КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Природа социологического знания, его источники, верификация и границы
Одним из наиболее важных и одновременно сложных методологических вопросов любой конкретной, отдельной науки является вопрос о природе ее знания (т.е. знания вырабатываемого и представляемого данной наукой). Это касается, прежде всего, наук социо-гуманитарного цикла; наук, связанных с изучением человека, а также общества как специфического способа его, человека, существования, жизнедеятельности. Особенное значение данный вопрос имеет применительно к социологии. Особенное потому, что социология занимает ведущее место в комплексе социо-гуманитарных наук - она является примасоциальной наукой, интегрирующей в единый комплекс все социальные (общественные) дисциплины, и выступающей одновременно методологической основой этих последних. Это, во-первых. Во-вторых, актуальность вопроса, о котором здесь идет речь по отношении к социологии, обусловлена тем, что социология - это наука об обществе как таковом, в силу чего она выступает как глубоко теоретическая и довольно абстрактная дисциплина (по крайней мере: в значительной своей части). И, наконец, в-третьих, потому, что социология, с одной стороны, выделилась, как бы отпочковывалась, от философии, а, с другой, заявившая сразу же о своих притязаниях на то, чтобы считаться такой же точной наукой, как физика, химия, биология. Цель данной лекции прояснить некоторые особенности, специфику и своеобразие того знания, которое представлено социологией как особой научной дисциплиной План 1. Социологическое знание: общее и особенное. 2. Социология и законы социальной жизни общества. 3. Объективность, гносеологическая и историческая релятивность (относительность) социологического знания. 4. Дополнение. Новелла о вопросе: «Является ли социология наукой?»
1. Социологическое знание: общее и особенное Социология - это научная дисциплина, наука. Наука же представляет собой особую сферу деятельности человека, функцией которой выступает выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний. Цель науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. В каждый данный момент, и, прежде всего как результат специфической деятельности, наука представляет собой систему знания. Она включает в себя знания трех видов (по крайней мере): (1) предметные знания - описание и объяснение предмета; (2) знания прикладные - они связаны с пониманием (предложениями, рекомендациями) того, как практически влиять, воздействовать на изучаемый объект; (3) знания методологические - они касаются того, как изучать, эффективно исследовать предмет. Во всяком случае, - наука - это целостная, хотя внутренне и дифференцированная система знания. Социология не составляет в данном случае какого-то исключения. Знание - это проверенный практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Существует два основных вида человеческих знаний: донаучные, житейские, художественные (эстетическое освоение действительности) знания и знания научные (эмпирические и теоретические). Житейские знания основываются на здравом смысле и обыденном сознании; формируются под влиянием повседневной жизни человека; связаны с опытом ограниченного круга людей и даже отдельного индивида; не являются систематизированными. Являясь важной ориентировочной основой повседневного поведения человека и оказывая определенное воздействие на науку, житейское знание не может сегодня удовлетворить запросы общества на информацию, да и не исчерпывает всего содержания человеческих представлений об окружающем мире. Значительную часть этих последних представляет сегодня научное знание. Вбирая в себя опыт житейского познания, научное знание характеризуется осмыслением фактов в системе понятий данной науки (наука уже определялась нами как система понятий); образует основу теории, которая представляет собой высший уровень научного знания. Научное знание - это систематизированное знание. Оно, являясь обобщением достоверных фактов, за случайным находит необходимое и закономерное, за единичным и частным -общее. На этой основе осуществляется научное прогнозирование. Мышление человека постоянно движется от незнания к знанию, от знания поверхностного ко все более глубокому, сущностному и всестороннему знанию. Социология, как и любая другая (скажем так подлинная), наука, представлена системой как эмпирических, так и теоретических научных знаний. Именно поэтому она и является наукой, наукой в точном (собственном) смысле этого слова. Существует три вида научного знания: естествознание, техническое знание и социальное (социально-гуманитарное) знание. Социология представляет социогуманитарное (общественное) знание. Техническое знание - это знание, связанное с разработкой (проектированием) и использованием технических систем (объектов). Об этой разновидности научного знания мы не будем здесь говорить. Остановимся на выделении специфического, особенного, что характеризует социальное знание (в том числе и социологическое) в сравнении с естественнонаучным знанием. Тем более что социология как особая наука и задумывалась, и первоначально разрабатывалась ее основоположниками по примеру, или наподобие естественных наук, как «социальная физика»
Долгое время в социологии имел место спор, разделивший социологов, вообще обществоведов, на две научные школы. Одна из них (Конт, Спенсер, Дюркгейм) считает, что методы естественных наук, которые повсюду привели к таким прекрасным результатам, являются единственно научными методами, и они, поэтому должны быть полностью применимы при исследовании человеческих проблем. Неспособность осуществить это на деле помешала обществоведам разработать объяснительную теорию сопоставимую по точности с той, которая была разработана естествоиспытателями, и поставила под сомнение правомерность безоговорочного применения методов естественных наук в области наук социальных, а, следовательно, и вытекающего отсюда отождествления общественных наук с естественными науками, социологии, скажем, с физикой («социальная физика»). Другая научная школа (Дильтей, Вебер, Зиммель) считает, что существует фундаментальное различие в структуре социального мира и мира природы. Это - уже другая крайность, ибо здесь утверждается положение о том, что методы общественных наук абсолютно отличны от методов естественных наук. В защиту этого положения выдвигался ряд аргументов. Высказывалось, что общественные науки - это науки идеографические, т.е. описательные; они характеризуются индивидуализирующей концептуализацией, т.е. имеют дело с неповторимыми исключительно своеобразными явлениями и событиями; нацелены на единичные ассерторические утверждения. Примером этих последних может быть утверждение: «Упа замерзла» (Указанный признак принадлежит или не принадлежит предмету). Естественные науки же - это науки номотетические, т.е. науки, имеющие дело с объективными законами (устанавливающие и описывающие законы); они характеризуются генерализирующей концептуализацией (т. е. имеют дело с общим; это обобщающие науки); нацелены на общие аподиктические суждения, типа «Человек - смертен», «Человеческому организму нужна пища». Здесь важным является «Функтор» - «необходимо». Эти науки имеют дело с постоянными отношениями величин, которые могут быть измерены и подтверждены экспериментально; в общественных науках же это не осуществимо. Большинство из этих чрезвычайно распространенных утверждений считает американский социолог, австрийского происхождения, А.Шюц (иногда - Шютц), оказываются несостоятельными. Или потому, что неверно представляются методы естественных наук, или потому, что не совсем точно понимается специфика объекта исследования общественных наук - социальной реальности. Наконец, и это самое главное. Приведенные выше рассуждения, по мнению Шюца, «не принимают во внимание тот факт, что правила построения теорий в равной степени, имеют силу для всех эмпирических (опытных) наук, имеют ли они дело с объектами природы или с человеческими деяниями. И там и тут господствуют принципы обоснованного вывода и верификации, теоретические идеалы единства, простоты, универсальности и точности». [46] То есть речь идет о том, что у естественных и общественных наук, включая социологию, в сравнении друг с другом есть как общее, так и специфическое. Такие представления характерны также и для отечественной социологии в отношении интерпретации природы социального, в том числе и социологического знания. Но и только,...только то, о чем говорилось до сих пор: дальше начинаются различия интерпретации природы социологического знания Шюцем и интерпретации этого последнего отечественными социологии (по крайней мере, интерпретации, которую они давали до сих пор). Вообще считается, что естественные науки должны иметь дело с материальными объектами и процессами, а общественные - с психологическими интеллектуальными, а раз так, то метод первых заключается в объяснении, а метод последних - в понимании. Однако: «Основная задача общественных наук - получить упорядоченное знание социальной реальности. Под термином «социальная реальность» я, - пишет Шюц, - понимаю всю совокупность объектов и событий внутри социокультурного мира как опыта обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью среди себе подобных (и связанных с иным разнообразными отношениями интерпретации. Это мир культурных объектов и социальных институтов, в котором все мы родились, внутри которого мы должны найти себе точку опоры и с которым мы должны наладить взаимоотношения. С самого качала мы, действующие лица на социальной сцене, воспринимаем мир, в котором мы живем, и мир природы, и мир культуры не как субъективный, а как интерсубъективный мир, т.е. как мир общий для всех нас, актуально данный или потенциально доступный каждому, а это влечет за собой интеркоммуникацияю и язык» [47] Уже здесь в этой, особой интерпретации социальной реальности, заключается существенное отличие понимания природы социологического знания Шюцем от объяснения его многими социологами, в том числе и особенно отечественными, представляющими в своих работах иную, особую традицию, сформировавшуюся в свое время в рамках марксистской социологической школы. И суть этой интерпретации социальной реальности в трактовке ее как «опыта обыденного сознания людей...» и недооценке объективности (материальности) реальных процессов социальной жизни -выступающих не только как «опыт сознания людей», но и как процессы, существующие объективно, независимо от нашего (каждого из нас) сознания. Эти процессы имеют свою объективную логику, подчиняются своим объективным законам и в данном отношении они существуют объективно. Задача социологии и заключается в том, чтобы исследовать, прежде всего, объективное, общее, повторяющееся, устойчивое, ибо именно на знании об этом общем, устойчивом, повторяющемся и возможно предсказание и Шюц: «Науки имеют дело с идеальными объектами, конструкциями». Он считает, что естествознание имеет дело с конструкциями первого порядка, а социология (науки об обществе) с конструкциями второго порядка (конструкциями конструкций). Конструкции первого порядка, - это конструкции иного рода. Они: 1) объективны; 2) идеальнотипические; 3) в них есть гипотезы, которые могут быть проверены. Идеальные объекты, выбираемые для исследования, извлекаются социологом из идеальных объектов, сконструированных обыденным сознанием (вспомним: социальная реальность как опыт обыденного сознания). Научные конструкции второго уровня, должны включать в себя ссылку на субъективно значащее действие, т.е. назначение, которое действие имеет для действующего. Это и есть, по мнению Шюца знаменитый постулат М. Вебера о субъективной интерпретации. Постулат этот должен быть понят в том смысле, что все полученные объяснения социального мира могут и в определенном смысле должны ссылаться на субъективные значения действий людей, из которых берет начало социальная реальность [48] Проблема (гносеологическая) состоит лишь в том, как можно сформировать объективные понятия и объективно верифицируемую теорию субъективно значимых структур. Концепция А. Шюца представляет собой особую форму выражения так называемой «понимающей социологии», берущей начало в трудах немецкого философа, историка, психолога В. Дильтея, и обоснованной затем специфически М. Вебром. Этот последний ввел в обиход (социологический) и само понятие «понимающая социология». Дильтей считал, что поскольку общество конструируется в процессе духовного бытия индивидов, постольку в общественных науках должны применяться иные, нежели в естествознании методы. Общество - человеческое порождение. Как таковое оно должно открываться внутреннему чувству человека. Понимающий индивид частица общественно-исторической реальности. Переживая и познавая себя, он познаёт других индивидов себе подобных в их внутреннем содержании, т.е. постигает общество изнутри. Такое усмотрение «конечной реальности» общества Дильтей именовал «пониманием». Таким образом, у социологии (вообще у обществознания) есть и свои особенности с точки зрения того, какое знание она представляет. Эти особенности, как бы мы их не трактовали. Связаны с тем, что социология - это наука об обществе. Общество представляет собой особый, весьма своеобразный по сравнению с природой как объектом естествознания, объект исследования. Его особенность состоит в том, что этот объект представлен ассоциированной жизнью людей - существ, наделенных сознанием и свободой воли; существ со своими индивидуальными, а не только общественными, интересами, стремлениями и желаниями; существ, ставящих перед собой те или иные цели и стремящихся их достичь. В силу этого социальное знание имеет оценочный характер; оно в значительной степени нормативно и критично; обладает большей релятивностью (относительностью) и историчностью; быстрее устаревает и меняется. Однако как бы оно не отличалось от знания естественнонаучного, оно, тем не менее, имеет объективный характер, хотя и в меньшей степени верификационно; при всей его относительности, нормативности и аксиологичности (и даже идеологичности) оно обладает истинностью, адекватностью отражения окружающего человека мира, социальной реальности, места человека в этом мире. 2. Социология и законы социальной жизни общества Важнейшей задачей науки, в том числе и общественной, является открытие, исследование и описание действия тех законов или закономерностей, которым подчиняется в своем возникновении, функционировании и изменении (развитии) ее объект. Социология в данном отношении не является исключением. Она, как и всякая другая наука, призвана исследовать закономерности социальной жизни людей. В последнее время этой стороне дела в нашей, отечественной общественной науке уделяется недостаточно внимания. Объясняется это тем, что в свое время, каких-нибудь 50 или даже 15 лет назад, наши обществоведы «перегнули палку». Что они только не называли законами: любое явление, любой процесс (когда в этом была нужда, а иногда и просто желание) представлялась как закономерное, как закономерность, закон. Теперь же наблюдается иное, прямо противоположное отношение к тому, что принято называть законами общества. Маятник мышления качнулся в другую сторону. Маятниковость мышления - характерная черта нашей, русской ментальности. Они или вообще не говорят о законах или высказываются о них негативно. Лишь единицы авторов-социологов нет-нет, да и затронут проблему общественного закона в связи с интерпретацией предмета и задач общественной науки. Среди этих последних - Г. В. Осипов, С. С. Фролов и др. Так, С.С.Фролов вполне справедливо замечает, что «трудно представить себе человека, полностью свободного в своих действиях, формировании личностных целей и выборе альтернатив поведения. Каждый человек подвергается воздействию со стороны не только окружающих, его отдельных личностей, ассоциаций, групп, но и результатов их прошлой деятельности: системы ценностей, норм, правил, правовых законов» [49] Результатом этого является то, что действия людей и их групп в значительной мере выступают как однонаправленные и в некоторой степени предсказуемые. И именно потому, что они детерминированы обстоятельствами социальных условий, в которых ЭТИ действия людей совершаются. Думается, что чрезмерно радикальной является позиция, полностью игнорирующая обусловленность поведения людей внешними условиями их жизни. Типичность, схожесть, повторяемость в действиях, поступках людей в сходных условиях и проявляется как социальный закон. Г.Б. Осипов так определяет социальный закон: Это - «относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими группами, а также между обществом и социальной организацией, обществом и семьей, обществом и личностью, городом и деревней, социальной организацией и личностью и т.д.» Вообще, если проще, - то закон, в том числе и социальный, - это реально существующая, объективно складывающаяся и действующая связь (в обществе - социальная связь). Как закон, она должна быть: 1) объективной; 2) существенной; 3) типичной или повторяющейся. С.С. Фролов указывает также на такие признаки закона как: 1) действие только в строго определённых условиях; 2) при этих условиях закон действует без каких-либо исключений; 3) условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно. Им приводится в качестве примера (со ссылкой на А. Зиновьева) следующий социальный закон: «Если в одном учреждении человеку платят за такую же работу больше, чем в другом, то человек поступит работать в первое из них при том условии, что для него работа в этом учреждении не отличается ни чем, кроме зарплаты». Следует обратить при этом внимание на тот факт, что в обществе действуют не динамические, а скорее статистические законы, проявляющиеся как тенденции, прокладывающие себе дорогу через массу отклонений от нормы. Они складываются в результате противоречивого взаимодействия различных социальных сил и факторов. Социальные законы не имеют, как отмечал Ф. Энгельс, иной реальности, кроме как в приближении, в тенденции, в среднем. Они определяют лишь основную линию развития социальной системы и не предопределяют множество случайностей и отклонений от норм. Те же законы, которые действуют в природе, связаны с жесткой детерминацией следствия причиной. Т.е. в данном случае имеет место так называемый лапласовский детерминизм - детерминизм жесткий, выражающий однозначность связи «причина-следствие». Несмотря на то, что социальные законы имеют статистический характер, что они отличаются в немалой степени от законов природы (законы природы - это законы действия слепых, стихийных сил), а законы общества - это законы действия людей-существ, наделенных сознанием и свободой воли, они, тем не менее, имеют объективный характер. Их объективность обуславливает и объективность содержания научного знания об обществе, о социальных группах и институтах, о человеке. А объективность социального знания определяет в свою очередь их практическую полезность и применимость. Почему, собственно, наукам, в том числе и общественным, придается такое важное значение (хотя и не везде).
3. Объективность, гносеологическая и историческая релятивность (относительность) социологического знания См.схему №1
Особенность Особенность
Дополнение. Новелла о вопросе: «Является ли социология наукой?» Этот вопрос поставлен в учебнике для вузов «Социология», авторы Ю.Г. Волков и И.В.Мостовая. Издание осуществлено под ред. Проф. В.И. Добренькова в 1998г. (Москва). Разумеется, поставлен этот вопрос таким образом не впервые. Он ставился так и раньше другими, некоторыми авторами. Да, дело и не в самом вопросе. Дело в ответе на него: «...ответ на него (данный вопрос - В.Л.), говорят авторы учебника, строго говоря, отрицательный». И далее: «Но если подойти к этому вопросу не слишком поверхностно и не слишком предвзято, окажется, что истинно научным можно считать только добросовестное накопление фактов» (стр. 81). Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Дюркгейм, Гидингс, Сорокин, Смелзер, Гидденс, Лавров, Де-Роберти, Кареев, Ковалевский, Ядов, их определения социологии авторы приводят в учебнике, называют социологию наукой, а, видите ли, Волков и Мостовая из Ростова-на-Дону, считают, что социология это не наука. О том, что социология - это не наука, говорится и на странице 69-ой учебника: «Социология определяется не как «наука», а рассматривается более широко - как процесс познания». Неужели авторы не понимают, что наука это не только уже добытые знания, но и сам процесс их добывания?! Кстати они противоречат самим себе. Они ведь сами на стр.10 пишут, что «современная социология весьма многолика и в разных ее аспектах может рассматриваться как: наука, искусство и технология.» Или скажем, такое их заявление: «Собственно, развитие социологии подтверждает, что ее претензии на «научность» сначала были довольно необоснованным притязанием, впоследствии превратились в добросовестные заблуждения, а затем стали источником вполне, осознанной (и весьма лукавой) мифологизации» (стр. 82). Современная социология, - пишут они далее «не просто «не наука», она больше и сложнее, чем собственно «наука», поскольку включает изощренное искусство наблюдения и интерпретации социальной реальности» (там же). Это уже перл! Только удивляет логика, на которой он, этот перл, основан! Хотя здесь следует говорить не о логике, а скорее, антилогике. Полагаю, что этот учебник, - по крайней мере, в контексте рассматриваемой нами темы, - может оцениваться как своего рода троянский конь по отношению к социологии. А ведь учебник редактирован деканом социологического факультета МГУ. Кстати, приходится констатировать, что сегодня наметился ряд довольно определенных разрушительных тенденций в области социологии, воплощение и развитие которых может завершиться дискредитацией, а затем и полным разрушением социологии как науки. Приведенное только что позиция в толковании социологии, её понимании одно из конкретных проявлений таких тенденций. Ведь наука не сводится только к тому, чтобы (хотя даже и «добросовестно») собирать факты. Факты необходимо еще обобщать, систематизировать и сделать из них теоретически грамотные, правильные, обоснованные выводы.
Литература Бауман, 3. Мыслить социологически: Учеб.пособие [Текст]/ 3. Бауман: Пер. с англ. Под ред. А.Ф. Филиппова // М.:Аспект Пресс, -1996. Валлерстайн, И. Конец Знакомого мира. Социология 21 века. [Текст]/ И. Валлерстайн: Пер. с англ. Под ред. В.Л. Иноземцева; Центр исслед. Постиндустриального о-ва // М.: Логос, - 2003. 17. Вебер, М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания: избранные произведения М, - 1990. Вебер, М. Основные социологические понятия: Избранные произведения [Текст]/М. Вебер//М., - 1990. С. 601-628. Волков, Ю.Г. Социология: Учебник [Текст]/ Ю.Г. Волков // М.: Гардарики, - 2005. Волков, Ю.Г., Мостовая, И.В. Социология: Учебник для вузов [Текст]/ Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая; под ред. В.И. Добренькова. -2-е изд. // М.: Гардарики, - 2002. Добреньков, В.И. Социология: Учебник для вузов [Текст]/ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко // М.: Инфра-М. Т-1: Теория и методология, -2003. Добреньков, В.И. Фундаментальная социология: В 15 т. [Текст]/ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко II М.: Инфра-М. - Т. 1.Теория и методология, - 2003. Комаров, М.С. Социология: Учеб. пособие для вузов [Текст]/ М.С. Комаров // М.: Аспект-Пресс, - 2003. Кравченко. А.И. Социология [Текст]/ А.И. Кравченко // М.: Проспект, - 2005. Масионис, Дж. Социология [Текст]/ Дж. Масионис // СПб.: Питер, -2004. Миллс, М.Р. Социологическое воображение [Текст]/ пер. с англ. О.А. Оберенко. Под общ. ред. и с предисловием Г.С. Батыгина // М.: Изд. Дом «Стратегия»,-1998. Общая социология [Текст]/Учеб.пособие под ред. А.Г. Эфеидиева// М..-ИНФРА, -2005. Парсонс, Т. О социальных проблемах [Текст]/ Т. Парсонс // М.: Академический проспект, - 2002. Ритцер, Дж. Современные социологические теории [Текст]/ Дж. Ритцер. 5 -е изд. - Спб //Питер, - 2005. Соколов. С.В. Социология: Учеб.пособие [Текст]/ С.В. Соколов // М.: ФОРУМ,-2008. Социологическая энциклопедия: в 2т. [Текст]/ Рук.науч. проекта Г.Ю. Семинин // М.: Мысль. - Т.2: Н-Я, - 2003. Тощенко, Ж.Т. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов [Текст]/ Ж.Т. Тощенко. - 2-е изд., доп. И перераб. // М.: Юрайт, - 2004. Шереги, Ф.Э. Социология политики: прикладные исследования [Текст]/ Ф.Э. Шереги И М.: Центр социал. Прогнозирования, - 2003.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |