Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Макроэкономическое равновесие. Экономический рост.




Таким образом, кредитную деятельность в экономической системе осуществляют банки и парабанки, их целевые функции специфичны, но механизм кредитования экономики примерно одинаков. От уровня и качества развития кредитной системы в значительной степени зависит качество функционирования и развития экономической системы.

Система государственных финансов основывается на государственном бюджете, который консолидирует в руках властных органов соответствующего уровня (федерального, регионального, местного) определенные денежные средства (доходы бюджета), позволяя финансировать государственные расходы этого уровня. Средства государственного бюджета обычно расходуются на решение проблем социума и инфраструктуры. Относительно социума речь идет прежде всего о выплате социальных пособий, обеспечении необходимого бесплатного образования и медицинского обслуживания, производстве и реализации социально значимых товаров и услуг. Такие расходы в рамках рыночной системы необходимы, т.к. рыночный механизм саморегулирования распределяет средства между гражданами весьма неравномерно, что хорошо иллюстрирует кривая Лоренца. В связи с государственными финансами часто используется понятие «государственный кредит». Это означает, что государство тоже может функционировать в кредитной сфере. Только обычно оно выступает заемщиком, стремясь по кредитным каналам найти деньги на финансирование основных расходов, если традиционного дохода бюджета оказывается не достаточно. Дает же средства экономике государство чаще через дотации, формальные или реальные.

Для частного предпринимателя, который обязательно должен быть прибыльным, вложение средств в инфраструктуру чаще всего не целесообразно, поскольку эти отрасли (транспорт, связь, почта и т.п.) требуют значительных вложений, а окупаются они медленно. Но без достаточно развитой инфраструктуры экономика нормально развиваться не может. Следовательно, в этой сфере должно функционировать государство, создавая условия для успешного развития частного бизнеса. Кроме того, средства государственного бюджета тратятся на развитие стратегических, перспективных направлений экономической деятельности.

Власти получают средства от частного бизнеса и граждан в основном через налогообложение. Если государство расходует свои средства не достаточно экономно или не вполне целесообразно, стабилизация и перспектива не достигаются. Часто в этих случаях государство идет на усиление налогового давления на граждан, что тормозит поступательное развитие экономики.

Таким образом, средства системы государственных финансов расходуются властями в целях обеспечения стабильности экономики и общества, а также – в интересах обеспечения перспективы их развития. Государство получает эти средства от экономически активных граждан и, следовательно, ответственно перед ними за эффективное расходование этих средств. Целевая функция системы государственных финансов, как элемента финансовой системы и рыночной инфраструктуры в целом, – стабилизация экономики и общества.

Итак, мы рассмотрели основные элементы финансовой системы: кредитная система, включающая в себя банковскую систему и парабанки, а также – система государственных финансов. Эти элементы в значительной степени различны, а в систему объединяются потому, что все вместе обеспечивают, контролируют и регулируют движение денежных средств в экономике. Можно сделать следующий вывод: финансовая система регулирует в экономике движение денежных потоков. Экономическая система, имеющая эффективную финансовую систему, имеет больше шансов на быстрый рост и повышение национального благосостояния.

Как мы уже отмечали, денежные потоки и их движение в рыночной экономике имеют очень большое значение. Не меньшее значение имеют и товарные потоки. Ведь важно, чтобы в нужное время в нужном месте оказывались не только деньги, но и соответствующие товары. Поэтому регулирование товарных потоков также является важнейшей функцией рыночной инфраструктуры. И выполняют эту функцию биржи. Биржа – организационная форма оптовой торговли, когда товары продаются большими партиями по стандартам и образцам. Каждая биржа имеет свои стандарты, хотя в целом есть общепринятые требования, но, чем выше статус биржи, тем более высокие требования предъявляет она к реализуемым через нее товарам. Обычно биржи специализируются на продаже и покупке определенного вида товаров, что приводит к формированию целой системы биржевых учреждений, включающей фондовые, валютные, товарно-сырьевые и т.п. биржи.

Кроме приведенных основных элементов рыночной инфраструктуры: финансовая система, система бирж, страховые фирмы и пенсионные фонды, выделим еще два важных момента – консультационные и посреднические фирмы.

Консультационные фирмы (консалтинговые) являются необходимым элементом рыночной инфраструктуры потому, что в современной высококонкурентной и динамичной рыночной экономике любой предприниматель сталкивается с огромным количеством самых разных, часто противоречивых проблем. Адекватное решение этих проблем требует от действующего лица глубоких профессиональных знаний, которыми всеми одновременно в должной степени не может обладать никто. Содержать же большой штат высококвалифицированных узких специалистов под силу только самым крупным и прибыльным компаниям. Средние и мелкие фирмы позволить себе этого не могут. Им требуется помощь, которую и оказывают на профессиональной основе консультационные фирмы. С другой стороны, даже самым успешным и крупным компаниям время от времени необходим компетентный, независимый взгляд, часто позволяющий увидеть то, чего «изнутри» не видно. Кроме того, независимого обследования организации может требовать государство, что оно часто законодательно делает в сфере аудиторской проверки бухгалтерской отчетности крупных фирм, защищая таким образом интересы акционеров.

В современной мировой экономике консультационный бизнес очень развит. Приоритетными направлениями деятельности являются: бухгалтерский учет и финансовый анализ, аудит, управление персоналом, стратегия развития организации, структурные реорганизации, маркетинговые исследования и т.п. Примерно по этим направлениям развивается консультационный бизнес и в современной России, хотя, не так быстро и качественно, как того требует развитие рыночной экономики.

Система посреднических фирм нужна для того, чтобы обеспечить максимально быстрое вхождение в контакт рыночных контрагентов (продавца и покупателя определенного товара), ищущих друг друга. Естественно, посредники берут определенные комиссионные, но это экономически оправданно, если они дают определенные гарантии. Если же гарантий нет, и деятельность посредника не вполне добросовестна, он способен принести больше вреда, чем пользы.

 

Периоды подъемов в процессе экономического развития дают своим экономическим системам экономический рост. Экономический рост – поступательная тенденция в развитии экономической системы, выражающаяся в количественном увеличении ВВП, в увеличении ВВП на душу населения, в приросте производства основных отраслей экономики. Агрегированным показателем экономического роста является темп экономического роста, который рассчитывается как отношение ВВП за рассматриваемый год к ВВП за предыдущий год (или базовый), выраженное в процентах. Полученный таким образом показатель экономического роста обязательно нужно корректировать на уровень инфляции (через дефлятор), чтобы он точно отражал реальное положение дел. Или принимать в качестве расчетного материала показатели только реального ВВП (ВНП). Если из полученного результата вычесть 100%, получим темп экономического прироста. Общий макроэкономический рост можно измерять и на базе роста производства наиболее важных для экономики товаров, опираясь при этом на их доли в общем объёме производства. Рост показателя ВВП на душу населения также позволяет оценить реальность роста.

В постиндустриальной экономике показателем экономического роста может быть динамика деловой активности. Если выразить ее в процентах, она также будет отражать темп экономического роста и прироста постиндустриальной экономики.

Принято выделять два основных типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный экономический рост достигается за счет вовлечения в экономический оборот новых ресурсов, ранее туда не вовлекавшихся; его возможности ограничены наличием свободных экономических ресурсов. Интенсивный экономический рост достигается за счет более полного, качественного и эффективного использования ресурсов, в оборот уже вовлеченных; его возможности ограничены экономической целесообразностью дальнейшего совершенствования технологий, за счет внедрения которых человек производит из прежнего количества ресурсов большее количество благ. На практике интенсивный и экстенсивный рост в чистом виде не существуют, а переплетаются в определенных пропорциях. Для конкретных макроэкономических систем в каждый данный период времени можно говорить о преобладании того или другого типа экономического роста.

Под факторами экономического роста понимаются те ресурсы, на базе которых этот рост достигается. Когда ведущим типом экономического роста был рост экстенсивный, основным фактором роста были природные материальные ресурсы, прежде всего их количество и разнообразие. С начала 20 века, по мере зарождения и развития интенсивных факторов экономического роста, стало играть важную роль качество имеющихся ресурсов, а также – разработка и внедрение новых технологий, позволяющих использовать ресурсы эффективнее, производя из данного количества ресурсов большее количество благ лучшего качества.

Инновационный экономический рост достигается в результате массового внедрения в среду и жизнь людей результатов научно-технического творчества человека и проявляется прежде всего в росте качества и уровня жизни. Если экстенсивный рост адекватно измеряется динамикой ВВП, а для точной оценки интенсивного роста динамику ВВП надо дополнить динамикой показателя «уровень жизни», то инновационный рост можно измерить динамикой качества и уровня жизни, а также – деловой активности.Причины этого связаны со структурными особенностями, приобретаемыми национальными экономиками в результате преобладания того или иного типа экономического роста. Так, в процессе интенсификации, добывающая промышленность и отрасли, связанные с начальными этапами переработки сырья, замедляют свой рост, если не получают отрицательную динамику. Распространение инновационного роста порождает свои структурные особенности: формируется постиндустриальная экономика.

Важно: инновационный экономический рост получает существенное распространение и значительные темпы только после того, как наука становится реальной производительной силой общества. То есть, инновационный рост базируется на развитии научно технической революции и научно-технического прогресса.

Инновация – процесс создания, разработки, производства, внедрения, распространения, совершенствования новинки, и изъятия ее из оборота после выработки потенциала. Под новинкой понимаются изделие или услуга, удовлетворяющие принципиально новые потребности, которые до того оставались неудовлетворенными, или просто не осознавались; новинки могут удовлетворять и традиционные потребности, но на более высоком уровне, значительно качественнее или дешевле. Новинки овеществляют результаты научно-технического творчества человека, поскольку для их создания и разработки требуются глубокие, масштабные научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Распространение в экономической среде новинок приводит к изменению ее качества, вместе с ним меняются условия труда и качество жизни.

Массовое распространение инноваций во всех перспективных, прогрессивных отраслях промышленности, а также в сфере услуг, в том числе высокоинтеллектуальных, и даже в сельском хозяйстве, и породило новый тип экономического роста – инновационный, достигаемый за счет внедрения в экономическую среду результатов научно-технического творчества человека, т.е. за счет инноваций. Темпы инновационного экономического роста тем выше, чем кардинальнее, прорывнее предлагаемые новшества. Прорывный же характер основных параметров новинок достигается в результате глубоких, достаточно широкомасштабных научных исследований и разработок. Поэтому главным фактором инновационного роста являются не природные ресурсы, а человеческий интеллект, который оказывается способным изобрести новинку и технологию ее производства.

 

Тема 12. Государство и его роль в рыночной экономике

В начале 20 века в промышленно развитых странах сложилось государственное регулирование экономики, которое указанные противоречия сглаживало. Государство стало строго следить за исполнением законов, чтобы предприниматели в погоне за прибылью не наносили друг другу слишком серьёзного урона, регулировать пропорции макроэкономического развития, перераспределять доходы, создавать и развивать техническую, экономическую и социальную инфраструктуру, а также – регулировать трудовые отношения, стремясь сгладить противоречие между трудом и капиталом.

В 60-е годы 20 века получил распространение механизм, позволяющий не просто сглаживать противоречия, но и разрешать их. Идея «социального партнерства», по большому счету, зародилась еще у представителей пострикардианской школы (середина – вторая половина 19 века), но тогда общество не восприняло её. В 60-е же годы 20 века, когда, с одной стороны, возможность краха капиталистической системы путем социалистической революции стала очевидной, а с другой стороны, стало очевидным уже и то, что новая (директивная) экономическая система не очень эффективна, идея социального компромисса оказалась востребованной. Суть социального компромисса заключается в следующем: и капиталисты, и наёмные рабочие отказываются от абсолютизации своего собственного интереса, т.е. одни не максимизируют прибыль, а другие не настаивают на максимальном повышении зарплаты любой ценой; тем самым они заботятся о соблюдении интересов друг друга, устраняя резкое противоречие и сохраняя экономически целесообразную систему. Однако, механизм «социального партнерства» не является всесильным и не может полностью устранить противоречие между трудом и капиталом. Поэтому «социальный договор» заключается при участии государства. Функции последнего в нормальной ситуации заключаются в стимулировании противоборствующих сторон к заключению компромиссного договора, а также – в контроле за обоюдностью уступок и выполнением обеими сторонами взятых на себя обязательств. Таким образом, участвуя в формировании «социального» партнерства, государство объединяет вокруг себя и наемных работников (через профсоюзы), и капиталистов (через союзы предпринимателей) в стремлении к сохранению эффективной экономической системы, и выступает «экономическим центром» .

В наше время механизм «социального партнерства» используется в промышленно развитых странах очень активно как на макроэкономическом, так и на корпоративном уровне. Но остаётся вопрос: будет ли этот механизм столь же эффективным при ухудшении экономической ситуации?

Государственная функция «экономического центра» обычно дополняется еще рядом других. На первое место среди них целесообразно поставить законодательную, т.к. именно законами и контролем за их исполнением государство задаёт ту внешнюю среду, в которой работают предприниматели. Чем принимаемые законы четче и экономически целесообразнее, чем точнее контроль за их исполнением, тем эффективнее экономика. На второе место поставим функцию стабилизирующую. Она заключается в том, что при возникновении серьёзных негативных тенденций государство должно их остановить и стабилизировать ситуацию. Обычно это в большей степени касается антиинфляционной политики государства, наличия проблем в области отношений собственности, острых проблем в развитии инфраструктуры, резких спадов деловой активности и т.п. В общем, при появлении четкой тенденции к дестабилизации макроэкономической ситуации, государство должно вмешаться и попытаться остановить ее. Далее, на третье место, поставим функцию регулирующую. Государство в любой ситуации на макроуровне регулирует экономику, стремясь избежать возникновения значительных диспропорций и направить развитие в наиболее желаемое русло. Если регулирующая функция выполняется достаточно эффективно, отпадает нужда в осуществлении функции стабилизирующей. Главный объект регулирования – структура национальной экономики, которая может быть более или менее прогрессивной. Это регулирование осуществляется на основе структурной политики государства прямыми или косвенными методами, что будет подробно разобрано позже. На четвертое место поставим функцию распределительную. Речь идет о том, что, стремясь обеспечить нормальное развитие всех важных сфер жизни и экономики, государство за счет бюджетной, региональной, кредитной, налоговой и т.п. политики перераспределяет ресурсы между отраслями и регионами. Сюда же относится и перераспределение доходов, нацеленное на обеспечение социальной защиты нуждающихся и устранение резкого разрыва в уровнях доходов граждан. Принято считать, что большой разрыв между максимальными и минимальными доходами порождает социальное неравенство и социальную напряженность, способную разрушить систему изнутри. Вместе с тем, выравнивая доходы, сложно сохранить трудовую мотивацию и не создать значительную армию людей, которые сознательно будут жит на социальные пособия. Возможно, проблема не столько в уровне разрыва, сколько в резкой ограниченности средств у тех, кто находится на уровне минимальных доходов. Но эту проблему целесообразнее решать за счет не усиления перераспределения, а всемерного стимулирования роста производительности труда. На пятое место поставим социальную функцию. Такая иерархия обусловлена следующим: социальная деятельность тем успешнее, чем большими средствами органы социальной политики располагают, но необходимые средства экономикой должны быть заработаны, а этот процесс регулируется и контролируется всеми предыдущими экономическими функциями государства. Социальная функция предопределяется социальной политикой и будет подробно разобрана в соответствующем вопросе. Наконец, надо отметить внешнеэкономическую функцию государства. Она заключается в выборе уровня открытости или закрытости экономики, определении основных правил внешнеэкономической деятельности, контроле за их исполнением, регулировании внешнеторгового и платежного баланса. Цель внешнеэкономической политики, на основе которой выполняется внешнеэкономическая функция, - использовать достижения мировой экономики на благо своей страны и народа.

Объективно, из-за внутренних противоречий рыночной экономики, государство вынуждено в нее вмешиваться, стремясь к сглаживанию острых противоречий. Этот вопрос мировой экономической мыслью решен давно и, по-видимому, окончательно. Но вот вопрос о наиболее эффективных способах и целесообразном уровне такого вмешательства, в общем, остается открытым. Представители разных школ экономической мысли не едины в ответах на этот вопрос.

Так, представители Классической школы, во главе с Адамом Смитом, настаивали на государственной политике экономического либерализма, то есть очень ограниченного вмешательства государства в экономику, с преимущественным использованием косвенных методов воздействия. Классики считали необходимыми только три функции государства в экономике: подавление высокой инфляции, упорядочивание отношений собственности и законодательное регулирование деятельности экономических субъектов.

Сложившаяся в середине - второй половине 19 века экономическая теория марксизма, основоположники - Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895), предложила обратный вариант: государство является верховным собственником всех основных средств производства и на этой основе обладает в экономике верховной властью, принимая все основные экономические решения, отдавая субъектам приказы и требуя их безусловного выполнения. Как видим, марксисты предложили (и в нашей стране воплотили в жизнь) директивную экономику.

Параллельно с марксизмом стала развиваться другая школа экономической мысли – кейнсианская. Основоположник и ярчайший представитель – Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946). Кейнсианцы настаивали на систематическом, активном вмешательстве государства в экономику, поскольку механизм рыночного регулирования решать ее внутренние проблемы не способен. Надо отметить, что использование именно кейнсианских рецептов позволило властям развитых стран, прежде всего США, справиться с Великой депрессией. И вплоть до 60-х годов 20 века кейнсианство было экономической доктриной большинства экономически развитых стран мира, но затем наступил кризис. С конца 60-х годов бурно развивающаяся мировая экономика стала сталкиваться с дефицитом энергоносителей. Спрос рос, а предложение за ним не успевало. В начале 70-х годов это вызвало резкий подъем мировых цен на нефть и другие энергоносители, приведший, естественно, к массовым банкротствам, следовательно – к кризису.

Мировая экономическая мысль стала искать причины этого кризиса, который оказался самым глубоким и продолжительным за весь период, прошедший после второй мировой войны. Мнения экономистов разошлись: одни решили, что кризис возник из-за чрезмерного вмешательства государства в экономику, сломавшего рыночный механизм саморегулирования, и на этой основе сложилась экономическая теория монетаризма. Другие сделали вывод: причина кризиса заключается в недостаточно активном воздействии государства на экономику, и на этой основе сложилась теорий неокейнсианства.

Монетаризм вернулся к классическим традициям, проповедуя ограниченное и в основном косвенное вмешательство государства в экономику, нацеленное на сохранение макроэкономической стабильности. Инструментом такого вмешательства, по мнению монетаристов, должно быть регулирование финансовой сферы, и прежде всего денежной массы, нацеленное на недопущение высокой инфляции. Задача государства в экономике, с точки зрения представителей данной школы, заключается в создании условий для ее поступательного развития, в дополнении механизма саморегулирования государственным регулированием, чтобы указанный механизм работал более эффективно.

Неокейнсианцы же, в общем, ничего нового не придумали, только несколько ужесточили свои позиции, говоря о необходимости государственной инвестиционной деятельности и государственного предпринимательства, создающего значительный государственный сектор в экономике. Цель государственнй деятельности в экономике – сохранение макроэкономической стабильности. Задача – функционирование государства в качестве регулирующего механизма, по большому счету, заменяющего механизм рыночного саморегулирования, поскольку кейнсианцы (неокейнсианцы) склонны сомневаться не только в его эффективности, но даже и в наличии.

В конце 20 века в промышленно развитых странах распространилось и в значительной степени стало предопределять экономическую политику государств новое учение – экономическая теория предложения. Суть его заключается в следующем: стремясь к максимизации прибыли, предприниматели обеспечат такой объем и структуру предложения, которые будут в точности соответствовать объему и структуре совокупного спроса, не допуская длительного сохранения вдруг появившейся макроэкономической нестабильности и, следовательно, кризисов. Но для этого государство должно создать условия, благоприятные для функционирования частного бизнеса, заключающиеся в следующем: четкое и экономически целесообразное экономическое законодательство, оптимальный уровень инфляции, гарантия соблюдения прав частной собственности, достаточный объем и современный уровень развития инфраструктуры, как технической, так и рыночной или социальной. Цель же прежняя – стабилизация макроэкономического развития.

Таким образом, в начале 21 века, мировая экономическая мысль предлагает две основных трактовки роли государства в экономике: классическая и кейнсианская. К первому варианту относится классическая оценка как таковая, а также – монетаристская и «предложенческая». Ко второму – кейнсианская и не6окейнсианская. Важно: цель у них одна – стабилизация макроэкономического развития, но инструменты разные.

Уровень и методы выполнения государством перечисленных ранее функций зависят от того, на какую из указанных оценок решат в основном опираться в своей деятельности конкретные представители государственной власти. Причем, в наше время практически ни одно государство мира не использует только классические рецепты, или только кейнсианские. Обычно их сочетают в разных пропорциях, формируя смешанную экономику. Просматривается достаточно четкая тенденция динамики их соотношения: при благоприятном развитии предпочтение отдается экономическому либерализму, дающему всем, кто может, свободу зарабатывать деньги, но при появлении негативных тенденций активизируется использование кейнсианских рецептов, позволяющее разделить с государством бремя экономических неудач. Такое положение дел положительно сказывается на национальном благосостоянии. В период благоприятного развития предприниматели зарабатывают деньги и по небольшим ставкам выплачивают большую массу налоговых платежей, позволяя государству финансировать свои расходы на весьма высоком уровне. В период неблагоприятного развития государство страхует своих предпринимателей от слишком суровых проблем, обеспечивая будущее поступательное развитие национальной экономики. Важнейшая задача современного российского государства – выработать соотношение классических и кейнсианских инструментов государственного воздействия на экономику, адекватное особенностям нашей страны.

Итак, рассмотренные ранее функции государства в экономике выполняются более или менее масштабно, более жестко или мягко, но выполняются (должны выполняться) всегда. В противном случае рыночная экономика может дестабилизироваться и разрушиться, что не желательно по причине ее способности обеспечивать очень высокий уровень эффективности экономического развития.

Существует еще одна, весьма специфичная функция – государственное предпринимательство. При доминировании классических принципов государственной экономической политики она выполняется в очень ограниченных размерах. При преобладании кейнсианских подходов – весьма активно. Объективно необходимость этой экономической функции государства обусловлена следующим: кроме удовлетворения основных общественных потребностей, перечисленных ранее, национальная экономика как макроэкономическая система, нуждается еще и в обеспечении долгосрочной перспективы ее развития, в производстве социально значимых товаров, а также – в создании инфраструктуры, как важного условия развития частного бизнеса. Вот здесь-то и возникает проблема: вложение средств в стратегически или социально значимые производства, в создание и развитие инфраструктуры частному капиталу не выгодно, поскольку такие вложения связаны с очень высоким риском, очень длительным периодом окупаемости затрат, неопределенностью результата, очень высокой капиталоемкостью. Поэтому в этих сферах целесообразно функционирование государственного капитала, нацеленное на их развитие в качестве базы и важных условий для благоприятного развития частного бизнеса.

В других сферах экономики государственное предпринимательство развивается в условиях преобладания кейнсианских взглядов на роль государства в экономике. Важно: такой подход позволяет государству более жестко контролировать развитие экономики, но связано с ростом государственных расходов, что может не очень благоприятно сказаться на той макроэкономической стабильности, ради достижения и сохранения которой оно осуществляется.

Таким образом, рыночная экономика объективно требует воздействия со стороны государства. Уровень и характер государственного воздействия на экономику определяются преобладанием классических или кейнсианских взглядов на роль государства в экономике в данной стране в данный период времени. Воздействуя на экономику государство выполняет следующие основные функции: законодательная, стабилизирующая, регулирующая, распределительная, социальная, внешнеэкономическая, государственное предпринимательство. Все функции могут выполняться в большем или меньшем объеме, прямыми или косвенными методами, что зависит от приоритетов экономической политики государства.

Экономическая политика государства – система основополагающих правил, опираясь на которые государство выполняет свои экономические функции. Эта система включает в себя цели экономической деятельности государства и средства их достижения. В нормальных ситуациях, когда в соотношении «экономика – политика» последняя рассматривается как средство совершенствования первой, цели государственной экономической политики и деятельности заключаются в росте благосостояния нации. Иногда в этом соотношении наблюдается перекос в сторону политики, т.е. экономика рассматривается как средство достижения политических целей. Тогда цели носят декларативный характер, и оказываются весьма далекими от нужд экономических субъектов. Средства достижения целей ими и определяются.

Экономики разных типов обеспечивают разный уровень эффективности общественного производства и благосостояния нации. Тип экономики определяется её структурой. Под структурой экономики понимается соотношение основных её отраслей, учитывающее их вклад в ВНП (ВВП) и перспективность. Принято выделять три основных типа структуры экономики: 1) аграрная экономика имеет место, когда основная часть ВНП (ВВП) производится в сельском хозяйстве; 2) индустриальная экономика имеет место, когда основная масса ВНП (ВВП) производится в промышленности; причем, целесообразно разделить индустриальную экономику на два вида: индустриально-экстенсивная, когда индустрия основана на экстенсивных технологиях, и индустриально-интенсивная, когда она основана на интенсивных технологиях и, естественно, является более эффективной, прогрессивной и перспективной; 3) постиндустриальная экономика имеет место, когда основная масса ВНП производится в сфере услуг, включая услуги высокотехнологичные, связанные с обслуживанием самых современных и перспективных отраслей экономики. Также можно выделить промежуточные варианты: экономика аграрно-индустриальная и индустриально-аграрная, экономика имеющая тенденцию к постиндустриальному характеру и т.п.

Чем более развита структура экономики, т.е. чем ближе она к постиндустриальному типу, тем в большей степени обеспечивается эффективное расходование ресурсов, позволяя из данного их количества производить все большее количество благ, удовлетворяя потребности людей все в большей степени, более качественно. Следовательно, чем ближе структура национальной экономики к постиндустриальному типу, тем на более высоком уровне достигаются цели государственной экономической политики. Поэтому, ведущим средством последней является структурная политика, т.е. цель реструктуризации и основополагающие правила регулирования структуры национальной экономики. Правила эти очевидны: стремясь к росту благосостояния нации, государство должно трансформировать структуру экономики в сторону постиндустриальной.

Таким образом, структурная политика является ведущим звеном экономической политики государства, а остальные её элементы: налоговая, кредитная, бюджетная, региональная и т.п., выступают как служебные, позволяющие обеспечивать и стимулировать движение средств, ресурсов, предпринимателей и работников в нужном направлении. Цель структурной политики государства – движение национальной экономики к постиндустриальной структуре.

Налоговая политика является важным, одним из самых действенных, средством экономической политики государства. Налоги – обязательные платежи физических или юридических лиц в государственный бюджет разных уровней. В каждой стране одновременно действует несколько налогов, отличающихся друг от друга по объекту налогообложения, способам взимания налогов, типу плательщика, типу получателя и т.п. Все они вместе, а также государственные налоговые органы, составляют налоговую систему страны. Для понимания сути этой системы обязательно надо выделять прямые и косвенные налоги (акцизы). Первые уплачиваются всеми гражданами, обладающими данным объектом налогообложения. Вторые уплачиваются только при покупке определенного товара, получении услуги или заключении определенной сделки.

Налог берется с налогооблагаемой базы, формирование которой регулируется законодательно, по определенной налоговой ставке, также законодательно утверждённой в форме процента от базы или фиксированной денежной суммы. Для граждан наибольшее значение имеет уровень налогового пресса, т.е. совокупное давление всех принятых налогов на доходы, прибыль и имущество. Во второй половине 20 века экономическая мысль в целом считала, что оптимальным налоговым прессом, обеспечивающим максимальное поступление средств в госбюджет в долгосрочной перспективе, является уровень в 50 %, ближе к концу 20 века распространилось мнение, что оптимум находится на уровне 30 –35 %. Эта мысль иллюстрируется кривой Лаффера. Она иллюстрирует увеличение совокупных налоговых платежей в государственный бюджет по мере нарастания совокупного налогового пресса от 0 к оптимуму и сокращение этих платежей по мере дальнейшего нарастания налогового пресса и удаления его от оптимального уровня. Стремясь добиться движения капиталов и предпринимателей в определенные отрасли экономики, обычно – высокотехнологичные, или в конкретные регионы, государство может предоставлять предпринимателям значительные налоговые льготы, сокращая налогооблагаемую базу и налоговые ставки. Это оставит значительные суммы в руках предпринимателей позволяя им адресно решать социальные проблемы и на достаточном уровне финансировать развитие производства, включая переподготовку кадров.

С налоговой политикой тесно связана политика амортизационная, т.е. основополагающие правила проведения амортизационных отчислений, их накопления на амортизационных счетах и расходования на покупку основных средств. Её позитивное использование заключается в следующем: государство может, стремясь простимулировать некого предпринимателя к расширению объёмов производства, предоставить ему право осуществлять амортизационные отчисления по льготной (ускоренной) норме амортизации. Тогда, во-первых, большая часть валовой прибыли будет уходить из под налогообложения и оставаться в распоряжении предпринимателя, а во-вторых, средства на возобновление основных фондов будут накапливаться быстрее, чем эти фонды изнашиваться. Следовательно, без дополнительных затрат для предпринимателей, станочный парк и, следовательно, объёмы производства будут расти.

Для трансформации структуры национальной экономики большое значение имеет бюджетная политика. Стимулируя желаемое движение средств, государство может давать дополнительно дотации из бюджета, как субсидии, так и субвенции, тем предпринимателям, которые будут сотрудничать с ним. Субсидии – безвозвратные платежи госбюджета экономическим субъектам, которые должны быть потрачены на конкретные цели в определенных, заранее согласованных формах. Субвенции отличаются тем, что не имеют четкого целевого назначения. Бюджетную политику целесообразно активно использовать в целях создания и развития государственного сектора экономики, функционирующего в тех отраслях, куда, по объективным причинам, частный бизнес не идет, в целях выравнивания уровней экономического развития разных регионов, а также – стремясь снизить риск эффективного и перспективного частного предпринимателя, часть его переложив на государство.

Кредитная политика государства в процессе реструктуризации отечественной экономики также очень важна. Стимулировать предпринимателя к движению в нужном направлении можно и, предоставляя ему льготные кредиты (с увеличенным сроком кредитования, или с заниженной кредитной ставкой), выступая гарантом по его кредитным обязательствам, развивая инфраструктуру кредитной системы. Поскольку для своего развития предприниматели всегда нуждаются в дополнительных капиталах, кредитная политика может быть очень эффективной. Но она должна четко соответствовать общим приоритетам государственной экономической политики.

Под региональной политикой имеется в виду стремление сократить разрыв уровней развития экономик и социальных сфер разных регионов страны. Этого можно добиться, направив туда дополнительные капиталы за счет использования приемов налоговой, кредитной, бюджетной и т.п. политик.

Для любого гражданина принципиальное значение имеет социальная политика государства, т.е. основополагающие правила социальной защиты, страхования и обеспечения. Важно: социальная политика объективно необходима в любой экономической системе, независимо от того, какие подходы к экономической роли государства в ней преобладают: классические или кейнсианские. Объективность заключается в следующем: общество всегда разделено на две большие подсистемы: экономика и социум. Субъекты экономики в условиях конкуренции создают новую стоимость как базу для реального экономического роста и повышения национального благосостояния, а также – конкретные блага, а субъекты социума, в определенной доле, эти блага потребляют. Важно: любой субъект экономики имеет риск стать субъектом социума, потеряв конкурентоспособность, а то и работоспособность из-за болезни, травмы и т.п. Социальная политика государства должна нацеливаться на то, чтобы страховать граждан на случай возникновения таких проблем и обеспечивать условия, необходимые для обратного перехода субъектов из сферы социума в сферу экономики, но на новом уровне качества. Проблема : размеры социума не должны быть слишком большими, иначе он может лишить субъектов экономики стимула к работе и самосовершенствованию из-за выравнивания доходов и дефицита средств, направляемых на развитие.

Также важно отметить следующее: цель социальной политики должна заключаться в том, чтобы обеспечить приемлемый уровень жизни тем, кто объективно нетрудоспособен, сохранить высокую трудовую мотивацию для всех, а также – создать возможно равные стартовые условия для жизни, получения образования и т.п. как для выходцев из состоятельных слоёв населения, так и для тех, кто происходит из бедных слоёв населения. Кроме того, социальная политика тоже должна быть эффективной, стремиться к получению соответствующего результата на основе определенных затрат. Чтобы этого добиться, её надо сделать активной, т.е. нацеленной не столько на социальное обеспечение, сколько на создание условий, в которых граждане смогут сами себя обеспечивать, а также – адресной, предоставляющей социальные льготы тем конкретным гражданам, которые по объективным причинам в них нуждаются.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.