Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды корпоративных норм




Нормой КП РФ признается установленное (путем, например, издания закона) или санкционированное (путем предоставления права заключить нормативный договор) государством правило поведения, являющееся общеобязательным и формально определенным, которое устанавливает обязанности и определяет права участников КПО.

Нормы КП содержатся в источниках КП РФ: законах, подзаконных НПА, нормативных договорах субъектов КП РФ.

Что касается классификации корпоративных норм, то по своей природе они относятся к гражданско-правовым нормам. Для КП РФ характерны нормы-принципы, нормы-дефиниции и нормы-правила поведения. В зависимости от метода правового регулирования различают императивные и диспозитивные нормы. Нормы КП РФ относятся к устанавливаемым на федеральном уровне, т.к. регулирование гражданских правоотношений относится к компетенции РФ. По уровню правового регулирования нормы КП РФ могут относиться к нормам законов и подзаконных НА. Различают управомочивающие, обязывающие и запрещающие нормы корпоративного права РФ

Итак, корпоративные нормы – одна из разновидностей норм. Они разрабатываются органами управления корпорацией и адресуются ее членам (учредителям, акционерам, рабочим, служащим и т. п.).

Различают два вида корпоративных норм:

а) несоциалъные корпоративные нормы, которые регулируют отношения членов корпорации к каким-либо материальным объектам, используемым в их деятельности. Среди них можно выделить:

– нормы технические (например, правила работы с ПЭВМ, правила эксплуатации машины и т. п.);

– санитарно-гигиенические (например, правила уборки помещений после окончания работы);

– физиологические (например, инструкция о порядке ношения летней и зимней форменной одежды);

– биологические (например, о порядке использования респиратора в период массовой эпидемии гриппа) и другие.

б) социальные корпоративные нормы – это правила поведения, изданные на предприятии и регулирующие отношения между людьми (между работниками, между сотрудниками корпорации и кредиторами, между работниками корпорации и клиентами и т. п.).

Социальная корпоративная норма – это чаще всего требование организации к своему члену, в котором более или менее точно определены объем, характер, границы возможного и дозволяемого в его поведении. Кроме того, корпоративная социальная норма, отражая потребности организации, как правило, содержит в своих требованиях средства социальной оценки и контроля за реализацией этих требований. Личность, допустившая антикорпоративное поведение, например, непременно вызовет в ответ негативную реакцию, степень которой может быть самой разной: от простого неодобрения, осуждения до взыскания причиненного ущерба.

Социальные корпоративные нормы, так же как и несоциальные, могут быть разноплановыми:

– корпоративные обычаи (например, обычай удостаивать каждого тысячного покупателя (клиента) небольшим подарком);

– корпоративные традиции (например, публичное поздравление именинников);

– этические нормы (например, встречать каждого клиента фирмы приветствием и минимальной информацией о фирме);

– эстетические нормы (например, украшение интерьера помещений фирмы цветами, ношение ее работниками радующей глаз форменной одежды и т. п.);

– деловые обыкновения (например, выдача работникам письменных заданий на день или проведение «планерок», «разборов», «пятиминуток» и т. п.);

– правовые нормы (например, выплата дивидендов в конце каждого полугодия).

Корпоративные правовые нормы регулируют наиболее важные отношения, складывающиеся на предприятии, и поэтому среди других социальных корпоративных норм они являются самыми значимыми.

Корпоративные нормы регулируют не отдельный случай или конкретное общественное отношение, а типичные ситуации, или вид отношений, имеющих место в корпорации, и в этом плане можно говорить о создании с их помощью моделей корпоративных отношений. Корпоративные нормы рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну ситуацию, они начинают действовать вновь при аналогичных обстоятельствах.

Корпоративные нормы имеют общий характер, т. е. рассчитаны не на одного или нескольких человек, а сразу на многих лиц, поименно не указанных. Неперсонифицированность, или отсутствие указания на конкретного адресата, – один из главных признаков данного вида норм.

По субъекту корпоративные нормы отличаются от норм, издаваемых государством, тем, что они имеют точную количественную определенность. Они, так же как и нормы централизованные, не персонифицированы. Но если круг субъектов, по отношению к которым применяется общегосударственная норма права, не определен ни количественно, ни тем более качественно или персонально, но субъект корпоративной нормы всегда имеет точную количественную характеристику: коллектив наемных работников предприятия ограничивается штатным расписанием, товарищество – членством в нем, акционерное общество – количеством акционеров и т. д. Качественные же характеристики коллективного образования могут меняться. Движение внутри коллектива опосредуется такими юридическими средствами, как прием на работу – увольнение, прием в хозяйственное товарищество – выход из него, заключение-расторжение трудового контракта, купля-продажа акций и др. Эта особенность приближает корпоративные нормы к договорным, где состав участников просматривается и по количеству, и поименно.

Т.о, сфера действия корпоративных норм ограничивается принадлежностью субъекта к коллективу или членством, возникающим по различным основаниям. Действие же централизованных норм, или норм, издаваемых государственными органами, связано прежде всего с территорией, на которую распространяются прерогативы того или иного государственного органа.

Волевое содержание корпоративных норм весьма существенно отличается от волевого содержания централизованных норм. Содержание корпоративных норм составляет воля коллектива корпорации. В настоящее время у коллективов корпораций имеются все предпосылки, чтобы наполнить свои правовые нормы собственным волевым содержанием. Основанием для этого является законодательное закрепление презумпции: «разрешено все, что не запрещено».

Способ формирования корпоративных норм делает их весьма отличными от норм, носящих централизованный характер. Если общегосударственные нормы все же основаны на «навязывании» воли извне, то корпоративные нормы строятся чаще всего по принципу согласования воль, выражают баланс интересов управляющих и акционеров, а также интересов отдельных работников. Корпоративные нормы характеризуются соединением в одном лице субъекта и объекта регулирования (если корпоративная норма принимается общим собранием) либо сближением субъектов, принимающих решение и исполняющих его (если корпоративная норма принимается советом предприятия, его правлением). Общепризнано, что нормативные решения действуют должным образом лишь в случае принятия их теми, кто обязуется им повиноваться и кто участвовал в их разработке, т. е. членами коллектива корпорации. Участие каждого члена коллектива в нормотворчестве свидетельствует о повышении роли человеческого фактора, меры свободы людей, о развитии демократических начал в обществе.

 

Тема № 3: «Правовой статус корпорации».

1. Понятие, признаки и виды корпораций.

2. Особенность правового статуса ХО.

3. Правовое положение дочерних и зависимых обществ.

4. Правовое положение некоммерческих организаций, созданных на основе членства.

5. Правовое положение корпоративных объединений.

1. Первые зачатки корпорации обнаруживаются в древнегреческих городах-государствах, которые были созданы для внедрения системы займов. Наиболее древней корпоративной организационной формой хозяйствования является родовые объединения, формирующиеся по принципу кровного родства. Однако зарождение института корпорации связано с римской эпохой, в период которой они получили достаточно широкое признание и распространение, а также определенное регламентирование.

В Риме и Древней Греции были товарищества (прообразы полных товариществ), торговые союзы, товарищества публиканов (прообразы акционерных обществ), торговые, ремесленные, смешанные, финансовые компании, морские товарищества, товарищества по строительству и эксплуатации корабля, горные товарищества, военные товарищества, пиратские товарищества, гильдии, цехи, компании регулируемые и со складочным капиталом, колониальные компании, акционерные общества, акционерные товарищества.[1]

Институт корпорации был изобретением средневековой Европы. С конца ХIХ в. когда термин «корпорация» стал синонимом крупного бизнеса, корпорации все чаще выступают объектом законотворчества, правового регулирования, становятся предметом политических дебатов.

Чтобы понять, что такое корпорации, необходимо иметь представление об их происхождении. Сама идея того, что определенные общественные структуры – города, гильдии, школы, больницы – должны обладать даруемыми властью привилегиями, восходит к Средневековью. Первоначально привилегии (уставные грамоты) были разновидностью феодального договора между сюзереном и вассалами – отношения устанавливались между физическими лицами. Независимо от этой практики возникла идея использовать аналогичную процедуру для коммерческих предприятий. На протяжении XVI–XVII вв. английские предприниматели добивались королевских уставных грамот для разнообразных коммерческих предприятий, включая торговые отделения в Балтии, России и Ирландии, а также «плантаций», как именовались новые поселения в Америке. Первые предприятия, получившие хартии, были акционерными компаниями, капитал которых состоял из вкладов нескольких пайщиков, а первой корпорацией с постоянным фондом акционерного капитала принято считать созданную в 1602 г. голландскую Ост-Индскую компанию. Преимущество подобной организации заключалось в том, что в случае неудачи убытки компании распределялись пропорционально вкладам. Тем самым облегчалось финансирование этих предприятий.

Таким образом, корпорации возникли для обслуживания финансовых и организационных нужд эпохи великих географических открытий. Главное значение корпораций, особенно крупных, в том, что они способны обеспечивать экономическое процветание.

В России формироваться корпорации начали только в XVII в. Корпоративные отношения в России развивались медленнее, чем в Западной Европе, так как русскому быту были свойственны межличностные объединения, а не имущественные. Внедрение товариществ реально началось с принятием Петром Первым ряда Указов 1699 - 1723 гг., в соответствии с которыми свободным гражданам предписывалось торговать путем создания компаний. В России дальнейшее развитие норм КП не находило должного применения.

На практике в дореволюционной России основой акционерного законодательства являлось Положение 1836 г., содержащее основные принципы современного института АО. Конкретные же АО создавались и действовали в соответствии со своими уставами, то есть новое право создавалось для каждого конкретного отдельно образованного акционерного общества, нормы устава которого могли не соответствовать нормам общего законодательства.

После революции 1917 г. хозяйственные отношения строились на таких категориях, как план, государственное регулирование и целесообразность. Имущественный оборот распадался на две части - государственный оборот, основанный на методах централизованного регулирования и частный оборот, обслуживающий потребителей. Корпоративное законодательство в 1917 - 1923 гг. отличалось декларативностью и подчинялось интересам государственной политики национализации промышленности. Попытки сочетать на первых порах централизованные и децентрализованные начала в народном хозяйстве вели к поиску иных, промежуточных форм организации предприятий. В этот период времени вспомнили о дореволюционных формах - о товариществах и АО В период 70 - 80-х гг. в СССР начало активно развиваться корпоративное законодательство в отношении групп организаций - хозяйственных объединений.

На развитие корпораций в России повлияло множество факторов: периодические войны; длительность нахождения в феодальных отношениях; отставание во введении капиталистических методов в экономику страны; смена политических строев; чрезмерное вмешательство государства в экономические сферы; не стабильность власти; отсутствие продуманных долгосрочных планов развития экономики; не развитость судебной системы; противоречивость законодательства. Они замедлили развитие стабильной корпоративной системы в России.[2]

Учитывая, что корпорация за рубежом может быть и организацией одного лица, в нашей стране уже создавались корпорации, являвшиеся государственными предприятиями (например, Российская финансовая корпорация, Государственная инвестиционная корпорация в 1993 г.). Однако подчеркнем, что ныне действующий ГК РФ такой возможности уже не допускает.

В России «исторически» первой стала государственная корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций», созданная на основании ФЗ от 8 июля 1999 г. № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций», который был принят для преодоления последствий банковского кризиса 1998 г. и устанавливал порядок осуществления комплекса мер, применяемых к кредитным организациям, направленных на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо н осуществление процедур ликвидации кредитных организаций. Настоящим актом ОАО небанковская кредитная организация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» было преобразовано в одноименную гос корпорацию. Впоследствии госкорпорация «Агентство по рекструктуризации …» была ликвидирована ФЗ от 28 июля 2004 г. № 87 «О признании утратившими силу ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» и отдельных положений законодательных актов РФ, а также о порядке ликвидации государственной корпорации «Агентство…», а ее имущество было передано в качестве взноса вновь созданной госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов». К настоящему моменту также были созданы такие госкорпорации, как «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», «Российская корпорация нанотехнологий» («Роснанотех»), «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Госкорпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции («Ростехнологии»), Госкорпорация по атомной энергии («Росатом»), Госкорпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта («Олимпстрой»)[3]

Корпорации представляют собой добровольные объединения физических и (или) юридических лиц, организованные на началах членства их участников. Согласно ст. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»[4] государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Следует отметить, что обычное понимание корпорации как формы юридического лица, при которой двое или несколько лиц объединяются для достижения имущественными и личными усилиями известной цели, явно не соответствует «унитарной» модели государственной корпорации в ст. 7.1 Закона «О некоммерческих организациях», в соответствии с которой данная организационно-правовая форма не предполагает членства. В силу прямого указания закон учредителем может быть только один субъект российского гражданского права – государство, т.е. Российская Федерация[5], поэтому нет возможности даже для публично-правового членства. Государственная корпорация создается для достижения общественно полезных целей. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

В российском понимании корпорация - это сложное организационное образование, состоящее из производственных и функциональных единиц, связанных в рамках единого процесса управления производством и капиталом. Определить и охарактеризовать деятельность отечественных корпораций возможно через характеристики их составляющих организационно-правовых форм юридического лица.

Необходимо отметить, что Проект изменений в разделы I, II, III, VI, VII Гражданского кодекса РФ предполагает ввести новые понятия, разделяющие юридические лица на «корпоративные» и «унитарные». Он отмечает, что юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью (право членства), являются корпоративными организациями (корпорациями). К ним будут относиться хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации граждан, ассоциации и союзы. Некоммерческим организациям предполагается дать наименования «Некоммерческие корпоративные организации» и «Некоммерческие унитарные организации», к первым из которых предполагается отнести потребительские кооперативы, общественные организации граждан, ассоциации и союзы (с подробной регламентацией их статуса), а ко вторым - фонды, учреждения и религиозные организации.[6]

Таким образом, хотя корпорации могут быть коммерческими и (или) некоммерческими организациями, цели их деятельности ~ предпринимательскими (получение прибыли) и (или) непредпринимательскими (цели, служащие общим нуждам населения), все же считаем, что государственные корпорации следует отнести к организациям типа учреждений, т.к. указанные корпорации изначально создаются одним лицом, в результате чего не соблюдаются принцип членства в данной организации и принцип действия ее на началах коммерческого расчета.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.