КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие культуры во второй половине 80-х и в 90-е годы
В советский период культура находилась под строгим идеологическим надзором партийных и государственных органов. Государство управляло культурой с помощью системы творческих союзов – союза писателей, союза кинематографистов, союза художников и т.д. Они фактически играли роль министерств по делам литературы, кино, живописи. Произведения литературы и искусства, не соответствовавшие государственной идеологии, не только не получали финансовой поддержки от государства, но строго запрещались, а их авторы подвергались преследованиям. В 60-80-е годы были высланы из страны или вынуждены эмигрировать выдающиеся деятели отечественной культуры: поэт Иосиф Бродский, писатель Александр Солженицын (оба стали лауреатами Нобелевской премии по литературе), дирижер Мстислав Ростропович, оперная певица Галина Вишневская, артист балета Михаил Барышников и многие другие. Те же, кто оставались в СССР, но не принимали партийного контроля и официальной художественной доктрины, вынуждены были заниматься искусством как хобби, зарабатывая на жизнь другими способами. Так сложилось «поколение дворников и сторожей», как его назвал один из его главных представителей – музыкант Борис Гребенщиков. Молодые музыканты, поэты и художники становились кочегарами и ночными сторожами, превращая кочегарки, дворницкие и заброшенные квартиры в подпольные музыкальные клубы и выставочные залы.Эта неофициальная культура получила название культуры андеграунда (от английского underground – подземный, подпольный) или контркультуры. К 80-м годам ее самым заметным проявлением стала рок-музыка, представленная такими группами, как «Кино» (Виктор Цой), «Аквариум» (Борис Гребенщиков), «Машина времени» (Андрей Макаревич) и другими.
Жесткое ограничение свободы художественного творчества вызывало протест и являлось одной из причин роста общественного недовольства советским режимом в 70-80-е годы. В годы перестройки в области культуры развернулась острая политическая борьба, а демократизация общественной жизни сопровождалась культурным расцветом. Развитие культуры в России в годы перестройки и рыночных реформ определялось несколькими основными факторами:
· В конце 80-х – начале 90-х годов к российскому читателю пришли классические произведения поэтов Серебряного века, «неофициальной» советской литературы и литературы русского зарубежья. Давно опубликованные и хорошо известные на Западе, они были недоступны (или крайне труднодоступны) в СССР. О них молчали школьные программы. · Среди возвращенных читателю произведений можно назвать повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» (по которой режиссер Владимир Бортко в 1988 году снял завоевавший огромную популярность телевизионный фильм); повесть Андрея Платонова «Котлован»; роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго»; роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»; роман Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»; произведения Николая Гумилева, Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Ивана Бунина, Владимира Набокова, Евгения Замятина, Иосифа Бродского, Сергей Довлатова и других классиков русской литературы. Из запасников музеев извлекаются произведения практически не выставлявшихся в советское время художников – например, Павла Филонова и Казимира Малевича, выставки которых с огромным успехом проходят в Русском музее в Ленинграде и в Третьяковской галерее в Москве в 1988 году Многие деятели культуры русского зарубежья получают возможность вернуться в Россию из вынужденной эмиграции. Знаковым событием стало возвращение Александра Солженицына в 1994 году. Демократизация и расширение международных связей сделали возможным ознакомление россиян с ведущими направлениями современной западной культуры. В конце 80-х и в 90-е годы на русский язык широко переводятся произведения литературы модернизма (например, роман Джеймса Джойса «Улисс») и сочинения ведущих современных философов (например, Мишеля Фуко), выходят на экраны фильмы Пьера Паоло Пазолини, Райнера Фассбиндера, Вернера Херцога и т.д. Благодаря этому преодолевается искусственная изоляция отечественной культуры, восстанавливаются ее нарушенные в советский период связи со своей собственной исторической традицией и современной мировой культурой. Демократически настроенные деятели культуры сыграли огромную роль в идеологических битвах эпохи перестройки. Во многих книгах и фильмах, увидевших свет во второй половине 80-х годов, был подвергнут резкой критике сталинизм и была показана бесчеловечность террора. Особую роль в критическом переосмыслении советского прошлого сыграли фильм режиссера Тенгиза Абуладзе «Покаяние» (1986) и роман Анатолия Рыбакова «Дети Арбата» (1987), в котором автор показывал, что сталинизм был всеохватывающей системой отношений, пронизывающих советское общество. Во второй половине 80-х годов ослабление, а затем и отмена цензуры привели к снятию табу на ранее запретные темы. Писатели и кинематографисты заговорили о реальных проблемах советского общества, существование которых еще недавно отрицалось официальной идеологией: наркомания, проституция, пьянство, лицемерная идеология и ханжеская мораль власть имущих, массовое разочарование в социалистических ценностях и ощущение бессмысленности существования, которое было свойственно многим людям того времени. Так, проблема проституции была поставлена в фильме режиссера Петра Тодоровского «Интердевочка» (1989), проблема наркомании – в фильме режиссера Рашида Нугманова «Игла» (1988), а проблема нравственного разложения комсомольских лидеров – в фильме режиссера Сергей Снежкина «ЧП районного масштаба» (1988). Характерным примером снятия запретов стал фильм молодого (двадцатисемилетнего) режиссера Василия Пичула «Маленькая Вера» (1988), который без всяких прикрас показывал жизнь советских людей. Фильм ввел в советское кино тему сексуальности. Первой советской актрисой, снявшейся в эротической сцене, стала Наталья Негода. В мае 1989 года, когда фильм с успехом шел в разных странах мира, ее фотография появилась на обложке культового американского журнала «Playboy» с надписью «Из России с любовью (From Russia with love)». Культовым фильмом конца 80-х годов стал фильм режиссера Сергея Соловьева «Асса», премьера которого состоялась в Москве в 1988 году. Он посвящен проблеме протестной молодежной культуры и, в частности, рок-музыке, которую не признавала официальная советская идеология. В финале фильма звучит песня Виктора Цоя – лидера группы «Кино»: «Перемен! – требуют наши сердца. // Перемен! – требуют наши глаза». Эти слова стали своего рода лозунгом перестройки. Но в песне отразился и противоречивый характер эпохи. Ее ключевая фраза – «И вдруг нам становится страшно что-то менять». В этом фильме, который посмотрели миллионы зрителей, на всю страну прозвучала музыка и песни популярнейших среди молодежи музыкантов – Бориса Гребенщикова и Виктора Цоя. Благодаря кинематографу состоялся «выход из подполья» важнейшей части советской контркультуры – рок-музыки. Упоение обретенной свободой, в том числе свободой творчества, порождало надежды на будущее, пик которых пришелся на дни и недели после провала августовского путча 1991 года. Связь между политическим освобождением и творческим раскрепощением символизировал концерт «Рок на баррикадах». Его дали 22 августа в торжествующей победу над ГКЧП Москве ведущие рок-группы - «Машина времени», «Алиса», «Круиз», «Шах», «Коррозия металла». Одновременно с рок-музыкой получают официальное признание литература и изобразительное искусство андеграунда. В России начинают печататься ведущие представители «неофициальной» поэзии Дмитрий Пригов и Лев Рубинштейн. В конце 80-х годов с успехом проходят первые публичные выставки ранее запрещенных художников – например, выставка Товарищества экспериментального изобразительного искусства в «Ленэкспо» в Ленинграде. В тридцатиградусный мороз у входа в зал «Ленэкспо» в Ленинграде выстраивались очереди. На рубеже 80-90-х годов создаются первые арт-галереи – например, галерея Марата Гельмана в Москве (1990) и культурный центр «Пушкинская 10» в Ленинграде. Арт-галереи, совмещающие в себе функции музеев, выставочных залов и художественных салонов, играли важную роль в культуре 90-х годов и в распространении современного искусства. После начала рыночных реформ произошли существенные изменения в экономической и социальной инфраструктуре культуры. Государственное финансирование культуры и образования, как и других бюджетных сфер, в 90-е годы стало недостаточным. Зато появились новые возможности, связанные с рыночной экономикой. Прежде всего, возникла настоящая культурная индустрия, поддерживающая развитие массовой культуры (издательства, печатающие массовую литературу, частные фирмы, занимающиеся организацией концертов и фестивалей популярной музыки и т.д.). Возникновение рыночной экономики способствовало распространению в России современной массовой культуры. С конца 80-х годов зарубежная музыка, массовое кино, переводная литература для широкого читателя (мелодрамы, триллеры и т.д.) захватывают российский рынок. К ним добавляется отечественная (главным образом, музыкальная) массовая культура, в особенности рок, который из нон-конформистского направления в музыке 80-х становится частью официальной культуры. Главную роль в развитии массовой культуры играло телевидение. На нем появились первые частные каналы. Важным источником доходов телевидения стала реклама. Чтобы привлечь зрителей, телевидение пошло по пути внедрения развлекательных программ и показа телесериалов. В конце 80-х – начале 90-х годов на телевидении появились первые развлекательные передачи, многие из которых долгие годы сохраняли популярность, например, «Поле чудес» и «Городок». Развитие «серьезной культуры» в России в 90-е годы во многом определялось влиянием постмодернизма. Важнейшей частью постмодернистской программы стали эксперименты с языком и попытки найти новые средства выражения, вплоть до отрицания классического искусства и литературы. Под влиянием постмодернизма еще в 70-80-е годы сложился московский концептуализм – важная часть контркультуры того времени. В 90-е годы он стал ведущим направлением отечественной культуры. Некоторые его представители в 80-е годы эмигрировали, но остались тесно связанными с художественной жизнью России. В изобразительном искусстве московский концептуализм представлен, прежде всего, Ильей Кабаковым и Андреем Монастырским, в поэзии – Дмитрием Приговым и Львом Рубинштейном. Впрочем, большинство концептуалистов, что типично для современного искусства, проявили себя сразу в нескольких видах искусства (музыке, поэзии, изобразительном искусстве). Для концептуалистов характерна ироническая игра с принятыми в культуре смыслами, которая обнажает пустоту официальной культуры, нередко ориентирующейся на классические образцы. В 80-90-е годы в русскую литературу приходит целая плеяда блестяще одаренных молодых писателей: Виктор Пелевин, Владимир Сорокин, Дмитрий Быков. Для их творчества также характерна ироническая игра со смыслами, поиск новых форм выражения, широкое использование нелитературного языка, внимание к теневым сторонам жизни. В 90-е годы публикуются романы Пелевина «Омон Ра» (1992), «Жизнь насекомых» (1993) и «Чапаев и пустота» (1996), романы Сорокина «Сердца четырех» (1994) и «Голубое сало» (1999). Для музыкальной жизни 90-х годов, наряду с распространением современной музыки, характерен расцвет классического музыкального театра. Наиболее ярким примером здесь является Мариинский театр в Санкт-Петербурге (с 1920 по 1992 год он назывался Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова), главным дирижером которого в 1988 году стал Валерий Гергиев. Гергиев внедрил в театре принципы менеджмента, соответствующие условиям рыночной экономики, существенно обновил репертуар, создал один из лучших в мире театральных оркестров, уникальную оперную и балетную труппы. С 1993 года Мариинский театр проводит международный музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей», прочно вошедший в десятку самых популярных фестивалей мира.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 17802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |