КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и субъекты административного надзора
Лекция №12. Административный надзор Важную роль в достижении целей, поставленных перед органами исполнительной власти, играет контроль за соблюдением правовых норм, т.е. надзор. Известно, что контроль – атрибут административной власти, одна из важнейших ее функций. Он включает наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, оценку ее с правовых, научных, социально-политических организационно – технических позиций. Но во многих случаях ради обеспечения свободы граждан, предприятий, организаций, ограждения их от чрезмерной государственной опеки контрольные полномочия субъектов власти ограничивают правовыми актами, представляя им возможность осуществлять только надзор. А когда между проверяющими и проверяемыми нет организационной подчиненности, то отграничение контроля от надзора необходимо для предотвращения вмешательства в оперативную деятельность субъектов, не несущих ответственности за ее последствия. В условиях сокращения государственного вмешательства в деятельность организаций, в жизнь граждан, перехода к правовому государству объем надзора увеличивается за счет сужения объема контроля. Кроме того, объем надзорной деятельности расширяется потому, что в жизни общества увеличивается роль технических средств, разнообразных технических правил, контроль за соблюдением которых – важное условие обеспечения безопасности. Надзор – это ограниченный, суженный контроль. В России в настоящее время существуют три типа надзора: судебный; прокурорский; административный. Последний – самый большой по объему и разнообразию. Его осуществляют сотни тысяч государственных служащих, он значительно отличается и от судеб- ного, и от прокурорского надзора. Во-первых, властными субъектами надзорной деятельности являются субъекты публичной исполнительной власти. Во-вторых, если главная цель судебного и прокурорского надзора – обеспечение законности в стране, то основная цель административного надзора – обеспечение безопасности граждан, общества и государства. Надзор за соблюдением правил государственная администрация осуществляет главным образом для предупреждения вредных для общества действий, событий, проявлений стихийных сил (эпидемий, пожаров, взрывов ит.д.), уменьшения тяжести их последствий. В-третьих, административный надзор всегда специализирован, направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, таможенных, ветеринарных, правил дорожного движения, правил охоты, рыбной ловли и др.), а не соблюдением законности в целом. В-четвертых, административный надзор за конкретными объектами производится систематически. Он носит инициативный характер, проводится не только в связи с поступлением сигналов, жалоб, дел, но и по инициативе самих субъектов власти, в плановом порядке. В-пятых, административный надзор осуществляется, как правило, субъектами функциональной власти, наделенными надведомственными полномочиями. Индивидуальные и коллективные субъекты, за которыми производится надзор, организационно не подчинены субъектам власти, которые их проверяют. В-шестых, административный надзор связан с широким применением административного принуждения. Надзорные структуры наделены большими юрисдикционными полномочиями, правом применять меры превентивного характера, меры административного пресечения и административные наказания. Административный надзор можно определить как надведомственный, специализированный, систематический контроль субъектов административной власти за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм. Административный надзор, с одной стороны – средство административного воздействия, вид исполнительно-распорядительной деятельности, а с другой – часть государственного надзора, средство обеспечения режима законности. Он обеспечивает охрану соответствующих общественных отношении и материальных ценностей и не только от правонарушений, но и от объективно противоправных действий и стихийных явлений. Субъекты надзорной деятельности обязаны заботиться о том, чтобы не допустить, предотвратить наступление вредных последствий (пожаров, эпидемий, дорожно-транспортных происшествий и т.п.), выявить обстоятельства, которые могут быть их причиной, и принять меры для устранения обнаруженных отклонений. Другими словами, на первом плане – прогноз, предупреждение, пресечение, чтобы не допустить наступление вреда сейчас, а на втором плане – применение карательных санкций для общей и частной превенции правонарушений в будущем. В системе регулятивного административного надзора можно выделить две разновидности: - надзор за неопределенным числом субъектов, а точнее, за всеми теми, кто обязан соблюдать противопожарные, санитарные, таможенные и иные правила; - надзор за лицами, получившими лицензии и иные разрешения. Существует еще одна специфическая разновидность административного надзора – надзор за лицами, совершившими преступления
§ 2. Содержание административного надзора Содержание административного надзора включает в себя определенные направления этой деятельности. 1. Правотворчество, участие в определении правового режима поднадзорных объектов. В одних случаях органы, осуществляющие административный надзор, сами утверждают специальные правила (таможенные, налоговые и др.), в других – готовят проекты соответствующих актов (федеральных законов, указов Президента РФ, правительственных и ведомственных актов). 2. Организационно – массовая и материально – техническая предупредительная деятельность. Субъекты административного надзора активно осуществляют пропаганду специальных знаний (правил дорожного движения, правил пожарной безопасности и др.), координацию и методическое руководство соответствующей деятельностью поднадзорных объектов, учетно-аналитическую работу. 3. Предварительный контроль. В частности, проведение экспертиз, выдача заключений на проекты строительств сооружений, производства продукции и т.д. Многие надзорные органы дают разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, осуществляют допуск конкретных лиц к работе. В этом же ряду государственные аттестации, аккредитации, сертификации, клеймение метрологических средств, ювелирных изделий. 4. Текущий контроль. Он предполагает наблюдение за соответствующими отношениями, действиями, состоянием окружающей среды и материальных ценностей. Основной формой надзорной деятельности является непосредственное осуществление контроля, сбор и анализ информации о поднадзорных объектах. Для этого субъекты надзора наделяются полномочиями требовать представления справок, отчетов и иных документов, брать объяснения у должностных лиц и граждан, проводить досмотры, обследования на местах, направлять материалы специалистам, требовать проведения экспертиз, обследований, инвентаризаций, участвовать в работе комиссий по расследованию несчастных случаев. Систематически проводятся проверки организациями и гражданами санитарных, противопожарных, таможенных, автодорожных правил, технические осмотры транспортных средств, государственные испытания средств измерений. 5. Применение мер пресечения неправомерных действий в целях уменьшения тяжести последствий таких действий, а также предупреждения эпидемий, эпизоотий, пожаров, неблагоприятного воздействия окружающей среды. Минимизации вредных последствий действия неблагоприятных факторов способствуют карантины, запрещение движения, меры по эвакуации людей, запреты, ограничения на определенные действия, уничтожение больных животных и иные профилактические акты в условиях чрезвычайных ситуаций.
Для пресечения неправомерных действий субъекты административного надзора используют такие принудительные средства, как предписания, обязывающие устранить конкретные нарушения в определенный срок, приостанавливать временно деятельность предприятий, организаций до рассмотрения судом дела о привлечении к административной ответственности в случаях выявления нарушений, представляющих опасность для жизни и здоровья людей. Надзорные службы вправе приостанавливать действие лицензий, отстранять от работы, изымать вещи и документы. 6. Привлечение виновных к ответственности. Многие субъекты административного надзора вправе сами применять к виновными такие административные наказания, как предупреждение, штраф. В ряде случаев их должностные лица имеют право возбуждать дело об административном правонарушении (составить протокол об административном правонарушении). В ст. 28.3 КоАП РФ дан исчерпывающий перечень органов, должностные лица которых вправе составлять протоколы об административных правонарушениях. Руководители указанных органов своими приказами утверждаю перечень конкретных должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |