Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспект лекций




Таким образом, государственные финансы играют очень важную роль в государственном регулировании экономики. В основном система государственных финансов функционирует через государственный бюджет. Госбюджет получает свои доходы в основном через налогообложение и направляет их в стратегически, общественно или социально значимые сферы национальной экономики, а также – в социум. Поэтому госбюджет часто воспринимается как механизм перераспределения средств, нацеленный на адекватное регулирование экономики государством.

Таким образом, экономическая политика государства это – правила, основываясь на которых оно вмешивается в экономику. Ведущим звеном экономической политики государства является политика структурная, нацеленная на формирование в стране экономики с прогрессивной структурой. Для современной российской экономики такой желаемой прогрессивной структурой будет структура интенсивно-индустриальная, а затем и постиндустриальная. Элементами экономической политики государства являются: налоговый, амортизационный, кредитный, региональный, социальный и т.п. блоки этой политики. Важно: экономическая политика государства есть система и все ее блоки должны функционировать и развиваться сбалансированно, соответствуя целям и друг другу.

Финансы – денежные средства, каналы их движения и механизмы распределения, а также – институты регулирующие и контролирующие распределение и движение средств.

Государственные финансы – государственные средства с каналами их движения, механизмами распределения и институтами, регулирующими и контролирующими финансовый процесс.

Финансовая система включает в себя как государственные, так и частные средства или средства общественных организаций, особые механизмы их распределения, регулирующие и контролирующие институты, а также -–каналы движения средств, которые часто совпадают. Каждое государство осуществляет свою финансовую политику, которая предопределяет сущность, особенности и порядок функционирования финансовой системы.

На первом иерархическом уровне финансовую систему можно разделить на два блока: кредитная система и система бюджетного финансирования. Первый блок представляет собой важнейший элемент рыночной инфраструктуры и разбирается в соответствующем разделе курса. Второй блок подлежит анализу в данном разделе.

Госбюджет – консолидированная сумма денежных средств, находящаяся в распоряжении государственных органов разных уровней. Современная российская бюджетная система включает бюджеты трёх уровней: федеральный, региональный, местный. Бюджет любого уровня состоит из двух частей: доходной и расходной. Доходы госбюджета примерно на 90 % формируются из налоговых платежей, причем, современное налоговое и бюджетное законодательство предусматривает формирование доходов бюджетов разных уровней за счет разных налогов; также в формировании доходов госбюджета участвуют таможенные пошлины, штрафы, государственные пошлины и т.п. Расходы госбюджета предназначены для бюджетного финансирования расходов государственных органов и направляются в основном на обеспечение внешней и внутренней безопасности, развитие инфраструктуры и социально значимых отраслей экономики, развитие систем здравоохранения и образование, социальную защиту, выплату зарплаты работникам бюджетной сферы, содержание госаппарата и т.п. Для нормального развития экономики доходы и расходы госбюджета должны балансироваться. Ситуация, когда доходы госбюджета превышают его расходы, называется профицитом госбюджета. Обратная ситуация, когда расходы госбюджета превышают его доходы, называется дефицитом госбюджета; она встречается достаточно часто и порождает проблему дефицитного финансирования госбюджетных расходов.

Выделяют три основных приёма дефицитного финансирования бюджетных расходов: 1) денежная эмиссия, размер которой соответствует уровню дефицита; такой подход позволяет отодвинуть проблему на будущее, но не на долго, т.к. появление в каналах денежного обращения денег, не обеспеченных товарной массой, ведёт к новому витку инфляции, следовательно, деньги обесцениваются, порождая рост цен, следовательно, фиксированные (в основном бюджетные) денежные доходы обесцениваются и снова требуется увеличение расходов госбюджета; таким образом включается «инфляционная спираль», остановить которую очень сложно; 2) заимствования, как внутренние, так и внешние; если заёмные средства инвестируются в перспективные проекты с достаточной рентабельностью, и из получаемой прибыли погашаются долги и проценты, такой вариант действий вполне приемлем; если заёмные средства направляются в социальную сферу, где тратятся, не создавая базу для получения прибыли и последующих расчетов с кредиторами, эти действия ведут к затягиванию «долговой петли»; государство часто занимает нужные ему средства, продавая свои ценные бумаги (облигации), но воспринимать это как кредит в чистом виде, по-видимому не стоит; 3) секвестр госбюджета – он предполагает сокращение расходов и приведение их в соответствие с доходами; в то время, когда секвестр применяется, он болезненен, особенно в условиях низкого уровня жизни и ограниченности расходов госбюджета практически жизнеобеспечивающим минимумом, но он позволяет сделать ситуацию более прозрачной и решать, а не отодвигать проблему.

Естественно, лучший способ борьбы с дефицитом госбюджета – стимулирование роста доходной части, но для этого расходы нужно держать под жестким контролем, т.к. их увеличение усиливает налоговый пресс и ведёт к банкротствам предпринимателей, что сокращает налоговую базу и сокращает налоговые платежи. Также с этой точки зрения очень важна борьба с высокой инфляцией и упорядочивание отношений собственности как на все факторы производства, так и на имущество.

Современная российская финансовая система имеет много проблем. Выделим две, особо важные: 1) очень большой совокупный государственный долг; причем, если значимость проблемы внешнего долга осознана, то внутреннего, по-видимому, пока нет. В условиях высокой конъюнктуры на рынке энергоносителей и, прежде всего сырой нефти, государство начало платить по счетам, сумма внешнего долга начала сокращаться. В недалекие времена наши правительства активно использовали реструктуризацию внешнего долга, отодвигая сроки платежей на будущее, в 2003 г. ожидается «пик» платежей. Реально решить проблему долгов можно только, обеспечив условия и создав стимулы для повышения деловой активности населения. 2) очень низкий уровень прозрачности каналов движения финансовых средств; это ведет к оседанию средств не там, куда они направлялись, не целевому их расходованию и очень медленному движению из пункта отправления в пункт назначения.

Стремясь обеспечить желаемую динамику национальной экономики и не допустить формирования значительных макроэкономических диспропорций, государство в каждый данный момент времени воздействует на неё, регулирует. Это регулирование может быть прямым или косвенным.

Под прямым регулированием понимаются такие действия государственных органов, которые принуждают экономических субъектов действовать так, как это нужно государству, или самостоятельные действия государства в качестве экономического агента (продавца или покупателя). Под косвенным регулированием понимается создание условий, в которых экономическим субъектам выгодно действовать так, как того хочет государство.

К основным методам прямого регулирования относят: законотворчество и контроль за соблюдением законов, дотирование: предоставление субсидий и субвенций, госзаказы и госзакупки, а также - государственное предпринимательство. Суть большинства указанных методов либо уже разобрана при обсуждении других вопросов, либо очевидна. Дополнительного анализа требует только государственное предпринимательство.

Государственное предпринимательство основывается на государственных инвестициях и заключается в том, что государственные органы на средства госбюджета организовывают предприятия и руководят их деятельностью. Таким образом создаётся государственный сектор экономики. Обычно государственное предпринимательство складывается в отраслях, развитие которых для нормального функционирования экономики необходимо, но частный капитал туда идет неохотно, т.к. они имеют очень высокий уровень риска, очень высокую капиталоёмкость, очень длительный период окупаемости инвестиций или высокую социальную значимость выпускаемого товара. К таким отраслям обычно относятся перспективные исследования, связанные с экспериментами, например, космонавтика, энергетика, включая атомную, все инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, почта, производство социально значимых товаров: дешевые продукты питания, одежда, обувь, лекарства. В этих условиях вероятность получения нормальной прибыли достаточно низка, частный капитал за такую работу начинает запрашивать очень существенные льготы или совсем уходит. Государство берёт функции предпринимателя на себя.

Государственное предпринимательство редко приносит высокую прибыль не только ввиду специфики отраслевой ориентации, но еще и потому, что обычно государство управляет своими предприятиями на основе директивной модели, со всеми вытекающими последствиями. Приход государства в качестве предпринимателя в другие отрасли был бы не совсем корректным, т.к. тогда своими производствами, организованными на бюджетные деньги (налоговые средства), государство вступало бы в конкуренцию с налогоплательщиком, оплатившим создание этих производств. Наконец, у государственного предпринимательства просто другая цель – оно призвано создать условия, в которых экономика и общество будут развиваться стабильно и позитивно. Можно сказать, что объективно цель государственного предпринимательства – создание условий для бесперебойного и прибыльного функционирования частного капитала, а также – заполнение тех рыночных ниш, которые по каким-то причинам не занимает частный капитал.

Чрезмерное развитие (раздувание) государственного предпринимательства весьма негативно сказывается на экономике в целом, т.к. ведет к росту государственных расходов, что провоцирует рост налогового пресса и, следовательно, снижение деловой активности, порождающее, в свою очередь, сокращение налоговых поступлений в госбюджет. Поэтому размеры государственного сектора экономики лучше ограничить необходимым минимумом.

В целом, методы прямого регулирования позволяют решать даже самые сложные и острые проблемы, но расширение их использования означает увеличение расходов госбюджета, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

К методам косвенного регулирования относят манипулирование налоговыми, кредитными, амортизационными ставками, изменение условий формирования базы налогообложения, сроков предоставления кредитов и т.п. Используя косвенные методы регулирования, государство предоставляет определенные льготы тем предпринимателям, которые идут курсом, предложенным им. Оценив потенциальные расходы, связанные с реализацией предлагаемых государственными органами мероприятий, сопоставив их с возможной выручкой и выгодой от предлагаемых льгот, предприниматели сами решают: действовать ли им в соответствии с государственными приоритетами, или нет. Поэтому применение методов косвенного регулирования не всегда позволяет решить все стоящие задачи.

Таким образом, регулируя экономику, государство может воздействовать на нее двумя способами: прямо или косвенно. В первом случае оно либо через законодательную систему обязывает экономических субъектов действовать определенным образом, либо на основе бюджетных средств самостоятельно функционирует в экономике в качестве ее полноправного субъекта (продавца или покупателя). Во втором случае оно создает условия, делающие нужные государству действия частного бизнеса выгодными для последнего. Первый подход соответствует директивному управлению и связан с ростом государственных расходов. Второй подход соответствует индикативному (рекомендательному) управлению и дает частному бизнесу возможность самостоятельно принимать решения исходя из экономической целесообразности предлагаемых мероприятий.

Планирование – процесс генерирования целей системы и разработки мероприятий, направленных на достижение этих целей. Планирование основывается на прогнозировании тенденций развития внешней среды и имеет целью обеспечение сохранности основных внутренних пропорций системы в любых внешних условиях. В зависимости от масштаба планируемой системы, необходимо выделять два основных уровня планирования: государственное макроэкономическое и внутрифирменное. В зависимости от длительности периода времени, на которое составляется план, выделяют три вида планирования: долгосрочное, формирующее стратегическое направление развития, среднесрочное, конкретизирующее стратегию применительно к конкретным внешним условиям, и краткосрочное, нацеленное на разработку конкретной производственной программы, в соответствии с которой работают в каждый данный момент времени. Обычно процесс планирования включает в себя три основных этапа: 1) оценка данного текущего состояния системы и перспектив ее развития; 2) определение целей развития; 3) разработка шагов, направленных на достижение поставленных целей, с указанием основных трудностей и препятствий, которые могут затруднить движение, а также – мероприятий по сглаживанию или устранению этих препятствий. Чтобы быть эффективным, планирование в современной высоко конкурентной, динамичной экономике должно быть непрерывным, альтернативным и гибким.

Макроэкономическая система, отличающаяся большими масштабами и сложным сочетанием противоречивых факторов и тенденций развития, нуждается в планировании не меньше, чем фирма. Внутрифирменное планирование осуществляет менеджмент фирмы, причем высший уровень управления занимается стратегическим планированием, средний – среднесрочным, а низший – краткосрочным. Только государство, как экономический центр, может заниматься планированием на уровне национальной экономики.

В целом, можно выделить два основных метода планирования: директивное и индикативное. Первое основывается на приказе и подчинении. Оно в большей степени соответствует директивной экономической системе. Второе иначе можно назвать рекомендательным. Оно основывается на рекомендациях частному капиталу о том, как ему действовать в сложившейся ситуации, а также – на создании условий (в основном за счет предоставления льгот), в которых частному капиталу будет выгодно действовать так, как того хочет государство. Индикативное планирование в большей степени соответствует рыночной экономике.

Модель планирования в значительной степени предопределяет остальные элементы модели управления. Поэтому целесообразно анализировать одновременно модель планирования и управления, как директивную, так и индикативную.

 

Тема 13. Мирохозяйственные связи

Мировая экономика – система взаимозависимых национальных экономик. Она складывается в результате появления и постепенного углубления международного разделения труда, т.е. специализации разных стран на производстве и реализации на мировом рынке определенных товаров. Можно считать, что в целом мировая экономика сформировалась к середине 19 века. Изначально она сложилась как колониальная система, в которой страны с более сильными экономиками регулировали развитие своих колоний, направляя его в нужное себе русло и используя ресурсы колониально зависимых стран в своих интересах. В середине 20-го века колониальная система разрушилась, т.к. большинство слаборазвитых стран смогли избавиться от политической зависимости. Но неразвитость экономик бывших колоний привела к тому, что экономическая зависимость этих стран сохраняется до сих пор, порождая их неравноправие в системе международного разделения труда. Последняя треть 20 века ознаменовалась стремлением этих стран к созданию нового международного экономического порядка, который ставил бы страны с разным уровнем развития в более равноправное положение, давая всем национальным экономикам стимул к развитию.

Участие в системе международного разделения труда выгодно для всех стран, поскольку позволяет более эффективно расходовать ограниченные ресурсы, производя внутри страны то, что получается лучше, чем у других, и продавая это на мировом рынке; остальные товары закупаются там же у тех, кто производит их лучше всех, то есть с наименьшими затратами при сопоставимом качестве и технологическом уровне. Наиболее достойное место в системе международного разделения труда занимает та национальная экономика, которая большое количество товаров производит с наивысшим уровнем эффективности и в обмен на них получает нужные ей товары. Если конкурентоспособных товаров нет или их мало, если уровень конкурентоспособности национальных товаров низок, обмен оказывается затруднительным. Не имея достаточного количества товаров, пользующихся спросом на мировом рынке, страна вынуждена сама производить то, на что ей требуется большее количество ресурсов, чем мировым лидерам производства данного товара. Это снижает эффективность. Возможен другой выход – приобретение товаров в долг, но долгосрочное его использование ведет к затягиванию долговой петли.

Особо надо отметить страны, поставляющие на мировой рынок сырье и энергоносители. Чем ниже уровень переработки вывозимого ими продукта, тем ниже конкурентоспособность, т.к. постепенно складывается односторонняя зависимость от лидеров мирового технологического развития. Односторонняя зависимость порождает угрозу диктата и откровенной дискриминации зависимых стран на мировом рынке. Эта проблема весьма актуальна для современной российской экономики, поскольку энергоносители разного рода в ее национальном экспорте имеют очень существенную долю, а государственный бюджет зависит от доходов, связанных с экспортом нефти не меньше, чем на 70 %.

Национальные экономики, в существенной степени вовлеченные в мировую экономику, то есть значительную часть национального продукта поставляющие на мировой рынок и соответствующую часть национального потребления удовлетворяющие за счет товаров, купленных на мировом рынке, принято называть открытыми. Открытые экономики активно используют себе на благо достижения других национальных экономик, но также делятся и своими. Открытые экономики зависят друг от друга, что естественно и не опасно, если зависимость по каким-то причинам не становится односторонней. Преимущества и проблемы какой-либо из открытых экономик из-за этой взаимозависимости достаточно быстро становятся достоянием других национальных экономик, взаимодействующих с данной. Участию в системе международного разделения труда (открытости) противостоит автаркия – политика, нацеленная на самостоятельное обеспечение национальной экономики всеми необходимыми товарами. Такая политика оправдана для стран со слабой экономикой, практически не имеющей товаров, конкурентоспособных на мировом рынке. Она дает независимость, но лишает стимулов к развитию, консервируя неэффективные технологии использования ресурсов.

В структуре современной мировой экономики четко выделяются три блока: страны «большой семерки», промышленно развитые страны, развивающиеся страны; в 90-е годы 20 века выделялась и группа постсоциалистических стран. Отнесение страны к определенной группе основывается на анализе определенных макроэкономических показателей: ВНП, ВВП, национальный доход на душу населения, уровень и качество жизни.

Ведущую роль в мировой экономике играют страны «большой семерки». В начале 21 века к этой группе относятся: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада. Все они входят в число лидеров мировой экономики как по количественным макроэкономическим показателям (ВВП, НД), так и по относительным (качественным: НД на душу населения, уровень жизни, качество жизни). Также все они имеют достаточно высокий уровень общественной производительности труда (США- 1 место в мире, Япония – 2, Германия – 3, Франция и Канада входят в первую десятку мировых лидеров по этому показателю) и других показателей эффективности общественного производства. Важно: в США, Японии, Германии, Франции и Канаде во всех секторах экономики, включая аграрный, индустриальный и постиндустриальный, делаются весьма существенные вложения в проведение НИОКР, что обеспечивает высокий уровень технологий, преимущественно используемых в этих странах. Наконец, в США, Японии и Германии сформированы достаточно четко выраженные постиндустриальные экономики. Около 70% корпоративных лидеров мирового бизнеса являются представителями стран «большой семерки». Все это делает экономики данных стран лидерами мирового экономического развития, обеспечивая им весьма существенный отрыв от преследователей. Примечательно следующее: именно эти страны наиболее близки к формированию социально-ориентированного рыночного хозяйства, что, как известно, возможно на основе развитой экономики и высокого уровня производительности труда.

Используемое в наше время понятие страны «большой восьмерки», куда помимо перечисленных стран включают Россию, имеет преимущественно политическую сущность. Как по количественным, так и (в еще большей степени) по качественным показателям Российская экономика далека от лидеров мировой экономики, но ее политическое значение в современном мире достаточно велико по причинам, прежде всего военного характера.

В группу стран, которые принято называть промышленно развитыми, входят примерно 20 европейских государств, таких как Австрия, Швеция, Финляндия, Норвегия, Швейцария, Испания, Дания, Бельгия и т.п., а также – Австралия. Эти страны обычно имеют высокие показатели эффективности общественного производства и качественные макроэкономические показатели. Вместе с тем, количественные макроэкономические показатели у них часто не высоки, поскольку масштабы данных экономик достаточно малы. Именно поэтому данные страны не могут играть в мировой экономике такую роль, как страны «большой семерки».

Блок развивающихся стран имеет сложную внутреннюю структуру, т.к. входящие в него страны имеют очень разный уровень развития и перспективы в мировой экономике. Некоторые из них имеют экономики весьма существенных масштабов: Бразилия, Мексика, Китай, Аргентина и т.п., что обеспечивает весьма высокие количественные макроэкономические показатели (Бразилия по размерам ВВП входит в десятку мировых лидеров), но не дает высоких качественных показателей, достаточного для отнесения к более продвинутым группировкам уровня и качества жизни насаления.

Особо среди них выделяются новоиндустриальные страны, в последней четверти 20 века создавшие национальные индустрии, имеющие высокую конкурентоспособность на мировом уровне. Важно: на начальных этапах поступательного движения они использовали экспортно-ориентированную, а не импорто-замещающую технологию развития. Разница заключается в том, что в первом случае ресурсы преимущественно направляются на развитие тех отраслей экономики, которые обеспечивают производство промышленных продуктов, конкурентоспособных на мировом рынке. Такой подход дает отсталым экономикам хороший стимул к развитию и открывает перед ними вполне благоприятные перспективы долгосрочного развития, хотя на начальном этапе реализации такой технологии приходится трудно. При импорто-замещающей технологии ресурсы направляются в те отрасли, которые могут производить товары, удовлетворяющие внутренние потребности граждан страны. На этой основе происходит отказ от импорта, что лишает страну возможности пользоваться преимуществами участия в системе международного разделения труда, снижает эффективность такой национальной экономики и лишает ее перспектив развития.

Мировая экономика динамична. Определяющей тенденцией ее развития в конце 20 – начале 21 веков является интернационализация хозяйственной деятельности, т.е. взаимопроникновение и взаимопереплетение разных национальных экономик не только в сфере обращения, но и в сфере производства. Такая интернационализация основана на углублении международного разделения труда и сужении международной специализации экономик разных стран. Конечно, она усиливает зависимость национальных экономики друг от друга, что нормально. Плохо, когда из-за низкой конкурентоспособности складывается односторонняя зависимость, она может вести к дискриминации.

Интернационализация хозяйственной деятельности приобрела такие масштабы благодаря бурной успешной деятельности транснациональных корпораций, которые определяют лицо современной мировой экономики. Они, в свою очередь, смогли развить такую деятельность на основе эволюции системы международного разделения труда. Изначально оно сложилось как по-продуктовое, то есть разные страны специализировались на производстве и поставке на мировой рынок конечных продуктов, способных удовлетворять конкретные потребности людей. Но разные детали этих продуктов разные страны производили с не одинаковым успехом. У одних получалось лучше одно, у других – другое. Поэтому в середине 20 века сложилось по-детальное международное разделение труда, когда страны специализируются на деталях, поставляя их сборщику. Понятно, что деталь сама по себе удовлетворять потребность не способна. Следовательно формирование по-детального разделения труда существенно усиливает взаимозависимость разных национальных экономик. Но разные операции над одними и теми же деталями в разных странах выполняются с разным уровнем эффективности. Поэтому в 70-е годы 20 века сложилось по-операционное международное разделение труда, когда специализация осуществляется на операциях, а даже не на деталях продуктов.

Естественно, такая глубина международного разделения труда делает зависимость между участниками мировой экономики очень сильной. Интернационализация хозяйственной жизни – явление объективное, она развивается и углубляется потому, что это выгодно. Когда интернационализация получает поддержку государственных органов и организационное оформление, принято говорить об экономической интеграции. В общем можно выделить три организационные формы экономической интеграции: зона свободной торговли, таможенный союз, экономический союз. Зона свободной торговли – территория в границах которой все товары продаются и покупаются без каких-либо административных ограничений, основываясь только на экономической целесообразности. Таможенный союз – группировка стран, торгующих между собой на основе принципов экономической целесообразности, а также – ведущих единую политику относительно третьих стран, не входящих в данный таможенный союз. Экономический союз – группировка стран, которые не только свободно торгуют между собой и проводят общую политику относительно третьих стран, не входящих в союз, но также осуществляют и общую валютную, кредитную, налоговую политику, стремятся унифицировать социальную политику и политику в области трудовых отношений.

Важной тенденцией развития современной мировой экономики является изменение соотношения сил между традиционными мировыми экономическими центрами. Безусловная гегемония США в мировой экономике, имевшая место еще в середине 20 века, к началу 80-х годов 20 века ушла в прошлое. Более того, с конца 70-х – начала 80-х годов 20 века выделяют не два центра силы: США и Западная Европа, как это делалось ранее, а три, дополнительно называя Японию. В середине-конце 90-х годов 20 века Японии часто отдавали в этой иерархии второе место. Надо обратить внимание и на борьбу вновь образовавшихся стран за своё место «под солнцем». Усиление экономических позиций многих из них в обозримом будущем может привести к формированию новых центров мировой экономической силы, перераспределению сфер влияния и рейтингов. Большое значение имеет и стремление ведущих стран совместно решать многие глобальные проблемы современности: бороться с голодом и бедностью, решать экологические задачи, устранять угрозу ядерной войны и т.п.

Международная торговля – компенсационный, добровольный обмен товарами (услугами) между разными национальными экономиками с использованием денежного эквивалента. Она зародилась в глубокой древности и необходимым элементом общественного воспроизводства стала не позднее 18 века. Существует несколько теорий, объясняющих причины появления и развития международной торговли. Одним из первых свою «Теорию абсолютных преимуществ» предложил великий английский экономист А. Смит, представитель Классической буржуазной политэкономии, ведущего мирового экономического учения второй половины 17 – первой половины 19 веков. В соответствии с этой теорией, международная торговля существует потому, что страны обладают разным набором факторов и условий производства, т.е. – абсолютными, не зависящими от результатов их деятельности, преимуществами. Это позволяет конкретным странам производить определенные товары, но другие приходится закупать за границей. После него также англичанин и «классик» Д.Рикардо предложил «теорию сравнительных преимуществ», гласившую, что страны занимаются внешней торговлей ввиду обладания не столько абсолютными преимуществами, сколько относительными. Последние вытекают из способности стран при сравнимых условиях и наборах факторов производства выпускать одни и те же товары с большими или меньшими издержками, т.е. наличие относительных преимуществ во внешней торговле обусловлено результатами деятельности населения страны. Снижение издержек обусловливает снижение цен. В этих условиях страна, имеющая меньшие издержки, предлагает меньшие экспортные цены, чем ей предлагают импортные, следовательно её товар обладает спросом, а страна – относительным преимуществом.

В 20 веке стала популярной «Теория сравнительной обеспеченности факторами производства» Э.Хекшера – Б. Олина. Согласно ей, каждая страна специализируется на тех товарах, для производства которых прежде всего требуются те ресурсы, которыми она обеспечена в наибольшей степени. В 60-е годы американский экономист В. Леонтьев отметил, что появление нового важного фактора производства – результатов НИОКР – изменило механизм внешней торговли настолько, что эта теория перестала быть верной.

 

Так или иначе, все участники международной торговли экспортируют и импортируют товары. Соотношение экспорта и импорта товаров называют внешнеторговым балансом. Причем, если экспорт преобладает над импортом, внешнеторговое сальдо принято называть активным (положительным), если импорт преобладает над экспортом, - сальдо называют пассивным (отрицательным). Активное сальдо свидетельствует о высоких конкурентных позициях национального производителя на мировом рынке, пассивное – о низких. Чтобы сократить пассив внешнеторгового баланса, надо стимулировать развитие экспорта и экспортеров. В краткосрочной перспективе и в умеренных размерах может быть полезно и ограничение импорта.

Торговые сделки на мировом рынке осуществляются в соответствии с мировыми ценами, т.е. теми, по которым продается основная масса продукта данного вида в мире. Эти цены на основе стоимости формируются в сфере обращения под влиянием соотношения спроса и предложения. Меняется соотношение, меняется цены, меняются и условия внешней торговли для разных стран.

Все правительства осуществляют определённую политику государства в области международной торговли (внешнеторговую политику). В большой степени она зависит от места страны в системе международного разделения труда (его перспективности) и уровня конкурентных позиций. При выгодном месте и высоких конкурентных позициях, наиболее целесообразна либеральная внешнеэкономическая политика (фритредерство), когда экспорт и импорт товаров в стране осуществляются свободно, исходя только из экономической целесообразности и ограничиваются лишь возможностями получения прибыли. Если же место в системе международного разделения труда не очень выгодно, а конкурентные позиции не достаточно высоки, приходится использовать ограничительную внешнеторговую политику, когда ввоз (вывоз) товаров связан с определёнными ограничениями. Вводимые ограничения могут иметь две цели: пополнение доходов госбюджета и сокращение импорта для защиты интересов отечественного товаропроизводителя. Ведущая форма ограничений – пошлины (тарифы), при их помощи ввоз (вывоз) товаров облагается таможенными сборами; в первом случае мы имеем дело с фискальными пошлинами, во втором – с протекционистскими. Кроме пошлин, государства активно используют квотирование (лимитирование) и финансовые методы (кредиты, субсидии, демпинг), а также – скрытые формы воздействия на внешнюю торговлю (гос. закупки, технические барьеры и т.п.). Все методы могут использоваться с протекционистскими целями.

Протекционизм, как форма внешнеторговой политики государства, направленная на защиту интересов национального производителя, требует специального рассмотрения. Суть его заключается в следующем: используя доступные методы, государство сокращает на территории своей страны продажи импортных товаров, сохраняя рынок для отечественного производителя. Квоты, лимиты и скрытые методы непосредственно сокращают импорт, позволяя жестко его контролировать, а пошлины ведут к повышению цен импортных товаров на рынке данной страны, что снижает их конкурентоспособность и, следовательно, снижает продажи. К тому же, средства, полученные как от любых пошлин, так и от квотирования и лицензирования, поступают в доход госбюджета.

Протекционизм имеет много доводов как за, так и против. К первым относятся следующие: протекционизм позволяет сохранять и создавать новые рабочие места, поддерживает диверсификацию экономики, что в конкурентной рыночной среде необходимо, помогает развитию новых перспективных отраслей экономики. Ко вторым – следующие: за счет протекционизма рабочие места сохраняются и создаются в отраслях, не отличающихся высокой конкурентоспособностью, что фиксирует не вполне эффективную структуру экономики, диверсификация за счет протекционизма не достигает своих целей, т.к. не позволяет эффективно манипулировать средствами при временном ухудшении конъюнктуры рынка в определенных отраслях, наконец, для развития инновационных отраслей протекционизм менее полезен, чем субсидирование, льготное кредитование, координация действий и сотрудничества разных субъектов инновационного процесса.

То есть, аргументы «против» практически нейтрализуют аргументы «за», поскольку благое намерение всякий раз оказывается способным обернуться не совсем благими последствиями. Поэтому, решая прибегнуть к протекционистским мерам, государственные органы власти всегда должны проявлять осторожность.

В целом, относительно протекционистской внешнеторговой политики можно сделать следующие выводы: 1) в краткосрочной перспективе и умеренных масштабах он может быть полезен, т.к. временно ограждает национального товаропроизводителя от конкуренции из за рубежа, позволяя создать и усовершенствовать конкурентоспособный продукт, отладить эффективное производство; 2) в среднесрочной перспективе и значительных масштабах он лишает национального производителя стимула к совершенствованию своего товара т.к. конкуренция отсутствует, и, следовательно, препятствует прогрессу; 3) в долгосрочной перспективе и чрезмерных масштабах протекционизм начинает ухудшать положение конкурентоспособного национального производителя, т.к. именно ему приходится оплачивать завышенные пошлины и содержать, таким образом, своего неконкурентоспособного собрата; кроме того, страны, в которые национальный экспортер вывозит свой товар, также стремятся отгородиться от него завышенными таможенными пошлинами, и его товар теряет конкурентоспособность на зарубежных рынках.

Все это вынуждает еще раз обратить внимание на следующий момент: протекционистские меры могут использоваться государством только с соблюдением всех мер предосторожностей: ограничения не могут быть чрезмерно высокими и долгосрочными, в противном случае они принесут вреда больше, чем пользы.

Современная международная торговля на наднациональном уровне регулируется Всемирной торговой организацией (ВТО), правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Их цель – создание для всех стран более или менее равных условий ведения внешнеторговых операций за счет сокращения протекционистского вмешательства государства в данную деятельность фирм.

В настоящее время Россия является ассоциированным членом ВТО (условным), что практически не дает ни каких прав, но не накладывает и ни каких существенных обязанностей. Вступление России в ВТО в качестве полноправного члена планируется в 2008 году. Это предполагаемое событие порождает ряд проблем. Особо выделим три: 1). Протекционистские ограничения в современной России очень высоки. Вступая в ВТО, Россия должна будет их снизить до общепринятого уровня, что резко ухудшит позиции отечественных товаропроизводителей, которые в современных условиях (отсутствие внутренней конкуренции из-за высокого монополизма в экономике, внешней – из-за злоупотребления протекционизмом) не имеют объективного стимула к совершенствованию своих товаров. Все это породит социально-экономические проблемы и может дать толчок распространению уже бытующего мнения: вступление в ВТО – ошибка, ведя к отказу от участия в системе международного разделения труда и, следовательно, консервированию неэффективной экономики.

2) Как уже отмечалось, протекционистские ограничения в современной российской экономике высоки и долгосрочны, что способно ухудшить позиции тех отечественных производителей, которые еще сохраняют конкурентоспособность на мировых рынках. Дальнейшее злоупотребление протекционизмом может привести к утрате международной конкурентоспособности (или способности производить целевой продукт с приемлемыми характеристиками) последними российскими экспортерами. Тогда российская экономика потеряет свою привлекательность для мирового экономического сообщества и не сможет вписаться в систему международного разделения труда с выгодой для себя. Итог может быть таким же, как и в первом случае: отказ от вступления в ВТО с вытекающим отсюда переходом к политике самоизоляции (автаркии).

3) Естественно, намерение России вступить в ВТО в 2008 г., который не за горами, в обществе активно обсуждается. Много опасений, которые вполне обоснованны. Причина опасений – осознание низкого уровня конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя. В общем, предлагается два выхода из ситуации: вступаем и совершенствуемся, не вступаем, а, по-старому, продаем энергоносители и, какое-то время живем., поскольку совершенствование после Второй выход консервирует неэффективную экономику и не открывает перед россиянами никаких благоприятных перспектив. Первый – опасен вступления породит социально-экономические проблемы.

К сожалению, третий выход, который есть, очень слабо звучит на фоне остальных и мало обсуждается. Он заключается в том, что сейчас, пока еще есть время, продукты отечественных товаропроизводителей надо совершенствовать. Повышение протекционистских ограничений, и без того высоких, в этом деле помочь не может. А вот их снижение, порождающее угрозу обострения конкуренции извне, вполне может. Проблема: предприниматель, всегда объективно стремящийся к максимизации прибыли, будет вкладывать средства в совершенствование товара только тогда, когда без этого потеря рынка станет выглядеть близкой и неизбежной объективной реальностью. В промышленно развитых странах предприниматели всеми силами совершенствуют свой продукт не потому, что у них на это есть средства, а потому, что в этом есть осознанная необходимость. Раз необходимость осознана, средства находятся. Более того, у лидеров мировой экономики средства есть как раз потому, что они непрерывно совершенствуют свой продукт, обеспечивая его конкурентоспособность и, следовательно, продаваемость.

Необходимость вступления России в ВТО для автора очевидна, поскольку без этого нашей стране не удастся использовать себе на благо достижения всей мировой экономики и преимущества участия в системе международного разделения труда. Но вписаться в эту систему с выгодой для себя можно только, обладая продуктами, имеющими высокий уровень мировой конкурентоспособности. Эти продукты необходимо сейчас создавать, отлаживая и совершенствуя технологии. Причем, не следует пренебрегать весьма распространенной в современной мировой экономике селективной политикой, то есть сосредоточением дефицитных средств и ресурсов на наиболее перспективных направлениях развития и отказом от вложений в бесперспективные для отечественного предпринимателя виды деятельности, если они не являются стратегически или социально значимыми. Стремясь создать благоприятные условия для развития современных и потенциальных эффективных экспортеров индустриальных и постиндустриальных продуктов, государство добьется более высокого результата, если будет предоставлять налоговые, кредитные и амортизационные льготы, субсидии и субвенции, но откажется от злоупотребления протекционизмом.

Итак, вступление в ВТО для российской экономики целесообразно, но, чтобы оно дало положительный результат, а не обернулось очередным недоразумением, к нему необходимо заранее готовиться, совершенствуя продукты и активно создавая новые.

Таким образом, международная торговля является первым этапом развития мировой экономики. Начав торговать, страны испытывают потребность в формировании международной валютно-кредитной системы. Позже это порождает формирование международной системы страхования, обмена технологиями, послепродажного обслуживания проданных ранее товаров (сервиса), и, наконец, интернациональное производство.

Условия, на которых национальные фирмы занимаются международной торговлей, определяются внешнеторговой политикой государства. Она может быть либеральной и ограничительной. Наиболее распространенным видом ограничительной политики в современной мировой экономике является протекционизм. Протекционистские ограничения внешней торговли целесообразны только в невысоких размерах и на не слишком длительные сроки. В противном случае они причиняют национальной экономике вред, а не пользу, лишая национального товаропроизводителя стимула к совершенствованию товара и ухудшая условия функционирования конкурентоспособного товаропроизводителя.

ВТО стремится унифицировать внешнеторговые ограничения, в том числе протекционистские, используемые разными субъектами мировой экономики, создав равные для всех участников условия функционирования на мировых рынках. Вступление России в ВТО целесообразно, но к этому событию необходимо готовиться, совершенствуя имеющиеся продукты и технологии и создавая новые.

Валюта – национальная денежная единица любой страны, но только в той степени и настолько, в какой степени и насколько она признаётся всеми участниками международных экономических отношений мировыми деньгами, т.е. является всеобщим эквивалентом в международной торговле. Реально мировыми деньгами может быть только та валюта, которая обладает конвертируемостью, хотя бы частичной, т.е. способностью достаточно свободно переводиться в другие мировые валюты. Валютные отношения формируются под давлением развивающихся внешнеторговых отношений. Последние, в свою очередь, оказываются тем более стабильными и интенсивными, чем более высок уровень валютных отношений, поскольку достаточно совершенные валютные отношения снижают риск, связанный с внешнеторговыми сделками, и позволяют за ограниченный промежуток времени заключить большое количество сделок. Более того, развитые валютные отношения создают условия для дальнейшего развития и усложнения всей системы международных экономических отношений (МЭО), ведя к появлению и развитию (кроме международной торговли) международного кредита, международного страхования, послепродажного обслуживания товаров и даже интернационального производства. В развитии и стабилизации валютных отношений сложно переоценить роль системы валютных курсов.

В условиях, когда большинство международных расчетов производятся в валюте, порядок и пропорции обмена друг на друга разных валют имеют принципиальное значение. Пропорции обмена валют зависят от соотношения их курсов. Курс валюты (валютный курс) – это количество иностранных денежных единиц, которое можно получить за одну единицу национальной валюты (современный курс доллара к рублю – за 30 рублей, рубля к доллару – 0.03 $ или 3 цента). Выделяются три основных типа курсов валют: фиксированный - имеет место, когда валюта жестко привязана к определенному количеству другой валюты или драгоценного металла, он изменяется только законодательно; ограниченно плавающий - имеет место, когда, в зависимости от колебаний соотношения спроса и предложения на валюту её курс может меняться, но только в рамках определенных границ, установленных государством; свободно плавающий – имеет место, когда курс определяется на валютном рынке только соотношением спроса и предложения и изменяется в соответствии с их колебаниями. Свободно плавающий курс в мире имеет достаточно небольшое количество валют, т.к. это связано со значительным риском. Но и привязывать, даже «мягко» курс национальной валюты к кокой-то другой валюте, даже самой сильной и надежной, тоже рискованно. Поэтому в современной мировой экономике распространены так называемые «корзиночные курсы», когда курс определенной национальной валюты привязывается к средневзвешенному курсу нескольких валют, отобранных для формирования «корзины» по конкретному критерию. Веса обычно определяются долей страны, обладающей данной валютой, в совокупном ВВП выбранной группировки стран. Очень важно, чтобы валютный курс отражал валютный паритет, т.е., чтобы курс соответствовал соотношению покупательных возможностей рассматриваемых валют.

Валюты, их курсы, способы определения этих курсов, а также – государственные и межгосударственные органы, которые организуют и контролируют работу валютного механизма, вместе составляют международную валютную систему. Мировая экономика знает три типа построения международной валютной системы: изначально сложилась система «золотого стандарта», когда курс валют основывался на уровне обеспеченности национальных денежных единиц драгоценными металлами, прежде всего золотым запасом страны; после второй мировой войны сложилась Бреттон-Вудская система, когда выделялось несколько мировых валют (американский доллар, английский фунт стерлингов и советский рубль), каждая из которых должна была определять свой курс свободно через соотношение спроса и предложения, а остальные могли привязывать курсы своих национальных валют к мировым или предпочесть «золотой паритет». Другое название этой системы – золото-валютный стандарт. Но реально эта система оказалась нерабочей, т.к. Советский Союз предпочел фиксированный курс, а Англия – «золотой паритет». Реально это система стала «золото-долларовым стандартом». В середине 70-х годов 20 века сложилась Ямайская система, которая выделяет большее количество мировых валют, обладающих свободно плавающим курсом: американский доллар, японская йена, канадский доллар и т.п., а менее сильные валюты привязываются к одной из мировых валют или определяют свой курс «корзиночным методом». Свободное плавание не является абсолютным, т.к. при возникновении проблем центробанки почти всегда в определенной степени вмешиваются и, по возможности, регулируют ситуацию. Тем не менее, случаются серьёзные колебания курсов, порождающие нестабильность. Борясь с ней, европейские страны в конце 70-х годов создали европейскую валютную систему, суть которой сводится к следующему: для облегчения экономической интеграции была введена европейская валютная единица – ЭКЮ, курс которой определялся по «корзиночному» методу, как средневзвешенный курс всех 12 валют стран ЕС, а доля валют в «корзине» определялась долей страны в совокупном ВНП стран ЕС. На практике эта система оказалась не очень жизнеспособной, в значительной степени из-за политических разногласий стран ЕС. Поэтому европейские страны и их валюты также подвержены влиянию со стороны «Ямайской системы». В последние годы Европа предпринимает попытки реанимировать эту идею, заменив ЭКЮ ЕВРО. Первый краткосрочный опыт функционирования евро можно расценивать как вполне позитивный. Политику государства в области конвертируемости национальной валюты, определения и регулирования ее курса, поддержания валютного паритета называют валютной политикой. Валютная политика любого государства имеет очень большое значение для его экономики, поскольку задает условия внешнеэкономической деятельности национального бизнеса и в значительной степени предопределяет состояние платежного баланса.

Соотношение всех платежей данной страны другим странам по всем внешнеэкономическим операциям и других стран этой стране по всем внешнеэкономическим операциям называют платежным балансом. Важно: в конечном итоге, соотношение всех платежей должно быть нулевым. То есть, за каждый отчетный промежуток времени (год) платежный баланс страны необходимо обнулить, сбалансировав все потоки средств, движущиеся между разными странами. Если достижение баланса оказывается невозможным, встает вопрос о дефолте, то есть признании страны международным банкротом, со всеми вытекающими последствиями. Структура и порядок составления платежного баланса для стран – членов МВФ (или претендующих на кредиты МВФ) унифицированы.

 

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

(I и II семестр, 2012/2013 учебный год)

(для студентов дневного отделения)

Специальность: «Программирование в компьютерных системах» (230115)

Согласовано:

Преподаватель:

_______________ Седенкина Н.А.

Санкт-Петербург




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.