрочных вкладов в банках Лондонского Сити стали изымать их для перевода в более прочную валюту, уменьшался золотой запас страны. Все это вызывало тревогу финансовых и правительственных кругов, необходимы были" решительные меры. В марте 1931 г. для изучения экономического положения страны и выработки рекомендаций была создана королевская Комиссия по национальной экономии под руководством финансиста Дж. Мэя, в июле 1931 г. был опубликован доклад Комиссии. Комиссия считала необходимым уменьшить государственные расходы и использовать национальный доход для перераспределения выделяемых средств из менее существенных отраслей в те, которые предназначены смягчить социальную несправедливость, или те, которые улучшают экономическую структуру нации. Было предложено увеличить прямые и косвенные налоги и сократить государственные налоги за счет в основном уменьшения выплат безработным. В августе 1931 г. при обсуждении доклада Комиссии по национальной экономики большинство членов кабинета высказались против принятия предложений Комиссии Мэя. Раскол правительства привел к кризису в лейбористской партии. И к 24 августа 1931 г. Макдональд сформировал новое национальное правительство, в котором ключевые посты заняли консерваторы. Поскольку доклад Комиссии по национальной экономике получил одобрение отечественных и зарубежных банкиров, они готовы были выдать английскому правительству необходимые для платежного баланса страны займы при условии принятия мер, рекомендованных Комиссией Мэя. Платежный баланс находился к тому времени в катастрофическом состоянии. В сентябре 1931 г. более ста американских и французских банков предоставили Великобритании необходимый заем. Новый кабинет министров Макдональда принял измененный более жесткий бюджет. Новый кабинет министров приступил к реализации плана экономии и рационализации бюджетных расходов. В соответствии с этим планом были значительно увеличены прямые и косвенные налоги, уменьшены оклады государственных служащих и учителей, резко сокращены общественные работы. Возросли вклады населения на социальное страхование, а выплаты сократились. Пособия по безработице были срезаны на 10%, был введен закон о проверке нуждаемости, запрещавший выдачу пособий безработным, находившимся на иждивении своей семьи. В целом регулирование государственных расходов оказало во время депрессии стабилизирующий эффект. Финансовая стабильность позволила вернуть доверие к правительству как в самой Великобритании, так и за границей. Кроме осуществления политики экономии правительство Макдональда принимало и другие меры. Был отменен золотой паритет фунта стерлингов, в результате обесценивался бумажный фунт — его стоимость к концу 1931 г. снизилась на 30%, повысились розничные цены на внутреннем рынке. Следует отметить, что потеря доверия к фунту вызывалась также мрачными бюджетными предсказаниями Комиссии Мэя. Большое число стран, как входивших в созданный в 1931 г. стерлинговый блок, так и не входивших, включая доминионы, Скандинавию, Японию, последовало за Великобританией и также отменило золотой стандарт. А поскольку США, Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Италия и другие страны не отказались от золотого паритета, стерлинговые товары приобрели внезапное ценовое преимущество, изменив неблагоприятную ситуацию 1925-1931 гг. В 1931-1932 гг. был принят ряд законов об обложении таможенными пошлинами не менее 10% стоимости всех видов ввозимых в Великобританию товаров. Внутренний рынок был огражден от иностранной конкуренции, что положительно сказалось на развитии английской промышленности и позволило улучшить платежный баланс за счет сокращения импорта. В Великобритании цены оставались достаточно стабильными, уровень жизни практически не менялся в 1931—1936 гг., Цены возросли в среднем лишь на 10%. Таким образом, доверие к фунту было почти восстановлено, и вклады начали возвращаться в английские банки. К апрелю 1932 г. фунт стабилизировался, бюджет был сбалансированным, проводилась эффективная политика протекционизма, и финансовый кризис миновал. Банковский процент постоянно снижался. После 1932 г. бюджетные проблемы решались все легче за счет повышения подоходного налога, сокращения пособий по безработице, появления новых государственных доходов (в результате проведения протекционистской политики). Высвобождению дополнительных денежных ресурсов способствовал переход к более низкой процентной ставке по военному займу. В 1934 г. политика экономии была смягчена: восстановлены сокращенные в 1931 г. пособия по безработице, половина урезанных зарплат (остальные — в 1935—1936 гг.), был снижен подоходный налог. В 1935 г. был отменен закон о нуждаемости. В 1934 г. Великобритания окончательно вышла из кризиса. Положение английской промышленности было наихудшим в третьем квартале 1932 г., но к концу этого года в экономике наблюдались уже первые признаки выздоровления. В 1934 г. объем промышленного производства достиг уровня 1929 г. «Новый курс» Ф. Рузвельта В 1929 г. разразился мировой экономический кризис, который продолжался по 1933 г. включительно и сильнее всех Нью-Йорка. Он охватил банковскую систему, промышленность, сельское хозяйство. К 1932 г. промышленное производство в США сократилось в целом на 46%, производство чугуна — на 79%, стали — на 76%, автомобилей — на 80%. Кризис вызвал массовую волну банкротств. За 1929—1933 гг. потерпели крах 135 тыс. торговых, промышленных и финансовых фирм, разорились 5760 банков. Обороты внешней торговли сократились в 3,1 раза. Страна была отброшена к уровню 1911 г. Резко снизился жизненный уровень. Падение курса акций затронуло от 15 до 25 млн американцев. Росло число безработных: с членами семей они составляли почти половину всего населения. Заработная плата снизилась более чем вдвое. Многие лишились жилья, возникли «гуверовские городки», выстроенные из ящиков и строительных отходов. Промышленный кризис переплетался с аграрным. Сбор пшеницы упал к 1934 г. на 36%, кукурузы — на 45%. Цена на сельскохозяйственные продукты снизилась на 58%, а более Фермерских доходов шло на погашение задолженности и налоги За годы кризиса разорились около 1 млн ферм, и они были принудительно проданы. Для сдерживания падения цен уничтожали продукты — пшеницу сжигали в топках паровозов и пароходов, молоко из цистерн выливали в водоемы, картофельные и хлопковые поля заливали керосином или запахивали. В 1933 г. президентом США был избран Франклин Делано Рузвельт (1882—1945). К этому моменту положение в стране было чрезвычайным. Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы, которые вошли в историю под названием «Новый курс» Рузвельта. «Новый курс» представляет одну из самых известных и эффективных реформ в мировой истории. Рузвельтом было проведено в жизнь больше реформ, чем было обещано в предвыборной кампании. Уже 9 марта была созвана специальная сессия Конгресса, и в течение 100 дней (за 3 месяца) заложены основы политики «Нового курса». Рузвельт рассчитывал преодолеть кризис путем планирования хозяйства, установления «классового мира» внутри страны и доброго соседства с другими странами. Основной целью реформ Рузвельта стало активное вмешательство государства в процесс общественного воспроизводства. В осуществлении «Нового курса» выделяют два этапа: первоначальный — с 1933 до 1935 гг. и второй этап — с 1935 г. Для спасения банковской и финансовой систем и их оздоровления запрещался вывоз золота за границу; был прекращен обмен банкнот на золото, были закрыты все банки. В чрезвычайном законе о банках предусматривалось возобновление их функций и получение правительственных кредитов (займов) из Федеральной резервной системы (это разрешалось только наиболее крупным банкам). К концу марта 1933 г. было вновь открыто 4/5 банков — членов Федеральной резервной системы (2 тыс. банков разрешения на это не получили). Созданная еще при президенте Гувере Реконструктивная корпорация расширила свои операции. За первые два года «Нового курса» сумма займов, выданных ею, превысила 6 млрд. долл. Усилилась концентрация банковской системы — число банков с 25 тыс. сократилось до 15 тыс. Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию доллара: в январе 1934 г. золотое содержание доллара снизилось на 41%. Благодаря девальвации доллара распределение доходов изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала Тем самым были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительству, усилились экспортные возможности США. Центральное место в мероприятиях «Нового курса» отводилось проблеме восстановления промышленности. В июне 1933 г. был принят закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА). Была создана Администрация национального восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии, а также экономисты, деятели Американской федерации труда. Закон о восстановлении промышленности вводил систему государственного регулирования. Он включал три раздела. В первом разделе основной упор был сделан на «кодексы честной конкуренции», в которых устанавливались правила конкуренции, занятости и найма. Ассоциация предпринимателей всю промышленность разделила на 17 групп, каждая из которых обязывалась разработать такой кодекс. Кодексами для каждого предприятия устанавливались объемы производства, уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели, рынки сбыта продукции, единая политика цен. В каждом кодексе обязательно оговаривались условия занятости и найма.В целом во всех отраслях промышленности администрация Рузвельта санкционировала 746 кодексов, охвативших 99% американской индустрии и торговли. Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения и фонд общественных работ с указанием порядка использования средств этого фонда. Для оказания помощи безработным Конгресс создал Администрацию общественных работ. На организацию общественных работ выделялось 3,3 млрд. долл., сумма невиданная по тем временам. В числе других мер было предусмотрено создание трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте 18—25 лет. Учитывая популярность такой меры, к 1935 г. лагеря были расширены вдвое и в них до Второй мировой войны побывало 3 млн. человек. Молодежь очищала леса, проводила мелиорацию, занималась лесонасаждением, ремонтировала дороги. Администрация чрез тайной помощи выдавала штатам дотации для помощи безработным. На общественных работах к январю 1934 г. было занято 5 млн. человек. Пособия получали 20 млн. американцев. В 1933 г. было создано Управление долины реки Теннесси, на которое было возложено освоение этого наиболее отсталого района. Здесь осуществлялось строительство ГЭС, борьба с эрозией почв путем лесонасаждений, контролировалась промышленность, снабжаемая электростанцией Теннесси. Для трудоустройства безработных на Юге США строились автострады, аэродромы, мосты, гавани и т. д. Для предпринимателей имела значение отмена антитрестовского законодательства. В то же время профсоюзы получили право на коллективную защиту. Реализация этого закона укрепила положение крупных монополий, так как в конечном счете они определяли условия производства и сбыта; менее сильные компании были вытеснены. Поэтому закон НИРА был хотя и принудительной, но удобной для американских монополий формой картелирования. 27 мая 1935 г. Верховный суд США признал его неконституционным, но регулирующая роль государства во многом сохранилась. Второй важный этап — в начале 1933 г., в канун объявленной фермерами всеобщей забастовки, Конгресс США принял закон о регулировании сельского хозяйства. Для его проведения была создана Администрация регулирования сельского хозяйства, так называемая ААА. Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909—1914 гг. В их числе: 1. Сокращение посевных площадей и поголовья скота. 2. Чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл. 3. Антиинфляционные меры. Правительство получало право девальвировать доллар, демонитизировать серебро, выпустить на 3 млрд долл. казначейских билетов, государственных облигаций. В результате фермеры за 1933—1935 гг. получили кредиты на сумму более 2 млрд. долл., и продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась. Проведение этого закона в жизнь привело к тому, что запахали 10 млн. акров засеянных хлопком площадей, уничтожили 1/4 всех посевов. За год действия ААА было забито 23 млн голов рогатого скота и 6,4 млн голов свиней. В 1935 г. в политике «Нового курса» обозначился повор влево. Этого добились своей борьбой трудящиеся: за-193 3—1939 бастовало более 8 млн. человек. Важнейшим завоеванием рабочего класса США следует признать принятие закона Вагнера «Национальный акт о трудовых отношениях», билль которого был вынесен на рассмотрение Конгресса после отмены НИРА. В билле признавались необходимость коллективной защиты рабочими своих интересов через профессиональные союзы и путем заключения с предпринимателями коллективных договоров. За рабочими признавалось право на стачки. Администрация не могла применять репрессии за принадлежность к профсоюзу и вмешиваться во внутренние дела рабочих организаций. Судам вменялось в обязанность рассматривать жалобы профсоюзов за нарушение закона. Закон Вагнера был подписан Рузвельтом 5 июля 1935 г., что представляло серьезный шаг навстречу рабочему движению. Не менее важное значение имел закон о социальном обеспечении, принятый несколько недель спустя. Им вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице. Пенсии устанавливались едиными для всей страны. Круг получателей пособий, размеры и сроки выплат определялись законодательством штатов. Однако закон распространялся на рабочих крупных промышленных предприятий и не охватывал рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания. В 1938 г. был принят закон о справедливых условиях труда, которым запрещалось использование детского труда, на предприятиях федерального значения устанавливались единые нормы заработной платы, ее минимальный и максимальный уровень, максимальные пределы продолжительности рабочей недели — 44 часа. Сохраняются традиционные формы, сложившиеся в колониальной системе домонополистического капитализма (неэквивалентная торговля, колониальная дань, налоговый грабеж и др.). Главными формами зависимости становятся вывоз капитала, эксплуатация дешевой рабочей силы, создание специфической колониальной социально-экономической структуры. Политические и юридические формы отношений между метрополией и колонией различны: а) сохранение государственной независимости страны (страны Латинской Америки); б) промежуточные переходные формы зависимости (протектораты — Египет, Тунис, Кувейт, Бахрейн и т. д. мандатная система — мандат от Лиги Наций); в) полное подчинение метрополии (Индия, Алжир, Бирма, Цейлон, Индонезия). Борьба за передел мира На долю Великобритании и Франции приходилось около 85% территории и 84% населения колоний, обделенными оказались США, Германия, Италия, Япония. Начало передела — англо-бурская война 1899—1902 гг.; испано-американская война 1898 г.; русско-японская война 1904 г.Затем Первая мировая война. Япония захватила Манчжурию (1931 г.), в 1937 г. — попытка захватить Китай. Италия захватила Эфиопию (1936)
Лекция №8. Вторая мировая война (1939-1945 гг.) (экономический аспект)
Предпосылки. Острейшие межимпериалистические противоречия, создание фашистской милитаризованной экономики при содействии капиталистических стран Европы и особенно США в Германии, а также в Италии, Испании, Португалии мировые амбиции германского фашизма. Общие итоги. Вовлечение в войну более 60 государств с населением более 4/5 жителей мира. Война уничтожила около 55 млн человек. Общие военные расходы в 4,5 раза превзошли расходы на Первую мировую войну. Потери национального богатства стран-участников составили 316 млрд долларов. Последствия. 1. Сосредоточение двух третей промышленного производства и золотого запаса мира в США. 2. Полное крушение всей колониальной системы империализма и создание десятков самостоятельных национальных государств на территории бывших колоний. 3. Создание мировой системы социализма. 4. Создание двух военно-политических блоков — НАТО и ОВД. 5. Создание и реализация «плана Маршалла» (1948—1951 гг.). 6. Создание экономических блоков ОЭСР (Организация экономического развития и сотрудничества) и ОЕЭС (Организация европейского экономического сотрудничества) развитых капиталистических стран и СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи) стран социализма.
План Маршалла (1948-1952 гг.) (экономический аспект) "Программа восстановления и развития Европы после Второй мировой войны на основе экономической помощи со стороны США. Генезис. 1947 г., март. Доктрина Трумэна: создание объединенного фронта капиталистических стран под руководством США против освободительных движений в Европе и во всем ире, против СССР и социализма. 1948 г., июнь. Госсекретарь США Дж. Маршалл выдвигает идею разработки программы помощи Европе. 1948 г., апрель. Конгресс США принял «Закон о помощи иностранным государствам», Условия двустороннего соглашения; обязательство развивать свободное предпринимательство; поощрять частные американские инвестиции; сотрудничать в снижении таможенных тарифов; обеспечить финансовую стабильность; регулярно отчитываться об использований полученных средств. Такие соглашения подписали 16 стран: Великобритания, франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Ирландия, Исландия, Португалия, Австрия, Греция, Турция, ФРГ (в 1949 г.). СССР и страны народной демократии отказались участвовать в плане Маршалла. Цель плана. Официально провозглашалась помощь странам Европы в восстановлении экономики, разрушенной войной. Фактически (по признанию Трумэна) — помощь Европе «направлялась на поддержку перевооружения, а не на дальнейшее расширение экономики». Реализация «плана Маршалла». С апреля 1948 г. по 31 декабря 1951 г. общая сумма ассигнований по плану составила около 17 млрд долл. 2/3 от этой суммы пришлось на долю ФРГ, Великобритании, Франции и Италии. Международные экономические организации Важное место в системе регулирования международных, в том числе экономических, отношений занимают международные экономические (и валютно-финансовые) организации, значение которых непрерывно возрастает. К ним относятся, прежде всего, организации, входящие в систему ООН. Кроме того, действуют многие региональные международные экономические и валютно-финансовые организации. Кратко охарактеризуем относящиеся к ООН экономические и валютно-финансовые организации. Прежде всего, это Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС). Его полномочия и функции определены в главе X устава ООН. Его цель — развитие международного сотрудничества в экономической, социальной и культурной сферах. В его компетенцию входят также гуманитарные проблемы. Члены Совета избираются Генеральной Ассамблеей ООН на трехлетний период. Треть членов переизбирается каждый год. ЭКОСОС состоит из трех сессионных комитетов: Первого (экономического), Второго (социального), Третьего (по программам и сотрудничеству). В составе ЭКОСОС действуют функциональные комиссии (статистическая, по народонаселению, по социальному развитию, по правам человека, по положению женщин, по наркотическим средствам), а также комитеты: по программам и координации, по неправительственным организациям, по переговорам с межправительственными агентствами, по планированию развития, по природным ресурсам, по предотвращению преступности, по транснациональным корпорациям. Структурной частью ЭКОСОС являются региональные экономические комиссии для Азии и Тихого океана, Африки, Европы, Западной Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна. Основными направлениями работы каждой из экономических комиссий являются вопросы научно-технического и торгово-промышленного сотрудничества, энергетики, транспорта, защиты окружающей среды. Комиссии разрабатывают экономические прогнозы. В экономических комиссиях создаются отраслевые комитеты по водным проблемам, природному газу, стали, углю, лесному и сельскому хозяйству, электроэнергетике, жилищному строительству и некоторые другие. Они выпускают ряд периодических изданий. Второй важной экономической организацией ООН является Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), созданная Генеральной Ассамблеей ООН в 1964 г. в качестве одного из постоянных органов Генеральной Ассамблеи ООН. Деятельность ЮНКТАД направлена на развитие международной торговли в целях экономического прогресса, при этом повышенное внимание обращается на проблемы развивающихся стран. Через посредство ЮНКТАД развивающиеся страны ставят такие важные для себя проблемы, как передача технологий, внешняя задолженность и др. ЮНКТАД выпускает ряд периодических изданий. Генеральной Ассамблеей ООН в 1965 г. создана для оказания содействия развивающимся странам в увеличении их экономического потенциала через развитие их природных и человеческих ресурсов Программа развития ООН (ПРООН). Основной орган ПРООН — Управляющий совет. ПРООН созданы четыре региональных бюро для Азии и Тихого океана, Африки, арабских государств, Латинской Америки и Карибского бассейна. Программа развития ООН взаимодействует более чем со 150 правительствами и 36 международными агентствами. Финансовые ресурсы ПРООН формируются за счет добровольных взносов стран—членов ООН и агентств, участвующих в осуществлении Программы. В системе ООН есть также специализированные организации: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), созданная в 1946 г., Международная организация труда — МОТ (создана в 1919 г.), Международный союз электросвязи (основан в 1865 г.), Всемирный почтовый союз (основан в 1874 г.). Всемирная организация здравоохранения — ВОЗ (действует с 1948 г.), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН — ФАО (учреждена в 1945 г.). В системе ООН действуют также Международный банк реконструкции и развития и Международный валютный фонд. Формально они — специализированные учреждения ООН, а фактически полностью независимы в своих действиях. Международный валютный фонд (МВФ) учрежден в 1944 г. на конференции в Бреттон-Вудсе для содействия развитию международной торговли и валютного сотрудничества. В качестве целей фонда были определены регулирование валютных курсов, осуществление контроля за их соблюдением, устранение валютных ограничений. Члены Фонда могли получать кредитные ресурсы в случае валютных затруднений. Капитал МВФ образован из взносов государств-членов. В 1993 г. он составлял более 120 млрд долл. США против 7,7 млрд долл. США в 1947 г. Число государств — членов Фонда возросло с 49 стран в 1947 г. до 176 в 1993 г. (Россия вступила в МВФ в 1992 г.). Руководящие органы фонда — Совет управляющих, решающий принципиальные вопросы, и директорат, занятый текущей деятельностью. Совет МВФ состоит из министров финансов или управляющих центральными банками государств-членов, собирается один раз в год. Число голосов в Совете, которое имеет каждая страна, определяется на базе квот. Наибольшее число голосов в Совете имеют США (19,4%), а также страны Европейского союза (28,62%). МВФ осуществляет кредитные операции (только с официальными органами государств-членов) путем предоставления кредитов. Сроки погашения кредитов, как правило, не превышают 3—5 лет. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) образован в 1945 г. с задачей стимулирования экономического развития государств—членов МБРР, содействия развитию международной торговли и поддержанию платежных балансов. Высший орган МБРР — Совет управляющих, а текущую деятельность осуществляет директорат. Его капитал образован из взносов государств-членов. Размеры взноса определяют число голосов; семь крупнейших капиталистических государств имеют более половины всех голосов МБРР предоставляет долгосрочные кредиты как государственным, так и частным предприятиям под гарантию их правительств, обычно на срок до 20 лет. Кредитная политика банка ориентирована на интересы частного капитала. МБРР настаивает на выполнении своих рекомендаций относительно основных направлений экономического (а нередко и социального) развития государства-заемщика. Россия вступила в МБРР в 1992 г. МБРР имеет два филиала: Международную ассоциацию развития (MAP), созданную в 1960 г. специально для предоставления развивающимся странам займов и кредитов на льготных условиях, и Международную финансовую корпорацию (МФК), образованную в 1956 г., ориентирующуюся на предоставление кредитов частному капиталу без требования правительственных гарантий. МБРР, MAP и МФК образуют вместе группу Всемирного (Мирового) банка, на ее долю приходится 2/3 общего годового объема средств, выделяемых всеми межправительственными организациями развивающихся стран. Важнейшими из международных экономических организаций, не входящих в ООН, являются Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). ОЭСР создана в 1961 г. Число членов — 24 (23 развитые страны и блока развивающаяся — Турция). Ее официальная цель — координация экономической политики государств-членов Руководящий орган ОЭСР — Совет, состоящий из представителей государств, входящих в ОЭСР. ОЭСР играет важную роль в координации экономической политики развитых стран с рыночной экономикой. ГаТТ — многостороннее соглашение о режиме торговли и тарифной политике. Оно было подписано в 1947 г. первоначально 23 странами. (В настоящее время ГАТТ охватывает практически все страны капиталистического мира.) Основными органами ГАТТ являются сессия, Совет и Секретариат. Соглашение основано на принципе взаимного предоставления странами-членами режима наибольшего благоприятствования. По правилам ГАТТ ныне осуществляется свыше 85% объема мировой торговли. Реформы Л. Эрхарда. Экономическое возрождение ФРГ Поиски концепции экономического возрождения ФРГ привели к отказу от чистого экономического либерализма, который оказывался неспособным разрешить проблему социальной справедливости. Возобладала идея неолиберализма — идея о социальном рыночном хозяйстве. Ведущая роль при этом отводилась рынку как регулятору всей хозяйственной жизни, способному обеспечить наиболее низкие цены при максимальной хозяйственной производительности. Разумным признавалось сочетание рыночной конкуренции с хозяйственным планированием, предотвращающим возможность экономических кризисов и засилье монополий. Главным архитектором хозяйственных реформ послевоенной ФРГ стал профессор Людвиг Эрхард (1897—1977) — директор Управления хозяйства объединенных западных зон оккупации в 1948 г., министр народного хозяйства ФРГ (1949— 1963 гг.), заместитель федерального канцлера (с 1957 г.) и канцлер республики в 1963—1966 гг. Планы Л. Эрхарда опирались на денежную реформу, свободные цены и предпринимательство. Утром 21 июня 1948 г. рейхсмарки были объявлены недействительными. Вместо них каждый житель получил по 40 новых дойчмарок, потом к ним добавили еще по 20. Пенсии и заработная плата подлежали выплате в новых марках в соотношении 1:1. Половину наличности и сбережений ясно было обменять по курсу 1:10. Временно «замороженная» М пая половина позже обменивалась в соотношении 1: 20. Денежные обязательства предприятий пересчитывались также в соотношении 1: 10. Предприятия, получив наличность для выплаты первой зарплаты, в дальнейшем должны были существовать за счет сбыта своей продукции. Обязательства банков и учреждений бывшего рейха в основном аннулировались. Новый эмиссионный банк — Банк немецких земель регулировал свои отношения с частными банками, определяя размер обязательных денежных резервов. Через три дня после денежной последовала реформа цен. Они были отпущены на свободу. Закон о принципах хозяйственной структуры и политике цен предоставлял Л. Эрхарду право отменить сотни всяких предписаний, регулировавших экономическую жизнь, упразднить административное распределение ресурсов и контроль над ценами. Исчез «черный рынок». Магазины заполнились товарами. Вместо поисков продуктов люди стали заботиться об их производстве. Инфляция почти не ощущалась. Цены выросли лишь на несколько процентов, в той же примерно пропорции, что и заработная плата. Сохранению стабильности валюты и избежанию гиперинфляции способствовало принятие закона против произвольного завышения цен. Периодически публиковались каталоги оптимальных цен, приспосабливаемых к наличной покупательской способности потребителя. На свободу предпринимательства была направлена кредитная и налоговая политика. По словам Л. Эрхарда, покупатель снова стал «королем», определявшим лицо рынка. Оппонентами социального рыночного хозяйства оказались профсоюзы, левые партии, картели. Л. Эрхард настаивал не на надзоре, а на запрете монополий. Основой стал мелкий и средний бизнес, предпринимательство в производственной сфере. К середине 50-х годов ФРГ вышла на второе место после США по объему золотых запасов. ФРГ становится передовой страной Западной Европы, обгоняя в хозяйственном отношении своих былых победителей. Страна выступила одним из главных учредителей Европейского объединения угля и стали. К началу 60-х годов на ее долю приходилось более 60% добычи угля, около половины производства стали, около 40% экспорта и 35% импорта ЕЭС («Общего рынка»).
Послевоенные экономические реформы во Франции С 1954 г. в экономике страны начался период подъема. По темпам промышленного развития в 1954—1958 гг. Франция обогнала большинство капиталистических стран. Одной из причин быстрых темпов стало обновление основного капитала, осознание бесперспективности дальнейшей опоры на колониальные методы обогащения, опоры на ростовщичество. Инвестиции устремились в национальные производственные отрасли хозяйства. Львиная доля капиталовложений приходилась на тяжелую промышленность и новые отрасли. К середине 50-х годов общий объем ежегодных инвестиций в основной капитал увеличился по сравнению с довоенным временем в 2,6 раза, а выпуск промышленной продукции к 1958 г. возрос более чем в 2 раза. Модернизация сопровождалась интенсивным процессом концентрации и централизации производства, банковского дела. Для Франции была характерна высокая степень государственного участия в экономической жизни: в 1958 г. в руках государства находилось 97% угольной промышленности, 95% выработки газа, по 80% авиационного производства и выработки электроэнергии, более 40% автомобильной промышленности. Государство инвестировало исследовательские работы в области атомной энергетики, участвовало в нефтяных компаниях, владело железными дорогами, крупными военными предприятиями, акциями крупных авиационных и морских транспортных компаний. В 1957 г. государство располагало 36% всего национального имущества, на его предприятиях создавалось около 13% ВНП. Франции принадлежит приоритет в применении индикативных планов как метода воздействия государства на экономику. В 1946 г. был создан специальный орган — Генеральный комиссариат по планированию. Основной задачей первого плана (1947—1953 гг.) были модернизация национализированного сектора и восстановление хозяйства. Укрепление конкурентоспособности частных фирм стало задачей второго плана (1954— 1957 гг.). Переход от протекционизма к «открытой экономике» был провозглашен содержанием третьего плана (1958—1961 гг.)-fr 60-е-годы был взят курс на создание фирм — гигантов европейского типа. В 1971—1975 гг. осуществлялся шестой план: в предусматривалось создание национальных компаний международного масштаба. В седьмом плане (1976—1980 гг.) провозглашалась политика «промышленной переориентации». В отношении государственных предприятий планирующие органы наделялись императивными правами. Экономическая политика, проводившаяся во Франции, получила название «дирижизма». Ее отличительные черты — прямые административные методы вмешательства в экономику (контроль за ценами, эмиссией ценных бумаг, кредитной деятельностью и т. д.), активная предпринимательская политика государства в национализированном секторе экономики и прямое финансирование капиталовложений, индикативные планы. На волне недовольства четырехлетней войной в Алжире и растущей инфляцией к власти приходит правительство социалиста Ги Молле (1905—1975). Его кабинет провел через парламент ряд социальных законов в интересах лиц наемного труда и слабозащищенных слоев. Правительство предоставило независимость колониям Франции — Тунису и Марокко. Это вызвало острейший политический кризис. Правые перешли к активным действиям, готовя государственный переворот. Франция оказалась перед угрозой гражданской войны. В этот момент на авансцену выходит де Голль, олицетворяющий сильную власть. В результате референдума по проекту новой конституции, проведенного де Голлем, он был избран главой государства на 7-летний срок. Голлистам потребовалось четыре года на решение проблем бывших колониальных владений. Франция активизировала внешнюю политику, стремясь вытеснить США и Великобританию с континента. Умелое решение этих вопросов создавало благоприятные условия для проведения голлистской экономической политики, получившей название политики «индустриального императива». Это была линия, направленная на всемерное поощрение промышленной экспансии Франции. Особое внимание государства сосредоточивалось на задаче структурной перестройки промышленности под влиянием НТР. Наиболее быстрыми темпами развивались авиационная, автомобильная, атомная, нефтеперерабатывающая, химическая отрасли промышленности. Курс на политически самостоятельную, сильную Францию вызвал к жизни аэрокосмическую и Ракетную отрасли ВПК. Форсированными темпами развивалось Производство пластмасс, радиоэлектроника, производство вычислительных машин и устройств. Формировались новые промышленные центры: аэрокосмический, ядерный, электронной промышленности. Структурная перестройка народного хозяйства отвечала задачам западноевропейской интеграции. Изменения затронули и аграрный сектор. В 1954 г. доля занятого в сельском хозяйстве населения страны составляла 27%, в 1968 г. она снизилась до 15%. Резко возросла товарность сектора. Франция вышла на 2-е место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции, уступая лишь США. Она стала крупнейшим экспортером молочных продуктов и вина и единственным в Западной Европе поставщиком зерновых. В 60-е годы отчетливо проявилась экспортная ориентация страны. Производство на внешний рынок росло приблизительно в 1,2 раза быстрее, чем личное потребление. Улучшилась структура внешнеторгового оборота. К середине 60-х годов исчез традиционный для Франции внешнеторговый дефицит. Правительство поощряло деятельность наиболее крупных промышленно-финансовых объединений. Формировались отраслевые монополии в области металлургии, химии, производства стекла, стройматериалов. Ведущей формой монополистических объединений становится финансовая группа, представлявшая объединение формально самостоятельных компаний под руководством крупного банка или холдинга. По мере того как монополии укреплялись, государственная опека становилась обременительной. Монополии требовали от государства отхода от политики «дирижизма». Голлистское правительство постепенно брало курс на либерализацию режима планирования. Сразу после прихода к власти голлисты взяли курс на возвращение «бежавших» из страны капиталов. Одной из первых крупномасштабных акций в этом направлении стал внутренний заем министра финансов А. Пине (1901-1994) в 1958 г. Выгодные условия займа, в основном для крупного капитала, обеспечили казне 294 млн франков чистой выручки и 30 млрд франков в облигациях прежних займов. Государство смогло скупить 150 т золота на сумму 190 млн долл., или 77 млрд франков, что позволило перейти к укреплению национальной валюты. Правительство в конце 50-х годов урезает ассигнования по социальным статьям, отменяет ряд субсидий на товары широкого потребления, сокращает дотации убыточным национализированным предприятиям, отменяет льготный режим закупку сельскохозяйственной продукции и т. д. К 1960 г. государственные золотые и валютные резервы значительно превысили общую сумму внешнего государственного долга. Правительство объявило о досрочном погашении части внешней задолженности. В январе 1960 г. была введена новая денежная единица — новый франк, равный 100 старым. Оздоровление финансовой системы позволило более активно проводить политику «индустриального императива». 60-е годы не были периодом поступательного экономического развития. Острые международные противоречия, внутренние социальные конфликты привели к крупнейшему в послевоенной истории Франции социально-политическому кризису1968-1969 гг. Кризис нанес ощутимый удар по всему режиму де Голля и основам экономической политики голлистов в частности. На смену экономической политике голлизма, основанной на доктрине необходимости государственного вмешательства в хозяйственную жизнь, пришла либеральная концепция экономического развития. Послевоенные экономические реформы во Франции С 1954 г. в экономике страны начался период подъема. По темпам промышленного развития в 1954—1958 гг. Франция обогнала большинство капиталистических стран. Одной из причин быстрых темпов стало обновление основного капитала, осознание бесперспективности дальнейшей опоры на колониальные методы обогащения, опоры на ростовщичество. Инвестиции устремились в национальные производственные отрасли хозяйства. Львиная доля капиталовложений приходилась на тяжелую промышленность и новые отрасли. К середине 50-х годов общий объем ежегодных инвестиций в основной капитал увеличился по сравнению с довоенным временем в 2,6 раза, а выпуск промышленной продукции к 1958 г. возрос более чем в 2 раза. Модернизация сопровождалась интенсивным процессом концентрации и централизации производства, банковского дела. Для Франции была характерна высокая степень государственного участия в экономической жизни: в 1958 г. в руках государства находилось 97% угольной промышленности, 95% выработки газа, по 80% авиационного производства и выработки электроэнергии, более 40% автомобильной промышленности. Государство инвестировало исследовательские работы в области атомной энергетики, участвовало в нефтяных компаниях, владело железными дорогами, крупными военными предприятиями, акциями крупных авиационных и морских транспортных компаний. В 1957 г. государство располагало 36% всего национального имущества, на его предприятиях создавалось около 13% ВНП. Франции принадлежит приоритет в применении индикативных планов как метода воздействия государства на экономику. В 1946 г. был создан специальный орган — Генеральный комиссариат по планированию. Основной задачей первого плана (1947—1953 гг.) были модернизация национализированного сектора и восстановление хозяйства. Укрепление конкурентоспособности частных фирм стало задачей второго плана (1954— 1957 гг.). Переход от протекционизма к «открытой экономике» был провозглашен содержанием третьего плана (1958—1961 гг.) в 60-е-годы был взят курс на создание фирм — гигантов европейского типа. В 1971—1975 гг. осуществлялся шестой план: в предусматривалось создание национальных компаний международного масштаба. В седьмом плане (1976—1980 гг.) провозглашалась политика «промышленной переориентации».В отношении государственных предприятий планирующие органы наделялись императивными правами. Экономическая политика, проводившаяся во Франции, получила название «дирижизма». Ее отличительные черты — прямые административные методы вмешательства в экономику (контроль за ценами, эмиссией ценных бумаг, кредитной деятельностью и т. д.), активная предпринимательская политика государства в национализированном секторе экономики и прямое финансирование капиталовложений, индикативные планы. На волне недовольства четырехлетней войной в Алжире и растущей инфляцией к власти приходит правительство социалиста Ги Молле (1905—1975). Его кабинет провел через парламент ряд социальных законов в интересах лиц наемного труда и слабозащищенных слоев. Правительство предоставило независимость колониям Франции — Тунису и Марокко. Это вызвало острейший политический кризис. Правые перешли к активным действиям, готовя государственный переворот. Франция оказалась перед угрозой гражданской войны. В этот момент на авансцену выходит де Голль, олицетворяющий сильную власть. В результате референдума по проекту новой конституции, проведенного де Голлем, он был избран главой государства на 7-летний срок. Голлистам потребовалось четыре года на решение проблем бывших колониальных владений. Франция активизировала внешнюю политику, стремясь вытеснить США и Великобританию с континента. Умелое решение этих вопросов создавало благоприятные условия для проведения голлистской экономической политики, получившей название политики «индустриального императива». Это была линия, направленная на всемерное поощрение промышленной экспансии Франции. Особое внимание государства сосредоточивалось на задаче структурной перестройки промышленности под влиянием НТР. Наиболее быстрыми темпами развивались авиационная, автомобильная, атомная, нефтеперерабатывающая, химическая отрасли промышленности. Курс на политически самостоятельную, сильную Францию вызвал к жизни аэрокосмическую и Ракетную отрасли ВПК. Форсированными темпами развивалось Производство пластмасс, радиоэлектроника, производство вычислительных машин и устройств. Формировались новые промышленные центры: аэрокосмический, ядерный, электронной промышленности. Структурная перестройка народного хозяйства отвечала задачам западноевропейской интеграции. Изменения затронули и аграрный сектор. В 1954 г. доля занятого в сельском хозяйстве населения страны составляла 27%, в 1968 г. она снизилась до 15%. Резко возросла товарность сектора. Франция вышла на 2-е место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции, уступая лишь США. Она стала крупнейшим экспортером молочных продуктов и вина и единственным в Западной Европе поставщиком зерновых. В 60-е годы отчетливо проявилась экспортная ориентация страны. Производство на внешний рынок росло приблизительно в 1,2 раза быстрее, чем личное потребление. Улучшилась структура внешнеторгового оборота. К середине 60-х годов исчез традиционный для Франции внешнеторговый дефицит. Правительство поощряло деятельность наиболее крупных промышленно-финансовых объединений. Формировались отраслевые монополии в области металлургии, химии, производства стекла, стройматериалов. Ведущей формой монополистических объединений становится финансовая группа, представлявшая объединение формально самостоятельных компаний под руководством крупного банка или холдинга. По мере того как монополии укреплялись, государственная опека становилась обременительной. Монополии требовали от государства отхода от политики «дирижизма». Голлистстское правительство постепенно брало курс на либерализацию режима планирования. Сразу после прихода к власти голлисты взяли курс на возвращение «бежавших» из страны капиталов. Одной из первых крупномасштабных акций в этом направлении стал внутренний заем министра финансов А. Пине (1901-1994) в 1958 г. Выгодные условия займа, в основном для крупного капитала, обеспечили казне 294 млн франков чистой выручки и 30 млрд франков в облигациях прежних займов. Государство смогло скупить 150 т золота на сумму 190 млн долл., или 77 млрд франков, что позволило перейти к укреплению национальной валюты. Правительство в конце 50-х годов урезает ассигнования по социальным статьям, отменяет ряд субсидий на товары широкого потребления, сокращает дотации убыточным национализированным предприятиям, отменяет льготный режим закупку сельскохозяйственной продукции и т. д. К 1960 г. государственные золотые и валютные резервы значительно превысили обшую сумму внешнего государственного долга. Правительство объявило о досрочном погашении части внешней задолженности. В январе 1960 г. была введена новая денежная единица — новый франк, равный 100 старым. Оздоровление финансовой системы позволило более активно проводить политику «индустриального императива».
Реформа экономики в послевоенной Японии Япония проиграла Вторую мировую войну. Она капитулировала 2 сентября 1945 г. и была оккупирована американскими войсками. Экономика страны находилась в состоянии хаоса. Выпуск промышленной продукции в 1945 г. составил 28,5% от уровня 1935—1937 гг. В 1948 г. в других побежденных странах объем производства приблизился к довоенному уровню, а в Японии он достиг только 52% от этого показателя. Японии не была предоставлена помощь, подобная плану Маршалла — Запад ограничился гуманитарной помощью в размере 2,2 млрд долл. Кроме того, были сведены к минимуму репарации, наложенные на Японию после окончания войны. В Японии не проводилась приватизация. Военный контроль, введенный в 1939—1941 гг., не ликвидировал частной собственности, а только ограничил ее свободу. Размеры инфляции были чрезвычайными — к 1952 г. 1500% от послевоенного уровня. Денежная реформа 1946 г. не приостановила этот процесс. Путь национализации промышленности оккупационной администрацией был отвергнут и осуществлен так называемый «обратный курс». Подобное название реформ было связано с тем что США не удалось опереться на гоминьдановский Китай. Цель «обратного курса»: обеспечение стратегического союза с японской буржуазией и превращение Японии в «мастерскую Азии». Программа «обратного курса» была разработана представителями американской монополии — банкирами Дж. Доджем и К. Шоупом. Реформированию в годы оккупации (1946—1952) подвергались все стороны жизни: общественный строй, государственное устройство. Было реорганизовано правительство, через которое действовала оккупационная администрация во главе с американским генералом Д. Макартуром (1880—1964). Главной из реформ стал роспуск дзайбацу (1947—1948 гг.), т. е. холдингов, державших акции закрытых вертикальных концернов. Были разукрупнены промышленные и торговые компании. Акции пущены в свободную продажу. Благодаря разукрупнению образовались новые фирмы. Антимонопольным законом 1947 г. были запрещены холдинги, введен контроль над слияниями фирм, ограничено взаимное держание акций. Эти меры закладывали основы конкурентной экономики. Земельная реформа (1947—1950 гг.) состояла в выкупе государством помещичьей земли с последующей продажей ее арендаторам-крестьянам. Размеры участков ограничивались 1 га. К 1950 г. крестьянам перешло 80% всей арендной земли. В Японии сформировался слой свободных мелких фермеров. Дворянство как класс перестало существовать. В Японии типичным стало частное крестьянское хозяйство на своей собственной земле. Земельная реформа способствовала увеличению емкости внутреннего рынка, высвободила значительные трудовые ресурсы. В 1950 г. была осуществлена радикальная бюджетная реформа. Вводились принципы строгого балансирования статей бюджета и его бездефицитности. Были прекращены выплаты компенсации военным заводам за конверсию. Убыточным предприятиям не предоставлялись субсидии. Денежная эмиссия ставилась под контроль. Был принят единый фиксированный валютный курс (без обратимости иены). Японским предприятиям и банкам разрешалось вести операции на внешнем рынке. Преобразования включали структурную перестройку экономики. Поскольку Япония, располагая большим трудовым потенциалом, оказалась изолированной от мировой экономики, при создании многоотраслевой комплекс всех современных перерабатывающих отраслей с учетом обеспечения экспорта (замещение импорта). При перестройке японской экономики был использован опыт прямого контроля и активной роли правительства в формировании структуры промышленности. В Японии сочетались механизмы рыночного хозяйства с государственной поддержкой частного накопления
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3085; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |