Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука и научное познание

1. Сущность науки, её функции и закономерности развития. 1

2. Классификация наук. Критерии научности. 2

3. Структура научного познания, его уровни, методы и формы. 3

1. Сущность науки, её функции и закономерности развития.

Основной формой познавательной деятельности, главным её «носителем» является наука. «Наука» в переводе с латинского означает «знание». Возникло научное знание в античности, и первую классификацию наук дал Аристотель. Как самостоятельная сфера деятельности, как система знания, своеобразный духовный феномен и социальный институт наука сформировалась в Новое время, в XVI – XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства.

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов. Наука – это творческая деятельность по получению нового знания и одновременно – результат этой деятельности: совокупность знаний, приведённых в целостную систему на основе определённых принципов, логически организованных, оформленных в виде теории. Научные знания – это знания, проверенные и подтверждённые практикой, позволяющие объяснить существующее и предсказать будущее. Эти знания имеют общественный характер, поскольку являются продуктом человеческой деятельности и достоянием людей.

Жизненный смысл науки: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать».

Современная наука в её взаимодействии с различными сферами жизни человека и общества выполняет следующие социальные функции:

1. Культурно-мировоззренческие: наука даёт ответы на вопросы мировоззренческой значимости (например, о структуре материи и строении Вселенной, о возникновении и сущности жизни, о происхождении человека и т.д.), оказывает определяющее воздействие на формирование мировоззрения людей. Научные знания, являясь элементами общего образования, становятся составной частью культуры общества.

2. Функции науки как непосредственной производительной силы общества: в современном производстве товаров и услуг применение научного знания выступает как обязательное условие существования и воспроизводства многих видов деятельности. Наука выступает мощным катализатором процесса непрерывного совершенствования средств производственной деятельности, техники и технологии.

3. Функции науки как социальной силы: научные знания и методы используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития. Например, экологическая проблема. Объяснение причин возникновения экологической опасности и поиск путей её предотвращения, первые формулировки экологической проблемы и постоянный мониторинг параметров экологических опасностей, выдвижение целей перед обществом и создание средств для их достижения – всё это тесно связано с наукой, выступающей в функции социальной силы.

Закономерности развития науки:

1) обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики;

2) относительная самостоятельность развития науки;

3) преемственность в развитии идей и принципов, теорий и понятий, методов и приёмов науки;

4) постепенность развития науки, чередование периодов эволюционного развития и революционной ломки теоретических основ науки;

5) взаимодействие и взаимосвязь всех составных отраслей науки;

6) свобода критики, свободное столкновение различных мнений, научных гипотез;

7) дифференциация и интеграция научного знания;

8) математизация науки.

2. Классификация наук. Критерии научности.

Отражая мир, наука образует единую взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности они изучают. По предмету познания выделяют науки: 1) о природе – естествознание, 2) об обществе – обществознание, социально-гуманитарные науки, 3) о познании и мышлении. Отдельные группы составляют технические науки и математика. Наукой о наиболее общих законах действительности является философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке.

По методам исследования выделяют теоретические науки и эмпирические науки.

По функции и целевому назначению выделяют науки фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки нацелены на изучение законов природы, общества и мышления. Эти законы, а также сферы, в которых они действуют, изучаются фундаментальной наукой в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию. Задача прикладных наук заключается в применении результатов фундаментальных наук для решения производственных и социально-практических проблем.

Наука как форма познания, тип духовного производства и социальный институт сама себя изучает с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, психология научного творчества, социология знания и науки, науковедение и др. В настоящее время активно развивается философия науки, исследующая общие характеристики научно-познавательной деятельности, структуру и динамику знания, его социокультурную детерминацию, логико-методологические аспекты и т.д.

Специфическими признаками научного познания и знания, критериями научности являются:

1. Ориентация исследования на объективную истину, так как если нет истины, то нет и науки. Истина – высшая ценность, ради которой трудятся учёные.

2. Специализированные языки науки, образованные целостными системами понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закреплённых в естественных или искусственных языках. Например, медико-биологические науки общаются на латинском языке, в математике, физике, химии своя символика и формулы. Языки науки уточняются, совершенствуются, наполняются новым содержанием.

3. Использование в научной деятельности специфических материальных средств, например, телескопов, микроскопов, ускорителей и другого научного оборудования.

4. Применение специальных методов для получения нового знания.

5. Органическая связь с практикой и нацеленность на практику. Наука ориентирована на то, чтобы быть «руководством к действию» по изменению действительности и управлению реальными процессами.

Наряду с перечисленными признаками научного знания выделяют также такие критерии как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и другие.

3. Структура научного познания, его уровни, методы и формы.

Научное познание и знание, как его результат, есть целостная развивающаяся система, имеющая сложную структуру. Структура выражает единство устойчивых взаимосвязей между элементами системы. Структура научного познания может быть представлена в различных её срезах и соответственно – в совокупности специфических своих элементов. В качестве таковых могут выступать: объект, или предметная область познания; субъект познания; материальные средства познания; духовные методы познания и условия осуществления.

При ином срезе научного познания в нём различают такие элементы его структуры: фактический материал; результаты первоначального его обобщения в понятиях; основанные на фактах научные предположения (гипотезы); «вырастающие» из гипотез законы, принципы и теории; философские установки, методы, идеалы и нормы научного познания; социокультурные основания и некоторые другие элементы.

Научное познание есть процесс, т.е. развивающаяся система знания, основным элементом к-рой является теория как высшая форма организации знания. Научное познание отличается от обыденного целенаправленностью, конкретностью, чёткой фиксацией результатов познания с обязательным теоретическим осмыслением. Взятое в целом, научное познание включает в себя два основных уровня: эмпирический и теоретический, к-рые органически взаимосвязаны и составляют единый познавательный процесс.

На эмпирическом уровне научного познания преобладает чувственное познание (живое созерцание). Рациональное познание здесь присутствует, хотя и имеет подчинённое значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность – характерные признаки эмпирического познания. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких методов познания, как наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, индукция и др. Эмпирическое знание является знанием вероятностно-истинным.

Теоретический уровень научного познания связан с преобладанием мыслительной деятельности, а чувственное познание становится подчинённым аспектом познания. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, постигаемых путём осмысления эмпирического материала, его переработкой на основе понятий, законов, теорий. На основе эмпирических данных здесь происходит обобщение изучаемых объектов, постижение их сущности, законов их существования. Важнейшая задача теоретического знания – достижение объективной истины во всей её конкретности и полноте содержания. При этом широко используются такие методы, как абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений предметов), идеализация (процесс создания чисто мысленных предметов, например, «точка», «идеальный газ»), синтез, дедукция, метод восхождения от абстрактного к конкретному и другие познавательные средства.. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание, ставит перед ним новые более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание обобщает и объясняет эмпирические данные, развивает и конкретизирует на их основе своё собственное содержание, открывает новые горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т.п.

Таким образом, наука как целостная динамичная система знания развивается, обогащаясь новыми эмпирическими данными и обобщая их в системе теоретических средств, форм и методов познания.

Основными формами существования научного познания являются: научный факт, проблема, гипотеза, теория. Факты науки являются формами эмпирического познания. Научный факт – это знание о каком-либо событии, явлении, полученное в ходе наблюдений и экспериментов, с достоверностью доказанное, зафиксированное в языке науки. Факты науки не всегда согласовываются с существующими взглядами на тот или иной вопрос, предмет или явление. Попадая в поле зрения учёных, научный факт возбуждает теоретическую мысль и способствует переходу исследования от эмпирического к теоретическому этапу.

Из противоречия теоретического знания и научных фактов возникает такая форма научного познания как проблема. Проблема – это знание, отражающее несоответствие фактов науки и существующих концепций, взглядов на исследуемое явление или процесс. Решение проблемы осуществляется выдвижением рабочих гипотез с последующей их проверкой.

Гипотеза – это форма научного знания, сформулированная на основе ряда фактов и содержащая в себе предположение, истинное значение к-рого неопределённо и нуждается в доказательстве. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся теорией, поскольку несут в себе истинные знания, а другие уточняются, изменяются, конкретизируются. Третьи, если проверка даёт отрицательный результат, отвергаются, представляя собой заблуждение.

Вершиной научного познания является теория как логическое завершение тернистого пути проб и ошибок. Теория – это наиболее развитая целостная форма научного знания, дающая полное отражение существенных, закономерных связей определённой области действительности. Подлинно научная теория должна быть объективно истинной, логически непротиворечивой, цельной, обладать относительной самостоятельностью, быть развивающимся знанием и воздействовать через деятельность людей на практику.

 

Сост.: Ткачева Е. Б.

Ноябрь 2005 г.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблеми й особливості застосування стратегічного планування у вітчизняних організаціях | Оплата труда ее системы и виды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 12010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.