Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек как единство биологического и социального




Лекция 9. Человек как предмет естественно-научного познания

Человек – это целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из природного и социального, наследственного и приобретенного при жизни, т.е. человек является целостной многосложной биосоциальной системой. При этом человеческий индивид – это не простая сумма (наложение, суперпозиция) биологического, психического и социального, а их интегральное единство, совокупность, приводящая к возникновению качественной новой ступени, сущности – человеческой личности.

Определяющим условием становления человека является труд, воз­никновение которого ознаменовало собой превращение животного предка в человека. В процессе трудовой деятельности человек посто­янно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой.

В социальном отношении труд повлек за собой формирование новых, социальных качеств человека: языка, мышления, общения, убеждений, ценностных ориентации, мировоззрения и др. В психологическом отношении труд способствовал преобразованию инстинктов в двух аспектах: в плане их подавления, торможения (подчинения кон­тролю разума) и их преобразования в новое качественное состояние сугубо человеческой познавательной деятельности – интуицию.

Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является на свет уже со всем анатомо-физиологическим богатством, накопленным человечеством за прошедшие тысячелетия. Ребенок, не впитавший в себя культуру общества, оказывается самым непри­способленным к жизни из всех живых существ. Человек – постоян­но действующий приемник и передатчик социальной информации, понимаемой в самом широком смысле слова как способ деятельно­сти. Исходным пунктом понимания человеческой личности является трактовка человека как субъекта и продукта трудовой деятельности, на основе которой формируются и развиваются социальные отноше­ния. Такое понятие социальности, однако, не отрицает биологическо­го компонента в человеческой личности, также имеющего универсаль­ный характер.

Биологическое и социальное, существующие в человеке в нераз­дельном единстве, в абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий. Так, если идти в ана­лизе человека к биологическому полюсу, мы «спустимся» на уровень су­ществования его организменных (биофизических, физиологических) закономерностей, ориентированных на саморегуляцию вещественно-энергетических процессов как устойчивой динамической системы, стремящейся к сохранению своей целостности. В этом аспекте человек выступает как носитель биологической формы движения материи: он не просто организм, не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений. Если идти в анализе человека к его социальной сущности от морфологического и физиологического уров­ня и далее к его психофизиологической и духовной структуре, то мы переместимся в область социально-психологических проявлений че­ловека как личности, индивидуальности.

Организм и индивидуальность – две неразделимые стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным, индивидуальным уровнем обращен к социальному бытию, обществу, истории человечества, культуре.

Биологическая сторона человека детерминируется главным образом наследственным (генетическим) механизмом. Социальная же сторона человеческой личности обусловлена процессом вхождения человека в культурно-исторический контекст социума. Это не исключает возможности в познавательных целях смещать акценты на биологиче­скую или социально-психологическую сущность человека. В итоговом осмыслении феномена человека непременно должно быть совмеще­ние двух сущностей.

Индивид как «внутреннее раздвоение вида» понимается в каче­стве биологической сущности, однако индивидуальность его проявляется лишь при социализации, которая, видимо, шире, чем понимание его как личности, с ориентацией лишь на социальную сторону (у К. Маркса – «личность как совокупность общественных отношений»).

Сходство человека с животными и отличия от них. Сходство человека с животными определяется, во-первых, вещественным составом и строением. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кис­лот, что и животные, многие структуры и функции его тела такие же, как у животных. Чем выше на эволюционной ступени стоит животное, тем больше его сходство с человеком. Во-вторых, человеческий зародыш проходит в своем развитии те же стадии, которые прошла эволюция вида. И, в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя в современной жизни ему не нужны.

К главному отличию человека от животных относится разум. Изучение высших животных показало, что они не обладают способностью к понятийному мышлению, т.е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей.

Этология (наука о животных) получает все больше данных о том, что в поведении человека и животных много общего. Животные испытывают чувства: радости, горя, тоски, вины и т.д.; у них есть любопытство, внимание, память, воображение. У животных может иметь место очень развитая система общения с помощью сигналов. Но только у человека есть то, что И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой – общение с помощью слов, речь.

Способность к эффективному труду – еще одно фундаментальное отличие человека от животных. Только человек способен целенаправ­ленно изготавливать орудия труда. Животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее.

Человек – один из 3 млн. известных сейчас биологических видов на Земле. Его место в системе животного царства: класс – млекопитающие, отряд – приматы, семейство – гоминиды, род – человек, в ко­тором до нашего времени дожил только один вид – Человек разумный (Homo sapiens). Человечество представляет собой общемировую популяцию биологического вида, составную часть экосистемы Земли. Происхождение человека, становление его как вида называется антро­погенезом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.