Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биоэтика




Сравнительно недавно возникла одна из многих междисциплинар­ных наук – биоэтика, наука, пограничная между естественными и гуманитарными знаниями.

Биологически существование живого организма сводится к исполнению трех функций: поддержанию жизни, т.е. удовлетворению потребности в пище, физиологических отправлениях, восстановле­нию сил (сон, отдых); приспособлению к внешней среде, пассивному у человека) и активному (защите от посягательств других особей) вос­производству себе подобных.

Природа снабдила все живое средствами для исполнения этих функций, однако данные средства не являются абсолютными. Относительность и ограниченность их в отношении каждого отдельного организма делают ограниченным время жизни индивидуума, что является условием обновления, совершенствования и развития живого как целого.

Чтобы предупредить развитие пессимистического сценария эволюции биосферы, в последние годы набирает силу новая наука – биоэтика, находящаяся на стыке биологии и этики.

Цель биоэтики – выработка этических, нравственных норм взаимодействия человека с миром природы, в том числе с миром живой природы. В настоящее время формируется целый ряд основных прин­ципов биоэтики. При этом исходными являются те, которые утверждают жизнь в качестве высшей ценности. Эти принципы включают следующее.

1. Гармонизация системы «человек – биосфера», выдвижение в ка­честве главной задачи создание оптимальных взаимоотношений между человеком и окружающей живой и неживой природой, создание сово­купности правил и норм биоэтики для всемирного содружества всех стран планеты Земля.

2. Признание принципа единства жизни и этики, их взаимообусловленности. При этом жизнь – высшее проявление упорядоченности и развития в природе, а этика – сила, организующая социальную сферу.

Таким образом, под биологической этикой понимается применение правил и норм общечеловеческой морали, в которых осмысливаются проблемы долга, совести, чести, добра и зла.

Одной из очень важных проблем биоэтики является также проблема «человек – медицина». Медицинская биоэтика включает, например, такие вопросы, как целесообразность поддержания жизни смертельно больного человека, допустимость использования человеком его «права на смерть», проведение научных экспериментов над животными и людьми, наконец, целесообразность применения генетики для кло­нирования (копирования) животных и людей.

Биоэтику следует рассматривать как естественное обоснование че­ловеческой морали. Когда мы, люди, говорим «все мы люди, и ничто человеческое нам не чуждо», на самом деле наше поведение похоже на поведение животных, изучением которого занимается этология. Многие признаки человеческого поведения генетически и социально обусловлены. Часть человеческих черт обусловлена воспитанием, образованием и другими факторами внешней среды. Все человеческие действия – это его поведение. Истоки человеческой морали можно и нужно искать в поведенческих программах, присущих животным. Этологи открыли у животных большой набор инстинктивных запре­тов, необходимых и полезных в отношении с сородичами. Все эти запреты возникают под жестким давлением отбора рода – выполнения задачи сохранения вида. Основные запреты у животных следующие.

1. «Не убей своего». Чтобы выполнить этот запрет, необходимо отличать своего от чужого, должна работать система биологического узнавания «своего – чужого». Поэтому нельзя нападать неожидан­но и сзади. Людьми изобретена специальная форма взаимодействия для удовлетворения потребности в признании среди своих. Потребность в признании – это первая потребность, с которой начинается взаимодействие людей. Если эта потребность не реализуется, то начинает развиваться агрессивное поведение по отношению к «непризнан­ному человеку», который ощущает себя как чужой.

2. У хорошо вооруженных природой животных есть запрет на применение убийственного приема в драке со своими. Этот механизм торможения является врожденным.

3. Не бить того, кто принял позу покорности: «не бей лежачего».

4. Победа за тем, кто прав. Животное, защищающее свою территорию, нору, самку (детенышей), почти всегда выигрывает в конфликте даже у более сильного противника.

Исследование феномена власти показывает, что государственная власть своими корнями уходит в биосоциальную эволюцию предков человека. Среди социальных животных структурируются:

• α – лидер (вожак) — взрослые сильные особи с быстрой реакцией;

• β – разумные особи, уступающие первым в физической силе,
быстроте реакции, храбрости, отличающиеся развитыми спо­собностями, временные лидеры (замы), предлагающие новые нестандартные решения, выступающие буфером между лидером и остальной массой популяции;

• γ, – молодые и неопытные особи, которым «разрешено спари­ваться и иметь потомство»;

• ω – изгои, которым не разрешено иметь потомство, их используют для пробы возможно несъедобной пищи, и если особь погибает, то остальные не употребляют эту пищу и уходят прочь, сохранив стадо.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1178; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.