КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Товарные запасы и их планирование
Сущность и значение товарных запасов. Процесс реализации товаров требует наличия на предприятиях торговли товарных запасов. Товарные запасы в предприятиях розничной торговли необходимы для обеспечения устойчивого ассортимента, бесперебойной продажи товаров, что является условием удовлетворения спроса населения, повышения качества обслуживания, повышения конкурентоспособности предприятия. Масса товарных запасов в торговом предприятии должна находиться в определенном соответствии с объемами оборота. Большие объемы товарных запасов привлекательны для покупателей, но у предприятий торговли в связи с этим могут возникнуть проблемы. Наличие необоснованно больших товарных запасов ведет к замедлению оборачиваемости вложенных в них средств, росту расходов по их содержанию, может привести к потере качества товаров при хранении, к устареванию товара, к трудностям сбыта, необходимости снижения цен, и, следовательно, — к потерям оборота, доходов и прибыли. Маленькие товарные запасы также могут привести к опасным для предприятия последствиям, так как сужают ассортимент товаров, ведут к перебоям в торговле отдельными наименованиями товаров в течение дня, и, следовательно, к уменьшению объема продаж, снижению доли рынка, потере доходов и прибыли. Товарные запасы в предприятиях розничной торговли относятся по назначению к текущим, постоянно обновляемым запасам. Для характеристики товарных запасов используют следующие показатели: 1. Объем запасов в натуральном выражении (тоннах, штуках, литрах и т. п.) по видам товаров на определенную дату/ 2. Сумма товарных запасов в денежном выражении в общем объеме и по группам товаров на определенную дату. Суммы товарных запасов в розничных торговых предприятиях отражаются в отчетности в розничных ценах. 3. Размер товарных запасов в днях оборота (рассчитывается путем деления суммы товарного запаса на определенную дату, обычно на начало квартала, на однодневный плановый объем оборота в этом квартале). Размер товарного запаса в днях характеризует обеспеченность предприятия товарами для продажи. Например, товарный запас на 1 апреля составляет 15 дней, это означает, что предприятие обеспечено товарами на 15 дней торговли, если не будет поступления товаров. С показателями товарных запасов связаны показатели оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы. Показателями оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы, выступают скорость и время обращения. Скорость обращения — количество оборотов оборотных средств, вложенных в товарные запасы, за определенный период (квартал, год). Время обращения — средняя продолжительность одного оборота в днях. В розничной торговле — это среднее время нахождения товара в предприятии с момента оплаты счета поставщика до момента продажи. Формирование товарных запасов в предприятиях розничной торговли происходит под влиянием множества факторов. Важнейшими из них являются: • объем и структура оборота розничной торговли; • соотношение спроса и предложения на товар; • организация закупок (источник поступления, способ доставки, средний размер поступающей партии, расходы на заказ одной партии, на доставку и др.); • физико-химические свойства товара; • уровень цен на товары, их динамика; • состояние материально-технической базы предприятия; обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами/ Следует иметь в виду, что товарные запасы, с одной стороны, элемент товарного предложения, с другой —часть оборотных средств предприятия в материальной форме. Следовательно, управление товарными запасами, их формирование имеет два аспекта — организационно-технический и финансово-экономический. Величина товарного запаса должна быть оптимальной для каждого предприятия, соответствовать объемам оборота, задаче обеспечения бесперебойной торговли всеми видами товаров и задаче эффективного использования оборотных средств. Планирование товарных запасов. Задачей планирования товарных запасов является определение такого их размера, который позволит обеспечить широкий ассортимент, бесперебойную продажу всех наименований товаров, выполнение планов оборота при минимальных затратах на формирование и хранение запаса. Планирование товарных запасов в розничной торговле включает: • анализ товарных запасов и оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы в предплановом периоде; • нормирование товарных запасов; • расчет необходимой суммы товарных запасов и запасов в днях на каждый квартал по каждой группе товаров, каждому магазину и по торговой организации в целом; • организацию контроля за состоянием товарных запасов, разработку мероприятий по поддержанию запасов на запланированном уровне. Анализ товарных запасов позволяет выявить уровень обеспеченности предприятия товарными запасами в целом и по каждой товарной группе, факторы, повлиявшие в предплановом периоде на состояние товарных запасов, оборачиваемость средств, вложенных в запасы товаров. На материалах анализа базируется опытно-статистический метод планирования. Этот метод имеет широкое распространение в хозяйственной практике. Он построен на использовании данных о фактическом состоянии товарных запасов и корректировке размеров товарных запасов в днях с учетом факторов, оказывающих на них наиболее существенное влияние. Большое значения для управления товарными запасами имеет их нормирование — установление норм товарных запасов в днях по каждой группе товаров для каждого магазина. Наиболее распространенным методом нормирования товарных запасов является технико-экономический. Этот метод предполагает расчет нормы товарного запаса по элементам: Н = Р + П/2 + С, (8) где Н — норма товарного запаса в днях; Р — рабочий запас; П/2 — запас текущего пополнения; С — страховой запас. Рабочий запас Р в розничной торговле включает запас в торговом зале, однодневный запас для работы продавца и запас товаров, проходящий подготовку к продаже. Рабочий запас — это минимальный запас. Запас текущего пополнения необходим для регулярной торговли в период между очередными поставками товаров. Этот запас зависит от периодичности завоза, комплектности поставок. В приведенной формуле элемент П — условный период полного обновления ассортимента товаров, который определяется следующим образом. Н П = Тх —, (7.9) н где Т — период между поставками товара в днях; Н — количество разновидностей товара, которое должно постоянно быть в продаже; н — количество разновидностей товаров, поступающих в одной партии/ Страховой запас С создается на случай нарушения графика завоза товаров и непредвиденных колебаний спроса по дням, его размер определяется с учетом данных анализа. Рассчитанные нормы товарных запасов по группам товаров можно использовать в течение года, если не предполагается существенных изменений во внутригрупповом ассортименте, в источниках, периодичности поступления, комплектности поставок. Нормирование товарных запасов в розничных торговых организациях, торгующих широким ассортиментом товаров, — трудоемкая операция. Поэтому на практике методом технико-экономических расчетов устанавливают нормы товарных запасов по группам товаров, занимающим высокую долю в обороте. По остальным группам товаров плановые размеры товарных запасов в днях определяют опытно-статистическим методом. Для определения плановой суммы товарных запасов нормы запасов в днях по каждой группе товаров умножают на плановые среднедневные объемы оборота в предстоящем квартале. В современных условиях необходимым элементом плановых расчетов является увязка намечаемой суммы товарных запасов на каждый квартал с наличием собственных оборотных средств для их формирования и возможностями привлечения заемных средств. Необходимым элементом управления товарными запасами является контроль за их состоянием. Такой контроль направлен на недопущение, во-первых, снижения размера товарных запасов ниже минимального уровня (рабочего запаса), во-вторых, превышения запланированного размера товарных запасов. В крупных организациях могут быть использованы следующие подходы к управлению товарными запасами. 1. Управление на основе деления всех товарных запасов на три группы (метод ABC). К группе А относят запасы, требующие повседневного контроля. Это примерно 5—10% наименований товаров, которые занимают в обороте до 50—60%, пользуются постоянным спросом и постоянно должны быть в наличии в широком ассортименте. Группа В включает 20—40% наименований товаров, на долю которых приходится 15—30% оборота. Запасы этих товаров необходимо контролировать примерно раз в неделю. Группа С включает все остальные товары — большое число наименований, доля которых в обороте невелика. Эти товарные запасы можно контролировать один раз в месяц. 2. Управление на основе метода "20/80". В этом случае все товары делят на две группы. Первая группа — это примерно 20% наименований товаров, которые занимают в обороте до 80%. Это основная группа, которой уделяется первостепенное внимание в процессе анализа, планирования, контроля. Остальные товары (до 80% наименований, занимающие в обороте около 20%) контролируются эпизодически, в зависимости от конкретной ситуации. Для поддержания товарных запасов на запланированном уровне в торговых организациях контролируется соблюдение графиков завоза товаров в каждый магазин, устойчивость ассортимента, соблюдение сроков хранения товаров, соответствие товаров спросу населения и др.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 10907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |