Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Устойчивость АТС

Устойчивость – это совокупность свойств АТС противостоять дейст­вию возму­щающих сил, вызванных взаимодействием колес с неровно­стями дороги, аэродинами­ческими силами, наклоном дороги и др. Хорошей устойчивостью должны обладать все АТС, поскольку это свойство наряду с другими в значительной степени определяет безопасность движения.

Потеря устойчивости выражается в скольжении колес или опроки­дывании авто­мобиля. В зависимости от направления скольжения или оп­рокидывания различают про­дольную и поперечную устойчивость. Более вероятно и опасно нарушение попе­речной устойчивости.

Параметрами поперечной устойчивости могут являться:

- критические скорости кругового движения с заданным радиусом, соответст­вующие началу бокового скольжения колес или опрокидыванию АТС;

- критические углы косогора при прямолинейном движении, соот­ветствующие началу бокового скольжения или опрокидыванию;

- коэффициент поперечной устойчивости.

Кроме указанных оценочных параметров могут использоваться и другие, по­скольку общепринятая система оценочных показателей устой­чивости отсутствует.

4.6.1. Поперечная устойчивость по условиям бокового скольже­ния колес

Нарушение поперечной ус­тойчивости чаще всего возникает под действием попе­речной состав­ляющей силы инерции Риу cos β, либо поперечной составляющей силы тя­же­сти Ga sin β при наличии поперечного угла наклона дороги β.

На колеса действуют реакции: ∑R – нор­мальные на наружные по отношению к центру по­ворота ко­леса, ∑R – на внутренние, ∑R, ∑R – поперечные, соответственно на наружные и внут­ренние колеса.

Из условия равновесия поперечных сил и ре­акций дороги можно за­писать:

Риу cos β – Ga sin β = ∑Ry,

где ∑Ry = ∑R + ∑R.

При боковом скольжении колес сумма боковых реакций равна силе сцепления колес в поперечном направлении:

∑Ry = ∑Rz φy = (Ga cos β + Риу sin β) jy,

где φy – поперечный коэффициент сцепления.

Если АТС движется равномерно по траектории радиусом R, то по­перечная сила инерции равна Риу = (Мa Va2) / R.

Тогда, критическую по боковому скольжению колес скорость дви­жения можно определить из выражения:

Vкр.j = .

На горизонтальной дороге β = 0, и тогда

Vкр.j = .

При прямолинейном движении АТС по косогору сила инерции Риу = 0, и скольже­ние колес в поперечном направлении вызывается соответствующей силой веса Gа sin β. Критический угол косогора по бо­ковому скольжению определяется тогда из выражения:

tg βкр.φ = φy.

Наибольшее влияние на критическую скорость по боковому сколь­жению оказы­вают продольные реакции на колесах. Чем больше эти реак­ции, тем существеннее сни­жается способность колес сопротивляться боко­вому скольжению.

Если задние колеса ведущие, то сила тяги на них значительно больше, чем сила сопротивления качению передних ведомых колес. По­этому задние колеса менее ус­той­чивы при действии боковых сил, и в этом случае зачастую возникает занос (попе­речное скольжение задних колес), который также характеризует потерю устойчивости. Боковое скольжение передних колес (снос), даже если они ведущие, менее вероятно, чем занос.

4.6.2. Поперечная устойчивость по условиям бокового опроки­дывания

При действии на АТС боковых сил при определенных условиях мо­жет наступить опрокидывание относительно опоры наружных колес. Во избежание бокового опро­ки­дывания необходимо, чтобы суммы нормаль­ных реакций, действующих на левые и пра­вые колеса АТС, в отдельности удовлетворяли условию:

∑Rz н. ≥ 0; ∑Rz в. ≥ 0.

Достижение равенства нулю реакций внутренних колес свидетель­ствует о крити­ческих условиях по боковому опрокидыванию. В этом слу­чае опрокидывающий мо­мент боковых сил равен восстанавливающему моменту силы тяжести.

Если пренебречь боковым креном кузова, вызванным деформацией шин и упру­гих элементов подвески, то при движении на вираже это равен­ство запишется в виде:

(Puy cos β – Ga sin β) hg = (Puy sin β + Ga cos β) 0,5 В.

При равномерном движении по траектории радиусом R критическая по условиям опрокидывания скорость движения будет равна:

Vкр.оп = .

На горизонтальной дороге β = 0, и тогда:

Vкр.оп = .

При прямолинейном движении по косогору Puy = 0, и опрокидыва­ние может про­изойти под действием силы Ga sin β. В этом случае критический угол косогора по опро­кидыванию может быть найден из выражения:

tg βкр.оп. = - В / 2 hg.

Знак «- «здесь говорит о том, что опрокидывание направлено в сто­рону действия силы Ga sin β, а не Риу cos β, как в предыдущем случае.

Из вышеприведенных формул следует, что наличие виража увеличи­вает критиче­ские скорости по скольжению и опрокидыванию.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Поворачиваемость АТС | Проходимость АТС
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.