Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Влияние факторов на изменение объёма реализации продукции





 

Таблица 8

  Показатели Объём реализации, тыс. руб Отклонения
план факт (в пересчёте на плановые цены) абсолютные (тыс. руб.) относительные (%)
Остаток готовой продукции на начало года 8 200 8 300 + 100 101,2
Выпуск продукции за год 89 500 95 000 + 5 500 106,2
Остаток готовой продукции на конец года 2 200 2 430 + 230 110,5
Отгрузка продукции за год 95 500 100 770 + 5 270 105,52
Остаток продукции, отгруженной покупателям (но не оплаченной): на начало года на конец года     3 800 4 000     3 800 5 100     - + 1 100     100,0 128,0
Реализация продукции за год 95 300 99 470 + 4 170 104,38

 

Вывод: из приведённых данных видно, что план реализации перевыполнен на 4 170 тыс. руб. (на 4,38%) за счёт увеличения выпуска товарной продукции на 5 500 тыс. руб. (на 6,2%). Отрицательное влияние на объём продаж оказало увеличение остатков готовой продукции на складе на 230 тыс.руб. (или 10,5%) и рост остатков отгруженной продукции на конец года, оплата за которую ещё не наступила (на 1 100 тыс. руб. или на 28,0%). Отгрузка продукции за год увеличилась по сравнению с планом на 5 270 тыс. руб. (на 5,52%).

 

Попробуем определить влияние приведённых в таблице 8 факторов на изменение объёма реализации способом цепной подстановки. Воспользуемся одной из приведённых в вопросе 2 формулой, а именно:

ГП нач + ОП + ОН = ОР + ГП кон + ОН кон,

где ОН – отгруженная, но неоплаченная продукция.

ГП – запасы готовой продукции на начало и конец периода, тыс. руб.;

ОП – объём производства, тыс. руб.;

ОР – объём реализации, тыс. руб.

Выразим отсюда значение ОР:

ОР = ГП нач + ОП + ОН – ГП кон – ОН кон

Это и будет факторной моделью (аддитивной). Способ цепных подстановок применим для всех типов факторных моделей.

 

1-ый шаг. Рассчитаем уровень объёма реализации при условии, что все факторы имеют плановые значения (можем не рассчитывать: он есть в таблице 8).



 

ОР пл = ГП нач пл + ОП пл + ОН нач пл - ГП кон пл – ОН кон пл

ОР пл = 8 200 + 89 500 + 3 800 – 2 200 – 4 000 = 95 300

2-ой шаг. Начнём последовательно заменять плановые показатели на фактические. Заменим на фактическое плановое значение остатка готовой продукции на начало года.

 

ОР усл 1 = ГП нач пл ф + ОП пл + ОН нач пл – ГП кон пл – ОН кон пл = 8 300 + 89 500 + 3 800 – 2 200 – 4 000 = 95 400;

∆ ОР усл 1 =ОР усл 1 – ОР пл = 95 400 – 95 300 = 100 тыс. руб.

Вывод: Увеличение остатка готовой продукции на начало года на 100 тыс. руб. привело к увеличению реализации на 100 тыс. руб.

 

3-ий шаг. Заменим значение планового объёма выпуска продукции на фактическое и определим влияние этого изменения на объём реализации продукции за год.

ОР усл 2 = ГП нач пл ф + ОП ф + ОН нач пл – ГП кон пл – ОН кон пл = 8 300 + 95 000 + 3 800 – 2 200 – 4 000 = 100 900;

ОР усл 2 = ОР усл 2 – ОР усл 1 = 10 900 – 95 400 = 5 500 руб.

Вывод: Увеличение объёма производства продукции за год на 5 500 тыс. руб. привело к увеличению реализации на эту же сумму.

 

4-ый шаг. Заменим значение планового остатка отгруженной, но не оплаченной продукции на начало года на фактическое и определим влияние этого изменения на объём реализации продукции за год.

 

ОР усл 3 = ГП нач пл ф + ОП ф + ОН нач ф – ГП кон пл – ОН кон пл = 8 300 + 95 000 + 3 800 – 2 200 – 4 000 = 100 900;

ОР усл 3 = ОР усл 3 – ОР усл 2 = 100 900 – 100 900 = 0.

Вывод: Так как остаток отгруженной, но не оплаченной продукции за год не поменялся, данный фактор повлиял на неизменность объёма реализации.

5-ый шаг. Заменим значение планового показателя остатка готовой продукции на конец года на фактическое и определим влияние этого изменения на объём реализации продукции за год.

 

ОР усл 4 = ГП нач пл ф + ОП ф + ОН нач ф – ГП кон ф – ОН кон пл = 8 300 + 95 000 + 3 800 – 2 430 – 4 000 = 100 670;

ОР усл 4 =ОР усл 4 – ОР усл 3 = 100 670 – 100 900 = - 230

Вывод: Увеличение остатка готовой продукции на конец года на 230 тыс. руб. привело к снижению объёма реализации на аналогичную сумму.

 

6-ой шаг. Заменим значение планового показателя остатка отгруженной, но не оплаченной готовой продукции на конец года на фактическое и определим влияние этого изменения на объём реализации продукции за год.

 

ОР усл 5 = ГП нач пл ф + ОП ф + ОН нач ф – ГП кон ф – ОН кон ф = 8 300 + 95 000 + 3 800 – 2 430 – 5 100 = 99 570.

∆ ОР усл 5 = ОР усл 5 – ОР усл 4 = 99 570 – 100 670 = - 1 100 .

Вывод: Увеличение отгруженной, но не оплаченной продукции на конец года на 1 100 тыс. руб. привело к снижению объёма реализации на аналогичную сумму.

 

7-ой шаг. Произведём проверку:

 

ОР ф – ОР пл =∆ ОРусл1 + ∆ ОР усл2 + ∆ ОР усл 3 + ∆ ОР усл 4 + ∆ ОР усл 5 = 100 + 5 500 + 0 – 230 – 1 100 = 4 270 ***

Необходимо выяснить в ходе анализа причины: образования сверхплановых остатков готовой продукции на складе; несвоевременной оплаты продукции покупателями.

 

Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объём производства продукции.

Ø Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования определяется:

ОП = ЧР х СГВ

ОР = ЧР х ГВ х Дрп ,

где ОП – объём производства продукции;

ОР – объём реализации продукции;

ЧР – среднесписочная численность работников предприятия;

ГВ – среднегодовая выработка продукции одним работником;

Дрп – доля реализованной продукции в общем объёме выпущенной продукции в отчётном году.

Ø Обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования определяется:

ОП = ОПФ х ФО

ОР = ОПФ х ФО х Дрп , где

ОПФ – среднегодовая сумма основных производственных фондов предприятия;



ФО – фондоотдача основных производственных фондов.

Ø Обеспеченность производства сырьём и материалами и эффективность их использования определяется:

ОП = Зм х МО

ОР = Зм х МО х Дрп , где

Зм – материальные запасы;

МО – материалоотдача.

 

Расчёт влияния данных факторов на объём выпуска и реализации продукции производят способом цепных подстановок.

 

Определение резервов производства и реализации продукции. Источники указанных резервов подразделяются на:

- резервы роста объёма производства продукции;

- резервы сокращения остатков нереализованной продукции.

 

Резервы роста объёма производства продукции, в свою очередь, состоит из 3-х групп:

  1. Улучшение использования трудовых ресурсов:

- создание дополнительных рабочих мест;

- сокращение потерь рабочего времени;

- повышение уровня производительности труда.

2. Улучшение использования основных фондов:

- приобретение дополнительных машин и оборудования;

- более полное использование их фонда рабочего времени;

- повышение производительности работы оборудования.

3. Улучшение использования сырья и материалов:

- дополнительное приобретение сырья и материалов;

- сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов;

- сокращение норм расхода сырья и материалов на единицу продукции.

 

Величина резервов первой группы определяется :

Р↑ ОПкрм = Р↑ КРМ х ГВф

Р↑ОПфрв = Р↑ФРВ х ЧВф

Р↑ОПчв = Р↑ЧВ х ФРВв, где

Р↑ ОПкрм, Р↑ОПфрв, Р↑ОПчв – резервы роста объёма производства продукции за счёт: увеличения количества рабочих мест; увеличения фонда рабочего времени в связи с сокращением его потерь; повышения среднечасовой выработки (соответственно).

 

Р↑ КРМ – резерв увеличения количества рабочих мест;

Р↑ФРВ – резерв увеличения фонда рабочего времени;

Р↑ЧВ – резерв роста среднечасовой выработки за счёт совершенствования техники, технологии и организации производства и рабочей силы;

 

ФРВв – возможный фонд рабочего времени с учётом выявленных резервов его роста;

ЧВ – среднечасовая выработка.

 

Величина резервов второй группы определяется:

Р↑ ОПк = Р↑ К х ГВф

Р↑ОПт = Р↑Т х ЧВф

Р↑ОПчв = Р↑ЧВ х ФРВв, где

 

Р↑К – увеличение количества оборудования;

Р↑Т – увеличение времени работы оборудования;

Р↑ЧВ – увеличение выпуска продукции за один машино-час.

 

Величина резервов третьей группы определяется:

1) Дополнительное количество i-го материала делится на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. Затем суммируются результаты по всем видам продукции:

Р↑ОП = ∑ (Р↑М i / НРji пл х Ц i пл)

2) Сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножается на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего результаты суммируются:

Р↑ОП = ∑ (Р↓ОТХj / НРji пл х Ц i пл)

3) Планируемое сокращение нормы расхода j-го ресурса на единицу i-го вида продукции умножается на планируемый к выпуску объём производства i-го вида продукции. Полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия , после чего подсчитывается общая сумма резерва выпуска продукции:

Р↑ОП = ∑ (Р↓НР ji х ОП i пл / НР ji пл х Ц i пл)

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 6143; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.011 сек.