Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смотри дополнительно - допматкиэ\29\ван дер вее.doc , допматкиэ\29\камерон.doc , допматкиэ\29\неровня.doc




ПЛАН МАРШАЛЛА И ЕГО РОЛЬ В ВОССТАНОВЛЕНИИ ХОЗЯЙСТВА ЕВРОПЕСКИХ СТРАН.

Оценивая положение в экономике западноевропейских стран, специально созданная при президенте США комиссия по анализу помощи иностранным государствам отмечала в своем докладе, что: 1) объем производства в этих странах значительно ниже довоенного с критическим уровнем добычи угля; 2) потребность в импорте очень высока; 3) Европа потеряла крупный источник иностранной валюты в форме платежей за услуги (туризм, банковские операции и т. д.);4) произошел сильный сдвиг в соотношении цен между промышленностью и сельским хозяйством в пользу последнего; 5) наблюдалось разрушение единой системы торговли этих стран - и внутренней и внешней.

Для исправления ситуации государственным секретарем США Дж. Маршаллом в его выступлении в Гарвардском университете в июне 1947 г. был предложен план восстановления экономики западноевропейских стран. Причем требовался такой сценарий сотрудничества, который бы: а) обеспечивал большую самоокупаемость экономического возрождения Европы; б) повышал бы отдачу от американской помощи; в) вписывался в начавшееся в конце 40-х гг очередное обновление технологической базы американской экономики. Преследовалась и еще одна политическая цель. В условиях начавшейся «холодной войны», перед лицом советского экспансионизма сильная в экономическом отношении Европа должна была стать бастионом, который бы его остановил.

Конструктивная реализация этого сценария и воплотилась в “плане Маршалла”, который был успешно реализован. Он придал новый импульс промышленной реконструкции Западной Европы, а также решающим образом способствовал обновлению транспортной инфраструктуры, модернизации индустриального и сельскохозяйственного оборудования, выведению на нормальный уровень темпов производства продукции. Облегчению внутриевропейских расчетов. Кроме того, он способствовал установлению сильного влияния государства на экономические процессы, а также закрепил новое деление мира на две большие сферы влияния: Запад и Восток.

Несмотря на то, что 70% средств приходилось на поставки продовольствия, план помощи Европе рассматривался прежде всего как направленный на создание крепкой производственной базы. В соответствии с ним европейские участники должны были: 1) предпринять меры по облегчению обмена товарами и услугами между собой, ускорить развитие внутриевропейской торговли; 2) через межстрановую кооперацию в их рамках обеспечить активизацию наиболее эффективных производственных мощностей для достижения наискорейшего роста выпуска продукции; 3) предпринять финансовые и другие меры по укреплению своих валют, восстановлению доверия к ним; 4) придать европейской кооперации организационное обеспечение. Последней, кстати, стала ОЕЭС - Организация Европейского Экономического Сотрудничества, объединившая 16 государств.

В результате реализации “плана Маршалла” была достигнута либерализация торговли и платежей. Свободная же торговля активизировала поиск наиболее прибыльных направлений капиталовложений. Для того, чтобы последние не растрачивались впустую осуществлялась координация инвестиций, которая должна была предотвращать дублирование капвложений, а также направлять их в развитие ключевых отраслей. Обмен информацией по этим вопросам служил принятию мер по предотвращению перепроизводства и резкого снижения цен, ведущего к массовым банкротствам. Причем в качестве приоритетных для вложений капитала рассматривались отрасли, развитие которых уменьшало экономическую зависимость Европы от США.

Решение вопроса об источниках финансирования программ увязывалось с характером и видом поставок. По мере роста собственных ресурсов европейских стран сокращались ассигнования на поставки предметов первой необходимости. Причем большая их часть шла в форме дотаций, а не займов. Местная валюта, вырученная от продажи этих продуктов. Должна была использоваться правительством европейской страны для уменьшения дефицита госбюджета, а следовательно, и темпов инфляции; для наращивания производства таких дефицитных ресурсов как сталь, цемент, уголь, шахтное оборудование, калийные удобрения, синтетические материалы, текстильное оборудование, нефтепродукты, энергетическое оборудование, транспортные средства. Тем самым оказывалось противодействие инфляции издержек в потребительском секторе экономики.

Второй вид поставок - промышленное оборудование. Здесь в финансировании преобладали займы Международного банка. Третий вид - сырье, с\х машины, промышленные товары, запчасти и проч., финансировались под гарантии американского правительства через Экспортно-импортный банк США, создавший для этого специальное отделение.

За три года ежегодная помощь в 4-5 млрд долларов позволила увеличить выпуск продукции на 20 млрд. За четыре года действия плана (1948-51 гг) помощь была оказана на 17 млрд долл, причем 2/3 этой суммы достались четырем странам (Великобритании, Франции, ФРГ и Италии) из 16 участвовавших в нем. Всего же с 1945 по 1956 гг. США предоставили более чем на 45 млрд долл даров и на 12 млрд займов, а частные инвестиции составили около 7 млрд долл.

Высокая результативность этого плана во многом объясняется тем, что он был ориентирован на “расшивку” узких мест в снабжении западноевропейского производства, на избирательный импорт сырья и материалов. Важным направлением в стратегии подъема было восстановление и обновление основных фондов. Причем большая часть производств должна была размешаться в Европе. На эти цели выделялось в 1947 г более 20 % национального дохода, что привело в 1950 г к увеличению выпуска продукции в базовых отраслях более чем на 50 %. Кроме того, почти в 1,5 раза вырос экспорт, в том числе в США и Канаду. Существенным фактором экономических достижений Западной Европы явилось эффективное распределение усилий между развитием традиционных и новейших технологий.

В целом, реализация “плана Маршалла” продемонстрировала результативность экономической политики, при которой инфляции противопоставлялся контроль не только за денежной, но и за товарной массой. Для укрепления национальной валюты необходимы меры и по сдерживанию роста денежной массы, и по повышению отдачи от имеющихся производственных ресурсов.

8. ВАРИАНТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ПОСЛЕ 2 – ОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

Смотри также - допматкиэ\30\ван дер вее.doc, допматкиэ\30\камерон.doc, допматкиэ\30\неровня.doc, допматкиэ\30\кузнецова.doc

Первоочередной целью послевоенной экономической политики западных стран стало обеспечение и поддержка процесса экономического роста, что подразумевало смену идеологических ориентиров. Если после 1 мировой войны Европа стремилась точно воспроизвести либеральный капитализм 19 века, то после 2ой мировой кейнсианская революция стала играть решающую роль в развитии смешанной экономики. Это стало возможным в силу усиления государственного вмешательства в экономику, которое имело место до и в ходе войны.

 

Смешанная экономика (СЭ) – это форма экономической организации общества, при которой частная система управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительство, опираясь на рыночный механизм, воздействуют на экономику через директивные или фискальные рычаги.

Теоретические основы СЭ можно найти в трудах К. Викселя (концепция дефицитного финансирования), Дж. М. Кейнса (необходимость государственного вмешательства в экономику и выработки экономической политики в области потребления-спроса, денежной сфере, налогов, инвестиций), а также в работах ученых т.н. «мозгового треста» при Ф.Д. Рузвельте, в который входили институционалисты Дж.Коммонс и У. Митчел, а также С. Кузнец и В. Леонтьев (обоснование и разработка основ проведения социальной политики, необходимость макропрогнозирования и национального счетоводства).

Смешанная экономика понималась прежде всего реально через серию законодательно оформленных решений, предусматривающих обеспечение полной занятости. Импульс ей придала волна национализаций во Франции, Италии и Великобритании. В ее ходе государство все больше утверждалось как главный наниматель рабочей силы, что позволяло ему контролировать абсолютно все ключевые секторы экономики. Однако полная занятость выступала лишь одним аспектом из комплекса социальных целей, преследуемых смешанной экономикой. Кроме нее важными объектами выступали перераспределение доходов и социальная политика, а также установление экономической демократии в виде сотрудничество ведущих социальных групп под покровительством государства.

Становление смешанной экономики на Западе происходило не по единой схеме. Можно выделить следующие модели (варианты) смешанной экономики:

1) неоэтатисткий (лидер Франция). Составные элементы – национализация, государственное индикативное планирование. Кроме Франции – Великобритания (более мягкий вариант регулирования), Япония и Италия – контроль государством участия банков в предприятиях.

2) неолиберальный - США и ФРГ. В первых ограничились принятием Закона о занятости, корректировкой антимонопольного законодательства и мероприятиями по регулирова-нию спроса. В ФРГ осуществлены денацификация, денационализация, начала осуществляться антитрестовская политика, планирование на уровне отдельных концернов и других хозяйственных единиц, а также банков и других финансовых институтов.

3) централизованного согласия - малые страны Европы, Швеция, Нидерланды, Австрия и Бельгия. Данная модель подразумевает согласие представителей различных социальных групп относительно путей развития страны. Социальную и структурную политику, а также налоговую политику, при которой значительная часть средств перераспределяется для проведения социальных мероприятий.

Существенная характеристика СЭ заключается в наличии социально-ориентированного рынка, в котором государство выполняет роль регулятора макроэкономических процессов, а также устанавливает правила игры на рынке для частных предприятий. Важно также отметить, что СЭ, это не просто экономика, где сосуществуют разные формы собственности, а та, где высоко развиты и частный и государственный сектора и нет прямого контроля над производством и передвижением капитала. Основная же характеристика госэкономики, при этом - не отсутствие прибыли, а скорее ее обеспечение за рамками госсектора - в частной сфере, функционирование которой поддерживается нерентабельностью госсектора. Последний выполняет роль встроенного регулятора для обеспечения динамичного развития частного сектора, повышения его рентабельности. В СЭ развитых стран каждая из форм собственности занимает нишу, где функционирование именно этой формы приносит наилучшие общественные результаты.

При всем разнообразии конкретных форм смешанной экономики, различных долей государственного и частного секторов в их составе, можно выделить доминирующие черты СЭ.

1. Функционирование СЭ возможно только в демократическом обществе, имеющем устоявшуюся правовую систему с разработанными процедурами ненасильственного снятия социальных напряженностей.

2. Политические системы стран со СЭ основаны на корпоративизме, сущность которого состоит в ненасильственном отстаивании противоречивых групповых интересов с учетом существующих политических и экономических институтов и норм. Корпоративизм призван обеспечить участие широких слоев общества в управлении СЭ.

3. В обществах с СЭ постепенно ослабляется роль социально-классовой дифференциации, на смену которой приходит социально-профессиональная ее тип, влекущий за собой различия в социальной обеспеченности и защищенности, социально - культурные различия.

4. В социальной структуре общества со СЭ центральное место занимают средние слои, как традиционные, старые, так и новые. Их интересы стоят в центре социально-экономической политики, проводимой правительствами этих стран.

5. Характерная для стран с СЭ социальная ориентированность экономического развития дает возможность более полно использовать потенциал общества через разные социальные формы и сектора, достичь социального согласия классов, социальных слоев и групп.

Через некоторое время начался пересмотр смешанной экономики, который заключался в:

- постепенном отходе от планирования (особенно на уровне государства);

- повышении роли крупных промышленных и финансовых структур в экономике (транснациональных корпораций и банков);

- появление концепции и практики «общества благосостояния» (развитие отраслей «третичной сферы», прежде всего сферы услуг);

- усиление роли профсоюзов в политике и экономике;

- начало процессов конвергенции, т.е. сближения и стирания граней между социализмом и капитализмом.

 

Рассмотрев общие черты понятия «смешанная экономика» можно перейти к характеристике того, как процесс ее становления проходил на практике. Далее рассматриваются основные экономические тенденции и модели трансформации мира после второй мировой войны. При этом особое внимание уделяется проблемам становления постиндустриального общества в развитых странах (прежде всего в США).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.