КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Устойчивость АТС
Устойчивость – это совокупность свойств АТС противостоять действию возмущающих сил, вызванных взаимодействием колес с неровностями дороги, аэродинамическими силами, наклоном дороги и др. Хорошей устойчивостью должны обладать все АТС, поскольку это свойство наряду с другими в значительной степени определяет безопасность движения. Потеря устойчивости выражается в скольжении колес или опрокидывании автомобиля. В зависимости от направления скольжения или опрокидывания различают продольную и поперечную устойчивость. Более вероятно и опасно нарушение поперечной устойчивости. Параметрами поперечной устойчивости могут являться: - критические скорости кругового движения с заданным радиусом, соответствующие началу бокового скольжения колес или опрокидыванию АТС; - критические углы косогора при прямолинейном движении, соответствующие началу бокового скольжения или опрокидыванию; - коэффициент поперечной устойчивости. Кроме указанных оценочных параметров могут использоваться и другие, поскольку общепринятая система оценочных показателей устойчивости отсутствует. 4.6.1. Поперечная устойчивость по условиям бокового скольжения колес Нарушение поперечной устойчивости чаще всего возникает под действием поперечной составляющей силы инерции Риу cos β, либо поперечной составляющей силы тяжести Ga sin β при наличии поперечного угла наклона дороги β. На колеса действуют реакции: ∑Rzн – нормальные на наружные по отношению к центру поворота колеса, ∑Rzв – на внутренние, ∑Ryн, ∑Ryв – поперечные, соответственно на наружные и внутренние колеса. Из условия равновесия поперечных сил и реакций дороги можно записать: Риу cos β – Ga sin β = ∑Ry, где ∑Ry = ∑Ryн + ∑Ryв. При боковом скольжении колес сумма боковых реакций равна силе сцепления колес в поперечном направлении: ∑Ry = ∑Rz φy = (Ga cos β + Риу sin β) jy, где φy – поперечный коэффициент сцепления. Если АТС движется равномерно по траектории радиусом R, то поперечная сила инерции равна Риу = (Мa Va2) / R. Тогда, критическую по боковому скольжению колес скорость движения можно определить из выражения: Vкр.j = . На горизонтальной дороге β = 0, и тогда Vкр.j = . При прямолинейном движении АТС по косогору сила инерции Риу = 0, и скольжение колес в поперечном направлении вызывается соответствующей силой веса Gа sin β. Критический угол косогора по боковому скольжению определяется тогда из выражения: tg βкр.φ = φy. Наибольшее влияние на критическую скорость по боковому скольжению оказывают продольные реакции на колесах. Чем больше эти реакции, тем существеннее снижается способность колес сопротивляться боковому скольжению. Если задние колеса ведущие, то сила тяги на них значительно больше, чем сила сопротивления качению передних ведомых колес. Поэтому задние колеса менее устойчивы при действии боковых сил, и в этом случае зачастую возникает занос (поперечное скольжение задних колес), который также характеризует потерю устойчивости. Боковое скольжение передних колес (снос), даже если они ведущие, менее вероятно, чем занос. 4.6.2. Поперечная устойчивость по условиям бокового опрокидывания При действии на АТС боковых сил при определенных условиях может наступить опрокидывание относительно опоры наружных колес. Во избежание бокового опрокидывания необходимо, чтобы суммы нормальных реакций, действующих на левые и правые колеса АТС, в отдельности удовлетворяли условию: ∑Rz н. ≥ 0; ∑Rz в. ≥ 0. Достижение равенства нулю реакций внутренних колес свидетельствует о критических условиях по боковому опрокидыванию. В этом случае опрокидывающий момент боковых сил равен восстанавливающему моменту силы тяжести. Если пренебречь боковым креном кузова, вызванным деформацией шин и упругих элементов подвески, то при движении на вираже это равенство запишется в виде: (Puy cos β – Ga sin β) hg = (Puy sin β + Ga cos β) 0,5 В. При равномерном движении по траектории радиусом R критическая по условиям опрокидывания скорость движения будет равна: Vкр.оп = . На горизонтальной дороге β = 0, и тогда: Vкр.оп = . При прямолинейном движении по косогору Puy = 0, и опрокидывание может произойти под действием силы Ga sin β. В этом случае критический угол косогора по опрокидыванию может быть найден из выражения: tg βкр.оп. = - В / 2 hg. Знак «- «здесь говорит о том, что опрокидывание направлено в сторону действия силы Ga sin β, а не Риу cos β, как в предыдущем случае. Из вышеприведенных формул следует, что наличие виража увеличивает критические скорости по скольжению и опрокидыванию.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |