Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование поступления товаров и сырья в предприятия розничной торговли и питания

Экономическое обоснование объемов поступления товаров в розничную торговую сеть — заключительный этап планирования показателей оборота.

Поступление товаров в торговую организацию является условием выполнения планов оборота и формирования необходимых товарных запасов. Следовательно, целью планиро­вания поступления является обеспечение ритмичной поставки товаров в необходимом объеме и ассортименте. Основными этапами планирования поступления товаров являются:

• анализ поступления товаров в организацию в предплановом периоде;

• расчет необходимого объема поступления по группам товаров, по организации в целом;

• определение необходимых объемов закупок по источникам (поставщикам);

• разработка мероприятий по обеспечению ритмичного поступления товаров.

В процессе анализа поступления товаров изучаются:

• динамика поступления по общему объему и по группам товаров;

• обеспечение поступлением товаров запланированного объема оборота и прироста товарных запасов в отчетном периоде;

• источники поступления товаров, выполнение поставщиками договоров;

• ритмичность поступления товаров по месяцам, неделям.

План поступления товаров разрабатывают на каждый квартал по группам товаров в натуральных показателях и в денежном выражении. При этом используется балансовый ме­тод.

П = Р + Зкн + В, (10)

где П — необходимый объем поступления товаров в плано­вом периоде;

Р — план продажи товаров;

Зк — плановые товарные запасы на конец периода;

Зн — фактические товарные запасы на начало периода;

В — расчетная сумма прочего выбытия товаров.

В приведенной формуле объем необходимого поступления товаров определен в розничных ценах. Объемы закупок товаров должны быть рассчитаны в ценах приобретения (оптовых ценах). Для этого на основе данных анализа определяется среднее соотношение оптовых и розничных цен по группам товаров в виде коэффициента. Тогда необходимый объем закупок ОЗ можно определить по следующей формуле:

ОЗ = П х К, (11)

где К — доля оптовой цены в розничной цене товара.

Объем закупок каждой группы товаров или отдельных наименований товаров определяется по источникам поступления. При этом опираются на материалы анализа, информацию о заключенных договорах и договорах, находящихся в стадии заключения, принимают во внимание сложившиеся хозяйственные связи, прогнозы товарного предложения на региональных рынках. В потребительской кооперации, кроме того, учитывают объемы производства товаров на собствен­ных предприятиях, закупки сельскохозяйственных продуктов у населения. В планах обычно отражают следующие основные источники поступления товаров:

• закупки товаров непосредственно у производителей, в том числе у местных поставщиков;

• закупки товаров у торгово-посреднических организаций, оптовых баз;

• импорт;

• собственное производство товаров.

Для торговых организаций большое значение имеет выбор поставщиков. Экономически выгодными хозяйственные связи являются в тех случаях, когда расходы по приобрете­нию товаров минимальные и поступающие товары соответствуют спросу населения по ассортименту, качеству, ценам.

В предприятиях питания есть особенности в планирова­нии товарного обеспечения. Поступление покупных товаров и сырья, а также продуктов для собственного производства планируется раздельно.

Расчет потребности в сырье и продуктах для собственного производства производят в натуральных показателях на основе плана выпуска продукции и норм расхода сырья на изготовление единицы продукции по сборникам рецептур блюд, кондитерских и кулинарных изделий. Поскольку план выпуска блюд и другой продукции разрабатывается по укрупненным показателям, расчет потребности в сырье и продуктах проводят по средневзвешенным нормам, с учетом структуры выпуска блюд по наименованиям.

На практике на основе норм расхода рассчитывают потребность в основных видах сырья и продуктов (мясо, рыба, мука, крупы, картофель, овощи и др.) Потребность в других видах сырья и продуктов определяют по данным анализа их расхода в отчетном периоде с учетом роста объемов выпуска продукции, изменения структуры выпуска блюд и прочей собственной продукции, изменений технологии производства и других факторов.

План поступления сырья и продуктов рассчитывают на основе потребности в сырье и продуктах для производства и необходимых запасов. Для этого в крупных предприятиях питания составляют продуктовые балансы в натуральных показателях.

План закупок сырья и продуктов для собственного производства в предприятиях питания рассчитывается в оптовых ценах, так же как в предприятиях торговли.

Задачи

Задача 7.1

Сделайте прогноз оборота розничной торговли потребительского общества на предстоящий год.

В отчетном году оборот розничной торговли района составил 430 220 тыс. руб., в том числе оборот потребительского общества 140 500 тыс. руб.

По данным анализа, за последние три года при увеличении суммы денежных доходов населения в среднем за год на 22% оборот розничной торговли района увеличивался в сред­нем на 24%.

В предстоящем году прогнозируется увеличение денежных доходов населения района на 18%.

Доля потребительского общества в общем объеме оборота розничной торговли района не изменится.

Задача 7.2

Определите на планируемый год возможную сумму оборота розничной торговли потребительского общества на основе следующих данных.

Оборот розничной торговли в целом по району в текущем году составил 440 250 тыс. руб. Денежные доходы населения района — 550 312,5 тыс. руб.

В планируемом году предполагается прирост денежных доходов населения на 20%. Процентное отношение оборота розничной торговли к денежным доходам населения увели­чится на 2 пункта.

Оборот розничной торговли районного потребительского общества в текущем году составил 120 500 тыс. руб. В планируемом году в связи с расширением торговой сети потребительское общество прогнозирует повышение своей доли на рынке на 1,5%.

Задача 7.3

Рассчитайте объем оборота розничного торгового предприятия, необходимый для получения в планируемом году прибыли в сумме 350 тыс. руб.

Условно-постоянные расходы по расчету составят 400 тыс. руб. Уровень условно-переменных издержек обращения с уче­том данных анализа прогнозируется в размере 14% к обороту. Доходы на покрытие издержек обращения и образование прибыли в планируемом году составят 22% к обороту.

Задача 7.4

Рассчитайте на планируемый год возможный объем оборота розничной торговли потребительского общества.

В отчетном году оборот розничной торговли составил 125 450 тыс. руб. Вложенный в торговлю капитал (основные и оборотные средства) в отчетном году — 18 600 тыс. руб., в планируемом году — 19 158 тыс. руб.

В планируемом году намечается получить 60% прироста оборота за счет повышения эффективности использования капитала (за счет интенсивного фактора развития).

Задача 7.5

Определите на планируемый год оборот предприятия питания.

В отчетном году оборот предприятия питания составил 850 тыс. руб., в том числе оборот по продукции собственного производства — 590 тыс. руб. Доля обеденной продукции в обороте по продукции собственного производства 80%.

В планируемом году предполагается увеличение оборота по обеденной продукции за счет:

• увеличения контингента питающихся на 4%;

• увеличения продажи блюд на одного питающегося на 2%;

• роста средней цены одного блюда на 7%.

Оборот по прочей продукции собственного производства составит 30 тыс. руб.

Оборот по покупным товарам возрастет за счет увеличения численности питающихся на 4% и за счет роста цен на товары на 10%.

Задача 7.6

Определите оборот предприятия питания на планируемый год на основе следующих данных.

Производственная мощность кухни предприятия по вы­пуску первых блюд 350 блюд в сутки. Столовая работает 300 дней в году. Коэффициент использования годовой произ­водственной мощности 0,85. Средняя цена одного первого блюда по прогнозам составит 8 руб. Удельный вес первых блюд в годовом обороте по обеденной продукции 35%.

Оборот по прочей продукции собственного производства в планируемом году составит 24 000 руб.

В планируемом году удельный вес оборота по продукции собственного производства намечено довести до 68% во всем обороте предприятия питания.

Задача 7.7

Рассчитайте необходимый товарный запас для торгового предприятия в сумме и в днях на 1 квартал.

По расчету главного бухгалтера сумма собственных оборотных средств в товарных запасах должна составлять 570 тыс. руб. Доля собственных оборотных средств в оплате товаров — 60%. Удельный вес оптовой цены в розничной цене товаров — 72%.

План оборота розничной торговли на 1 квартал — 8370 тыс. руб.

Задача 7.8

Рассчитайте необходимый товарный запас для магазина по товарной группе "Сахар" в сумме и в днях.

Запас на время приемки и подготовки сахара к продаже — 0,5 дня. Запас в торговом зале — 1 день. Среднедневной обо­рот по продаже сахара 2000 руб. Сахар завозят в магазин через каждые 14 дней. Страховой запас предусмотрите в раз­мере 50% от запаса, обусловленного периодичностью завоза.

Задача 7.9

Определите сумму поступления товаров в торговое предприятие на планируемый год.

В отчетном году оборот розничной торговли составил 50000 тыс. руб. Товарные запасы на конец отчетного года — 2300 тыс. руб.

В планируемом году физический объем розничной прода­жи товаров возрастет на 5%. Прогнозируемый индекс розничных цен — 1,12. В годовом плановом обороте IV квартал будет занимать 30%. Товарные запасы на конец планируемого года по расчету должны составить 18 дней.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Товарные запасы и их планирование | Оборот оптовой торговли, его виды, состав
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 6907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.