КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Смотри также - допматкиэ\32\кузнецова.doc . допматкиэ\32\неровня.doc
США. В течение первого послевоенного десятилетия США сохранили и упрочили свои позиции в капиталистической экономике. Усилилась роль государства в регулировании хозяйственной жизни, особенно в периоды реконверсии и циклических спадов производства. Основным фактором, который стимулировал экономический рост долгое время были военные расходы и милитаризация хозяйства, осуществлявшиеся в условиях соперничества сверхдержав. За годы войны НД США удвоился, более чем вдвое возросло промышленное производство. В стране был создан хорошо отлаженный производственный механизм, который опирался на емкий внутренний и международные рынки. После войны США давали 60% промышленной продукции капиталистического мира, сосредоточили в своих руках 2\3 золотого запаса и 1\3 мирового экспорта. После создания в 1944 Бреттон-Вудской системы золотого валютного стандарта, за долларом была закреплена роль мировой резервной валюты(наряду с золотом). США предоставили первоначальный капитал для создания МВФ и МБРР и поэтому оказывали серьезное влияние на их деятельность. США предложили свободному миру свой рынок для сбыта продукции, свои капиталы для восстановления разрушенных войной экономик, свою идеологию, в том числе и экономическую. Ориентация других стран на американский рынок заставила их постепенно адаптировать и свои собственные экономики к требованиям, предъявляемым США. Основной проблемой послевоенной экономики США была реконверсия. Она проходила под контролем государства. Причем американцам удалось избежать кризиса реконверсии, который имел место после 1 мировой войны. Это объяснялось тем, что в результате отложенного спроса в стране имелось около 129 млрд долл ликвидных накоплений, которые создали стимул для производства товаров широкого потребления и капитального строительства. Военные заводы были проданы частному бизнесу, при этом даже мелким с средним предпринимателям удалось воспользоваться ситуацией реконверсии и проникнуть в те сферы, где им ранее было трудно конкурировать с крупным бизнесом. Свертывание органов чрезвычайного регулирования не привело однако к уменьшению воздействия государства на экономику. Оно приняло другие формы. Так в 1946г. был принят З акон о занятости, который официально провозглашал ответственность государства за состояние экономики страны. В соответствии с ним государство должно было обеспечить “максимальные занятость, производство и покупательную способность”. Кроме того, был создан Совет экономических консультантов при президенте, который обязан был следить за состоянием экономики страны и предоставлять ему ежегодные доклады. Глава государства же должен направлять ежегодное экономическое послание Конгрессу США, в котором следовало анализировать состояние экономики и давать рекомендации государственным органам и частным предпринимателям. Одной из проблем реконверсии стала инфляция, которая была результатом отмены контроля за ценами и зарплатой со стороны государства. Она наряду с другими факторами явилась причиной экономического спада, который имел место в 1949 г. Его смягчению способствовали осуществление “плана Маршалла” и война в Корее. Благодаря первому США избавились от излишков продукции, не находившей сбыта внутри страны, а также смогли увеличить инвестиции в экономику европейских стран. После начала в 1950 г. войны в Корее был принят закон о военном производстве, который расширял вмешательство федерального правительства в экономику и социальные отношения. Он давал президенту право устанавливать очередность решения производственных проблем, распределять ресурсы, строить новые заводы, предоставлять налоговые льготы частному капиталу, вводить контроль над ценами и зарплатой. Последующие десятилетия характеризовались ростом влияния НТР на экономику страны и развертыванием социальных программ. Основными стимулами НТП в США были: стремление обеспечить себе мировое лидерство в научно-технической сфере; усиливавшаяся в ней конкуренция со стороны Японии и стран Западной Европы; изменение темпов, объемов, направленности и структуры капиталовложений. Так, объем частных инвестиций вырос с 1946 по 1965 гг с 30 до 72 млрд долларов. Эти огромные средства позволили полностью модернизировать целые отрасли экономики. Промышленность и за ней с\х стали функционировать на совершенно иной технической основе. Характерной чертой НТР стала автоматизация производства, в частности создание и коммерческое использование с начала 50-х гг в производстве, банковском деле, сфере обслуживания ЭВМ. Необходимость расширения инвестиций в НИОКР ускорила процессы концентрации производства. В 1955-60 гг было зарегистрировано 3300 слияний монополий. На этой базе в середине 50-х гг возникла новая форма концентрации и централизации капитала в виде конгломератов. Они устанавливали монопольный контроль за совершенно не связанными по производственно-техническому принципу фирмами. НТР существенно меняла структуру рабочей силы. Сокращалась доля рабочих физического труда (с 36 до 30%), росла доля специалистов высшей и средней квалификации. США стали первой страной в которой число рабочих непроизводственной сферы превысило количество занятых непосредственно физическим трудом. НТР породила и ряд новых проблем, к которым относились: нарушение экологического равновесия из-за загрязнения окружающей среды и неконтролируемого внедрения технических новшеств; рост безработицы, вызванный изменениями в структуре рабочей силы; разрыв между предложением товаров и услуг и платежеспособным спросом на них; снижение темпов экономического роста, на фоне интегрирующихся европейских стран. Попыткой решения этих проблем стала программа “новых рубежей ” предложенная администрацией Дж. Кеннеди в начале 60-х. В ее основе лежала идея стимулирования темпов экономического роста с помощью методов бюджетной, налоговой и кредитно-денежной политики. В 1962 г был сокращен срок амортизации основного капитала для всех корпораций и введена налоговая скидка на капиталовложения. Увеличивались государственные ассигнования на НИОКР, особенно в военной области. С целью предотвращения резкого роста инфляции практиковался косвенный контроль над ценами и зарплатой в виде “ориентиров” для предпринимателей и профсоюзов, который был привязан к росту производительности труда. Были проведены ряд мероприятий в области социальной политики: увеличен минимум почасовой зарплаты, выделены субсидии депрессивным регионам и фермерам, продлен срок выплаты пособий по безработице, снижен подоходный налог. Наконец в августе 1964 г был принят Закон об экономических возможностях, определивший основные направления деятельности правительства по борьбе с бедностью, который включал четыре вида мероприятий: профессиональную подготовку и обучение(“трудовые корпуса”); программы “общинных действий”, которые осуществлялись на уровне муниципалитетов и предусматривали распределение и контроль средств со стороны местной общественности(2,5 млрд долл); специальные программы для сельской местности и мелкого бизнеса; деятельность миссионерских организаций. Всего на эти цели с 1964 по 1968 гг было израсходовано 10 млрд долл или 40% расходной части бюджета. 70 -е гг были периодом обострения проблем социально- экономического развития США. Это стало следствием целого комплекса причин, среди которых, прежде всего, следует выделить положение единственного экономического лидера, которое наряду с преимуществами в финансировании своей экономики, на протяжении длительных промежутков времени создавало для нее серьезные проблемы (отрицательное сальдо платежного баланса; завышенный валютный курс, а значит снижение конкурентоспособности товаров и эффективности экономики; перепотребление; дефицит госбюджета и растущий государственный долг). Начало десятилетия ознаменовалось спадом, особенностями которого стали рост цен и нарастающая инфляция. В конце 1973 г США и другие развитые страны столкнулись с энергетическим кризисом вызванным резким повышением цен на нефть со стороны стран ОПЕК (с 3 до 11,65 долл за баррель), а затем с глубокими структурным и циклическим кризисами. Особенностями последнего были: свертывание производства сопровождалось ростом цен (только за 1974 г - 10%) и неконтролируемой инфляцией (стагфляция); рост безработицы(до 8 млн человек) не приводил к падению уровня зарплаты; циклический кризис производства переплетался со структурным, сырьевым и валютно-финансовым. Хотя по своим показателям этот кризис и уступал “Великой депрессии”, сумма убытков понесенных коммерческими банками составила 2 млрд долл, а общая задолженность корпораций - 1 трлн долл. Кризис обнажил зависимость страны от импорта и внешнеторговой конъюнктуры в целом. Для его преодоления администрация Дж. Картера предложила и приступила к осуществлению энергетической программы, которая включала увеличение производства нефти и угля в самих США; введение мер по экономии нефти в промышленности и быту; содействие государства в разработке и производству новых видов топлива, источников ресурсов и т. п. Администрация Р. Никсона прибегла к чрезвычайным мерам по стимулированию экономики: замораживанию (сначала на 90 дней) цен и зарплаты и прекращению обмена долларов на золото - на первом этапе; контроль над ценами и зарплатой, а также девальвация доллара - на втором; снятие прямого контроля над ценами и зарплатой - на третьем. Кроме того, были существенно урезаны программы борьбы с бедностью, ассигнования на переустройство городов, профтехобучение и помощь этническим меньшинствам. Но наряду с этим увеличились выплаты пенсий по старости и по безработице, минимум почасовой зарплаты. Широкое распространение получила система государственного вспомощество-вания. Другими составными частями экономической политики этой администрации были борьба с инфляцией(ее уровень в 1980 г был равен 18%) и достижение сбалансированности федерального бюджета, дефицит которого составил к 1981 г почти 60 млрд долл. Чтобы преодолеть первую сокращались расходы федерального правительства и многие социальные программы, это же предлагалось сделать частному бизнесу и профсоюзам в рамках программы “добровольных ограничений”. Наконец, ФРС резко повысила учетные ставки с целью ужесточения условий кредита и ограничения роста денежной массы в стране. Однако в противоположном направлении цены толкали рост военных расходов и система индексации социальных пособий. Все это привело к: сокращению доли США в мировом промышленном производстве с 42% в 1960 до 36,7% в 1980; уменьшению удельного веса США в мировом объеме экспорта с 18 до 13%; отставанию по уровню ВНП на душу населения от Германии, Англии и Франции. Что же позволило экономике США справиться со своими проблемами и снова предложить миру путь экономического развития? Ответ – переход к постиндустриальному обществу. В 50-60-е годы в США вызревали предпосылки и создавались механизмы для практического перехода к новому, информационному этапу развития. Это проявлялось в следующих процессах: - к середине 50-х гг. занятость в сфере услуг окончательно превысила занятость в индустриальной сфере; выросли требования к образовательному уровню рабочей силы; были широко развернуты исследования, связанные с изучением человека. Причем их результаты были непосредственно востребованы бизнесом и стали объектом вложения капитала (была разработана концепция «человеческого капитала»); - центр тяжести в сфере производства, распределения и потребления стал смещаться с производителя к потребителю; сформировалось «общество потребления»; на 60-е годы пришелся расцвет маркетинга; - повышенное внимание стало уделяться инвестициям в перестройку системы управления компаниями, вложениям в человеческие технологии; в конце 60-х стали внедряться элементы «народного капитализма» (владения работниками акциями предприятий на которых они работают), а также новые подходы в системе внутрикорпоративных взаимоотношений (например, концепции фирмы-команды); - с 70-х годов стали интенсивно развиваться инновационные технологии в финансовой сфере (разработана и внедрена в практику теория финансовых рисков и рыночного страхования, а также вырос круг финансовых инструментов), т.е. Америка превратилась в мировой центр по обработке финансовой информации и генератор инновационных технологий в этой сфере. До сих пор финансовые, консультационные и аудиторские услуги являются важной статьёй дохода американских компаний; - в 70-е годы была осуществлена массовая чистка в производственной сфере, в результате которой были ликвидированы многие предприятия «старой экономики» и начали бурно развиваться высокотехнологичные и наукоемкие компании; - изменилась система взаимоотношений между местными и федеральными органами власти (более четко были распределены полномочия и финансовые потоки ), а также система регулирования экономики центральными органами (кейнсианские методы уступили место монетаристким) и подходы к регулированию государством хозяйственной конъюнктуры.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |