Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законы и закономерности менеджмента. Общие законы менеджмента и их характеристика




Принципы менеджмента, их содержание. Принципы 20-х годов ХХ столетия

Лекция 2. Принципы, законы и закономерности менеджмента. Эволюция управленческой мысли

Список используемых источников

1. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Практикум по курсу «Менеджмент»/ О.С. Виханский, А.И. Наумов; под ред. А.И.Наумова. - Москва: «Гардарика», 1998. - 288 с.

2. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник. / И.Н. Герчикова -Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ,1998.–95-110с.

3. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учеб.пособие / Н.И. Кабушкин - Минск: «Новое издание», 2000. - 336 с.

4. Основы менеджмента и маркетинга: учебное пособие / Р.С. Седегова [и др.]; под ред. Седегова Р.С. - Минск.: Выш.шк., 1995. - 5-15, 19-26, 35-59 с.

5. Фатхутдинов, Р.А. Система менеджмента: учебно-практическое пособие / Р.А. Фатхудинов, 2-е изд. — Момква: ЗАО “Бизнес-школа” Интел-Синтез”, 1997. — 352 с.

 

 

Вопросы:

1. Принципы менеджмента, их содержание. Принципы 20-х годов ХХ столетия.

2. Законы и закономерности менеджмента. Общие законы менеджмента и их характеристика.

3. Эволюция управленческой мысли. Этапы, периоды и школы управленческой мысли.

4. Менеджмент 60-х годов ХХ столетия. Количественный, системный и ситуационный подходы.

 

 

 

Принципы – это правила, которыми руководствуются в любом виде деятельности, в том числе и в менеджменте. Они, как правило, отражают существующие черты экономической системы, в рамках которой действуют.

Так, в социалистической экономике, основанной на общественной (государственной) форме собственности на средства производства ведущими (основными) принципами были: плановость хозяйства, единство политики и экономики, демократический централизм, подчиненность индивидуальных интересов общим, использование экономических, моральных и социальных мер поощрения НОТ и т.д.

Менеджмент в условиях рыночной экономики базируется на следующих принципах:

- экономическое самоопределение личности, т.е. право каждого свободно распоряжаться своим наработанным потенциалом;

- право быть собственников всех видов имущества, принадлежащем индивидууму;

- экономическая свобода товаропроизводителя, широкой сети мер социальной защищенности.

Принципы менеджмента делятся на три группы:

1. Общие и структурно-функциональные принципы управления производством.

2. Принципы, определяющие взаимоотношения в коллективе (принципы управления людьми).

3. Принципы, способствующие формированию личности менеджера- руководителя.

В числе принципов первой группы можно назвать: прибыльность, маркетинговый менеджмент, структуры управления (линейная, функциональная) плановости, научной организации труда, компьютеризации. Плановость в рыночной экономике основывается на экономической свободе товаропроизводителя и экономическом самоопределении личности. Принципы наученной организации труда, инноваций и структурных изменений основываются на законе рыночной конкуренции.

Вторая группа принципов связана с отношениями между руководителями различных рангов и членами производственных коллективов организации. Ориентация на человека является основой менеджмента. Стратегия взаимоотношений под общим понятием человеческого фактора (человеческих отношений) включает:

- партнерство между руководителем (менеджером) и руководимым им коллективом;

- целевая установка на создание менеджером лучших условий труда;

- делегирование полномочий (децентрализация управления);

- отказ от привилегий;

- расширение сфер общения с подчиненными;

- экономические, моральные, социальные поощрения.

Партнерство – замену жестких отношений подчиненности отношениями доверия.

Делегирование (децентрализация) – передача прав подчиненным самостоятельно принимать решения на более низком уровне подчиненности.

Лучшие условия – создание хорошего микроклимата, сохранять социальные, моральные и культурные ценности на предприятии.

Моральные принципы лежат в основе повышения производительности труда.

Третья группа принципов связана с формированием личности и имеет большую социально-педагогическую значимость. Это базисная группа принципов в плане функционирования первых двух. Обеспечить выполнение первых двух групп принципов невозможно без хорошо подготовленного, обладающего соответствующими качествами руководителя. А поэтому принцип подготовки кадров в менеджменте имеет первостепенное значение.

Принципы 20-х годов ХХ столетия.

В Европейском направлении школ научного менеджмента, относящихся к III периоду развития науки управления – менеджмента, самой яркой фигурой, разработчиком школой научного менеджмента А.Файл в 20-х годах ХХ века. Он разработал 14 принципов менеджмента, за что американцы называют его отцом менеджмента:

1. Разделение труда – этот принцип позволяет уменьшить число объектов, на которых концентрируется внимание каждого участка управленческого процесса, сконцентрировать внимание каждого на наиболее важных объектах управления.

2. Власть и ответственность – они взаимосвязаны. Власть это право отдавать приказы и сила, требующая повиновения. Но нет власти без ответственности. Боязнь ответственности парализует власть.

3. Дисциплина – это, прежде всего, повиновение.

4. Единство распоряжения – при любом роде деятельности работник должен получать приказ только от одного вышестоящего лица.

5. Единство дирекции – единый глава и единый план работы.

6. Подчинение индивидуальных интересов общим. Интересы одного или группы работников не должны быть выше всего концерна.

7. Вознаграждение персонала – это цена оказываемых услуг. Она должна быть справедливой и приносить удовлетворение, как работнику, так и нанимателю.

8. Централизация – в любом организме должен быть мозг или управляющий центр.

9. Скалярная цель – это цель подчинения, начиная от верхних эшелонов иерархии и кончая низшими.

10. Порядок – должно быть рабочее место для каждого работника и каждый работник должен быть на своем рабочем месте.

11. Справедливость – руководитель должен вселить дух справедливости на всех уровнях управленческой цепи. Лишь в этом случае персонал будет заинтересован в выполнении своих обязанностей со всей отдачей и преданностью.

12. Стабильность пребывания персонала в должности- это требует, чтобы работник имел время для овладения приемами работы на должном профессиональном уровне.

13. Инициатива – продумать план действий и приложить все силы к его выполнению. Это является источником глубокого удовлетворения интеллигентного человека.

14. Корпоративный дух – гармония между членами персонала в коллективе составляет огромную силу концерна.

 

 

Закон и закономерности управления экономикой являются объективной экономической категорией. Они определяют форму структуру, процесс управления. В науке под законом понимаются отношения, которые носят характер устойчивых, объективных, существенных, необходимых и повторяющихся при определенных условиях явлений. Законы, таким образом, отражают сущность определенной совокупности явлений.

Понятие закон и закономерность можно соотнести как общее и частное. Закон отражает более общее понятие, закономерность – это проявление Закона, его часть, его сторона. Говоря о закономерностях, обычно имеют ввиду предварительный этап обнаружения закона, т.е. в начале надо найти, понять, проанализировать несколько сходных качеств в явлениях или их связях, а затем уже выявляется и объясняется закон как сущность, обобщенное понятие этих закономерностей. Например, в современном менеджменте большую значимость имеет закон времени (экономия времени). В качестве экономии здесь может рассматриваться экономия расчетного времени в производственных, снабженческо-сбытовых, транспортно-складских, финансовых и других операциях. Таким образом, закономерности науки управления это отражение существенных, объективных отношений в реальном управлении экономикой и производством.

К общим законам менеджмента (управления) относятся:

1. Закон специализации управления.

2. Закон интеграции управления.

3. Закон необходимой и достаточной централизации управления.

4. Закон демократизации управления.

5. Закон времени (экономии времени).

Рассмотрим эти законы.

1. Закон специализации управления. Сущность этого закона состоит в том, что управление на предприятии, фирме, как правило, осуществляется значительным персоналом работников (управленцев, руководителей) и зависит от величины предприятия.

Виды выполняемых ими работ включают:

- Функции управления (планирование, организация, мотивация, контроль)

- Средства труда (информационные и технические функции управления, исследовательские и статистические методы)

- Трудоемкость выполнения функций (руководители отделов, подчиненные)

- Различных полномочий (уровни управления, права, обязанности, ответственность).

На современном этапе, на предприятии, фирме ввиду того, что управление является очень сложным делом, функции управления не может выполнять один человек, даже если он хороший специалист. Поэтому часто на крупных предприятиях высшее руководство состоит из рабочих групп (Совет директоров), состоящих из равных членов управления, но с различными функциями.

2. Закон интеграции управления. Необходимость интеграции определяется потребностью самого производства и управления.

Интеграция – объединение разрозненных специализированных действий в единый общий процесс функционирования и развития управления.

В управлении интеграция проявляется через компоненты:

- Она объединяет людей в процессе трудовой деятельности

- Координацию работы в процессе работы структурных подразделений (планирование, функционирование, контроль и т.д.)

- Информационное обеспечение.

К факторам, определяющим интеграцию в менеджменте, относятся также социально-психологические и социально-экономические компоненты, такие как: микроклимат в коллективе, сложившаяся культура поведения, инфраструктура управления.

В практике управления интеграции отводится большая роль. Так как при плохой интеграции инфраструктуры снижается управление предприятием. И если дезинтеграция начинается и быстро развивается, то это может привести к прекращению деятельности фирмы.

3. Закон необходимости и достаточной централизации. Этот закон еще можно рассматривать как закон оптимального сочетания централизации и децентрализации управления, т.е. закон предполагает, с одной стороны проведение определенной лини управления по вертикали (сверху вниз), с другой – он предусматривает необходимость передачи отдельных функций управления на более низкий уровень.

Объективно система управления имеет централизованную форму. Мозговой центр менеджмента представлен, как правило, административным советом, генеральным директором (директорами), президентом фирм.

Организация, в которой руководство высшего звена оставляет за собой право большую часть полномочий, необходимых для принятия важных решений, называется централизованным.

Децентрализованные организации – это такие организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления централизации, позволяют улучшить контроль и координацию специализированных управленческих служб, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями, обеспечивает целостность, порядок, согласованность действий, дает возможность более экономично использовать опыт, человеческие и материальные ресурсы.

Децентрализация облегчает процесс управления большой фирмой за счет передачи полномочий на средний и низший уровень, стимулирует инициативу и позволяет принимать решение тому руководителю, который непосредственно занимается этим вопросом, быстрому продвижению и росту вместе с фирмой молодых специалистов. В последнее время в развитых странах идет попытка перестройки, от централизации к децентрализации управленческих структур.

4. Закон демократизации управления. Этот Закон основан на попытке, что управление будет только в том случае эффективным, если оно будет соответствовать интересам людей, т.е. демократическим (греческое слово «демос» - люди).

Демократизация управления включает широкий круг вопросов: привлечение большого числа людей (трудящихся) к управлению, посредствам передачи или части собственности (в виде акций или других ценных бумаг), использование закона децентрализации задач управления. Децентрализация строится на взаимоотношении руководителя и подчиненных, когда действия руководителя вызывают положительную ответную реакцию. Во многих странах в системе управления заложен блок демократии по совершенствованию управления людьми.

5. Закон времени (экономии времени). Это закон управления временем. Этот закон рассматривает время как экономическую категорию, ценность которой определяют все стороны деятельности компании (скорость производства, быстроту оборота капитала, реакцию на изменения условий). В условиях рынка закон управления временем предполагает определить своих конкурентов, быстрее найти новые рынки, раньше других перейти к выпуску новой продукции, успеть для этого перестроить управленческие структуры, найти новые рынки.

Этот закон имеет глобальный характер. С ним связана успешность деятельности не только отдельных предприятий, компаний, но и стран, по завоеванию рынков сбыта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.