Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция отношений государства и церкви. Создание Совета по делам Русской Православной Церкви




Внешнеполитическим фактором, проявившим себя уже в начальный период войны и влиявшим на поступки советской власти в отношении религии и церкви, являлся процесс формирования антифашистской коалиции - вопрос об открытии второго фронта. Однако Западные державы не спешили с какими–либо действиями. В дипломатическом арсенале Великобритании и США имелся целый ряд отговорок. В их числе было и указание на антирелигиозность советского режима.

Элементом «информационной кампании» СССР стало издание литературы о религиозной жизни в стране. В 1943 г. была издана книга-альбом «Правда о религии в России», автором которой являлся сам Патриарший местоблюститель. В ней содержались материалы, изобличающие немцев в варварском отношении к Православной церкви и духовенству. Книга-альбом была предназначена для распространения в церковных кругах за границей, на территории, временно оккупированной немцами, а также и среди верующих в СССР. Издание этой книги сыграло существенную роль в изменении отношения населения стран Запада к внутренней политике Советского Союза. В годы войны авторитет СССР, несшего основную тяжесть в мировой войне, неизмеримо вырос во всех странах мира. Сочувствие к сражающемуся народу изменило в глазах мировой общественности и образ советского государства в целом.

Отношения СССР и Русской Православной Церкви продолжали развиваться в ключе сотрудничества. Но инициатива в нем целиком и полностью принадлежала государству. С весны 1942 г. власти начинают расширять рамки дозволенного по отношению к Русской Церкви. Первым шагом в этом направлении стало разрешение в апреле 1942 г. на проведение пасхальных крестных ходов вокруг храмов. Также был снят ряд ограничений на внебогослужебную деятельность и на проведение массовых религиозных церемоний. Социалистическое государство искало опору в исконно русском патриотизме. Так, были введены ордена и медали в честь великих русских полководцев, в том числе и в честь Святого благоверного князя Александра Невского.

Церковь использовала полученные от правящего режима послабления для восстановления своей нормальной жизни. Прежде всего, это выражалось в восстановлении епископата. В период с мая по октябрь 1942 г. были хиротонисаны вдовые протоиереи, постриженные в монашество. Следующим шагом Кремля навстречу Церкви можно считать разрешение Совнаркома на открытие Патриархией собственного счета в государственном банке. Связано это было с широкой развернутой Церковью деятельностью по сбору пожертвований на оборону страны. Церковь не могла перевести эти деньги в Госбанк, так как не имела в советском государстве статуса юридического лица. Поэтому Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Сергий 5 января 1943 г. обратился с телеграммой к Сталину, прося его разрешения на открытие Патриархией собственного банковского счета, куда могли бы переводиться средства, собранные верующими. Через месяц такое разрешение было получено. В своей телеграмме Сталин благодарит Церковь за труды. Таким образом, добившись открытия банковского счета, Русская Православная Церковь получила урезанный статус юридического лица. Впервые за 26 лет правления большевиков Церковь получила право на существование. Причины такого шага со стороны государства лежали на поверхности и были связаны с ситуацией на фронте. Победа под Сталинградом, освобождение оккупированных территорий; государство столкнулось с возрожденной при оккупационных властях церковной жизнью и с открытым недоверием населения к вернувшимся Советам. Чтобы заручиться лояльностью местных жителей, Кремлю надо было продемонстрировать свою терпимость к Православной Церкви.

В период с июня 1941 г. по сентябрь 1943 г. церковно–государственные отношения претерпевают длительную эволюцию от невмешательства и осторожного наблюдения до сотрудничества и взаимных уступок. До начала сентября 1943 г. Московская Патриархия продолжает оставаться на полулегальном положении. До января 1943 г. жизнь «Церкви тыла» протекает без изменений, после чего в стране начинается религиозный подъем, связанный с победами на фронте и уступками со стороны государства.

Сочетание внутренних и внешних политических факторов, сложившееся к лету 1943 г., связанное с освобождением оккупированных территорий советскими войсками и с открытием второго фронта, предопределило шаги правительства в дальнейшем развитии государственно-церковных отношений.

Было решено для связи правительства с Русской Православной Церковью создать специальный орган - Совет по делам Русской Православной Церкви. Его задача - осуществлять связь между правительством Союза ССР и главой Церкви. Совет не должен был принимать самостоятельных решений, а лишь докладывал те или иные вопросы правительству для получения по ним указания. На пост вновь создаваемого государственного органа в самом начале сентября 1943 г. был назначен полковник Госбезопасности Г.Г. Карпов. Тогда же родилась идея встречи Сталина с иерархами Русской Православной Церкви. К ней начали интенсивно готовиться. Встреча Сталина с иерархами Русской Православной Церкви - митрополитами Сергием (Старогородским), Алексием (Симанским), Николаем (Ярушевичем) состоялась 4 сентября в Кремле. Внешнеполитической причиной этого события являлась предстоящая совместная конференция ведущих мировых держав (Великобритании, СССР, США), которая должна была состояться в Тегеране в начале октября 1943 г., где Сталин собирался поднять вопрос об открытии второго фронта.

На встрече митрополиты, прежде всего, просили разрешения на проведение Архиерейского собора для избрания Патриарха. Вторым вопросом со стороны иерархов стала проблема открытия духовных учебных заведений. Они говорили о желании открыть богословские курсы при некоторых епархиях. Оживленно обсуждался и вопрос об открытии новых православных церквей, в первую очередь там, где их нет вовсе или очень мало.

Сразу после встречи церковных деятелей со Сталиным началось практическое претворение в жизнь достигнутых договоренностей: 8 сентября в Москве состоялся Архиерейский собор на котором был избран новый Патриарх. Митрополит Сергий (Старогородский), который в течении 17 лет выполнял обязанности Местоблюстителя Патриаршего Престола, был избран Патриархом. Далее Собор приступил к образованию Синода. В Синод вошло 3 постоянных члена — митрополит Алексий (Симанский), митрополит Николай (Ярушевич), архиепископ Сергий (Гришин) и три временных члена. Надо сказать, что права нового Синода были значительно расширены по сравнению с Синодом Патриарха Тихона. Теперь это был не консультативный, а соуправляющий орган. Завершая свою работу, Собор издал декларацию и два обращения. Соборной декларацией осуждались все те, кто сотрудничал с немецкими властями.

12 сентября 1943 г. в Богоявленском соборе Москвы состоялась интронизация новоизбранного Патриарха. Это событие воспринято было с одобрением не только в Советском Союзе миллионами верующих, но и большинством автокефальных православных и иных христианских церквей. В Москву шли поздравления от Православных Патриархов (Константинопольского, Александрийского и Антиохийского), глав инославных Церквей, крупных религиозных деятелей. В день интронизации Патриарха Сергия была реализована еще одна договоренность, достигнутая 4 сентября. В свет вышел первый номер возобновленного Журнала Московской Патриархии тиражом 15 000 экземпляров. Журнал выходил как ежемесячник. Церковь максимально использовала полученную свободу. И в первую очередь здесь стоит сказать о деятельности Патриарха Сергия, который в оставшиеся месяцы своей жизни сделал необычайно много для возрождения разгромленной советской властью церковной структуры. Прежде всего, Патриарх начал заботиться о сохранении чистоты рядов духовенства и недопущения в клир раскольников. Теперь, когда за его плечами стояло государство, Патриарх Сергий мог дать решающий бой уже умирающему «обновленчеству». В первом же своем послании он призывал верующих к бдительности и наблюдению за деятельностью приходских советов (в то время, как правило, контролируемых государством). Не менее важной заботой для Патриарха стало восстановление фактически уничтоженного епископата. Большие достижения при Патриархе Сергии были достигнуты и во внешних церковных связях. Самым значимым из них была нормализация отношений с Грузинской Церковью. Также продолжалось активное жертвование верующих на нужды фронта. 7 февраля 1944 г. армии была передана танковая колонна «Дмитрий Донской», построенная на деньги, собранные Церковью еще с начала 1943 г. Для освещения патриотической деятельности Церкви в разделе ЖМП «Корреспонденция с мест» была выделена специальная рубрика «Помощь фронту». В ней публиковались сообщения о наиболее значительных вкладах приходских общин в «военные» фонды.

14 сентября 1943 г. Совнарком СССР принял постановление об образовании Совета по делам Русской Православной Церкви. Новый орган становился частью системы центральных государственных учреждений и отнесен был к непосредственному ведению Правительства СССР. Одной из наиболее важных для Совета проблем стал вопрос об открытии православных церквей как во внутренних районах страны, так и на территориях, освобождаемых от оккупантов. Несмотря на многочисленные трудности количество действующих православных молитвенных зданий, как и количество монастырей, где также нужны были священнослужители, постепенно возрастало. В решении кадровой проблемы Патриархия большие надежды возлагала на духовные учебные заведения. Этому всемерно содействовал и Г.Г Карпов. В первые же месяцы работы Совета стало очевидным, что новый курс правительства в отношении религии и Церкви требует изменения своей правовой базы — законодательства о религиозных культах. В августе 1945 г. религиозным обществам, включая и монастыри, было предоставлено право юридического лица в части заключения имущественных сделок.

По инициативе Совета к награждению государственными наградами за патриотическую деятельность стали представляться священнослужители, активные миряне, высшее духовенство Русской церкви. Отмечена наградами была деятельность ленинградского духовенства в дни блокады города, медалями «За оборону Москвы» награждены были представители московского и тульского духовенства, в августе 1945 г. награждены Орденами Трудового Красного знамени Патриарх Алексий (Симанский), митрополит Николай (Ярушевич) и другие.

15 мая 1944 г. скончался Патриарх Сергий. 18 мая почивший был торжественно похоронен в кафедральном Богоявленском соборе, с которым были связаны многие годы его жизни.

Следующей вехой в церковной истории можно считать Поместный Собор 1945 г. Подготовка к проведению Собора началась еще с конца 1944 г. 21–23 ноября в Москве проводился Архиерейский Собор, на котором избирали кандидатов на Патриаршую Кафедру. Собор единогласно выдвинул кандидатуру митрополита Алексия (Симанского, 1877-1970).

На первом заседании Собора было принято «Положение об управлении РПЦ». Патриарх управлял вместе с Синодом, который представлял из себя консультативный орган из 3 постоянных членов (митрополитов Киевского, Ленинградского и Крутитского) и 3 временных. При Синоде существовали отдельные комитеты, отвечавшие за ту или иную сторону церковной деятельности. Выросло значение епархиальных архиереев. Но самые значительные перемены произошли в жизни приходов. Теперь настоятели, назначаемые архиереями, становились главами своих общин, получали руководство и в хозяйственной деятельности приходов.

Война заканчивалась, и Сталину предстояло налаживать отношения с западными державами в послевоенном мире, что было весьма непросто, так как нынешние союзники на деле являлись непримиримыми идеологическими врагами. Поэтому Сталин снова подключает к налаживанию международных отношений Церковь, рассчитывая, что через связи с зарубежными религиозными организациями она сможет отстаивать интересы советского государства перед Западом. 10 апреля 1945 года Патриарх Алексий был принят Сталиным. На встрече также присутствовал министр иностранных дел Молотов и глава Отдела внешних церковных сношений РПЦ митрополит Николай (Ярушевич). Сфера внешней деятельности Церкви стала предметом специального обсуждения.

Через два месяца после проведения Поместного Собора была перевернута еще одна страница церковной истории. В ночь с 8 на 9 мая в Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Война закончилась, начинался послевоенный период государственно-церковных отношений.

Суровые годы Великой Отечественной войны стали переломным этапом в отношениях Церкви и государства в ХХ веке. В этот период, после долгих лет гонений, поставивших Церковь на грань уничтожения, произошло радикальное изменение её положения, начался долгий и мучительный процесс возрождения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.