Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская Церковь при Патриархе Пимене (1970-1990)




В 1971 г. на Поместном соборе Патриархом Московским и всея Русибыл избран Пимен (Извеков, 1910-1990).

В 70-х гг. церковная жизнь оставалась относительно стабильной и протекала без потрясений. Государственная политика по отношению к Церкви оставалась в основных чертах неизменной, какой она сложилась после отставки Н.С. Хрущева: жесткий, тотальный контроль за всеми проявлениями церковной жизни, противодействие попыткам расширить сферу дозволенного для Церкви, но без массовых репрессий против духовенства или верующих мирян, без массового закрытия церквей и без шумных пропагандистских атеистических кампаний. Бесправное положение Церкви в 70-х гг. вызывало острую критическую реакцию со стороны общественности на Западе и в самой России.

80-е гг. в истории Русской Православной Церкви прошли под знаком великого юбилея – 1000-летия Крещения Руси. В связи с предстоящим юбилеем Патриарх обратился к Л.И. Брежневу с просьбой о передаче Церкви одного из монастырей Москвы для устроения в нем духовно-административного центра РПЦ. Передача Церкви Свято-Данилова монастыря состоялась в 1983 г.

80-е гг. явились временем кризиса Советского государства и эпохой радикальных перемен в истории России. В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев, и уже в первый год его правления проявились реформистские тенденции. Новый политический курс, получивший название «перестройка», включал в себя среди прочего либерализацию политической системы, гласность в сферах массовой информации. В условиях начавшихся реформ пересмотр политики советского руководства по отношению к Русской Православной Церкви стал неизбежным. В печати появились статьи, авторы которых в стремлении к духовному возрождению общества возлагали надежду на Православную Церковь. Благоприятные перемены в отношении политического руководства страны к Церкви были уже очевидны. Так, в 1987 г. возобновилась иноческой жизни во Введенской Оптиной пустыни, а в 1988 г. в Киево-Печерской лавре.

В канун празднования 1000-летия Крещения Руси был проведен ряд международных конференций. Эти форумы показали огромный интерес отечественной и зарубежной научной общественности к предстоящему юбилею и к Русской Церкви. Более того, конференции проложили путь к сотрудничеству церковной науки со светской. Юбилейный 1988-й вошел в историю как год радикального сдвига во взаимоотношениях Церкви и государства, Церкви и общества. В общественном сознании Церковь стала тем, чем она была в действительности со времен святого князя Владимира, - единственной духовной опорой государственного существования русского народа.

После празднования юбилея наметившиеся ранее перемены во взаимоотношениях Церкви и государства приобретают реальные черты: Церкви повсеместно возвращаются отнятые у нее и разоренные храмы. Конечно, не обходилось без препятствий, но теперь эти препятствия действительно исходили не от Кремля, а были следствием либо закоренелой ненависти к Церкви части местных коммунистов, либо чиновничьей лени и нежелания хлопотать об устроении выводимых из храмов складов, контор, лабораторий, фабрик, жилых квартир в другие, более приспособленные для этого помещения. За пять первых месяцев 1988 г. было открыто более 60 храмов, а в оставшиеся месяцы года Церкви возвратили около 1 тыс. храмов; при этом большая их часть приходится на Украину, на территории РСФСР в 1988 г. было зарегистрировано только 176 новых приходов. Процесс восстановления приходов продолжался и в 1989 г., причем с ускорением, так что в РСФСР на 01.01.1990 г. действовало уже 3120 православных приходов, общее же число приходов РПЦ к этому времени превысило 11 тыс. В 1988-1989 гг. были замещены правящими архиереями кафедры, не имевшие епископов в течение десятилетий: Ижевская, Хабаровская, Ульяновская, Челябинская, Сумская; учреждена новая - Тернопольская епархия, выделенная из Львовской. После празднования юбилея до конца 1989 г. возобновлено 29 монастырей в Московской, Рязанской, Курской, Кишиневской и Львовской епархиях.

03.05.1990 г. в Патриаршей резиденции в Москве почил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. 6 мая совершено было погребение Первосвятителя в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, возле могилы его предшественника Патриарха Алексия I.

 

Тема 9. Русская Православная Церковь в новейший период

Русская Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II (с 1990)

Русская Церковь при Патриархе Алексии II (с 1990 г.)

На Поместном Соборе 15-ым Патриархом Московским и всея Руси был избран Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер, р. 1929 г.). 10 июня 1990 г. в Богоявленском соборе Москвы состоялась интронизация новоизбранного Патриарха.

Святейший Патриарх взошел на Первосвятительский престол, когда кризис Советского государства вступил в завершающую фазу. Для Русской Православной Церкви важно было в быстро менявшихся условиях вернуть себе необходимый правовой статус, и успех в этом деле в значительной мере зависел от инициативы Патриарха, от его умения построить так отношения с государственной властью и политиками, чтобы утвердить достоинство Церкви. Патриарх довел до сведения Президента СССР М.С. Горбачева критику Поместным собором проекта нового закона «О свободе совести и религиозных организациях», была достигнута договоренность об участии представителей Русской Православной Церкви и других религиозных общин в дальнейшей работе над законопроектом. Это благоприятно отразилось на содержании закона, принятого 01.10.1990 г. и утвердившего за отдельными приходами, церковными учреждениями права юридического лица. Исключительно важное положение нового закона содержалось в ст. 6, которая, хотя и подтверждала принцип отделения школы от Церкви, тем не менее, открывала юридическую возможность для религиозного обучения детей. Новый закон сохранил Совет по делам религий, но изменил его функции, лишив его властных полномочий по отношению к религиозным организациям, превратив в информационный, консультативный и экспертный центр.

Характерная черта служения Патриарха Алексия II - многочисленные посещения епархий; всего за первый год своего Патриаршества он посетил 15 епархий, при этом Патриарх совершал богослужения не только в кафедральных соборах, но и в отдаленных от епархиального города приходах, во вновь открываемых монастырях, встречался с местным руководством, с общественностью, посещал высшие и средние школы, военные части, дома престарелых, тюрьмы.

В 1990 г. продолжалось по всей стране возвращение Церкви отнятых у нее ранее храмов, чаще всего разрушенных. Церковь столкнулась при этом с колоссальными трудностями в их восстановлении, но во многих случаях местные власти стали оказывать финансовую помощь в реставрации; пожертвования поступали от общественных организаций и фондов, а также от государственных и частных предприятий, банков, компаний, отдельных лиц. Посильную помощь в восстановлении храмов оказывали воинские части. 23.09.1990 г., впервые после многих десятилетий запрета на крестные ходы вне ограды храма, состоялся крестный ход по московским улицам от стен Кремля к храму Большого Вознесения во главе со Святейшим Патриархом Алексием II. 04.11.1990 г. Патриарх совершил освящение закладного камня восстанавливаемого Казанского собора на Красной площади, разрушенного в 1936 г. В 1994 г. было положено начало восстановлению храма Христа Спасителя в Москве. В 2000 г. состоялось великое освящение храма. Большим событием для Церкви был созыв Архиерейского Собора в 2000 г.Соборк лику святых причислил сонм новомучеников и исповедников российских, также была принята Социальная концепция Церкви.

В феврале 1999 г. Русская Церковь и общественность России праздновали 70-летие Святейшего Патриарха Алексия II, чье служение стало символом борьбы за духовно-нравственное возрождение России.

В настоящее время Русская Православная Церковь насчитывает 127 епархий, 478 монастырей, более 19 тыс. приходов. Пастырское служение осуществляют 151 архиерей, около 20 тыс. священников и диаконов. Сетью Духовных учебных православных заведений руководит Учебный комитет при Священном синоде; действуют 5 Духовных академий, 26 Духовных семинарий, 29 Духовных училищ; открыты в Москве Православный университет и Свято-Тихоновский богословский институт. Общее количество учащихся Духовных школ, включая заочный сектор, около 6 тыс. человек.

Контрольные вопросы

1. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – просветители славян.

2. Христианство на Руси в IX-X вв. «Фотиево крещение».

3. Крещение святой равноапостольной княгини Ольги.

4. Крещение Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Значение этого события для истории России.

5. Основание монашества на Руси. Киево-Печерская лавра.

6. Административное устройство Русской Православной Церкви в XI-XII вв.

7. Русская Православная Церковь во время татаро-монгольского ига.

8. Перенесение кафедры митрополии в Москву. Святитель Петр.

9. Борьба с католической экспансией на северо-западе Руси. Святой благоверный князь Александр Невский.

10. Воинский подвиг и духовный подъем русского народа на Куликовом поле. Святой благоверный князь Дмитрий Донской.

11. Расцвет русского монашества в XIV-XV вв. Преподобный Сергий Радонежский.

12. Просвещение Перми святым Стефаном Пермским.

13. Разделение Русской митрополии на Московскую и Киевскую.

14. Провозглашение автокефалии Русской Церкви. Святитель Иона.

15. Ересь «жидовствующих».

16. Религиозные споры между сторонниками преподобного Нила Сорского и преподобного Иосифа Волоцкого.

17. Появление и оформление идеи «Москва – третий Рим». Ее духовный смысл и значение.

18. Учение о симфонии властей и его влияние на церковно-государственные отношения в России.

19. Введение Иваном IV Грозным опричнины. Подвиг святителя Филиппа (Колычева).

20. Учреждение Патриаршества на Руси.

21. Русская Православная Церковь в Смутное время. Святые Патриархи Иов и Гермоген.

22. Расцвет Патриаршества. Патриарх Филарет.

23. Возникновение церковного раскола в середине XVII в. и его последствия.

24. Присоединение Киевской митрополии к Московскому Патриархату.

25. Административное устройство Русской Православной Церкви в XV-XVII вв.

26. Русская Православная Церковь в эпоху реформ Петра I.

27. Учреждение Святейшего Синода.

28. Положение Русской Православной Церкви при преемниках Петра I.

29. Секуляризация церковных земель при Екатерине II.

30. Гонения на монашество в XVIII в.

31. Возникновение богословских направлений западников и славянофилов.

32. Развитие богословской науки в XIX в. Библейское общество.

33. Церковная деятельность обер-прокурора К. Победоносцева.

34. Единоверчество.

35. Расцвет старчества в XIX в. Преподобный Серафим Саровский. Оптинские старцы.

36. Миссионерская деятельность на Дальнем Востоке и в Северной Америке.

37. Административное устройство Русской Церкви в XVIII — XIX вв.

38. Русская Православная Церковь в начале XX в. Кризис русской религиозности.

39. Поместный собор Русской Православной Церкви в 1917-1918 гг. Восстановление Патриаршества. Святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси.

40. Гонения на Русскую Православную Церковь в 20-30 е гг. XX в.

41. Новомученики и исповедники Российские.

42. Церковные расколы 20-30 х гг. XX в.

43. Заместитель патриаршего местоблюстителя Сергий (Страгородский) и его Декларация 1927 г.

44. Государственная политика в отношении Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны (1941-1943 гг.)

45. Нормализация государственно-церковных отношений в годы Великой Отечественной войны. Создание Совета по делам Русской Православной Церкви.

46. Тяжелое состояние Церкви во время «оттепели». Патриарх Алексий I (Симанский).

47. Русская Православная Церковь в «застойные годы». Патриарх Пимен (Извеков).

48. Возрождение церковной жизни в 90-е гг. XX в. Патриарх Алексий II (Ридигер).

49. Современное законодательство о культах.

50. Административное устройство Русской Православной Церкви в современный период.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.