Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 10. Экономика в конце 20 века




 

Экономическая реформа Р. Рейгана 1981-1988 гг. в США («рейганомика»)

В 1980—1982 гг. экономику США охватил экономический кризис. Экономическая программа администрации Р. Рейгана

содержала:

1. Сокращение налога на корпорации и личных подоходных

налогов.

2. Сокращение расходов госбюджета на социальные про­граммы.

3.Жесткую кредитно-денежную политику как средство пре­дотвращения и преодоления инфляции.

В обрабатывающей промышленности бездействовали 30% производственных мощностей. Особенно значительно кризис поразил автомобильную промышленность, жилищное строи­тельство, отрасли, выпускающие предметы потребления. Без­работица составила более 10% рабочей силы. Первым шагом экономической политики Рейгана стало сокращение налогов. Закон, принятый Конгрессом, устанав­ливал снижение подоходных налогов на 25% в течение трех лет и сокращение федеральных расходов на социальные услуги.

В соответствии с концепцией неоклассицизма правитель­ство Р. Рейгана рассчитывало на то, что снижение налоговых ставок увеличит инвестиции в производство, создаст новые Рабочие места, увеличит национальный продукт и налоговую и тем самым увеличит доходы бюджета. Одновременно была выдвинута программа «нового феде­рализма», которая разделяла функции федеральных, штатных и местных органов власти. Правительствам штатов передава­ясь благотворительные программы — помощь многодетным семьям и социальные программы и талоны на питание. Феде­ральное правительство отвечало только за медицинскую по­мощь бедным и создание фонда для их дополнительного фи­нансирования в течение четырех лет.

К концу первого срока правления администрации Рейгана были достигнуты некоторые экономические успехи. Инфляция упала до 4%. Федеральная резервная система США ослабила политику сдерживания денежных средств и несколько снизила процентные ставки, облегчив финансирование покупок домов и автомобилей. Безработица сократилась с 10 до 8% рабочей силы, однако снижение налоговых ставок не привело к ожида­емому росту инвестиций в экономику. Значительно вырос де­фицит государственного бюджета. Основные цели внутренней политики Рейгана — сократить сферу деятельности федерального правительства, в особенно­сти в социальной области, уменьшить подоходные налоги оставались неизменными и во время второго срока его пребы­вания в Белом доме.

Закон о подоходном налоге 1986 г. снизил наиболее вы­сокую ставку личного подоходного налога с 50 до 28%, а налога на прибыли корпораций — с 46 до 34%. Закон освобо­дил 6 млн граждан с низкими доходами от уплаты федераль­ных налогов. Новый закон подрывал принцип прогрессивно­го налогообложения, предусматривая, что лица с высокими доходами будут платить больший процент, чем лица с низ­кими доходами. Были установлены только две ставки: 15% -низшая и 28% — высшая. В 1983 г. в США начался семилетний хозяйственный подъем. Он проходил в условиях структурной перестройки экономики, связанной с научно-технической революцией. Реальные инве­стиции в технику обработки информации (ЭВМ, оборудование связи, контрольно-измерительные и научные приборы) воз­растали ежегодно в среднем на 13%. В итоге реальный объем ВНП и продукция производства в 1989 г. превысили уровень 1979 г. почти на 28%, объем личного потребления вырос на 1/3, с увеличением численности заня­тых, было создано более 17 млн рабочих мест, главным обра­зом в отраслях сферы услуг. Уровень безработицы снизился до 5%. Потребительский спрос явился стимулом хозяйственного подъема. Стабилизация курса доллара на сравнительно низком уров­не относительно валют других стран позволила привлечь огромные финансовые ресурсы других стран. Вместе с тем за период 1980-1989 гг. доходы самых богатых американцев, составивших 1 % от общей численности населения, почти удвоились, а у 70% американцев возросли в гораздо меньшей степени.

Соединенные Штаты, имевшие в середине 60-х годов са­мый высокий в мире показатель ВНП на душу населения, к 1987 г. были по этому показателю превзойдены 10 странами. Средняя заработная плата американцев к началу 90-х годов находилась на самом низком уровне за последние тридцать лет. Ослабли конкурентные позиции США в мировой эконо­мике. США потеряли статус чистого кредитора, сохранявший­ся с 1917 г., и стали чистым должником.

В конце 80-х годов экономика США вступила в период рез­кого замедления темпов роста. За 1989—1992 гг. среднегодовой прирост реального объема ВВП составил около 1% против 3,8% в среднем за 1982-1988 гг.

Экономика США стала испытывать перегрузки в связи с обслуживанием огромной задолженности, накопленной за годы подъема. В 1992 г. совокупная нефинансовая задолженность на­селения, государства, корпораций составила около двух объе­мов ВНП. Все это сказалось на ослаблении потребительского спроса. Спад с октября 1990 г. по март 1991 г. привел к сокраще­нию промышленного производства на 2%. В 1991 г. в автомо­бильной промышленности объем производства сократился по сравнению с 1988 г. на 14,3%, в металлургической промышлен­ности за тот же период — на 9,7%, продукция деревообработки сократилась на 10%, металлоконструкций - на 6,4%, бытовой техники, ковровых изделий и мебели — на 27%. Вместе с тем вывоз оборудования возрастал ежегодно на 12%, обеспечивая общие высокие темпы роста экспорта. В то же время рост им­порта США замедлился. В 1991 г. дефицит торгового баланса уменьшился до 74 млрд долл. против 159,7 млрд в 1987 г. Пла­тежный баланс был сведен с минимальным за десятилетие Дефицитом. Началось сокращение занятости в сфере услуг, сред­няя норма безработицы достигла 7,3% рабочей силы. Острой экономической проблемой начала 90-х годов стал дефицит государственного бюджета, что привело к сокраще­нию инвестиционной активности в стране, вытеснению частныx заемщиков с рынка ссудных капиталов и превращению США в крупнейшего должника в мире.

 

Экономическая реформа консервативного правительства М. Тэтчер 1979-1990 гг. в Великобритании («тэтчеризм»)

Во второй половине 60—70 годов экономика Великобрита­нии находилась в крайне сложном положении. Бурно росли мо­нополии в наиболее современных отраслях производства, с дру­гой стороны, увеличился государственный сектор, охвативший в основном старые традиционные отрасли производства, и крайне медленно перестраивался под влиянием НТР. Попытки сокращения социальных расходов вызывали бурный протест со стороны могущественного профсоюзного движения. Жестокая конкуренция со стороны США и Японии заста­вила Англию вступить в ЕЭС, но этот шаг не разрешил всех накопившихся проблем. Таким образом, в 70-е годы Великобритания превратилась в застойное общество. Все ее главные соперники быстрее ухо­дили вперед.

Правительство консерваторов, пришедшее к власти в 1979 г., возглавила М. Тэтчер.

М. Тэтчер намеревалась остановить прогресс долговремен­ного спада экономики путем политики «монетаризма»:

а) сокращение расходов и налогообложения;

б) отказ в субсидиях обанкротившимся предприятиям;

в) «приватизация» принадлежавших государству отраслей промышленности.

Одним из первых шагов, предпринятых консерваторами, было принятие законов, которые значительно сузили права профсоюзов на объявление забастовок. В 1980, 1982 и 1984 гг. были приняты законы против забастовочных движений (забас­товки шахтеров в 1984-1985 гг., печатников в 1986 г. и др.).

В 1979 г. на долю национализированных отраслей промыш­ленности приходилось 10% валового национального продукта. Одним из важнейших элементов программы М. Тэтчер была приватизация ранее обобществленного сектора.

С августа 1984 г. по май 1987 г. в частную собственность были переданы 9 важнейших концернов, или около 1/3 всей собственности государства в промышленности, в том числе телекоммуникации и предприятия газовой промышленности. В октябре 1987 г. правительство провело продажу акций нефтя­ной компании «Бритиш петролеум», следующими отраслями национализации стали сталелитейная промышленность, а затем электроэнергетика и водоснабжение.

Государственным компаниям, которые не стали предме­том приватизации, были предоставлены большая хозяйствен­ная самостоятельность и финансовая автономия. Отношения государства с такими компаниями строились на основе кон­трактов. Цены на произведенные ими товары и услуги опреде­лялись условиями рынка.

Важным направлением в экономической программе кон­серваторов стал упор на развитие мелкого и среднего бизнеса. Мелкий и средний бизнес стал новой силой в структуре хозяй­ства Великобритании.

Правительство активно поддерживало и защищало транс­национальные корпорации, в которых британский капитал играл важную роль. Специфической особенностью английской экономики была высокая степень «интернационализации» в ведущих отраслях производства. Только химическая и аэрокос­мическая отрасли опирались на прочный внутренний рынок, имели высокий уровень капиталовложений, развитую базу НИОКР. Остальные отрасли были связаны с международными корпорациями.

Следствием экономической политики М. Тэтчер был эко­номический рост страны в 80-е годы в среднем на уровне 3— 4% в год. За 80-е годы производительность труда в среднем росла на 2,5% в год. Англия, кроме Японии, была единствен­ной из развитых стран, где показатель роста эффективности использования основного капитала — капиталоотдача возрос по сравнению с 70-ми годами.

Важнейшими мероприятиями правительства М. Тэтчер были законы о снижении стандартной ставки подоходного налога, сокращение численности государственного аппарата и затрат на его содержание.

Центральные министерства были сведены к минимуму. Сре­ди них практически не было отраслевых. Государство устраня­лось от прямого вмешательства в решение сугубо хозяйствен­ных задач.

Борьба с инфляцией привела к снижению ее с 16% (1980 г.) до 4% (1983 г.), а в последующие годы она колеба­лась в пределах 6%.

Подъем экономики начался с середины 1985 г.: потреби­тельские расходы населения выросли на 6,5%, частные капи­таловложения — до 10,3%. Быстро росло производство в базис­ных и наукоемких отраслях обрабатывающей промышленнос­ти а также в жилищном строительстве. Наибольший прирост капиталовложений в 1988 г. был за­фиксирован в автомобилестроении и в целлюлозно-бумажной и полиграфической отраслях.

В годы подъема усилился дисбаланс внешней торговли. Q 1985 г. темпы роста объема импорта товаров в 3 раза опережали рост экспорта. Повышение курса фунта стерлингов на 5,2% в 1988 г. ухудшило конкурентоспособность английских экспорте­ров и способствовало импорту готовых товаров. Это в итоге привело к дефициту платежного баланса.

Занятость в экономике возросла на 1,2%. Подавляющее большинство получивших работу трудились в сфере услуг, в обрабатывающей промышленности численность занятых сокра­тилась. Безработица снизилась с 9,8% (декабрь 1987 г.) до 6,8% (февраль 1989 г.).

Социально-экономическая политика правительства М. Тэт­чер вызывала, в то же время, разочарование и раздражение у многих англичан. В результате экономической политики прави­тельства в обществе усилилась социальная поляризация.

Правительство М. Тэтчер полностью отвергло концепцию «государства всеобщего благоденствия», которая исходила из высокого уровня налогообложения, прогрессивных ставок на­логообложения и включала такие компоненты, как бесплатное образование, медицинское обслуживание, система государствен­ных пенсий и т.п. Эта концепция разделялась всеми послевоен­ными правительствами Великобритании. Консервативное прави­тельство М. Тэтчер решительно разрушило концепцию соци­альных гарантий «для всех» и заменило ее новой шкалой ценно­стей — индивидуалистской — «каждый за себя».

Сокращалась численность рабочего класса, занятого непос­редственно на производстве, расширялась занятость в сфере обслуживания, росла прослойка владельцев мелких, в том числе семейных, фирм, появилась социальная группа высокоопла­чиваемых менеджеров среднего уровня.

В 1990 г. М. Тэтчер подала в отставку, но новый премьер практически не изменил экономической программы М. Тэтчер. Тэтчеризм применительно к условиям Британии оказался достаточно эффективным. Британская модель неоконсерватизма подтвердила, что капитализм оказался гибкой системой, спо­собной приспосабливаться к изменяющимся социально-эконо­мическим условиям, перестраиваться и модернизироваться.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.