Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории стоимости




 

Изучение стоимости товара сильно затруднено по следующим обстоятельствам. Стоимость нельзя обнаружить непосредственно на поверхности хозяйственной жизни, поскольку она выражает невидимые глазу внутренние экономические отношения. В связи с этим еще А. Смит разделил экономическую систему на два вида отношений: экзогенные и эндогенные (названные так по современной терминологии).

Экзогенные (гр. ехо — вне и genos — происхождение) — хозяйственные связи, которые изменяются из-за причин внешнего характера. Например, меновая стоимость товаров (пропорции из рыночного обмена) может меняться в зависимости от количества доставленных на рынок товаров, от сезона и других наблюдаемых всеми условий.

Эндогенные (от гр. endon — внутри и genos — происхождение) — экономические связи, которые развиваются под воздействием внутренних факторов. К их числу относится стоимость.

Экономисты-теоретики создали несколько концепций стоимости (ценности).

Одна из них — трудовая теория стоимости, которая определяет субстанцию и величину стоимости товара трудом, затраченным на его производство, была рассмотрена выше. Основы теории трудовой стоимости заложили английские экономисты У.Петти, А.Смит и Д.Рикардо. У Петти появилась идея, что стоимость определяется трудом вообще. По Смиту, стоимость товаров создается в любой отрасли материального производства, однако конкретному труду он приписывал стоимостеобразующие свойства. Д.Рикардо определяет стоимость товаров трудом, затраченным на их производство, безотносительно к его конкретной форме. Вместе с тем он не проводит различий между конкретным и абстрактным трудом. Лишь в трудах К.Маркса впервые была открыта двойственная природа труда товаропроизводителей, понимание которой позволило ему разработать подлинно научную трудовую теорию стоимости.

Таким образом, классическая школа считала, что стоимость товара определяется количеством труда, затраченного на его производство и, следовательно, есть величина объективная. Цена в таком случае — это не что иное, как денежное выражение стоимости.

Трудовая теория стоимости раскрыла экономические связи, которые можно схематически отразить в формуле " товаропроизводитель – общественный труд – товар – общественная стоимость – рыночная цена ". Заметно, что здесь представлен взгляд на товарно-рыночные отношения лишь с одной стороны – с позиции товаропроизводителя и продавца продукта.

В противоположность трудовой теории стоимости уже в середине прошлого века появились новые теории. К ним относятся: теория предельной полезности, теория спроса и предложения, теория издержек производства, теория трех факторов производства.

Теория предельной полезности. Она появилась во второй половине XIX века и наибольшее развитие получила в трудах представителей австрийской школы – Ю. Менгера, Ф. Визера, О. Бем-Бавека. Эта теория дала объяснение стоимости (ценности) и цены благ и услуг с позиции экономической психологии покупателя, потребителя полезных вещей. Основные положения их теории таковы.

1. Полезность нельзя отождествлять с объективными свойствами блага. Сам покупатель дает свою субъективную оценку роли определенного блага в удовлетворении его личных потребностей. Ценность блага сводилась к пониманию человеком значения потребляемой вещи для его жизни и благосостояния.

В этом утверждении имеется определенная доля истины. Даже в одной семье люди придают тому или другому благу разную ценность для их жизни и благосостояния. Ведь не случайно сложились поговорки: «О вкусах не спорят», «На вкус и цвет товарища нет».

2. Полезные блага подразделяются на два вида:

а) имеющиеся в безграничном количестве (вода, воздух и т. п.). Эти вещи люди не считают полезными для себя, поскольку они имеются в таком избытке, который не нужен для удовлетворения человеческих потребностей;

б) являющиеся относительно редкими и недостаточными для насыщения сложившихся потребностей в них. Именно этим благам хозяйствующие лица приписывают ценность.

На практике, пожалуй, важно, что сравнительная редкость благ должна приниматься в расчет при установлении цен. Именно так это происходит, например, при ценообразовании на продукцию земледелия, где имеется сравнительно мало хороших по качеству земельных участков. Еще в большей мере уникальность некоторых благ оказывает воздействие на цены, когда на аукционах продаются раритеты.

3. В процессе личного потребления действует закон убывающей полезности. Согласно этому закону степень удовлетворения потребности одним и тем же продуктом, если мы непрерывно продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, так что наконец наступает насыщение. Известно, что проголодавшийся человек с большим аппетитом съедает первый ломоть хлеба. Затем с каждым новым куском утрачивается полезность хлеба до тех пор, пока пропадает желание есть этот продукт. Все съеденное количество хлеба образует величину насыщения.

4. Ценность благ определяет предельная полезность, то есть субъективная полезность «предельного экземпляра», удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в продукте данного рода.

Предельная полезность, а следовательно, и ценность блага, зависит от «запаса» (наличного количества) данного продукта и потребности в нем. Если при неизменной величине потребности увеличивается «запас», то предельная полезность вещи снижается. Когда «запас» уменьшается, то предельная полезность и ценность возрастают. Все это сказывается на величине рыночной цены продукта, которая прямо зависит от его предельной полезности. Похоже, что рыночная практика подтверждает данную зависимость. Так, в условиях относительной недостаточности какого-то продукта (уменьшения его «запаса») цена устанавливается на более высоком уровне, что, по существу, оправдывает покупку «предельного продукта».

Как видно, основные положения теории предельной полезности отражают экономические связи, которые можно представить в формуле «потребитель— потребность— полезность блага — его ценность — цена». Так, по-видимому, можно оценивать товар и рыночные отношения со стороны покупателя, потребителя. Речь идет о том, что главное в экономике – не объем затрат на производство товара, а конечный результат, который оценивает потребитель, руководствуясь собственным субъективным представлением о полезности блага.

Однако теория предельной полезности имеет ряд слабых сторон.

Во-первых, эта теория исходит из примата потребления над производством, рассматривает людей не как производителей материальных благ, а только как потребителей, абстрагируется от анализа труда, являющегося действительным источником богатства всякого общества. Во-вторых, она носит субъективно-психологический характер, поскольку выводит объективную экономическую категорию товарного производства - меновую стоимость из психологических ощущений отдельных людей и их субъективной оценки полезности тех или иных благ. В-третьих, определяя ценность материальных благ предельной полезностью, которая, в свою очередь, прямо зависит от их обилия или "редкости", сторонники этой теории смешивают причину со следствием. Не "редкость" благ определяет величину их ценности, а, наоборот, редкими оказываются те товары, воспроизводство которых требует больших затрат человеческого труда.

Особый подход к проблеме стоимости был сформулирован А. Маршаллом. Его позиция определения стоимости сводится к выяснению взаимодействия рыночных сил, лежащих на стороне спроса в виде предельной полезности, и предложения в виде издержек производства. Отсюда А. Маршалл делает вывод: полезность определяет предлагаемое количество, предлагаемое количество определяет издержки производства, издержки производства определяют ценности. Он считал, что цена, которую согласен уплатить за товар покупатель, определяется полезностью товара, при этом полезность он рассматривал как максимальную стоимость, которую может уплатить за товар покупатель.

При определении цен А. Маршалл выделял два фактора, влияющих на цены: предельная полезность и издержки производства. Он считал, что цена, назначенная продавцом товара, определяется издержками его производства, а рыночные цены устанавливаются покупателями и продавцами в результате спроса и предложения.

В итоге можно сделать вывод, что марксова теория трудовой стоимости и теория предельной полезности не противоречат, а дополняют друг друга. Если в первой наиболее глубоко разработан научный аппарат обоснования стоимости в соответствии с трудовыми затратами, то во второй — теоретически обосновано наиболее эффективное использование основных факторов производства — труда, капитала и земли.

Теория спроса и предложения (Ж. Б. Сэй, Г.Д. Маклеод) сводится к отождествлению стоимости с меновыми пропорциями, или ценами, которые якобы всецело определяются соотношением спроса и предложения того или иного товара в каждый данный момент. Эта теория не считает производство главной сферой экономических отношений. Решающее значение она придает отношениям обмена. Эта теория, однако, не в состоянии дать ответ на вопрос: чем же определяются цены товаров при равенстве спроса и предложения? Кроме того, известно, что спрос и предложение сами зависят от уровня цен. Понижение рыночных цен вызывает рост спроса, тогда как повышение цен на тот или иной товар стимулирует рост его производства, а следовательно, и величины предложения. Таким образом, получается порочный круг: движение цен объясняется изменением соотношения спроса и предложения, а изменение спроса и предложения колебанием цен.

Теория издержек производства (Р.Торренс, Дж. Мак-Куллох, Дж.С.Милль) утверждает, что при данном соотношении спроса и предложения цены товаров определяются издержками производства. При этом различные авторы этой теории понимали издержки производства по-разному. Р.Торренс, Джон Стюарт Милль и другие трактовали их как сумму денежных затрат капиталиста на покупку средств производства и труда (рабочей силы), израсходованных при производстве товара. Но такие издержки представляют собой не что иное, как сумму цен закупленных капиталистом факторов производства (машин, сырья, материалов, рабочей силы и т.п.). В итоге получается бессодержательная тавтология: цены определяются ценами, кроме того, цена товара наряду с издержками производства должна включать в себя еще и прибыль. В противном случае оказался бы бессмысленным сам капиталистический бизнес.

Некоторые экономисты этой школы искали другие пути объяснения стоимости товара. Так, Джеймс Милль утверждал, что новая стоимость создается не только живым, но и прошлым трудом, т.е. овеществленным трудом. А Дж.Мак-Куллох считал, что в создании стоимости наравне с человеческим трудом участвует "труд" рабочего скота, машин, сил природы. Здесь теория издержек производства вплотную примыкает к теории трех факторов производства.

Родоначальником теории трех факторов производства был французский экономист Ж.Б.Сэй. Согласно этой теории, в создании стоимости участвуют три фактора: труд, капитал (под которым понимаются средства производства) и земля. Каждый фактор создает соответствующую часть стоимости, и владельцу каждого из них "вменяется" своя доля дохода: рабочему — заработная плата, владельцу капитала — прибыль, а землевладельцу — земельная рента. В этой теории общественные отношения между людьми подменяются отношениями факторов производства, а процесс производства потребительных стоимостей смешивается с процессом создания стоимости.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.